«Открытый Колледж»

Урок с использованием Интернет-ресурсов
on-line лаборатории образовательного портала «Открытый Колледж».
/laboratory/117/121/846/

Урок физики в 8 классе.

Лабораторная работа

«Получение изображения при помощи линзы»

Мещерякова Людмила Петровна

учитель физики МОУ Лицей № 4

Рязань 2008

Лабораторная работа «Получение изображения при помощи линзы»

Цели урока: на основе натурного и компьютерного эксперимента исследовать действительные изображения, полученные с помощью собирающей линзы, рассмотреть зависимость вида изображения от расстояния предмета до линзы; показать учащимся, что с помощью компьютерных моделей можно получать наглядные динамические иллюстрации физических экспериментов.

Форма урока: фронтальная лабораторная работа.

Форма деятельности учащихся: исследовательская работа в малых группах.

Оборудование урока:

1. Компьютер, подключенный к сети Интернет, мультимедийный проектор, экран.

2. Комплект приборов «Оптика» для лабораторных работ.

Предварительная подготовка к уроку:

-учитель перед началом урока открывает сайт «Открыта физика» (), страницу on-line лаборатории «Свет и цвет», готовит соответствующую модель;

-ученики дома прочитали порядок выполнения лабораторной работы (А.В.Перышкин «Физика 8», М., «Дрофа», 2002, с176-177), сделали соответствующие записи в тетради.

План урока:

  1. Актуализация знаний и мотивация - 10 мин.

  2. Изучение нового материала в процессе самостоятельной исследовательской деятельности учащихся- 20 мин.

  3. Анализ результатов работы, выводы - 7 мин.

  4. Подведение итогов урока, домашнее задание - 3 мин.

Ход урока

1. Актуализация знаний и мотивация.

Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Что такое линза?

  2. Какие виды линз вы знаете?

Задание: определите, какие из предложенных линз являются выпуклыми, а какие – вогнутыми.

Учащиеся по форме поверхности линзы определяют, что линзы 1 и 2 – выпуклые, а 3 – вогнутая.

  1. Какая точка называется фокусом линзы?

Учитель включает проекцию на экран предварительно созданной модели с сайта «Открытый колледж». Демонстрируется ход параллельных лучей через собирающую линзу.

4. Какой метод измерения фокусного расстояния предлагается в лабораторной работе?

Формулируется:

тема урока: «Получение изображений при помощи линзы»

цель урока: научиться получать различные изображения при помощи собирающей линзы, провести анализ полученных изображений, исследовать, как зависит вид изображения от расстояния предмета до линзы.

2. Изучение нового материала в процессе самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

Учащиеся выполняют работу по описанию (пункты 1, 2, 3)-приложение1.

3. Анализ результатов работы, выводы.

Учитель: как меняется изображение при удалении лампы от линзы?

После обсуждения полученных результатов, рассмотренные случаи моделируются в on-line лаборатории. Источник света удаляется от линзы.

Учащиеся формулируют и записывают выводы:

Если лампа расположена к линзе ближе, чем точка фокуса, то изображения на экране нет (после прохождения линзы лучи расходятся). Если лампа расположена от линзы дальше, чем точка фокуса, то на экране есть изображение (лучи сходятся). Это изображение увеличенное. Чем дальше лампа от линзы, тем ее изображение меньше и располагается ближе к линзе.

Домашнее задание:

Перышкин А.В. Физика. 8 класс. М.,2002.

§ 67, ответить на вопросы после параграфа (1, 2, 6), упр.34 (4).

Дополнительный вопрос: в каких приборах используются собирающие линзы?

Приложение 1

Лабораторная работа № 10.

Получение изображения при помощи собирающей линзы.

Цель работы: научиться получать различные изображения при помощи собирающей линзы.

Приборы и материалы: собирающая линза, экран, лампа, линейка.

Указания к работе.

  1. При помощи линзы получите изображение окна на экране. Измерьте расстояние от линзы до изображения – это будет приблизительное значение фокусного расстояния линзы F. Оно будет измерено тем точнее, чем дальше находится экран от окна.

  2. Последовательно располагайте лампу на различных d расстояниях от линзы: 1) d<F; 2) F<d<2F; 3) d>F.

Каждый раз наблюдайте полученное на экране изображение лампы.

  1. Запишите в таблицу, каким будет изображение в каждом из указанных случаев.

№ опыта

Фокусное расстояние

F, см

Расстояние от лампы

до линзы d, см

Вид изображения

1

2

3

  1. Сформулируйте и запишите вывод о том, как меняется изображение лампы при удалении ее от линзы.

(Перышкин А.В.Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.:Дрофа, 2002. стр.176.)

Приложение 2

Тема «Геометрическая оптика» достаточно полно поддерживается демонстрационным и лабораторным экспериментом. Однако выполнение рисунков по постоению изображений, даваемых линзой, вызывает на начальном этапе затруднение у учащихся 8 класса и отвлекает их от сущности наблюдаемых явлений.

Представленный урок является вторым уроком по теме «Линзы». На первом уроке были введены основные понятия: линза, выпуклая и вогнутая линза, собирающая и рассеивающая линза, фокус и фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы. Рассмотрение этих вопросов сопровождалось демонстрационным экспериментом.

Цель данного урока: исследовать действительные изображения, полученные с помощью собирающей линзы, рассмотреть зависимость вида изображения от расстояния предмета до линзы. Для достижения этой цели на уроке кроме фронтального лабораторного эксперимента демонстрируется компьютерная модель прохождения лучей через собирающую линзу и получение изображений светящегося источника, представленная в on-line лаборатории образовательного портала «Открытый Колледж».
/laboratory/117/121/846/

  1. Программа государственного экзамена по специальности 0603 «финансы» для студентов 2 курса Современного открытого колледжа «сокол»

    Программа
    Деньги как экономическая категория. Сущность денег, основные этапы их эволюции. Функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления.
  2. Научно-исследовательская работа гэп позволила 8 работникам колледжей г. Москвы определиться с индивидуальной темой научного исследования и поступить в аспирантуру ниирпо.

    Научно-исследовательская работа
    Анализ деятельности городских экспериментальных площадок проводился на основании заявок, программ экспериментальной деятельности, отчетов и приложений к ним за истекший период в соответствии с Приказом Департамента образования г.
  3. Комплексный план гоу спо «Самарский медико-социальный колледж» на 2010-2011 учебный год

    Комплексный план
    На основании принятых на сегодня в России основных концептуальных документов, определяющих основные пути развития российского образования, молодёжной политики и здравоохранения,
  4. Формирование социально открытой системы среднего профессионального образования 13. 00. 08 -теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 18 сентября 2008 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 850.015.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Научно-исследовательском институте развития профессионального образования Департамента
  5. Лекция № Методические материалы, входящие в состав мультимедийных курсов «Открытая Физика»

    Лекция
    Даже при наличии современных компьютеров в классе основные трудности, с которыми сталкивается учитель физики при внедрении в образовательный процесс новых информационных технологий – недостаточное количество методических рекомендаций
  6. Открытый информационный доклад Муниципального образовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №70. Миссией

    Доклад
    Миссией нашей школы является обеспечение качественного и доступного образования в условиях комфортной образовательной среды. На выполнение миссии школы направлена Программа развития МОУ СОШ №70, которая была разработана педагогическим
  7. Открытый информационный доклад содержит отчет о работе моу «Средняя общеобразовательная школа №39» за 2008-2009 учебный год. Доклад адресован педагогам, учащимся и родителям, выбирающим школу для обучения детей.

    Доклад
    Открытый информационный доклад подготовлен администрацией Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №39» Петрозаводского городского округа.
  8. Открытый информационный доклад содержит отчет о работе моу «Средняя общеобразовательная школа №25» за 2010-2011 учебный год, предназначен для родителей, Администрации г. Петрозаводска, социальных партнеров, общественности. Содержание

    Доклад
    Открытый информационный доклад содержит отчет о работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» за 2010-2011 учебный год, предназначен для родителей, Администрации г.
  9. Открытый информационный доклад Муниципального общеобразовательного учреждения (2)

    Доклад
    Администрация МОУ «Основная школа № 32» в лице и.о.директора Махиной Надежды Алексеевны предлагает вниманию родителей, педагогов, обучающихся, друзей школы ежегодный открытый доклад о деятельности образовательного учреждения в 2008/2009 учебном году.

Другие похожие документы..