Программа дисциплины «Педагогика» 050301. 65 «Русский язык и литература» со специализацией «Практическая журналистика»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

«Утверждаю»

проректор по учебной работе

_____________Шумакова А.В.

«___»_________________2011 г.

Программа дисциплины

«Педагогика»

050301.65 «Русский язык и литература»

со специализацией «Практическая журналистика»

«Разработано»

___________ ст. преподаватель

Петрова Н.С.

«Утверждено»

на заседании кафедры теории и истории педагогики

Протокол №____

от «____» _____________2011 г.

Зав.кафедрой _______Колпачев В.В.

«Согласовано»

_____________ д.юрид.н., к.филол.н., Атарщикова Е.Н.,

декан историко-филологического факультета

г. Ставрополь, 2011

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА»

Пояснительная записка

Программа по предмету «Педагогика» разработана на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 года.

Цель дисциплины: формирование профессиональной направленности личности будущего педагога, его педагогического мышления, умения и готовности развивать творческие способности учащихся, готовность к инновационной деятельности.

Задачи дисциплины:

  • изучить историю воспитания и обучения, опыт становления образовательных учреждений, современное состояние системы образования;

  • усвоить основные понятия и категории педагогической науки;

  • показать развитие содержания, форм, методов, технологий воспитания и обучения учащихся;

  • формировать у студентов умение критически конструктивно анализировать, оценивать идеи, концепции, практическую педагогическую деятельность;

  • овладеть основными профессиональными умениями и навыками педагогической деятельности;

  • познакомить студентов с содержанием и методикой процесса воспитания;

  • сформировать готовность к инновационной педагогической деятельности и к работе по развитию творческих способностей детей.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Уровень подготовки студента, изучившего дисциплину, характеризуется его способностью выполнять следующие виды деятельности:

знать:

- основные понятия, категории педагогической науки, сознательно использовать их в анализе и организации целостного педагогического процесса;

- теоретические основы, историю и перспективы развития системы образования;

- современные психолого-педагогические концепции обучения и воспитания;

- важнейшие факты теории и практики воспитания и обучения с древнейших времен до наших дней;

- основные системы образования и общественного воспитания, сложив­шиеся в истории педагогики;

- нормативно-правовую базу обеспечения образования;

- основные документы в области образования;

владеть:

- методологией рассмотрения и оценки педагогических явлений;

- системой знаний об истории становления и развития сферы образования, о сущно­сти,

- содержании и структуре образовательных процессов;

- способами повышения самостоятельности, активности учащихся на уроке;

- традиционными и новыми технологиями обучения и воспитания;

- технологиями развития креативности и специальных творческих способностей.

уметь:

- творчески использовать разнообразные формы, методы, приемы и средства воспитания и обучения;

- пользоваться основными методами педагогической диагностики уровня развития воспитанности, обученности;

- выявлять трудности, пробелы, устранять причи­ны недостатков;

- решать в теории и на практике традиционные и нестандартные педагогические зада­чи и ситуации;

- использовать знания о психолого-педагогических требованиях к учебно-воспита­тельным программам для эффективной реализации их образовательных, воспи­тательных и развивающих возможностей;

- осуществлять систематическую работу по самообразованию, пополнению своих пси­холого-педагогических знаний, совершенствованию профессионально значимых умений и навыков;

- применять знания закономерностей общения с детьми в учебно-воспитательной ра­боте, проявлять чуткость, тактичность, заинтересованность и сопереживание в об­щении с ребенком;

анализировать произведения классиков педагогики;

- оценивать вклад педагогов прошлого в развитие педагогической теории и практики; оценивать современные педагогические концепции с научных позиций.

Краткая характеристика разделов курса «Педагогика»

Раздел 1. Введение в педагогическую деятельность - профес­сионально ориентированный раздел в общепедагогической под­готовке специалиста сферы образования. Данный раздел предваряет изучение основных педагогических дисциплин, а также все виды педаго­гической практики. Изучение данной учебной дисциплины обу­словлено необходимостью формирования у будущего педагога представлений о сущности педагогической деятельности, об осо­бенностях педагогической профессии и перспективах ее разви­тия в условиях обновляющейся школы.

Раздел 2. Общие основы педагогики. Имеет теоретико-мето­дологический характер и является базовым для изучения других разделов педагогики. Свободное оперирование знаниями и уме­ниями, полученными студентами в рамках данного раздела, яв­ляется необходимым условием успешного освоения в последствии дисциплин педагогического цикла. Содержание раздела направ­лено на формирование у учителей представлений о педагогике как о научной дисциплине и включает знания методологическо­го характера о сущности образования как общественного явле­ния и как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, о взаимосвязи пе­дагогической теории и практики, о различных уровнях методо­логии педагогики.

Раздел 3. Теория обучения - важная составная часть комп­лекса педагогических дисциплин в системе непрерывного пе­дагогического образования. В ходе реформы образования в России на смену единой общеобразовательной школе пришли раз­нообразные типы образовательных учреждений, создаются него­сударственные учебные заведения. На основе базисного плана разрабатываются различные альтернативные и авторские про­граммы. Существенно меняются содержание образования и об­разовательные технологии, возникает потребность в учителе, спо­собном эффективно осуществлять обучение в различных типах учебных учреждений. В этой связи немаловажная роль отводит­ся и разделу «Теория обучения».

Основополагающее значение имеет понимание обучения как общественной функции по передаче новому поколению той ча­сти социального опыта, которая отвечает запросам и интересам личности, а также как процесса передачи этого опыта, обеспечи­вающего становление и развитие личности, се успешное включе­ние в жизнь социума.

Еще одна функция раздела видится в его возможности уста­новления тесной взаимосвязи с предметными методиками.

В основу построения и отбора содержания раздела «Теория обучения» положены ведущие идеи отечественной педагогической мысли: идеи целостности педагогического процесса; личностно ориентированный подход к организации педагогического про­цесса; полисубъектность образовательной деятельности, когда учителя и учащиеся выступают как субъекты педагогического процесса.

Раскрытие содержания раздела и его изучение предполагают два уровня. Первый уровень - теоретический - позволяет осмыс­лить мировое педагогическое наследие, осознать закономерно­сти, принципы построения и функционирования дидактического процесса. Второй уровень - практический - связан с овладени­ем умениями и навыками анализа педагогических явлений и фак­тов, элементами собственной педагогической деятельности.

Раздел 4. Теория и методика воспитания - следующая состав­ная часть единого курса «Педагогика».

Воспитание рассматривается не только в качестве одной из сторон педагогического процесса, но и как философия современного образования. Среди особенностей социально-педагогиче­ской ситуации, существенно влияющих на изменение воспитатель­ной деятельности, выделяются стремительное изменение условий жизни; непредсказуемость этих изменений и повышенный праг­матизм в ожиданиях учащихся и их родителей от педагога.

В связи с этими особенностями выделяются следующие характеристики современного воспитания:

  • технологичность - выверенная логика, построенная не ни житейских представлениях, а на закономерностях человеческого восприятия и психического развития;

  • эмоциональность - опора в воспитании на эмоционально-образное восприятие действительности и на формирование эмо­ционального опыта в отличие от рационально-логического в обу­чении;

  • диалогичность - формирование собственного опыта ребен­ка, а не передача его (как в обучении);

  • ситуативность - основным средством педагогической дея­тельности становится воспитывающая ситуация;

  • перспективность - направленность воспитания на станов­ление саморазвивающегося мира ребенка и возрастание незави­симости этого мира от воспитательной ситуации.

Сущность гуманистического воспитания видится в ориента­ции на личность, в создании необходимых условий для ее разви­тия и полноценной самореализации. Современное воспитание - не привитие определенной модели поведения, а организация педагогических условий для формирования и осознания ребенком собственного личностного опыта, приобретаемого на основе меж­личностных отношений и обусловленных ими ситуаций, проявляющегося в форме переживаний, смыслотворчества, саморазви­тия. Воспитание должно быть направлено на становление гражданской позиции активного члена демократического общества, где действенными регуляторами поведения являются мораль и право.

В рамках четвертого раздела рассматриваютсявопросы педагогики межнационального общения., которые рас­считаны на подготовку будущего учителя к профессиональной де­ятельности в условиях, когда среди воспитуемых есть представители разных народов, национальностей, вероисповедания. Изу­чив основы педагогики межнационального общения, студент должен овладеть умением организовывать образовательный процесс в различных условиях, приобрести убеждение в необходимости воспитывать у школьников любовь к Родине, научиться терпимому отношению к мнениям и поведе­нию людей других национальностей, соблюдению законов нравственности, уважению к культуре, обычаям, обрядам, религии других народов.

Раздел 5. История образования и педагогической мысли. Раз­делу принадлежит очень важное место в системе подготовки бу­дущего учителя, он направлен на формирование у студентов пред­ставлений о социальной природе образования и его конкретно-историческом характере. Раздел «История образования и педагогической мысли» в си­стеме подготовки специалиста позволяет раскрыть исторические, культурные и социальные основания образования; познакомить с методологией истории при анализе сущности образования, вы­явить связи между историей образования и историей цивилиза­ции; между «общей» историей идей, педагогической практикой, методами и формами и «локальной» историей образования

Раздел 6. Социальная педагогика отрасль педагогики, ис­следующая воспитание всех социальных категорий и возрастных групп, осуществляемое как в воспитательных организациях, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией (предприятия, воинские части, общественные органи­зации и др.) Социальная педагогика как отрасль знания изучает соци­альное воспитание человека на протяжении всей его жизни; это наука о воспитательном влиянии социальной среды (В. Д. Семенов): о механизмах помощи молодежи в плане быстрой адапта­ции к социальной системе, противостояния негативным откло­нениям от норм поведения (Е. Молленхауер); научная дисципли­на, раскрывающая социальную функцию общей педагогики

Раздел 7. Педагогические технологии. Введение этого раздела в процесс вузовской подготовки учителей в качестве отдельного раздела отражает современный уровень развития педагогической науки и практики. Технологии, технологичность как ценности культуры, ее «know how», активно осваиваются педагогикой. Эти понятия пока не имеют общепризнанной трактовки, далеки от академической стабильности и согласованности. Приобщение студентов к поисковой научно-практической деятельности явля­ется важным условием становления их творческой профессиональ­ной позиции

Педагогические технологии относятся к нормативной сфере педагогики. Имея тесную взаимосвязь с теоретическими знания­ми о процессах воспитания и обучения, они являются их инструментальным аспектом, дают возможность обеспечения системно­го представления о средствах проектирования и реализации пе­дагогического процесса, отвечают на вопрос о том, как осущест­влять ту или иную деятельность, как достигать желаемой цели, запланированных результатов.

Раздел 8. Управление образовательными системами. Назна­чение этого раздела -сформировать у студентов системное видение школы в педагогическом процессе, уяснить специфику шко­лы как социально-педагогической системы; осознать, что инст­рументом инновационного развития школы является системно-целостный подход к проектированию и реализации образователь­но-воспитательного процесса. Основные идеи при отборе содер­жания раздела: системно-целостный подход - это методологическая ориентация в научном познании объективной действительности и практике управления сложными системами, имеющими целостный характер; в современной образовательной ситуации эффективному менеджеру следует опираться в управлении школой на модель личностно ориентированной управленческой деятельности.

Раздел «Управление образовательными системами» содержа­тельно связан с такими дисциплинами, как общий курс педагоги­ки, философия, логика, психология, менеджмент в социальной сфере и др. Его роль в подготовке специалиста вуза педагогиче­ского профиля состоит в систематизации представлений о школе как о «саморазвивающемся организме», управляемой системе. В ходе обучения студент узнает, что существует так называемый человекоцентристский подход в управленческой деятельности, насколько эффективно, значимо его использование в практике менеджера любого уровня (директора образовательного учреж­дения и его заместителей, руководителей предметных кафедр и методических объединений, учителей и воспитателей)

С учетом возможностей, отпущенного для изучения раздела времени с позиций личностного подхода показаны основные функции управления, особенности человекоцентристского под­хода в управлении (внутришкольный менеджмент), освещены вопросы психологии управленческой деятельности, портрет со­временного руководителя

Раздел 9 «Психолого-педагогический практикум» является ча­стью базового курса педагогики, продолжением системы семинарских занятий по теории и методике воспитания. Практикум - важное звено в профессиональном становлении специалиста, т.

к. это связующий элемент изучаемой теории и практической деятельности будущего педагога. Он обслуживает прикладную сторону профессионального обучения, способствует оснащению студента педвуза системой обязательных профессиональных уме­ний, позволяющих будущему педагогу достичь успеха в профес­сиональной деятельности

Целью психолого-педагогического практикума, согласно «стандартам», является всемерное «развитие интеллектуально-творческого, диагностического, коммуникативного и мотивационно-профессионального потенциала личности» студента педву­за, а также формирование умений, необходимых для успешного конструирования различных форм собственной психолого-педа­гогической деятельности и решения психолого-педагогических задач и ситуаций.

Целью раздела 10. Нормативно-правовое обеспечение образования является изучение образовательного права как фундаментальной составляющей образования, законодательной и нормативной базы функционирования системы образования Российской Федерации, организационных основ и структуры управления образованием, механизмов и процедур управления качеством образования, а также формирование у будущих педагогов знаний и умений для работы в образовательном правовом пространстве. Задачи раздела - раскрыть роль и сформулировать задачи образования в современном обществе, проанализировать условия развития российской системы образования, ее структурные элементы и механизмы их взаимодействия; рассмотреть основные законодательные акты по вопросам образования, принципы формирования нормативно-правового обеспечения образования в Российской Федерации, структуру и виды нормативных правовых актов, особенности их использования в образовательной практике; рассмотреть систему государственного контроля качества образования в Российской Федерации, полноту нормативно-правового обеспечения, противоречия в законодательстве Российской Федерации в области образования и предпосылки для разработки Кодекса Российской Федерации об образовании; проанализировать возможность участия государственных, государственно- общественных и общественных структур управления, функционирующих в системе образования Российской Федерации, в решении вопросов образовательной деятельности в соответствии с их компетенциями, предусмотренными федеральным законодательством в этой области; проанализировать законодательные акты Российской Федерации и документы международного права по вопросам образования в части охраны прав и защиты интересов детей.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Психология для специальности 050301. 65 Русский язык и литература со специализацией " Практическая журналистика" «Разработано»

    Учебно-методический комплекс
    Целью предлагаемого пособия по психологии, представляющего собой учебно-методический комплекс (УМК), для студентов педагогических специальностей является обеспечение обучающих и обучающихся комплексом программного, нормативного, методического,
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» Специальность 050301. 65 Русский язык и литература со специализацией со специализацией "Практическая журналистика"

    Учебно-методический комплекс
    Основные понятия и определения предметной области – информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.
  3. Решением Ученого совета ггпи

    Решение
    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко (далее ГГПИ), на основании лицензии на ведение образовательной деятельности (А 161921 рег.
  4. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое обеспечение дисциплины: перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю (средства, методы обучения, способы учебной деятельности и т.
  5. Кафедра русской и зарубежной литературы учебно-методический комплекс по дисциплине «История русской литературы» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями образовательной программы, имеющие междисциплинарный характер и связанные с задачами Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов .
  6. Отче т (2)

    Реферат
    16 октября 1930 г. в Благовещенске был образован аграрно-педагогический институт. Это событие было связано с быстро растущей потребностью в учительских кадрах на Дальнем Востоке.
  7. Отче т (3)

    Реферат
    За 80 лет своей деятельности коллектив вуза подготовил свыше 44 тысяч специалистов с высшим профессиональным образованием, большинство из которых нашли применение своих сил в сферах образования, науки, культуры и управления.
  8. Отчет проректора по инновационному развитию и международной деятельности, доктора педагогических наук, профессора

    Содержательный отчет
    На основе федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура), утвержденные приказом Минобрнауки России от 16.
  9. Программы высшего профессионального образования (2)

    Реферат
    Программы дополнительного профессионального образования (программы, завершающиеся присвоением дополнительной квалификации, программы повышения квалификации,

Другие похожие документы..