Учебное пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп Рекомендовано

Предмет и структура психологии здоровья

Современная медицина и психология – это системы медицинских и психологических наук, имеющих один и тот же объект изучения и практического приложения добываемых знаний – человека. Их взаимодействие порождает большой круг медико-психологических проблем. Две отрасли психологии – клиническая и меди­цинская – поставляют конкретные данные о том, как протекают разного рода заболевания человека, что яв­ляется их основой, каковы способы предотвращения этих заболеваний, для формирования новой отрасли психологии – психологии здоровья, которая и будет предметом нашего дальнейшего изучения.

По мнению Н.Е. Водопьяновой и Н.В. Ходыревой (1991), психология здоровья включает в себя:

  1. теорию и практику предупреждения различных психи­ческих и психосоматических заболеваний; мероприятия по коррекции индивидуального развития и адаптации к усло­виям (требованиям) социальной жизни;

  2. создание условий для реализации потенциальных возможностей человека, его удов­летворенности жизнью и оказания психологической помощи при завершении жизненного пути.

Иными словами, продол­жают авторы, психология здоровья представляет собой меж­дисциплинарную область психологических знаний о причи­нах заболеваний, факторах, благоприятных для здоровья, и условиях развития индивидуальности на протяжении всего жизненного пути человека.

В.А. Ананьев (1998) рассматривает психологию здоровья как науку о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. Психо­логия здоровья включает в себя практику поддержания здо­ровья человека от его зачатия до смерти. Ее объектом, по мысли автора, с известной долей условности является «здо­ровая», а не «больная» личность. Психология здоровья включает в себя теорию и практику предупреждения развития различных заболеваний (нервно-психических, соматических), однако этим не огра­ничивается. В сферу ее интересов входят:

  1. вопросы создания личностных условий индивидуального развития;

  2. обеспечения психологической адаптации личности в обществе, что пред­усматривает развитие личностных свойств, которые нужны индивидууму для установления гармоничных социальных свя­зей;

  3. самореализации и всестороннего совершенствования че­ловека, повышения качества его жизни и, в том числе, оказания психологической помощи при завершении жизнен­ного пути и ухода из жизни.

Проведя анализ главным образом зарубежных моногра­фических изданий последних двух десятилетий в области психологии здоровья, И.Н. Гурвич (1999) делает вывод об их поразительном тематическом разнообразии. Поэтому он считает, что в настоящее время очень непросто вычленить собственно предметную область психологии здоровья. Итем не менее автор полагает, что наиболее адекватным современному состоянию психологии здоровья представляется оп­ределение ее именно как предметной области, то есть через раскрытие перечня основных тем, составляющих предмет теоретических и эмпирических исследований.

Современная практическая психология вплотную при­близилась к пониманию необходимости (и внутренне готова) решать задачи психологического сопровождения человека на протяжении всего жизненного пути. Одной из таких перво­степенных задач является здоровье человека. Поэтому, следуя сказанному, Г.С. Никифоров (2002) определяет психологию здоровья как науку о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути. В связи с заявленной по­зицией и, не претендуя на исчерпывающую полноту охвата, попытается перечислить те основные задачи исследо­ваний, которые входят в сферу интересов психологии здо­ровья. К ним следует отнести:

  • определение базисных понятий психологии здоровья;

  • исследование и систематизацию критериев психичес­кого и социального здоровья;

  • методы диагностики, оценки и самооценки психичес­кого и социального здоровья;

  • факторы здорового образа жизни (формирование, со­хранение и укрепление здоровья);

  • психологические методы мотивирования к здоровому образу жизни;

  • изучение факторов, влияющих на отношение к здоро­вью;

  • психологические механизмы здорового поведения;

  • коррекция индивидуального развития;

  • профилактика психических и психосоматических забо­леваний;

  • исследование состояний «предболезни» личности и их профилактика;

  • разработка концепции здоровой личности;

  • психологические механизмы стрессоустойчивости;

  • социально-психологические факторы здоровья (семья, организация досуга и отдыха, социальная адаптация, общение и т.д.);

  • тендерные аспекты психического и социального здо­ровья;

  • разработка индивидуально ориентированных оздоро­вительных программ с учетом состояния здоровья, половых, возрастных и личностных особенностей че­ловека;

  • детская и школьная психология здоровья;

  • психологическое обеспечение профессионального здо­ровья;

  • психология долголетия, признаки психического старе­ния и их профилактика;

  • психологическая помощь при завершении жизненного пути.

Обобщив научный материал, который отражает современное состояние психологической науки, понимаем, что к числу перспективных теоретических направлений в медицинской психологии следует отнести изучение психологических особенностей здорового человека. Определение факторов, противостоящих возникновению расстройств психики, выявление личностных параметров, которые приводят к повышению устойчивости к неблагоприятным воздействиям окружающей среды может способствовать гораздо лучшему пониманию этиологии поломок организма. Представления о психическом здоровье человека в высшей степени обусловлены историческим и социокультурными аспектами. Современное его понимание сводится в основном к следующему: психическое здоровье – состояние душевного благо-получия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающее регуляцию поведения, адекватного условиям окружающей среды. В понятии «психического здоровья» отражены общественные и групповые нормы и ценности. Критерии психического здоровья:

  • адекватность субьективных образов объективной действительности;

  • адекватность уровней зрелости эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер возрасту;

  • способность к саморегуляции поведения;

  • разумное планирование жизненных целей и поддержание активности при их достижении.

Круг перечисленных основных теоретических проблем психологии здоровья, выступающих в качестве ее целей, дополняется прикладными задачами разработки принципов и методов психологического исследования в клинике. А также вопросами создания и изучения психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Взаимосвязь психологии здоровья с другими науками.

Связь медицины и психологии. Существенными представляются идеи, которые позволяют на­ходить общее в современной медицине и психологии. Это идеи, связанные с пониманием человека как части Природы – единой целостной системы. Они широко представлены в современной интегральной медицине, где жизнь человека анализируется как проявление свойств природы. Эти работы представляют интерес для решения конкретных вопросов индивидуальной жиз­ни человека, связанных с воздействием на разные ее жизни. Примером того, как переплетаются сведения из медицины и психологии, может быть тот факт, что на продолжительность жизни, на протекание процесса старения существенное влияние оказывают представ­ления человека о том, что есть старость и как она дол­жна протекать.

Сегодня необходимо осознать, что социальный про­гресс не только увеличил жизнь человека, он вызвал необходимость изменить само представление о хроноло­гии старости, о содержании этого возраста. Так, если литератор прошлого столетия мог написать, что в комна­ту вошел пожилой человек лет пятидесяти от роду, то сегодня даже неопытный, только начинающий писатель вряд ли позволит себе выразиться подобным образом. В действительности 50-60-летние люди не считают себя пожилыми и воспринимают жизнь как цепь ярких со­бытий, а не как отрезок времени для доживания.

Вопросы, связанные со здоровым образом жизни, являются тем переживанием, где пересекаются данные о строении сознания человека, о возможности воздей­ствия на себя через самосознание и данные о функцио­нировании организма человека, то есть пересекаются сведения из психологии и медицины.

Связь с гигиеной. Гигиена – основная профилактическая медицинская дисциплина, ориентированная на сохранение и улучшение здоровья населении. Основной задачей гигиены является изучение влияния окружающей среды на здоровье и трудоспособность населения, а также разработка соответствующих оздоровительных мероприятий. При этом под внешней средой понимается весь сложный комплекс природных, социальных, бытовых, производственных и других факторов.

Другой важной задачей гигиены является разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным влияниям окружающей среды. А также на улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов после тех или иных нагрузок. Этому способствует гигиенический образ жизни, рациональное питание, физические упражнения, закаливание, правильно организованный режим труда и отдыха, соблюдение правил личной гигиены.

Связь с экологией. В вопросах изучения влияния факторов внешней среды на здоровье человека психология здоровья тесно взаимодействует с экологической наукой, а точнее – экологией человека, изучающей общие зако-ны взаимодействия биосферы и антропосистемы человечества, его групп (популяций) и индивидуумов, влияние природной сферы на человека и группы людей.

Термин «экология» происходит от греческих «ойкос» (дом) и «логос» (наука). Таким образом, при дословном переводе экология занимается изучением «природного дома», живущих в нем организмах, в том числе и человека, и всех процессов, делающих этот «дом» пригодным для жизни.

Связь с антропологией. Антропология ориентирована на прове­дение кросскультурных исследований по вопросам здо­ровья и болезни. Медицинскую антропологию интересует, как люди, принадлежащие к различным культурам, реагируют на болезнь и какие методы они используют для ле­чения болезней; как у них устроена система здраво­охранения и др. Если бы психологи здоровья не рас­полагали ответами на эти вопросы, их представления оздоровье и болезни были бы существенным образом ограничены.

Связь с сексологией. Ориентирована на область научных исследований пола и сексуальности, включая их анатомический, физиологический, психологический, медицинский, социологический, антропологический, исторический, правовой, религиозный, литературный и художественный аспекты.

Связь с психологией телесности. Психология телесности – это целенаправленная работа со схемой тела, наблюдение теле­сных ощущений и осознавание различных частей тела в их взаимо­связи и тем самым исправление несоответствий психологического и физиологического уровней телесности, воображаемого телесного образа. Эта проекция телесного «Я-образа» открывает доступ к уп­равлению психикой путем воздействия на тело. Здоровая телесная практика увеличивает доверие к себе и стимулирует самопознание, утверждает единство. То, как человек воспринимает своё тело, влияет на восприятие жизни в целом.

Связь с социальной психологией. Изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. В структуру социальной психологии в настоящее время входят следующие три круга проблем: социально-психологические явления в макро- и микросреде, проявления личности человека (социальная психология личности).

Связь с возрастной психологией. Возрастная психология изучает онтогенез различных психологических процессов и психологических качеств личности. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология юности, психология взрослого человека и геронтопсихология.

Связь с медицинской психологией. Изучает психологические аспекты деятельности врача и поведения больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

Связь с педагогической психологией. Имеет предметом изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека.

Связь с дифференциальной психологией. Отрасль психологии, изучаю-щая индивидуальные различия психики индивидов и групп людей, а также природу, источники и последствия этих различий, т.е. наука о закономерностях психического варьирования.

Связь с психологией труда. Рассматривается организация программ обучения, направленных на повышение производительности труда и чувства сопричастности к делу предприятия у служащих и рабочих. Обучать разрешению производственных конфликтов.

Таким образом, уместно напомнить, как подходил к вопросу о здоровом образе жизни И.И. Брехман, которого принято считать одним из основоположников валеологии. Он особо отмечал важ­ность разработки эффективных методов обучения здоровью. Здесь, по его мнению, большие задачи ставятся перед меди­циной, педагогикой и «…главным образом перед психологией». И.И. Брехман пишет: «Есть основания думать, что в науке о здоровье, которая рождается на стыке ряда наук, психология здоровья должна занять центральное место» [1990, с. 78]. И заключает: «Мы подчеркиваем крайнюю необходимость осо­знания нового научного направления – психологии здоро­вья».

  1. Работы студентов пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов всех специальностей дневного обучения Москва 2007

    Реферат
    Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки

    Учебно-методический комплекс
    А.К. Ковалевский Физическая культура: учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура» для химического факультета направление 020100 «Химия»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура» для химического факультета специальность

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «экономическая теория» для студентов специальности 080103 «Национальная экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для экономических специальностей
  6. Учебное пособие по дисциплине основы менеджмента махачкала 2006

    Учебное пособие
    Учебное пособие по дисциплине «Основы менеджмента» поможет студентам закрепить полученные теоретические знания по дисциплине, расширить представление о различных терминологических понятиях дисциплины в дополнение к пройденному лекционному материалу.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине Физическая культура Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Лекционные занятия проводятся для студентов Алтайского государственного университета в объеме 26 час. План лекций составлен в соответствие с государственным стандартом подготовки бакалавров, учебным планом и программой курса.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Автотранспортная психология» для студентов специальности 050901 «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта»

    Учебно-методический комплекс
    Цель преподавания дисциплины – дать представление о надежности водителей как операторов системы «водитель – автомобиль – дорога – среда» для повышения безопасности дорожного движения.
  9. О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов материалы докладов конференции (17-18 ноября 2011года) Казань 2011 г

    Доклад
    Материалы докладов всероссийской научно-практической конференции «О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов» (17-18 ноября 2011года) / Отв.

Другие похожие документы..