Формирование компетентности студентов-психологов в разрешении конфликтов с использованием средств психотерапии 19. 00. 07 педагогическая психология

На правах рукописи

АНДРУСЕВИЧ Ольга Анатольевна

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ПСИХОТЕРАПИИ

19.00.07 – педагогическая психология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата психологических наук

Курск 2009

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Воронежский государственный университет»

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Вьюнова Наталья Ивановна

Официальные оппоненты:

доктор психологических наук, профессор

Темнова Лариса Витальевна

кандидат психологических наук

Петелина Наталья Геннадьевна

Ведущая организация:

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева

Защита состоится 14 декабря 2009 в 14 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.104.03 в ГОУ ВПО «Курский государственный университет» по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, д. 33.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Курский государственный университет» по адресу: 305000, г. Курск, ул. Радищева, д. 33.

Текст автореферата размещен на сайте ГОУ ВПО «Курский государственный университет» www.kursksu.ru « » ноября 2009 г.

Автореферат разослан « » ноября 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат психологических наук Н.А. Сухих


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Роль компетентности в разрешении конфликтов приобретает особое звучание в условиях существования человека в личностном, межличностном и профессиональном пространстве: растет насилие, деструктивность, не ослабевает угроза терроризма, обостряется конкуренция во многих сферах жизнедеятельности. В связи с этим потребность в конфликтологических знаниях и умениях становится одной из самых значимых, в первую очередь, – для представителей социальных профессий.

Одной из причин кризиса современного образования исследователи выделяют опору на устаревший знаниевый компонент при обучении студентов (А.А. Вербицкий, Г.И. Ибрагимов, Н.В. Шестак, В.П. Шестак и др.). Для восстановления баланса между образованием, запросами рынка труда и потребностями личности все чаще применяются идеи компетентностного подхода. Для современного специалиста важно не только то, что он знает, но и как он способен действовать (Ж. Делор, Н. Хомский и др.).

В процессе обучения в вузе студенты оказываются погруженными в разнообразные ситуации, в том числе, конфликтные, обусловленные социальной ситуацией развития. При этом эмоциональная и рефлексивная сензитивность, присущая этому возрасту, создает условия для формирования у студентов потребности в получении конфликтологических знаний и умений. Однако, при традиционных формах обучения приобретение знаний об управлении конфликтами носит оттенок долженствования и оценивания. При изучении психотерапевтических дисциплин реальные потребности подкрепляются свободной, раскрепощенной атмосферой на занятиях, возможностью получения реальной психологической помощи.

Проблема развития компетентности студентов-психологов в разрешении конфликтов средствами психотерапии в педагогической психологии не являлась предметом специального изучения, что также свидетельствует о ее актуальности как в теоретическом, так и прикладном аспектах.

Степень разработанности проблемы. В современной науке большое значение придается изучению компетентности (Ю.М. Емельянов, Е.И. Огарев, Д. Равен, Ю.Г. Татур и др.), и в первую очередь, – профессиональной компетентности (А.А. Вербицкий, О.И. Денисов, А.А. Деркач, Е.Л. Доценко, В.Г. Зазыкин, Д.В. Ивченко, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.). Особая роль отводится психологической компетентности как системе психологических знаний и умений их профессионального применения в деятельности специалиста (А.Д. Алферов, Н.В. Андронова, Н.В. Кузьмина, Л.А. Лазаренко, С.Н. Чаткина и др.). Компетентность в разрешении конфликтов как один из структурных компонентов психологической компетентности находится в центре внимания таких ученых как А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, Н.В. Самсонова и др. Относительно небольшое количество работ посвящено изучению данного феномена у профессиональных психологов (О.Г. Макаров, Е.Е. Сапогова, Л.Н. Собчик и др.).

Компетентность в разрешении конфликтов в большинстве исследований понимается как подготовленность и способность к управлению профессиональным межличностным конфликтом. Вместе с тем, в психологических (А. Адлер, Э. Берн, Р.М. Грановская, Л.Р. Гребенников, Н.В. Гришина, Э.Г. Исаева, Н.И. Леонов, Б.И. Хасан, К. Хорни и др.) и педагогических (В.В. Базелюк, Н.В. Куклева, Н.В. Самсонова и др.) исследованиях констатируется подтвержденная на практике идея о родовой взаимосвязи конфликта на всех уровнях его проявления. Поэтому важно учитывать взаимосвязь межличностных и внутриличностных конфликтов, которая может проявляться в профессиональной конфликтогенной среде.

Проблемы компетентности студентов в разрешении конфликтов изучали А.А. Букина, О.Г. Власова, Р.М. Грановская, Н.Б. Карабущенко, А.В. Киселева, Н.В. Куклева, Т.В. Тулупьева, А.А. Тюков, Ю.Н. Юрлов и др. Рассмотрение развития конфликтологической компетентности студентов опирается на данные исследований психологических особенностей этого возраста, полученные в работах А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, С.Д. Смирнова, А.А. Реана, Л.А. Регуш, В.А. Якунина и др. Компетентность в разрешении конфликтов является важным компонентом профессионального становления личности в процессе обучения в вузе, особенности которого изучали А.А. Деркач, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер и др.

Методы и техники формирования компетентности в разрешении конфликтов развивали В.В. Базелюк, И.Г. Исаева, Н.В. Куклева, Е.И. Середа и др. На исследование этих аспектов направлены работы в области психотерапии, в частности, гештальт-терапии (С. Гингер, Е.А. Иванова, К. Наранхо, Н.М. Лебедева, Ф. Перлз, Д.Н. Хломов и др.) и психосинтеза (Р. Ассаджоли, Н. Бичер-Мур, М. Руффлер, Дж. Рейноутер и др.), накопившие богатый опыт изучения развития личности, этапов и механизмов осознавания внутреннего потенциала, возможностей достижения гармонии личностных структур и межличностного взаимодействия. При этом в исследованиях средства психотерапии не рассматриваются применительно к развитию компетентности в разрешении конфликтов в условиях образовательного процесса в вузе.

Психологический анализ проблемы развития компетентности студентов в разрешении конфликтов позволил выявить ряд противоречий:

1) между объективными требованиями к развитию компетентности в разрешении конфликтов и реальным уровнем ее развития у студентов;

2) между необходимостью осознания значимости компетентности в разрешении конфликтов в процессе становления личности профессионала и недостаточностью целенаправленной работы по достижению высокого уровня конфликтологической рефлексии;

3) между необходимостью формирования компетентности в разрешении конфликтов у студентов-психологов и недостаточной эффективностью средств ее формирования в образовательном процессе.

Потребность в разрешении данных противоречий обусловила выбор темы исследования «Формирование компетентности студентов-психологов в разрешении конфликтов с использованием средств психотерапии».

Проблема диссертационного исследования заключается в выявлении совокупности психолого-педагогических условий, способствующих эффективному развитию компетентности в разрешении конфликтов у студентов-психологов. Решение данной проблемы является целью исследования.

Объектом исследования является компетентность студентов в разрешении конфликтов, предметом – психолого-педагогические условия формирования компетентности студентов-психологов в разрешении конфликтов с использованием средств психотерапии.

Гипотеза исследования состоит из следующих предположений:

1) компетентность студентов-психологов в разрешении конфликтов понимается как интегративная характеристика личности, включающая совокупность взаимосвязанных компонентов (гностического, прогностического, рефлексивного, регулятивного, коммуникативного), содержащих знания, умения и профессионально важные качества, необходимые для управления межличностными и внутриличностными конфликтами;

2) к средствам психотерапии, способствующим эффективному формированию компетентности в разрешении конфликтов, относятся техники психосинтеза (техники визуализации, техники отождествления и разотождествления, техника ведения психологического дневника) и гештальт-терапии (техники целостного осознавания, техники работы с полярностями, техники диалога, техники контраста, техники экспериментирования, техники регуляции границы контакта);

3) формирование компетентности студентов в разрешении конфликтов будет эффективным при реализации совокупности психолого-педагогических условий:

а) внутренних: осознание студентами собственных личностных характеристик, влияющих на формирование изучаемой компетентности, внутриличностных конфликтов и отношений с другими людьми, а также своего поведения в конфликтных ситуациях; согласование студентами собственных личностных и профессиональных позиций в учебно-профессиональной деятельности;

б) внешних: включение студентов в квазипрофессиональную деятельность; осуществление психологического сопровождения формирования компетентности студентов-психологов в разрешении конфликтов.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы определены следующие задачи:

1) уточнить понятие «компетентность студентов-психологов в разрешении конфликтов», его структуру и критерии развития;

2) выделить особенности формирования компетентности студентов-психологов в разрешении конфликтов;

3) выделить средства психотерапии, способствующие формированию компетентности студентов-психологов в разрешении конфликтов;

4) определить совокупность психолого-педагогических условий формирования компетентности студентов-психологов в разрешении конфликтов и экспериментально проверить их эффективность;

5) разработать и реализовать программу формирования компетентности студентов-психологов в разрешении конфликтов.

Методологическую основу исследования составили базовые принципы системного (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.), компетентностного (В.А. Болотов, А.А. Вербицкий, А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, О.Е. Лебедев, Ю.Г. Татур и др.) и интегративно-дифференцированного (Н.И. Вьюнова, В.А. Сластенин, М.А. Холодная и др.) подходов.

Теоретическую основу исследования составили современные конфликтологические представления о причинах возникновения, динамике и способах управления конфликтами (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, Х. Корнелиус, Н.И. Леонов, А.И. Шипилов, Ш. Фейр, Р. Фишер, У. Юри и др.), психологические исследования межличностной и внутриличностной конфликтности (Е.Н. Богданов, Р.М. Грановская, Л.Р. Гребенников, Е.А. Донченко, В.Г. Зазыкин, Э.Г. Исаева, Е.Т. Соколова, Т.М. Титаренко, К. Томас, Р. Эммонс и др.), особенности развития личности в студенческом возрасте (И.А. Зимняя, А.А. Реан, Л.А. Регуш, С.Д. Смирнов, В.А. Якунин и др.), исследования в области основ профессиональной деятельности (Т.М. Буякас, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников и др.), идеи интегративной психотерапии (А.А. Александров, Г.Л. Исурина, Б.Д. Карвасарский, Ф. Перлз, И. Польстер, М. Польстер), идеи контекстного обучения (Н.А. Бакшаева, Н.В. Борисова, А.А. Вербицкий, О.Г. Ларионова и др.).

В соответствии с целью, предметом и задачами определен следующий комплекс методов исследования:

- теоретические (теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы; синтез учебно-воспитательной теории и практики высшего образования);

- эмпирические (констатирующий, психолого-педагогический эксперименты; опросный, проективный методы);

- методы обработки результатов исследования (статистическая обработка с применением U-критерия Манна-Уитни, Т-критерия Вилкоксона, коэффициента ранговой корреляции Спирмена, H-критерия Краскела-Уоллиса, однофакторного дисперсионного анализа ANOVA, качественный анализ). Расчеты осуществлялись при помощи компьютерных программ «SPSS 16.0 for Windows» и «Excel».

В исследовании применялись следующие методики:

1) тест-опросник «Личностная агрессивность и конфликтность» (авторы – Е.П. Ильин, П.А. Ковалев);

2) методика диагностики тактики поведения в конфликте (автор – К. Томас);

3) методика диагностики стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях (авторы – Н.П. Фетискин и др.);

4) методика диагностики типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.);

5) стандартизированный многофакторный метод исследования личности – СМИЛ (автор – Л.Н. Собчик);

6) методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах (автор – Е.Б. Фанталова);

7) опросник «Уровень осознанности отношений» (автор – Е.И. Середа);

8) дидактический тест для измерения конфликтологических знаний (О.А. Андрусевич, Н.И. Вьюнова);

9) проективные методы: рисунки и сочинения, применяемые в рамках экспериментальной программы («Я – конфликтное, Я – бесконфликтное»; рисунки «Нападающий – защищающийся», «Профессиональная конфликтная ситуация» и др.).

Экспериментальной базой исследования стали Воронежский государственный университет (факультет философии и психологии, специальности «Психология», «Социальная педагогика»), Воронежский филиал Московской открытой социальной академии (психологический факультет, специальность «Психология»), Воронежский государственный педагогический университет (психолого-педагогический факультет, специальность «Педагогика и психология»). Исследованием было охвачено 330 человек: студенты 1–5-х курсов дневной формы обучения.

  1. Научно-практические основы психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков-мигрантов 19. 00. 07 Педагогическая психология

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 28 мая 2012, в 16 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.05 при ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603022, Нижний Новгород, ул.
  2. Пояснительная записка Педагогическая психология (1)

    Пояснительная записка
    Педагогическая психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности психической деятельности, условия формирования личности в процессе обучения, воспитания, овладения знаниями, навыками и умениями.
  3. Пояснительная записка Педагогическая психология (2)

    Пояснительная записка
    Современный уровень развития психологической науки и психолого-педагогической практики показывает, что эффективный процесс обучения и воспитания невозможен без участия квалифицированных специалистов, владеющих знаниями, навыками и
  4. Учебное пособие для студентов и аспирантов Великий Новгород

    Учебное пособие
    Рассматриваются в единстве уровни философской методологии, общенаучных диалектических принципов (восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического, относительности, дополнительности, системности), частнонаучных
  5. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Психология» Москва умк «Психология» 2002

    Документ
    Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению и специальности «Психология»
  6. Психология конфликтологической культуры личности специалиста: формирование в контекстной образовательной среде

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «12 » мая 2011 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.136.08 при ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им.
  7. Анцупов А. Я. Социально-психологические проблемы: предупреждение и разрешение межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров

    Решение
    Анцупов А.Я. Социально-психологические проблемы: предупреждение и разрешение межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров. - М.: ГА ВС, 1992.
  8. Бюллетень новых поступлений (10)

    Бюллетень
    Алтай в трудах ученых и путешественников XVIII - начала XX веков. Т. 3 / [Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В. Я. Шишкова ; сост.
  9. Научный выпуск вестник балтийской педагогической академии вып. 29. – 2000 г. Поиск новых решений актуальных проблем образования, воспитания, спорта в России Санкт-Петербург

    Документ
    Доктор психол. наук, проф. И.П.Волков; доктор пед.наук. проф. В.Ф. Костюченко; доктор психол. наук, проф. А.Н.Николаев; доктор биологич. наук, проф. Д.

Другие похожие документы..