Учебное пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп Рекомендовано

Место психологии здоровья в системе научного знания

От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их результаты. Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний, и об общефило­софской направленности самой классификационной схемы. Сле­дует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология. В настоящее время наиболее общепри­нятой считается нелинейная классификация, предложенная ака­демиком Б.М. Кедровым. Она отражает многоплановость свя­зей между науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины ко­торого представляют науки естественные, социальные и фило­софские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с пред­метом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треуголь­ника.

Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном от­ношении достижения ряда других областей научного знания, является, по выражению Б.Ф. Ломова, интегратором всех (или, во всяком случае, большинства) научных дисциплин, объектом исследования которых является человек. Известный отечест­венный психолог Б.Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать дан­ные о человеке на уровне конкретно-научного знания.

В XX столетии психология вступила в период создания научных основ разработки ее важнейших проблем. В настоящее время психология имеет свой особый предмет изучения, свои специфические задачи, свои специальные методы исследования. Значение психологии при изучении дисциплины «Физическая культура» как одной из важнейших наук о человеке в настоящее время осознается повсеместно.

Само сочетание слов «психология здоровья» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук – психологии и медицины, психология здоровья сохраняет свой особый статус.

История становления и современное состояние проблемы. Несмотря на то, что исторически понимание необходимости глубокого изучения медико-психологических вопросов сложилось давно, специальная научная дисциплина – психология здоровья – как отдельная область психологической науки образовалась сравнительно недавно. И, как у других областей, у нее длинная предыстория и очень короткая история.

Прошедший XX век в целом был отмечен возрастающей ролью пси­хологии вобеспечении здоровья, в изменении взглядов на соотношение между психикой и телом.

В 30-е годы ряд исследователей обратил внимание на взаимосвязь между эмоциональной жизнью человека и его физиологическими процессами. Рассматривая эмоции и их нарушения как этиологический фактор, психоаналитики, вначале с ортодоксальных позиций [Alexander F., 1937, 1948; Benedek T., 1948; Ribble M., 1955 и др.], а затем с неофрейдистских [Mirski I. A., 1958; Kleisler L., 1981; Sperling M., 1979], в части случаев отражали этот факт в определении психосоматического заболевания, подчеркивая то, что психосоматическим можно считать такое заболевание, природа которого может быть понята только из установления несомненного влияния эмоционального фактора на физическое состояние [Halliday S.L., 1943]. Основоположники изучения психосоматических расстройств, создавшие для этого специальное направление – психосоматическая медицина, занимались в основном изучением психологии эмоциональной жизни на базе учения о психоанализе Зигмунда Фрейда.

В 1938 году начинает выходить журнал «Психосоматическая медицина». Через год исследо­вания в этой области привели к созданию общества, которое сегодня называется «Американское психосоматическое об­щество».

Только во второй половине прошлого века, глав­ным образом в рамках гуманистической и трансперсональной пси­хологии, усилиями крупнейших ученых (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Гроф и др.) были консолидированы для изучения основ полноценного функционирования психики, и началась си­стематизированная разработка психологических концепций здо­ровья. Затем в общем своде психологических дисциплин выдели­лась так называемая Health psychology (психология здоровья) – научно-практическое направление, призванное исследовать социо­культурные и социально-психологические проблемы здоровья и здравоохранения. В отечественной психологической науке подъем исследовательского интереса в этой области приходится на по­следнее десятилетие XX века.

Как самостоятельное научное направление психология здоровья начала формироваться за рубежом в 70-е годы XX века. Первые целе­направленные исследования в этой области стали проводить­ся в США в 50-е годы XX века. По данным профессора СПбГУ Г.С. Никифорова (2002), история становления психологии здо­ровья выглядит следующим образом.

В 60-е годы в недрах психосоматической медицины фор­мируются подходы и теории, предполагающие взаимосвязь с одной стороны психологических исоциальных факторов, а с другой – физиологических функций. Соответственно рассматривается влияние этой взаимосвязи на процесс развития и течения заболеваний. В индустриальном мире, по крайней мере, половина всех смертей связана с поведением – с употреблением сигарет, алкоголя, наркотиков и вредной пищи; с реакцией на стресс; с физической пассивностью и невыполнением врачебных предписаний. В итоге в начале 70-х годов появилась новая научная отрасль, направленная на изучение роли психологии в этиологии заболеваний. Попытки изучить и изменить влияние пове­дения на заболевание помогли создать новую междисцип­линарную область, называемую бихевиоральной медицинской психологией.

Вот некоторые из вопросов психологии здоровья и предполагаемые ответы.

Вопрос: прогнозируют ли характерные эмоции и способы ре­агирования на стрессогенные события восприимчи­вость к болезням сердца, инсульту, раку и другим болезням?

Ответ: болезни сердца связывают с нетерпеливыми, склон­ными к конкуренции и (немаловажный аспект) гневу личностями.При стрессе у реактивных, легко впадающих в гнев людей в кровь выбрасывается большее количество стрес­совых гормонов, которые, как полагают, ускоряют процесс образования бляшек на стенках коронарных артерий.

Длительный стресс подавляет иммунитет, делая нас более уязвимыми к инфекциям и злокачественным новообразованиям. Вопрос: как мы можем контролировать или ослаблять стресс?

Ответ: люди, работающие в отрасли психологии здоровья, изучают пользу от аэробики (эффективное противоядие от небольшой депрессии и тревож­ности), релаксационного тренинга (для контроля заболеваний, связанных с напряжением, таких как головная боль и высокое кровяное давление) и близких поддерживающих взаимоотношений (для уменьшения влияний стресса).

Вопрос: каким образом люди приходят к решению, что они больны, и что можно сделать, чтобы гарантировать, что они обратятся за медицинской помощью и будут следовать лечебным предписаниям?

Ответ: мы решаем, что заболели, когда симптомы подходят под одну из суще­ствующих «схем» болезни. Соответствует ли небольшая киста нашим мыслям о злокачественной опухоли? Заставляет ли боль в животе сразу думать об аппендиците? Действительно ли боль в области грудной клетки – это просто, как полагают многие люди, перенесшие сердечный приступ, мышечный спазм?

Пациенты с большей охотой следуют лечебным предписаниям, если у них теплые взаимоотношения с врачом; когда они участвуют в планиро­вании своего лечения и когда дилемма подается с более привлекательной стороны. Люди, скорее всего, выберут операцию, если им скажут, что «воз­можность выжить 40 %», а не «возможность умереть 60 %».

Вопрос: какие изменения стиля жизни могут предотвратить болезнь и содейство­вать здоровью и как можно сохранить такие изменения?

Ответ: психологи исследуют социальные влияния, мотивирующие молодежь взяться за сигарету. Уже разработаны эффективные превентивные мето­дики.

Новые исследования зависимости веса тела от внутренних и внешних факторов объясняют, почему тучные люди, как правило, с трудом теряют килограммы, а также показывают, как им лучше составить рацион и по­добрать физические упражнения.

Социальные психологи помогли ответить на все эти вопросы. Чтобы проил­люстрировать их работу, давайте более тщательно рассмотрим следующий во­прос: как стиль объяснения событий и чувство контроля влияют на нашу пред­расположенность к болезням?

Часто в печати встречаются материалы о людях, которые вдруг стали чув­ствовать себя хуже, когда потеряли надежду. Или о тех, кто неожиданно стал поправляться, когда надежда возродилась. Рассмотрим хрестоматийный пример [Visintainer & Seligman, 1983]. Поставив девятилетнему Джеффу диагноз «рак печени», доктора опасались худшего. Но Джефф оставался опти­мистом. Он решил, что, когда вырастет, станет ученым, чтобы исследовать рак и найти способ лечения. Как-то раз Джефф находился в приподнятом настрое­нии – специалист, который давно интересовался его случаем, путешествуя по стране, планировал заехать и в его город. Джефф может так много рассказать доктору и показать дневник, который он вел с тех пор, как заболел! В день приезда доктора на город опустился туман. Самолет, на котором летел врач, направился в другой город, из которого он вылетал к последнему месту назна­чения. Услышав эту новость, Джефф тихо заплакал. На следующее утро у него появился жар, и развилась пневмония. Джефф лежал безучастный. К вечеру он был в коме, а на следующий день умер.

Понимание связей между установками и болезнью требует большего, чем правдивые трагические рассказы. Если безнадежность совпадает с диагнозом «рак», нам остается только удивляться: рак порождает безнадежность или без­надежность мешает сопротивляться раку? Чтобы разгадать загадку, что первич­но, а что вторично, исследователи: 1) экспериментально привели человека в состояние безнадежности, подвергнув организм неконтролируемому стрессу; 2) соотнесли безнадежный стиль объяснений с будущими болезнями.

Поведенческая медицина сосредоточилась не только на лечении, но и на предупреждении болезней. Помимо меди­цины она опирается на такие науки, как психология, педа­гогика, социология. В ней используются методы поведенчес­кой терапии, модификации поведения (например, при лечении гипертонии, ожирения, наркомании). В рамках этого направ­ления была разработана и терапевтическая техника под на­званием «биологическая обратная связь», эффективность ко­торой подтвердилась при лечении гипертонии, головной боли и других заболеваний. В конце 70-х годов был учрежден «Журнал бихевиоральной медицины» и соответствующее об­щество. Примерно в это же время возникает еще одна область исследований, полностью принадлежащая психологии. Она получила название психология здоровья.

Отделение «Психология здоровья» было введено в Аме­риканской Психологической Ассоциации в 1978 году. С 1982 года начал выходить журнал «Психология здоровья». Содержание психологии здоровья было впервые изложено в 1980 году J. Matarazzo, который и возглавил это направление исследований.

Можно говорить о том, что исследования в области психологии здоровья человека выделились в самостоятельную междисциплинарную область науки. В нашей стране, несмотря на высокую актуальность этой проблемы, ее разработка находится на начальной стадии, имеются отдельные научные коллективы психологов и медиков, которые заниаются ее изучением.

Современное состояние проблемы. Современный этап развития общества России характеризуется вы­раженным ухудшением состояния здоровья населения. Здоровье и болезнь представляют собой два основных состоя­ния, которые могут многократно сменять друг друга на протяже­нии жизни человека.

Проблемы сохранения, укрепления здоровья, обеспечения здорового образа жизни в условиях нарастающей депопуляции населения России, полового диморфизма, неблагоприятной экологической ситуации и на фо­не переосмысления ценностных ориентаций в результате социально- экономических реформ приобретают новое качество, ибо непосредственно затрагивают национальную безопасность. Нестабильная ситуация в обще­стве, породила двойной кризис – экономический и духовный, перерас­тающий в социальный конфликт, что привело к потере веры в незыбле­мость традиций права с развитием антивитальных и суицидных тенденций. Поэтому состояние здоровья молодежи является одной из приоритетных задач национальных программ и особое значение придается системе выс­шей школы, т.к. студенческая молодежь испытывает дефицит знаний в сфере культуры здоровья. Именно с качеством здоровья неразрывно свя­зана успешность самореализации и самоактуализации в условиях рыноч­ной экономики, порождающей кризисный рынок труда [Демин А.Н., 2005].

К сожалению, внутренние установки на здоровый образ жизни у выпускников средних школ не сформированы [Федоров М.П. с соавт., 2005]. В цивилизованном обществе здоровье любого человека – это опре­деляющий, системообразующий фактор государственной экономической и социальной политики, приоритетное направление всех природоохранных и профилактических мероприятий. Ежегодные медосмотры показывают, что здоровых людей с каждым годом становится меньше. По некоторым данным, за последние восемь лет их число сократилось почти в четыре раза. В настоящее время 85 % выпускников школ имеют отклонения в состоянии здоровья, из которых 50 % являются функциональными, а 35-40 % хроническими и необратимы­ми [Кузнецов В.Н., 2000]. Здоровыми призна­ется только 14 % детского населения, среди современных призывников до 90 % признается негодными по состоянию здоровья.

На официальном сайте «Приоритетные национальные проекты» () среди основных целей проекта «Здоровье» обозначены такие цели, как «укрепление здоровья населения России, снижение уровня забо­леваемости, инвалидности, смертности, развитие профилактической на­правленности здравоохранения». Но, несмотря на это реальные меры по осуществлению проекта «Здоровья» касаются только лишь «развития первичной медико-санитарной помощи» и «обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью». То есть на практике громко заявленный проект по улучшению здоровья людей сводится к дополнительной подготовке врачей, повышению уровня оплаты врачей, закупке медицинского оборудования и санитарного авто­транспорта, проведению иммунизации населения и т.п. Возникает вопрос: можно только лишь этими мерами достичь повышения здоровья современного российского общества? Нет, так как эти меры будут бороться со следствиями, а не с причинами. А одной из основных доминирующих причин всеобщего ухудшения здоровья населения России является воздействие факторов геноцида, первые из которых заключаются в массовом употреблении алкоголя и курении. По данным анонимного опроса свыше 40 % школьников являются постоянными курильщиками, для 70 % респондентов обоего пола потребление алкоголя, курение, ран­нее начало половой жизни является приемлемой и допустимой нормой по­ведения. Подобная ситуация привела к тому, что примерно около 25 % пер­вокурсников высших учебных заведений хотя бы раз в жизни пробовали наркотики. Все это, несомненно, порождает риск развития аддиктивных расстройств, сопровождающихся снижением нормативности поведения, а темпы трансформации аддиктивного поведения в никотиновую и наркологическую патологию во многом зависят от общекультурных ценностей, в частности, психологии культуры здоровья населения.

  1. Работы студентов пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов всех специальностей дневного обучения Москва 2007

    Реферат
    Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.
  2. Учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки

    Учебно-методический комплекс
    А.К. Ковалевский Физическая культура: учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура» для химического факультета направление 020100 «Химия»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура» для химического факультета специальность

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «экономическая теория» для студентов специальности 080103 «Национальная экономика»

    Учебно-методический комплекс
    Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для экономических специальностей
  6. Учебное пособие по дисциплине основы менеджмента махачкала 2006

    Учебное пособие
    Учебное пособие по дисциплине «Основы менеджмента» поможет студентам закрепить полученные теоретические знания по дисциплине, расширить представление о различных терминологических понятиях дисциплины в дополнение к пройденному лекционному материалу.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине Физическая культура Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

    Учебно-методический комплекс
    Лекционные занятия проводятся для студентов Алтайского государственного университета в объеме 26 час. План лекций составлен в соответствие с государственным стандартом подготовки бакалавров, учебным планом и программой курса.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Автотранспортная психология» для студентов специальности 050901 «Организация перевозок, движения и эксплуатация транспорта»

    Учебно-методический комплекс
    Цель преподавания дисциплины – дать представление о надежности водителей как операторов системы «водитель – автомобиль – дорога – среда» для повышения безопасности дорожного движения.
  9. О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов материалы докладов конференции (17-18 ноября 2011года) Казань 2011 г

    Доклад
    Материалы докладов всероссийской научно-практической конференции «О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов» (17-18 ноября 2011года) / Отв.

Другие похожие документы..