Учебное пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп Рекомендовано

В нашей стране прогрессируют многие инфекционные эпидемии и эпидемия травматическая, страдает экология. В этих неблагоприятных ус­ловиях средства массовой информации пытаются ежеминутно и во мно­гих случаях, небезуспешно, прививать людям ложные ценности и пороки. Все это в своей совокупности приводит к разрушению физического и ду­ховного здоровья людей, в основном молодых, особенно, если они не зна­ют способов профилактики и противодействия. Ситуация, при которой сохраняется постоянная тенденция снижения численности населения по миллиону человек в год, а число абортов остается огромным, иначе как бе­зумием нации назвать невозможно. Невероятное количество инфекцион­ных заболеваний, травм и отравлений требует принятия уже экстренных мер со стороны государственных структур. Причем принимаемые меры должны носить системный характер; сегодня же мы видим только укреп­ление отдельных узлов системы здравоохранения. Адекватная поддержка здравоохранения стоит гораздо больших средств.

Гибель великого множества людей в автомобильных катастрофах призывает к конкретным действиям по купированию этого явления. Ока­зывается, есть технические решения, позволяющие усилить контроль за автотранспортом, фиксировать нарушения правил дорожного движения, своевременно и адекватно наказывать нарушителей. Эффективность по­добных мероприятий высока – в два раза уменьшается число аварий и, соот­ветственно, сокращается гибель людей. Но эти высокоэффективные техни­ческие устройства не внедряются повсеместно. Что мешает это сделать уже сегодня при наличии стабилизационного и других фондов?

На этих страницах приводятся лишь некоторые примеры той благо­родной роли государства, которую оно смогло бы сыграть, на самом деле точек приложения государственных деятелей невероятное множество. Са­мое главное, чтобы все действия носили системный характер во всех сфе­рах государственной жизни.

В настоящее время достигнуто увеличение расходов на здравоохра­нение относительно ВВП. Однако, по словам Президента РФ В.В. Путина средства, выделяемые на реализацию национальных проектов, составляют всего 5-7 % от объема государственного финансирования этих от­раслей.

К сожалению, у нас пока это увеличение недостаточно и достигло чуть более 3 % от ВВП. Нужно стремиться хотя бы к минимуму, обозна­ченному Всемирной организацией здравоохранения, т.е. не менее 5-6 % от ВВП. У наших соседей, например, в Белоруссии, доля здравоохранения составляет более 6 % от ВВП, а в США эта цифра составляет 12-13 %. Однако парал­лельно положительным тенденциям со стороны государства имеют место и тревожные факты. Например, расходы на текущие мероприятия в подпро­грамме «Анти-ВИЧ / СПИД» уменьшены в 2006 году по сравнению с 2005 годом с 122,7 млн рублей до 70,5 млн рублей. А что получилось в 2006 году с подпрограммой «Сахарный диабет»? Расходы уменьшились по срав­нению с прошлым годом почти вдвое – с 760 млн рублей до 393 млн руб­лей. Кроме того, по мнению ряда специалистов, использование выделен­ных средств во многих случаях происходит неэффективно.

В условиях сохраняющегося дефицита средств, выделяемых на здра­воохранение, устойчивой динамики роста заболеваемости и смертности по всем группам заболеваний отдельные граждане должны задуматься о соб­ственном выживании. Известный кардиохирург Л. Бокерия утверждает о том, что 80 % «кардиологических» смертей – преждевременные. В общей же статистике преждевременных смертей более 40 %, в 30 % смертельный исход заболевания имеет место в трудоспособном возрасте.

Приспособление к техническим и социальным переменам затрагивает практически все человечество. Они оказывают влияние на содержание конкретных пе­реживаний людей по поводу своего умения жить.

Для того чтобы суметь адаптироваться в этой ситу­ации, люди должны изучить адаптацию и изучить стресс, чтобы представление о них вошло во внутреннюю кар­тину здоровья как содержание переживания, регулиру­ющее отношения между разными показателями и па­раметрами здоровья человека. Для этого необходимо проводить работу по обучению здоровому образу жиз­ни, основные принципы которой вырабатываются и осу­ществляются в разных исследовательских проектах те­оретической и практической психологии и медицины.

Современному человеку следует обратить внимание на предупреждение Г. Селье о том, что надо готовиться к борьбе не только с загрязнением среды и демографическим взрывом, но и со скукой. Он считает, что недостаточная трудовая нагрузка угрожает скукой и становится опасной. Понадобятся громадные усилия, чтобы учить массы населения тем видам профессиональной деятельности, которые свя­заны с творчеством, с искусством, философией, худо­жественными промыслами, наукой, потому что нет предела только совершенствованию человеческой при­роды. Тогда у человека не будет побуждения оправ­дывать свою роль разрушителя, ниспровергателя су­ществующих правил жизни, он сумеет преодолеть самого главного своего врага – скуку, которая является ис­точником дистресса, разрушающего ум человека, де­лая его праздным, а тело – ленивым, таким образом, тоже разрушая его.

Чаще всего люди страдают не потому, что они чего-то не имеют, а оттого, что у них нет вкуса и желания что-то делать. Они находят тысячи оправдательных причин для бездеятельности, переживая, таким образом, дистресс безделья.

Перс­пектива развития психологии здоровья состоит в созда­нии мощного базиса для осуществления социального прогресса. Для этого потребуются усилия многих спе­циалистов, чтобы подготовить почву для переориента­ции интересов широкой публики. Философы, педагоги, психологи, экономисты, государственные деятели, сред­ства массовой информации должны донести уроки по пониманию стресса и адаптации, их роли и места в жизни человека до каждого человека. В любом обще­стве есть люди, которые своим творчеством могут спо­собствовать становлению здорового образа жизни, раз­витию внутренней картины здоровья (ВКЗ) у каждого человека. Это люди, которые в силу специфики своих занятий обладают воздействием на большое число людей, в первую очередь через средства массовой информации. Существует тесная связь между работой, стрессом и старением.

Старение – это итог всех стрессов, каким организм подвергался в течение жизни. Старение соответствует фазе истощения общего адаптационного синдрома, кото­рый в известном смысле представляет свернутую модель естественного старения. Главное отличие старения и общего адаптационного синдрома в том, что последний обладает более или менее обратимыми возможностями после отдыха. Но нужно помнить, что пока человек жив, он всегда испытывает некоторую степень стресса, и хотя стресс и старение связаны, они не тождественны. И младенец, и старик испытывают стресс, но новорожденный от стресса во время крика не стареет, а даже у спящего старого человека есть все признаки старости.

В результате «за­держанные» эмоции проявляются в виде телесных ощущений, на фоне ипохондрической настроенности воспринимаемых как прояв­ления возможной болезни. И если подобный стереотип поведения становится привычным, то постепенно вследствие накопления вы­званных эмоциями физиологических сдвигов формируется уже и реальная болезнь. По мнению В.Д. Тополянского и М.В. Струковской (1986), она становится «закономерным результатом последо­вательного культивирования так называемых задержанных эмоций» и может тем самым рассматриваться как «плата современного ци­вилизованного человека за умение властвовать собой». Как пишут А.Б. Холмогорова и Н.Г. Гаранян (1994), «ценность рационального мышления, характерная для западной культуры, приводит к недо­оценке роли эмоций в жизни и здоровье человека и даже к рассмот­рению этой роли как негативной, деструктивной и разрушитель­ной». Нередко приходится читать в прессе и слышать фразы: «от­бросим эмоции в сторону», «будем говорить без эмоций». Очевидно, что подобные социальные стереотипы игнорирования эмоциональ­ной стороны жизни, сдерживания чувств (а точнее, попытки скрыть их от окружающих) приводят к соматизации.

Таким образом, в укреплении и сохранении собственного здоровья оп­ределяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зави­сит от знания себя. Оно предусматривает:

  • знание самых необходимых сведений об устройстве организма и особенностях его функционирования;

  • знание необходимых сведений о своем организме, в том числе и о его наиболее слабых местах, в первую очередь подверженных заболеванию;

  • знание о том, какие лекарства вам противопоказаны, какие инфекционные заболевания были перенесены, какие прививки были сделаны, каковы верхнее (сис­толическое) и нижнее (диастолическое) кровяное дав­ление, группа крови, норма веса;

  • знание индивидуальных, наиболее опасных факторов риска;

  • знание своей наследственности и тех болезней, разви­тие которых наиболее вероятно по этой линии;

  • знание о своем телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи именно определенным типам те­лосложения.

В современных системах воспитания и обучения не от­водится подобающего места тому, чтобы с детства после­довательно учить человека умению оценивать состояние свое­го здоровья. Нас не учат умению «прислушиваться» к со­стоянию собственного организма, понимать посылаемые от органов чувств сигналы тревоги (например, через ощущение первых признаков боли, ухудшение самочувствия), посред­ством которых он призывает наш разум не только обратить на них внимание, но и своевременно предпринять необхо­димые действия по устранению вызвавших их причин. Говоря современным языком, мы пока еще очень плохо осуществляем мониторинг за состоянием своего здоровья.

Самооценка физического здоровья выявляет меру благопо­лучия в функционировании организма. Гармония, функцио­нальное равновесие в его жизнедеятельности отражаются в переживании нами хорошего самочувствия. Если правильное, нормальное течение жизненных процессов нарушено, то возни­кает общее ощущение физического нездоровья. Наиболее рас­пространенными симптомами-предвестниками, сигнализиру­ющими о возникших в организме проблемах, являются:

  • головная боль;

  • кожные высыпания;

  • расстройство пищеварения;

  • одышка;

  • диарея;

  • боли в груди;

  • сердцебиение;

  • бессонница;

  • раздражительность.

Существуют симптомы, которые относятся к группе сиг­налов повышенной тревожности. Их выявление требует обя­зательного посещения врача. Это, по мнению В. Коулмена, необходимо делать в следующих случаях:

1. При появлении болей неизвестного происхождения, которые возобновляются время от времени или не прекращаются на протяжении более пяти дней (при появлении же сильных болей обратиться к врачу сле­дует немедленно).

2. Кровотечение.

3. Если приходится обращаться к домашней аптечке слишком часто или более пяти дней подряд.

4. Если вы заметили какое-либо серьезное нарушение в организме (это может быть значительное похудание или, наоборот, прибавка в весе; частичная потеря чувствительности какого-либо участка тела; наруше­ние подвижности суставов; появление припухлости в области сустава и др.).

5. В случае изменения цвета, размеров или кровоточи­вости бородавок и родимых пятен.

6. При появлении тревожных симптомов после приема определенных лекарственных препаратов.

При этом хорошее знание себя, развитое умение ясно и правильно выразить характер ощущаемых болевых симптомов, жалоб, сопровождающих ухудшение самочувствия, су­щественно облегчает задачу врача в правильной постановке диагноза.

Большие позитивные возможности открываются в связи с разработкой доступных и несложных в эксплуатации бы­товых приборов, позволяющих осуществлять диагностику физического здоровья путем его самооценивания. Такие пор­тативные медицинские приборы значительно расширяют сам диапазон контролируемых и оцениваемых показателей жиз­недеятельности организма.

Самооценка психического и социального здоровья отно­сится, к сожалению, к тому перечню вопросов психологии здоровья, о сколько-нибудь значительной разработке, кото­рых судить пока преждевременно. Здесь скорее приходится говорить о том, к чему следовало бы стремиться в этом направлении, а не обсуждать какие-либо уже достигнутые и убедительные результаты, проверенные достаточным опытом практические рекомендации. Понятно, что человек должен уметь «расшифровывать» свое психическое состояние, вла­деть информацией о соответствующих признаках эмоцио­нального благополучия, знать особенности своего темпера­мента, наиболее сильные и слабые стороны своего характера, чтобы выстраивать здоровую линию поведения во взаимо­действии с социальным окружением. В целом он должен уметь адекватно оценивать состояние своей психической сфе­ры в реальном временном континууме.

  1. Работы студентов пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов всех специальностей дневного обучения Москва 2007

    Реферат
    Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки

    Учебно-методический комплекс
    А.К. Ковалевский Физическая культура: учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура» для химического факультета направление 020100 «Химия»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура» для химического факультета специальность

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «экономическая теория» для студентов специальности 080103 «Национальная экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для экономических специальностей
  6. Учебное пособие по дисциплине основы менеджмента махачкала 2006

    Учебное пособие
    Учебное пособие по дисциплине «Основы менеджмента» поможет студентам закрепить полученные теоретические знания по дисциплине, расширить представление о различных терминологических понятиях дисциплины в дополнение к пройденному лекционному материалу.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине Физическая культура Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Лекционные занятия проводятся для студентов Алтайского государственного университета в объеме 26 час. План лекций составлен в соответствие с государственным стандартом подготовки бакалавров, учебным планом и программой курса.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Автотранспортная психология» для студентов специальности 050901 «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта»

    Учебно-методический комплекс
    Цель преподавания дисциплины – дать представление о надежности водителей как операторов системы «водитель – автомобиль – дорога – среда» для повышения безопасности дорожного движения.
  9. О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов материалы докладов конференции (17-18 ноября 2011года) Казань 2011 г

    Доклад
    Материалы докладов всероссийской научно-практической конференции «О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов» (17-18 ноября 2011года) / Отв.

Другие похожие документы..