Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г г

3.3. Алгоритм реализации программ внеурочной деятельности

Таблица 6

Вид деятель-ности

Познавательное

Проблемно-ценностное общение

Художественно-эстетическое

Спортивно-оздоровительное

Гражданско-патриотическое

Программы

«Хочу всё знать»

«Учимся взаимодействию»

«В мире гармонии и красоты»

«Модно быть здоровым»

«Я –гражданин»

Формы работы

-Заседания интеллектуального клуба «Эрудит»,

- олимпиады, в т.ч. дистанционные,

- научно- практические конференции

Участие в акциях, благотворительных марафонах, проектах

Занятия в кружках по интересам, экскурсии, посещение концертов, театральных представлений, выставок, создание творческих проектов.

Беседы, «Неделя здорового досуга», участие в акциях, соревнованиях, играх,

эстафетах, турпоходах

Беседы, экскурсии, просмотр фильмов, встречи с известными людьми

Участие в школьных праздниках, интеллектуальных и творческих конкурсах

Виды деятельнос-ти

Занятия в компьютерном классе, проектирование, исследовательская деятельность,

Занятия в специальном помещении, на свежем воздухе,

Фотосъемки, занятия в компьютерном классе,

выпуск школьной газеты, музыкально - исполнительская (подготовка концертных и конкурсных номеров, участие в школьных мероприятиях) и художественная деятельность (изготовление сувениров, художественное оформление творческих работ)

3.4. Ожидаемые результаты: готовность и способность личности младшего школьника к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению

При разработке программы учитывались сензитивные периоды развития ребёнка, т.е. периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности, к формам эмоционального реагирования, поведения вообще. Сензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения.

Младший школьный возраст сензитивен к научению. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность педагога, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают новое. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять новую информацию. Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и в которых они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.

Утверждённые новые ФГОС основаны на системно-деятельностном подходе к обучению и воспитанию, концептуально базирующемся на обеспечении соответствия деятельности учащихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Основная мысль деятельностного подхода в воспитании связана с деятельностью как средством становления и развития личности, то есть в процессе и итоге использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается Человек, способный выбирать, оценивать, программировать и конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, самореализации. Суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность детей и взрослых, в реализации совместно выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые эталоны нравственной и духовной культуры, а создает, производит их совместно с учениками; совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.

Т.о., к особенностям организации внеурочной деятельности можно отнести:

  • разработанныймеханизм оценки результатов реализации программ (количественные и качественные индикаторы)

  • личностных достижений младших школьников (портфолио);

  • собственно программы по каждому направлению и на все годы обучения в начальной школе,

  • Модель ученика – качества, которые мы хотим сформировать у младшего школьника, используя для этого как содержание внеурочной деятельности, так и

  • сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями и институтом социального партнёрства.

Стержнем проекта является развитие самостоятельности, благодаря которой, по словам Дистервега, человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни.

Раздел 4

Программа мероприятий по формированию универсальных учебных действий

учащихся на ступени начального общего образования

Пояснительная записка

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные (универсальные учебные действия), поэтому «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта.

Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Обобщённым действиям свойственен широкий перенос, т.е. действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов.

Цель работы по формированию УУД – обеспечение системного подхода к личностному развитию младших школьников и формированию действий, обеспечивающих умение учиться.

Задачи личностного развития и формирования универсальных учебных действий учащихся:

1) Определить связи УУД с содержанием предметных дисциплин, используемых технологий и форм работы, в рамках которых могут быть оптимально сформированы конкретные виды универсальных учебных действий младшего школьника.

2) Показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.

3) Определить перечень личностных и метапредметных результатов образования;

4) создать алгоритм деятельности педагогов для реализации мероприятий по формированию УУД через реализацию учебных предметов ОС «Школа 2100», технологий, программу внеурочной деятельности.

Ожидаемый результат: компетентностная личность, которая:

обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;

владеет обобщённым целостным представлением о мире (картиной мира);

–самостоятельно принимает решения и несёт за них персональную ответственность;

усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации;

толерантен, понимает, что он живёт и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать своё мнение и уважать мнение других;

эффективновладеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;

способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.

Для формирования компетентной личности важнейшую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные результаты деятельности школьников. Это обеспечивается целостной системой работы с учениками как на уроках, так и вне учебного процесса.

Система работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов школьников представлена на схеме.

Схема 1

Система работы по формированию УУД

Универсальные учебные действия


Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные


Внеурочная деятельность

(программа «Школа формирования личностных компетенций»)

Урочная деятельность

(УМК «Школа 2100»)


Сквозные компетенции


Реализация программ по пяти направлениям


Технологии

3-уровневые

задания в учебниках


Гражданско-патриотическое,

«Я – гражданин»


базовый

Проблемно-диалогического обучения

(Е.Л. Мельникова)


программный

Познавательное, «Хочу всё знать»


Правильного типа читательской деятельности (О.В.Чиндилова)

максимальный

Проблемно-ценностное общение, «Учимся взаимодействию»


Художественно-эстетическое,

«В мире гармонии и красоты»


Оценки учебных достижений

(Д.Д. Данилов)

Спортивно-оздоровительное, «Модно быть здоровым»


Проектная технология


Формирование УУД (регулятивных, познавательных, коммуникативных)

Формирование УУД происходит в результате комплексного подхода: через урочную и внеурочную деятельность. Формирование и развитие в ребёнке таких личностных качеств, которые позволят ему в соответствии с возрастными возможностями адаптироваться к окружающей при­родной и социальной среде, формировать этические и нравственные нормы, эстетические чувства, желание участвовать в разнооб­разной творческой деятельности; совершенствовать знания, умения и способы деятель­ности, определяющие степень готовности учащихся к дальнейшему обучению, развивать элементарные навыки самообразования, контроля и самооценки происходит через реализацию УМК «Школа 2100» и модель организации внеурочной деятельности «Школа формирования личностных компетенций» по пяти направлениям.

Средствами достижения метапредметных результатов в учебниках прежде всего являются:

– предметное содержание;

– образовательные технологии деятельностного типа;

–- продуктивные задания.

В методическом аппарате учебников, соответствующих ФГОС, такие задания маркированы точками разного цвета в зависимости от того, на какие результаты они нацелены (● личностные - красным,● регулятивные - оранжевым,● познавательные - синим,● коммуникативные - зеленым). Задания, нацеленные на предметный результат, обозначаются точками серого цвета - ●).

4.1 . Связь УУД с содержанием учебных предметов

Таблица 7

предмет

Формируемые УУД

личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Русский язык, иностранный (английский) язык

Формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, об основном средстве человеческого общения, воспитывает положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека.

Учит умениям проговаривать последовательность действий на уроке. , совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке, отличать верно выполненное задание от неверного

Способствует усвоению системы понятий и правил.

Учит умению ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач

Литературное чтение

Обеспечивает понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, даёт возможность для формирования первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности.

Приобщает к литературе как искусству слова формирует индивидуальный эстетический вкус.

Учит высказывать своё предположение (версию)

Знакомит с элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Обучает правильному и умелому пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передаче другим своих мыслей и чувств, через организацию диалога с автором в процессе чтения текста и учебного диалога на этапе его обсуждения.

Математика

Учит использованию начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений

Учит определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Учит овладению основами логического и алгоритмического мышления.

(«Ум в порядок приводит»)

Учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации.

Окружающий мир

Обеспечивает сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Учит составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем

Обеспечивает осознание целостности окружающего мира, освоение доступных способов изучения природы и общества, развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Искусство.

Изобразительное искусство, музыка.

Обеспечивает сформированность первоначальных представлений о роли искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека, сформированность основ культуры, понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством».

Учит обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

Учит приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта

Дает человеку иной, кроме вербального, способ общения.

Технология

Формирует представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии

Способствует приобретению навыков самообслуживания; овладению технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоению правил техники безопасности.

Обеспечивает усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учит уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться

Информатика и ИКТ

Обеспечивает применение средств ИКТ в качестве инструмента в учёбе и повседневной жизни

Через изучение алгоритмов учит составлению планов действий и их выполнению, постановке цели при выполнении проектных работ, планированию действий, ориентацию на конечный результат, сравнение результата с замыслом.

Учит овладению основами логического и алгоритмического мышления.

Учит аргументировать свои ответы.

Учит использованию средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, включая поиск, сбор, обработку, анализ, организацию, передачу и интерпретацию информации.

Риторика

Учит прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Учит выстраивать логическую цепь рассуждений, передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Формирует коммуникативно-риторические умения и навыки, инструментальные знания – о способах деятельности (инструкции, конкретные рекомендации и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.).

Формирует умения анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком), умения ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать своё коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.

  1. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (16)

    Основная образовательная программа
  2. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 Г. Г

    Основная образовательная программа
    Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 г.
  3. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 г

    Основная образовательная программа
    Данный документ разработан педагогическим коллективом образовательного учреждения в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с учетом рекомендаций Примерной
  4. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 гг

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 126» г.
  5. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (14)

    Основная образовательная программа
    Настоящая образовательная программа определяет основные направления и системообразующие принципы функционирования и развития на период 2011-2015 годы, учитывает введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
  6. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 годы (1)

    Основная образовательная программа
    Цель программы: Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
  7. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы 2011 год

    Основная образовательная программа
    Данная программа разработана коллективом педагогов (Макаренко М.Д., Милина А.Ю., Жулавшинов Е.Н., Овечкина Н.А., Соколов В.И.), родителей начальной ступени образования МОУ «Прокуроновская основная общеобразовательная школа», рассмотрена
  8. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (3)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373
  9. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (4)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373

Другие похожие документы..