Рабочая программа по учебному предмету "Природоведение" для 5-х классов (базовый уровень)

УТВЕРЖДЕНА

приказом МОУ «ООШ №2» г. Котовска

от 30.09.2009г. № 225

М.П.

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА

методическим советом

муниципального общеобразовательного

учреждения

«Основная общеобразовательная школа№2»

г. Котовска Тамбовской области

Протокол № 2 от 29.09.2009г.

Рабочая программа

по учебному предмету "Природоведение"

для 5-х классов

(базовый уровень)

муниципального общеобразовательного учреждения

«Основная общеобразовательная школа №2»

на 2009 – 2013 годы

Пояснительная записка

Цели изучения предмета

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде.

Программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Рекомендовано Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.

Формы организации учебного процесса могут быть различными, по усмотрению учителя: урок, урок-путешествие, урок-презентация, экскурсия, пресс-конференция, диалог, игра, практическая работа.

Технологии обучения

В рамках природоведения могут быть очень эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). Они являются необязательными, перспективными и могут реализовываться при условии оснащения школ средствами этих технологий и соответствующей подготовленности учителей. А также возможно применение здоровьесберегающих технологий, технических средств обучения. Средства обучения природоведению должны обеспечивать учащимся возможность приобрести указанный в стандарте опыт практической деятельности с реальными природными объектами, измерительными приборами и лабораторным оборудованием.

Виды контроля: входной, тематический, итоговый.

Формы контроля: зачет, тестирование, индивидуальный опрос, фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:

  • Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, ; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

  • Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);использование дополнительных источников информациипри решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц).

  • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

  • Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать:

— как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);

— строение живой клетки (главные части);

— царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

— беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);

— среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

— природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

— как человек появился на Земле (на уровне представлений);

— естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);

— как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3—5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);

— изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

— важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать).

Уметь:

— выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;

— пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами;

— рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;

— показывать на карте основные природные зоны Земли;

— составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты природоведческого содержания, используя результаты наблюдений, практических работ, материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.

Программа обеспечена учебником: Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Учебник для 5-го класса. – Дрофа, Москва, 2007год.

Содержание программы

1. Введение (3ч)

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Практические работы:

Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.

Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами. [Использование цифровых измерителей расстояния, температуры и времени].

Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.

[Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать:

- комплекс наук о природе;

- методы исследования природы;

- об использовании оборудования в научных исследованиях;

Уметь:

-перечислять естественные науки и кратко характеризовать;

-работать со справочной литературой, текстом и рисунками учебника;

- работать с оборудованием;

- оформлять результаты опытов;

2.Вселенная (16ч)

Представления о Вселенной у древних индейцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия 14-17 в.в. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н.Копернику. Роль Д. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганды учения Н. Коперника.

Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многообразие галактик

Практическая работа

Наблюдение за звездным небом, нахождение основных созвездий Северного полушария, рассматривание в телескоп поверхности Луны.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать:

- развитие науки в данное время;

- системы мира по Аристотелю и Птолемею;

- развитие учения Коперника, Дж.Бруно и Г. Галилея;

- о солнечной системе, ее составе и возникновении;

- соседей планеты Земля;

- названия небесных тел ;

- природу и многообразие звезд, созвездий;

- о возникновении и составе Галактики;

Уметь:

-называть имена 3-5 путешественников –первооткрывателей;

- работать с дополнительными источниками информации;

-перечислять имена ученых, внесших вклад в развитие науки;

- отличать планеты по рисунку;

- представлять информацию в графическом виде;

- находить на звёздном небе и звёздной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, дракона, Цефея

3. Земля(17ч)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джине, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

Практические работы

На контурной карте подписать крупнейшие вершины и реки материков.

На контурной карте подписать океаны, моря, омывающие Россию, крупнейшие реки.

Ознакомление со свойствами горных пород и минералов.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать:

- различные гипотезы возникновения Земли;

- имена учёных, внёсших вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе и Земли;

- внутреннее строение Земли, особенности земной коры;

-  горные породы, минералы, полезные ископаемые ;

- свойства и особенности происхождения горных пород,

- грозные явления природы на примере извержений вулканов;

- причины и последствия извержения вулканов;

- материки и острова, составляющие сушу нашей планеты;

- состав и строение атмосферы, атмосферные явления;

- погоду и климат, разнообразие климатических условий на земле;

- основные источники пресной воды, их роль в круговороте воды.

- важнейшие экологические проблемы;

 Уметь:

- работать с географическими и контурными картами;

- сравнивать графические изображения, объяснять механизм изменения;

-знать правила поведения при опасных природных явлениях;

- уметь отличать горные породы от минералов;

- давать краткую характеристику материкам;

 - отличать понятия “погода’ и “климат”

- давать характеристику погодных условий;

- работать с географической картой;

4. Жизнь на Земле(16 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. астения и животные разных материков (знакомство отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Практические работы

Рассматривание ископаемых остатков организмов.

Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах.

Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов.

Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов.

Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекций.

Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов.

Рассматривание морских организмов в коллекциях на влажных препаратах.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать:

- современные взгляды на развитие жизни на Земле;

- клеточное строение организмов, разнообразие клеток, процессы их жизнедеятельности;

- строение увеличительных приборов;

- строение живых клеток;

-царства живой природы;

- рол растений и грибов в природе;

- приспособленность организмов к определенной среде обитания;

- приспособленность некоторых растений к наземно-воздушной среде

 - природные зоны Земли; их расположение, особенности животного и растительного

мира в них;

- разнообразие растений и животных морей и океанов, их распространении;

Уметь:

- готовить микропрепараты кожицы чешуи лука, пользоваться готовыми микропрепаратами;

- пользоваться микроскопом;

- устанавливать связь строения и функции;

- анализировать, выделять главное, составлять схемы;

- отличительные черты грибов, их роль в природе.

- давать характеристику организмам;

- пользоваться гербарным материалом;

- показывать природные зоны на карте;

5. Человек на Земле(16 ч)

Научные представления о происхождении человека; Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая «дыра», парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.

Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.

Важнейшие экологические проблемы: сохранена биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать:

- об ископаемых предках человека, их образе жизни;

- об образе жизни первых людей;

- географические открытия и исследования материков нашей планеты;

- влияние человека на природу;

Уметь:

-графически представлять имеющиеся знания;

-работать с географической картой;

-искать пути решения экологических проблем;

Учебно – тематический план

п/п

Тема

Коли-чество часов

Сроки прохождения

Иметь представление, знать

Уметь

Применять

1

Введение

4.09.09-11.09.09

- о комплексе наук о природе;

-о методах исследования природы;

- об использовании оборудования в научных исследованиях;

-перечислять естественные науки и кратко характеризовать;

- использовать личный опыт;

-работать со справочной литературой, текстом и рисунками учебника;

-делать выводы;

- работать с оборудованием;

- оформлять результаты опытов;

- понимать явления природы и не быть суеверным ;

– соблюдать правила техники безопасности;

- пользоваться измерительными приборами;

2

Вселенная

16 ч

14.09.09 -13.11.09

- о развитии науки в данное время;

- о системах мира по Аристотелю и Птолемею;

- о развитии учения Коперника, Дж.Бруно и Г. Галилея;

- О солнечной системе, ее составе и возникновении;

- о соседях планеты Земля;

- о небесных телах;

-о природе и многообразии звезд, созвездий;

- о возникновении и составе Галактики;

- обсуждать проблему, вести диалог;

-называть имена 3-5 путешественников –первооткрывателей;

- высказывать свое мнение;

-применять знания в новой ситуации;

- уметь слушать и обобщать;

- работать с дополнительными источниками информации;

-перечислять имена ученых, внесших вклад в развитие науки;

- отличать планеты по рисунку;

- представлять информацию в графическом виде;

- научить находить на звёздном небе и звёздной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, дракона, Цефея, Кассиопеи

- публично выступать,

- обосновывать и отстаивать свою точку зрения;

-самостоятельно решать учебные задачи;

- кратко и четко излагать свои мысли;

- делать выводы, отвечать на проблемные вопросы;

- находить на звёздном небе и звёздной карте созвездия Большой и Малой Медведицы, дракона, Цефея, Кассиопеи

3

Земля

17 ч

16.11.09-22.01.2010

- о различных гипотезах возникновения Земли;

- об учёных, внёсших вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе и Земли;

-о внутреннем строении Земли, особенностях земной коры;

- о горных породах, минералах, полезных ископаемых ;

- о свойствах и особенностях происхождения горных пород,

- о грозных явлениях природы на примере извержений вулканов;

- о причинах и последствиях извержения вулканов;

- о материках и островах, составляющими сушу нашей планеты;

- о составе и строении атмосферы, атмосферных явлениях;

- о погоде и климате, о разнообразии климатических условий на земле;

- об основных источниках пресной воды, показать их роль в круговороте воды.

- о важнейших экологических проблемах;

 

- сравнивать и делать выводы;

- работать с географическими и контурными картами;

- сравнивать графические изображения, объяснять механизм изменения;

-знать правила поведения при опасных природных явлениях;

- уметь отличать горные породы от минералов;

- давать краткую характеристику материкам;

 - отличать понятия “погода’ и “климат”

- давать характеристику погодных условий;

- работать с географической картой;

-использовать дополнительные источники информации;

- называть имена ученых, внесших вклад в науку;

-бережно относиться к природным богатствам Земли;

-уметь пользоваться правилами поведения при опасных природных явлениях в случае необходимости;

-использовать разумно источники пресной воды, охранять их ;

-заботиться о чистоте нашей планеты;

- находить нужные объекты на карте;

- фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды в своей местности и сравнивать ее с другими территориями России

4

Жизнь на земле

16ч

25.012010-19.03.2010

- современные взгляды на развитие жизни на Земле;

- о клеточном строении организмов, о разнообразии клеток, процессами их жизнедеятельности;

- о строении увеличительных приборов;

- о строении живых клеток;

-царства живой природы;

- о роли растений и грибов в природе;

-о приспособленности организмов к определенной среде обитания;

- о приспособленность некоторых растений к наземно-воздушной среде

 -познакомить уч-ся с природными зонами Земли; их расположением, особенностями животного и растительного

мира в них

- о разнообразии растений и животных морей и океанов, их распространении;

- работать с раздаточным материалом;

- готовить микропрепараты кожицы чешуи лука, пользоваться готовыми микропрепаратами;

- пользоваться микроскопом;

- оформлять результаты наблюдений;

- устанавливать связь строения и функции;

- анализировать, выделять главное, составлять схемы;

- отличительные черты грибов, их роль в природе.

- давать характеристику организмам;

- пользоваться гербарным материалом;

- показывать природные зоны на карте;

- различать съедобные и несъедобные грибы;

-знать названия растений;

- работа с натуральными объектами, гербарными экземплярами;

-выполнять правила техники безопасности при работе с микропрепаратами;

-находить природные зоны на карте;

5

Человек на земле

16ч

22.03.2010-24.05.2010

- об ископаемых предках человека, их образе жизни;

- об образе жизни первых людей;

-о географических открытиях и исследовании материков нашей планеты;

- о влиянии человека на природу;

- работать с дополнительной литературой;

-выполнять творческие задания;

-графически представлять имеющиеся знания;

-работать с географической картой;

-искать пути решения экологических проблем;

- бережное ответственное отношение к природе;

-решение познавательных задач;

-написание докладов;

- ориентироваться по географической карте;

Требования к уровню подготовки обучающихся

Знать:

— как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);

— строение живой клетки (главные части);

— царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

— беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);

— среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

— природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

— как человек появился на Земле (на уровне представлений);

— естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);

— как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3—5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);

— изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

— важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать).

Уметь:

— выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;

— пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами;

— рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;

— показывать на карте основные природные зоны Земли;

— составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты природоведческого содержания, используя результаты наблюдений, практических работ, материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.

Литература и средства обучения

Для учащихся:

1.Плешаков А.А., Сонин Н.И . Природоведение. Учебник для 5-го класса. Москва: Дрофа, 2007г.

2. Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова, Н.И. Сонина” Природоведение 5 класс”. Москва: Дрофа, 2009г.

3. Сухова Т. С., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию.5кл. М.: Вентана –Граф, 1999г.

4. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Альбом-задачник “Твои открытия” к учебнику ” Природоведение 5 класс”. Москва: Дрофа, 2009г.

Для учителя:

1. В.Н. Семенцова. Природоведение. Методическое пособие. Санкт –Питербург “Паритет “, 2007г

2. Методическое пособие к учебнику А.А.Плешакова, Н.И. Сонина” Природоведение 5 класс”. Москва: Дрофа, 2007г

3. Б.Е. Железовский . Хрестоматия по природоведению. Саратов. Региональное Приволжское издательство “Детская книга”, 2005г.

  1. Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Человек» для 8 класса (базовый уровень)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии, опубликованной на сайте Министерства образования, стандарта среднего общего образования,
  2. Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Многообразие живых организмов» для 7 класса базовый уровень

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии, опубликованной на сайте Министерства образования, стандарта среднего общего образования,
  3. Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Общие закономерности» для 9 класса (базовый уровень)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии, опубликованной на сайте Министерства образования, стандарта среднего общего образования,
  4. Методические рекомендации на 2010-2011 уч год (семинар с заместителями по увр 22. 06. 10г) по составлению рабочих программ по иностранному языку

    Методические рекомендации
    По английскому и немецкому языку составляется рабочая программа 1 вида, так как в примерной учебной программе и стандартах по иностранному языку не указано распределение часов по темам или годам изучения учебного курса, а имеется только
  5. Программы по учебным предметам в начальной школе (текущий учебный год)

    Программа курса
    Программа курса английского языка «Английский с удовольствием» для 2-9 классов общеобразовательных учреждений М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева Изд-во: «Титул» 2007г
  6. Рабочая учебная программа По учебной дисциплине «литературное чтение» Для 1 класса

    Рабочая учебная программа
    Рабочая программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным
  7. Программы по учебным предметам, реализуемые в 2008-2009 учебном году, учебники к ним

    Учебники
    - Театральный. Рабочая программа кружка на английском языке составлена на основе методического пособия «Театрализованные уроки и мероприятия на английском языке» Е.
  8. Рабочая программа по учебно методическому комплекту под редакцией А. Г. Мордкович, Стр. 20-23 Раздел 1

    Рабочая программа
    В 1987 году закончила Целинную среднюю школу Перелюбского района Саратовской области и поступила В СГУ на механико-математический факультет. В 1992 году окончила механико-математический факультет Саратовского Государственного Университета им.
  9. Рабочая программа по английскому языку для 2 класса. Пояснительная записка (1)

    Рабочая программа
    Статус рабочей программы. Рабочая программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по английскому языку с учетом авторской программы

Другие похожие документы..