Учебное пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп Рекомендовано

1.3. Практические задания

Задание 1. Знакомство с основными законодательными документами России и Башкортостана по вопросам физической культуры и здравоохранения.

Рассмотрение основных документов по следующим вопросам:

  1. Система государственных гарантий в области охраны здоровья населения.

  2. Социальное и медицинское страхование.

  3. Основы законодательства Российской Федерации о здравоохранении. Законодательство Российской Федерации в области охраны психического здоровья населения.

  4. Система здравоохранения в России и за рубежом.

  5. Система охраны физического и психического здоровья: психиатрическая служба и психиатрическая помощь, психотерапевтическая помощь.

  6. Анализ деятельности психиатрической, психотерапевтической и медико-психологической помощи в России, Башкортостане и городе Уфе.

Задание 2. Сравнить подходы к здоровому образу жизни в России и странах мира.

Вопросы:

  1. Хронологическая статистика и анализ подходов к здоровому образу жизни в России.

  2. Хронологическая статистика и анализ подходов к здоровому образу жизни в странах Европы.

  3. Хронологическая статистика и анализ подходов к здоровому образу жизни в странах Азии.

  4. Хронологическая статистика подходов к здоровому образу жизни в США и Канаде.

Задание 3. Проанализировать статьи сборника: Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы. Сб. статей. – М., 1989.

Задание 4.Провести творческую работу в контексте информационной деятельности: поиск и сбор материала, аналитико-синтетическая переработка; представление в форме вторичного документа – эссе.

Темы эссе:

  1. Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте российской культуры.

  2. Проблемы здоровья и здорового образа жизни в контексте башкирской культуры.

  3. Гармония души и тела – основа здоровья человека.

  4. Роль физической культуры и спорта в развитии общества.

  5. Физическая культура как учебная дисциплина профессионального высшего образования.

  6. Система профилактики здоровья населения в Башкортостане.

  7. Система профилактики здоровья населения в России.

  8. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как фактор здорового образа жизни.

  9. Лечебная физическая культура (ЛФК) в структуре психологии здоровья.

Задание 5. Создать рекламные проспекты о ведении здорового образа жизни.

Задание 6. Снять видеорепортажи по тематике: кафедры «Физическое воспитание», УГАЭС, министерства образования РБ, министерства физической культуры, спорта и туризма Башкортостан.

Задание 7. Принять участие в издании малотиражной студенческой газеты «Здоровье».

Задание 8. Принятьучастие в студенческих межвузовских, республиканских, всероссийских и международных научно-практической конференциях.

    1. . Контрольные вопросы

  1. История становления и современное состояние психологии здоровья общества.

  2. Внутренний облик личности и современное общество.

  3. Программа развития психологии здоровья в трудах В.М. Бехтерева.

  4. Роль физической культуры и спорта в развитии общества.

  5. Социально-биологические основы физической культуры здорового образа жизни.

  6. Свойства личности, как фактор, влияющий на здоровье.

  7. Внутренняя гармония и физическое здоровье.

  8. Адаптационные резервы организма.

  9. Здоровье и социальные организации.

  10. Показатели здоровья людей в организации.

  11. Организация режима «работа – отдых».

  12. Социальные изменения и здоровье общества.

  13. Здоровье гендерных групп.

  14. Система профилактики здоровья населения в Башкортостане.

  15. Система профилактики здоровья населения в России.

  16. Душевное здоровье и культура здорового образа жизни в трудах отечественных и зарубежных ученых.

  17. Динамическая концепция здоровья.

  18. Основные эталоны, представления и установки психологии здоровья.

  19. Комплексная программа развития личности «Цветок потенциалов» (В.А. Ананьев).

  20. Организация психофизической гармонизации труда.

Список литературы

  1. Ананьев В.А. Психология здоровья / В.А. Ананьев, Г.С. Никифоров. – СПб.: СПбГУ, 2000.

  2. Андреев Ю. Три кита здоровья / Ю. Андреев. – СПб.: Сфера, 1992.

  3. Башкортостан: Год профилактики наркомании, алкоголизма и табакокуре­ния. Хроника. События. Стратегия. – Уфа: Информреклама, 2006.

  4. Билич Г. Основы валеологии / Г. Билич, Л. Назарова. – СПб.: Водолей, 1998.

  5. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье / И.И. Брехман. – М., 1990.

  6. Васильева О.С. Психология здоровья человека (эталоны, представления, установки): Учебное пособие / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. – М., 2001.

  7. Виленский М.Я.Методологический анализ об­щего и особенного в понятиях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни» / М.Я. Виленский, С.О. Авчинникова// Теория и практика физической культуры, 2004. – № 11. – С. 2-7.

  8. Водопьянова Н.Е. Психология здоровья / Н.Е. Водопьянова, Н.В. Ходырева // Вестник ЛГУ. – 1991. – № 4. – С. 50-58.

  9. Волков В.Ю. Реабилитация здоровья студентов средствами физической культуры: Учебное пособие / В.Ю. Волков, Л.М. Волкова – СПб: Гос. техн. ун-т, 1998.

  10. Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье (Древние и новые каноны медицины) / В.И. Гарбузов. – СПб., 1995.

  11. Глобальные тенденции развития до 2015 года: диалог о будущем с непра­вительственными экспертами / Национальный разведывательный совет: пер. с анг. // Реформирование России: От мифов к реальности.– М.: ИСПИ РАН, 2001.

  12. Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ в 2001 году // Здравоохранение Россий­ской Федерации. – 2003. – № 1-6.

  13. Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ в 2002 году // Здравоохранение Россий­ской Федерации. – 2004. – № 2-5.

  14. Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ в 2003 году// Здравоохранение Россий­ской Федерации. – 2005. – № 3-4.

  15. Государственный доклад о состоянии здоровья населения РФ в 2004 году // Здравоохранение Россий­ской Федерации. – 2006. – № 3.

  16. Гурвич И.Н. Социологическое исследование общего и нервно-психичес-кого здоровья молодежи / И.Н. Гурвич //Социология молодежи. – Т. 3. – М., 1995.

  17. Гуревич И.Н. Социальная психология здоровья / И.Н. Гуревич. – СПб.: СПбГУ, 1999.

  18. Журавлёва И.В.Здоровье подростков: социологический анализ / И.В. Журавлёва. – М.: Изд-во ин-та социологии РАН, 2002.

  19. Здоровье – 21. Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ. – Копенгаген: ЕРБ ВОЗ, 1999.

  20. Здоровье молодежи необходимость перемен: Руководство ЮНИСЕФ по разработке программ в области охраны здоровья и развития молодых людей. – Женева, 1997.

  21. Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения: Труды всерос. науч. конф., СПб, 26-28 сентября 2006 г. – СПб: СПбПУ, 2006.

  22. Итоги Года профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения в Рес­публике Башкортостан. – Уфа: Информреклама, 2006.

  23. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация / П.И. Калью – М., 1988.

  24. Конвенция ООН о правах ребенка // Положение детей в мире, 1991 г. – Нью-Йорк: ЮНИСЕФ, 1991. – С. 77-96.

  25. Майерс Д. Социальная психология /Пер. с англ. – СПб.: Питер, 1996.

  26. Мягер В.К. Актуальные вопросы теории и практики психогигиены и психо-профилактики / В.К. Мягер // Современные формы и методы организации психогигиенической и психопрофилактической работы. – Л., 1985.

  27. Никифоров Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. – СПб.: Речь, 2002.

  28. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику / В.В. Николаева. – М., 1987.

  29. Овчаров В.П.Здоровье: аксиологический, медико-социальный и экологический анализ: Учеб. пособие / В.П. Овчаров. – Нижневартовск: НГПИ, 2002.

  30. Петленко В.П. Валеология человека / В.П. Петленко. – СПб., Т. 1-5, 1996.

  31. Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия зло­употреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2005. – № 38. – Ст. 3820.

ГЛАВА 2. ГАРМОНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1. Физический аспект здоровья

Здоровье и гармонии. Основной смысл слова «здоровье» связан с выражением всестороннего совершенства всех проявлений жизни человека. Понятие «здоровый образ жизни» является в настоящее время предметом дискуссии, отмечается относительность понятия «здоровья», подчеркивается роль вида, пола, возраста и индивидуальных отличий каждого человека в оценке состояния его здоровья. Установлено множество индивидуальных различий в строении, химическом составе, обмене веществ и энергии, функционировании органов и систем у здорового человека, поэтому заключение врача «здоров» в некоторой степени условно. Существует специальное выражение «практически здоров», которое подчеркивает, что на ближайшее время человек может быть здоров и трудоспособен, но что он не гарантирован от возможностей заболеваний при изменении условий, окружающих его в быту и на работе.

Из многочисленных определений понятия «здоровье» следует обратить внимание на те, в которых указывается на значение согласованности, гармонии в работе органов и систем здорового организма [Ананьев Б.Г., 1968; Бендас Т.В., 2006; Мягков И.Ф., Боков С.Н., Чаева С.И., 2002; Холмс Д., 2003]. Можно согласиться с определением здоровья как нe­коего оптимального состояния организма [Жук И.А., Карякина Е.В., 2003; Лищук В.А., Мосткова Е.В., 1994], имея в виду прежде всего приспособительное значение здорового состояния человека к непрерывно меняющимся условиям внешней среды. Следует указать также, что для человека как существа социального норма и здоровье – это существование, допускающее наиболее полно­ценное участие в различных видах общественной и трудовой дея­тельности.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ха­рактеризует здоровьекак состояние полного физичес­кого, психического и социального благополучия. Теоретически это очень верно: здоровый человек не жалу­ется на функции своих внутренних органов, и здоровое тело задает ему переживание собственного присутствия в жизни – он чувствует, что может устроить свою жизнь по собственному замыслу. Именно это и является од­ним из важнейших показателей психического и соци­ального благополучия человека, когда человек удовлет­ворен своей жизнью и отношениями с другими людьми.

Физическое здоровье, обеспечивающее силовые взаимоотно­шения с внешним миром, – способность человека использовать свое физическое тело, его органы и системы для самосохранения. Оно измеряется степенью физической подготовленности, физи­ческим развитием, физической формой, тренированностью, фи­зической активностью и тому подобными свойствами в их соот­ветствии способности организма выполнять свою функцию и, глав­ным образом, обеспечивать свое сохранение, развитие и т.д. Сюда же с некоторой натяжкой можно отнести вегетативное здоровье – способность использовать внутренние органы для самосохранения. Вегетативное здоровье оценивается показателями основного об­мена, сердечно-сосудистой системы, дыхания, выделения, иммун­ной системы.

Психическое здоровье определяет способность человека исполь­зовать отображение внешнего мира, контролировать свои эмо­ции и поведение, справляться со стрессами и использовать их для повышения здоровья. Психическое здоровье измеряется уров­нем адекватности и конструктивности отображений внешнего мира.

Социальное здоровье заключается в способности формировать и использовать для самосохранения субъективные представления других людей о внешнем мире и их роли в нем. Данная составляю­щая отражает социальные связи, ресурсы, способность к обще­нию и его качество. Она измеряется способностью выживания в социально-экономической и политической среде и может быть выражена тем, что личность получает от общества, на единицу того, что она дает обществу.

Иногда выделяют еще две составляющие здоровья: ролевую де­ятельность (способность к выполнению обычных ролей на работе и дома: супруга, родителя, сотрудника, шефа, подчиненного, друга и т.д.) и общее восприятие благополучия (оценка состояния и его перспектив, а также болевых ощущений).

Духовная составляющая здоровья, как правило, остается в тени при разработке научных основ, программ здоровья и отчетов о состоянии здоровья народа.

В некоторых работах последних лет уделяется внимание духов­ной составляющей здоровья. В них дается такое определение ду­ховного здоровья: состояние, в котором индивид чувствует каж­дый момент радость и интерес к жизни, гармонию с окружающим миром. Состояние, в котором индивид чувствует себя всегда моло­дым, счастливым, жизнерадостным. Бездуховного человека нельзя признать здоровым. Духовное здоровье зависит от максимального раскрытия духовного, нравственного потенциала человека, его сознательной устремленности к реализации высших, светлых свойств личности, приобщения к культурным ценностям.

Психическое (или душевное) здоровье может рассматриваться как часть духовного. Оно часть духовности, обязательной для общества с точки зрения обеспечения адекватного социального поведения, определяющей процессы созидания субъективного мира и его полезной реализации в жизни.

Под духовной составляющей здоровья следует понимать спо­собность использовать творчество и самосозидание. Чем больше свободы, чем большую часть себя и среды осознает человек и, наконец, чем обоснованнее выбор, тем выше уровень духовного здоровья и тем адекватнее поведение человека. Духовно здоровый человек лучше осознает свою ответственность, соблюдает грань между правами и обязанностями, свободой и творчеством. Поэто­му нет большей ценности, более адекватной меры индивидуаль­ного и общественного благополучия, чем духовное здоровье.

Принципиально новый подход в понимании понятия «здоро­вье» предлагают В.А. Лищук и Е.В. Мосткова, которые определя­ют здоровье не как влияние внешних условий и сопротивление им, а как проявление внутренней активности, в значительной степени, противостоящей внешним воздействиям. Здоровье – это воля к жизни, умение жить. С этой точки зрения можно определить здо­ровье как способность к самосохранению, саморазвитию и само­совершенствованию. Более детально: здоровье – это способность:

  • противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, повреждениям, старению и другим формам деградации;
  • приспосабливаться к среде и своим собственным возможностям;

  1. Работы студентов пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов всех специальностей дневного обучения Москва 2007

    Реферат
    Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки

    Учебно-методический комплекс
    А.К. Ковалевский Физическая культура: учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура» для химического факультета направление 020100 «Химия»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура» для химического факультета специальность

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «экономическая теория» для студентов специальности 080103 «Национальная экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для экономических специальностей
  6. Учебное пособие по дисциплине основы менеджмента махачкала 2006

    Учебное пособие
    Учебное пособие по дисциплине «Основы менеджмента» поможет студентам закрепить полученные теоретические знания по дисциплине, расширить представление о различных терминологических понятиях дисциплины в дополнение к пройденному лекционному материалу.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине Физическая культура Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Лекционные занятия проводятся для студентов Алтайского государственного университета в объеме 26 час. План лекций составлен в соответствие с государственным стандартом подготовки бакалавров, учебным планом и программой курса.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Автотранспортная психология» для студентов специальности 050901 «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта»

    Учебно-методический комплекс
    Цель преподавания дисциплины – дать представление о надежности водителей как операторов системы «водитель – автомобиль – дорога – среда» для повышения безопасности дорожного движения.
  9. О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов материалы докладов конференции (17-18 ноября 2011года) Казань 2011 г

    Доклад
    Материалы докладов всероссийской научно-практической конференции «О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов» (17-18 ноября 2011года) / Отв.

Другие похожие документы..