Культурология: предмет и структура

О.Н. Астафьева, К.Э. Разлогов

КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА1

В настоящее время культурология определяется как:

а) интегративное научное направление, формирующееся с конца ХIХ – начала ХХ в. по мере накопления в различных науках о культуре и человеке теоретических представлений о динамике культурной реальности во времени/пространстве и обобщения эмпирических исследований и наблюдений за развитием культуры и ее проявлениями во всей полноте функционального, ценностно-смыслового и символического содержания;

б) научная и учебная дисциплина, введенная в систему социально-гуманитарного знания в России в начале 90-х гг. ХХ в., интегративная сущность которой позволяет исследовать явления и процессы в культурах в их динамике, с разных ракурсов и сторон, в сложных взаимосвязях природного и социального контекста.

Происхождение термина «культурология» и становление научной дисциплины

Вокруг термина «культурология» (от лат. сultura и греч. λογος – слово, наука), употребляющегося в трудах зарубежных этнографов, антропологов, социологов, представителей естественнонаучного знания для обозначения науки о культуре (у В. Освальда в работах «Система наук» - 1915 и «Принципы теории образования»; у Р. Бейна в сборнике «Направление американской социологии» – 1929; у Л. Уайта в статье «Проблема терминологии родства» - 1939 и работе «Наука о культуре» - 1949 и др.), в России развернулась дискуссия, связанная с его переосмыслением и расширительным толкованием в отечественной научной практике. Результатом обсуждения стало признание права культурологии на собственное место в системе социально-гуманитарного знания, провозглашение ее широким научным направлением, объединяющим исторические, философские, социологические, антропологические, филологические, искусствоведческие представления о культуре в единый междисциплинарный комплекс.

Опираясь на разработки отечественных исследователей культуры 60–70-гг. ХХ в. и, благодаря включению в научный контекст зарубежной литературы, в настоящее время культурология развивается в двух основных руслах, представленных учеными разных поколений:

а) как полидисциплинарные исследования:

- преодолевающие рамки исторического, литературоведческого и филологического подхода (С.С. Аверинцев, А.Я. Гуревич, Вяч.В. Иванов, А.Я. Флиер, Д.С. Лихачев, Г.И. Зверева, И.В. Кондаков, В.Л. Рабинович, Г.С. Кнабе, Д.Л. Спивак, М.Н. Эпштейн, Э.А. Шулепова),

- расширяющие философские представления о культуре (В.С. Библер, М.Б. Туровский, М.С. Каган, В.Ж. Келле, В.М. Межуев, А.И. Арнольдов, Н.С. Злобин, П.С. Гуревич, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, Т.Ф. Кузнецова, О.К. Румянцев, А.И. Пигалев, Л.П. Воронкова, А.В. Костина и др.),

- посвященные методологии искусствознания и эстетики (И.Н. Лисаковский, К.Э. Разлогов, Н.А. Хренов, Л.М. Мосолова, А.А. Оганов, Ю.А. Лукин),

- связанные с проблемами социологии и антропологии (Э.А. Маркарян, Л.Н. Коган, Э.А. Орлова, А.И. Шендрик, Э.В. Соколов, В.С. Жидков, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Л.Г. Ионин, Ю.М. Резник, Б.С. Ерасов, М.К. Петров, Г.А. Аванесова, В.Л. Глазычев),

- смежные с проблемами психологии (А.П. Назаретян, А.А. Белик)2.

При этом предлагаемое сообществу индивидуальное видение перспектив в культурологии в дальнейшем для многих из них послужит толчком к новым решениям и все большему тяготению к другому типу культурологии – интегративной теории культуры;

б) как постнеклассический тип научного знания, с общей ориентацией на интеграцию гуманитарных и социально-научных дисциплин на основе комплексного решения проблем социокультурной реальности, предполагающий преодоление дисциплинарных границ, но при этом удерживающий каркас предметно-проблемного ядра. Специфическими чертами культурологии являются интегративность и междисциплинарность. Открытость разных наук о культуре к интеграции и освоению новых методов при опоре на традиции и активном восприятии предшествующих знаний о культуре позволили выделить широкий круг проблем, исследование которых стало невозможным в рамках отдельных дисциплин.

История становления отечественной культурологии связана с интенсивным развитием социально-гуманитарного знания во второй половине ХХ в., но свое институциональное закрепление в системе научного знания она получила только в последнее десятилетие ХХ в. Претерпев неоднократные изменения научного статуса, культурология, как самостоятельная дисциплина, была закреплена и в учебных планах образовательных учреждений России.

К настоящему времени в нормативных документах (номенклатура научных специальностей ВАК Российской Федерации) обозначены структурные составляющие этого научного направления – две научные специальности. 24.00.01 – теория и история культуры (подготовка ведется по следующим отраслям науки: философские науки, культурология, социологические науки, исторические науки, искусствоведение) и 24.00.03 – музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов (подготовка ведется по следующим отраслям науки: технические науки, культурология, исторические науки, искусствоведение). Избранный ракурс отвечает научным задачам и методологическому инструментарию для их решения, к которым обращается исследователь с целью познания явлений культуры, закономерностей и специфики культурного процесса, системных взаимодействий разных областей культуры и т.д.

В научных специальностях отражена теоретическая направленность на внутреннюю дифференциацию культурологии, что продолжает традиции этого направления знания, на которые она опирается. Дело в том, что в качестве истоков культурологического знания называются философия культуры, культурная и социальная антропология, этнология, лингвистика, история культуры, психология культуры, теология культуры и др., включающие в сферу своих интересов представления о культуре.

На понимание и оценку различных культур, культурных явлений или событий влияет множество факторов, прежде всего, избранная ученым определенная концептуализация исходных категорий анализа, тип и методы познания, закрепленные в той или иной исходной научной дисциплине, с позиций которой осуществляется исследование. И именно в силу этой конкретности любое исследование культуры всегда частично нуждается в многомерном видении объекта, философско-культурологическом осмыслении его субъектом как целостного.

Повторим, сложность познания такого объекта, как культура, проведение опережающей социокультурной диагностики происходящих в ней процессов, предопределяет выход за границы монодисциплинарного подхода, использование понятийного аппарата и методологического инструментария междисциплинарных исследовательских программ, а значит – нацеленность исследователя на коммуникативную стратегию, на интеграцию научного знания.

Коммуникативная стратегия, распространяющаяся в современном социальном и гуманитарном знании, направлена на поиск эффективных методологических решений и способствует разработке интегративных подходов, формированию пространства междисциплинарного взаимодействия. Сколь несомненны позитивные эффекты этого процесса, столь же очевидно и обострение противоречий, связанных с проблемами «пересечения дисциплинарных полей», «переноса и заимствований», «нарушения границ и трансграничности», «формирования метаязыка» и т.д. Соответственно, центральными остаются проблемы упорядочивания понятийно-категориального аппарата культурологии и определение ее предмета. В силу многообразия составляющих культурологический комплекс наук признается сложность ядра культурологии как интегративной дисциплины, а само понятие «культурология» используется в широком и узком смыслах.

Культурология как интегративная наука о культуре

Круг культурологических проблем и подходы к их изучению, акценты и аспекты исследований во многом зависят от того, как раскрывается базовое понятие культуры. Познание целостности культуры – одна из центральных задач культурологии, решение которой связано с преодолением фундаментальных методологических и онтологических проблем. Признание бытия культуры как постоянно обновляющейся, креативной, созидательной сущности делает познание культуры в рамках позитивистских методологий, основанных на принципах классической рациональности, недостаточными, не раскрывающими ее сущности во всей полноте. Теоретические основания концептуализации, понятия «культура», по сути – определяют реальность, отражающую специфику человеческого бытия. «Разные определения культуры – формулировки разных представлений об этой реальности»3.

Культурология, базирующаяся на соотношении теоретического и эмпирического пластов, складывающихся в развернутую систему знаний о культуре, исследует культуру как целостную сверхсложную систему взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга явлений и процессов в их динамике, в том числе исторически сложившийся социальный опыт людей по селекции, аккумуляции и применению разных форм деятельности и взаимодействия, ценностно-нормативную систему, регулирующую и определяющую социальную практику.

Вытекающая из этого определения культуры неизбежная описательность связана с решением комплексных задач – определением общего и особенного в исторических судьбах различных культур, осмыслением процессов взаимодействия цивилизаций, исследованием мира человека, его повседневной жизни, выявлением возможностей самоопределения и самореализации человека в изменяющихся социальных и природных условиях. Это и составляет основу «культурологического ракурса», который очевиден в исследованиях самого разного плана.

К примеру, культуролог, обращаясь к анализу артефактов художественной культуры и процессов, в ней происходящих, отказывается от излишней детализации структуры произведений искусства, рассматривая феномен в социокультурном контексте, направляет свое внимание на выявление системных связей, результатов взаимодействия художественного творчества с другими сферами социокультурной практики и т.д. Будучи научным методом познания, культурологический анализ этих процессов в ряде случаев не исключает обращение к описательности как методологическому приему, необходимому для уточнения или конкретизации смысловой характеристики культурного явления и события, к которым культуролог применяет методы типологизации, сопоставлений и выявления общих закономерностей.

Обобщенное проблемное поле междисциплинарных исследований культуры позволяет рассматривать строение и функционирование ее в связи с социальными структурами и институтами применительно к конкретно-историческим ситуациям. Формирующееся именно как особое междисциплинарное направление, в рамках которого проблемы обусловливают обращение к определенной методологии и аналитическому аппарату (социологии культуры, культурной и социальной антропологии, философии, психологии, истории культуры), культурология «собирает» культурную реальность, «разбросанную» по проблемным областям социально-гуманитарного знания, онтологизируя культуру как целостность 4. В частности, сложнейшие проблемы, связанные с выявлением социокультурных закономерностей и динамики социокультурных изменений с анализом современного мира культуры, затрудняют соблюдение монометодологичности исследования, а в иных случаях делают его невозможным.

Выделяют три направления культурологического знания: гуманитарное, социально-научное и прикладное5. Если в гуманитарной культурологии в основном используются описательно-интерпретативные способы репрезентации культуры, то в социально-культурологическом анализе преобладают рационально-объяснительные методы. Огромный массив эмпирического и фактологического материала, реальные процессы общественной жизни – проблемы управления в сфере культуры и регуляция социокультурных процессов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, социокультурное прогнозирование и проектирование, культуроохранная деятельность, а также вопросы культурной политики и эффективности ее механизмов, функционирования культурных институтов в условиях информатизации общества, культурологизации образования, социализации и инкультурации личности, музейное дело и т.д. – рассматриваются в рамках прикладного направления культурологии.

В настоящее время в культурологии ясно прослеживаются два базовых уровня – теоретический и предметный, что также характеризует ее, как науку. Если говорить о теоретической культурологии, то ученые, работающие в этой области, изучают системные связи между различными сферами действительности в их отношении к человеку. Этот уровень культурологии задается универсальными общесистемными связями6. И в этом смысле теоретическая культурология выступает «не в качестве экстенсивно распространяющегося познания культуры как внешнего объекта, но как изыскание форм исследовательской работы, отвечающих актуальным вызовам современности»; отмечается важность поиска теоретической культурологией форм культуры, позволяющих «выстроить и защитить внутреннее пространство людей, которое непрерывно подвергается агрессивному давлению современного образа жизни»7.

Заявляемая широта предметной сферы, постановка и решение множества актуальных проблем в культурологии предопределяют сопряжение ее фундаментального и практического уровня, обосновывая закономерность появления различных направлений, вбирающих вместе с предметом и основную исследовательскую стратегию – междисциплинарность. Обращение к синтетическому, системному и/или системно-синергетическому подходу позволяет включать культурологию в структуру современного постнеклассического научного знания. Культурологам приходится решать сложные методологические проблемы, связанные не только с интеграцией методов социального и гуманитарного познания, но и с перенесением сложившихся в ходе развития точных наук методов в социально-гуманитарную сферу. Преодолению механического копирования подходов, уже имеющихся, призвана философская рефлексия. Поэтому удерживаемый философский уровень в работах культурологов позволяет им решать сложные методологические задачи, выявлять особенности применения принципов, работающих не только в социально-гуманитарной сфере, но даже и в естественнонаучной8.

Это вполне соответствует вектору эволюции современного научного знания в сторону интеграции, отвечает разнонаправленности процессов взаимодействия, закономерности обратных влияний. Преодолевая естественную ограниченность любой методологии или конкретного метода исследования культуры, междисциплинарные связи образуют не только базовую познавательную парадигму культурологии, но и способствуют развитию всех наук, включенных в процесс взаимодействия. Путем интегративного «стягивания» самых разных методологических решений (социокультурный и кросс-культурный анализ; системный, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, семиотический, коммуникативный, синергетический, описательно-интерпретативный подходы и т.д.) удерживаются контуры когнитивного пространства, открытого для взаимопроникновения и трансформации рациональных алгоритмов, идущих от социально-научного ядра – культурной и социальной антропологии, – других структурных составляющих культурологии, а также от ментальных стандартов, передаваемых философией и историей культуры; ценностных, смысловых, символических начал, сформировавшихся в лингвистике и искусствознании и т.д.

  1. Культурология как наука. Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследо

    Документ
    Культурология как наука. Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.
  2. Программа дисциплины культурология цикл

    Программа дисциплины
    Программа дисциплины Культурология (ГСЭ.Ф.07 Культурология) составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «_общих гуманитарных и социально-экономических
  3. Тема Предмет культурологии, причины возникновения, структура и задачи

    Реферат
    Культурология как гуманитарно – социальная научная дисциплина. Исходное понятие культуры. Возникновение культурологии. Возрастание роли культуры в современном мире.
  4. Марченя Курс «Культурология»

    Документ
    Курс «Культурология» читался автором в Московской финансово-юридической академии в 2 -2006 гг. Авторский курс П.П. Марченя (программа и пособие) издавались в МФЮА в 2002, 2004 и последующих годах, инновационные авторские разработки
  5. Культурологія (2)

    Лекція
    Походження поняття “культура”. Зі всього розмаїття соціальних процесів, відносин і фактів, які існували у минулому й існують нині, ми виділяємо певну особливу сферу, яка іменується культурою.
  6. Культурология программа курса и

    Программа курса
    В издании представлены программа по курсу «Культурология», планы и списки литературы к семинарским занятиям, вопросы для обсуждения, перечень основных понятий и памятников мировой культуры, вопросы к зачету, а также список обязательной
  7. 2. теорії та напрями в культурології сучасні концепції культури

    Документ
    Термін "культурологія" запропонував у 1909 р. німецький філософ і фізик В. Освальд. Вчений не лише показав різницю між культурологією і соціологією, а й використав термін "культурологія" для опису специфічних явищ,
  8. Тема предмет культурологии тема культура как предмет исследованиянауки культурологии (1)

    Документ
    Слово «культурология» образовано от латин. cultura (возделывание, воспитание, образование, почитание) и греческого термина logos (понятие, мысль, разум).
  9. Тема предмет культурологии тема культура как предмет исследованиянауки культурологии (2)

    Документ
    Культурология сегодня включает достаточно широкий набор дисциплин, изучающих с помощью различных методов культуру в ее бесконечно многообразных аспектах.

Другие похожие документы..