Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению 050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности Иркутск 2008

Модуль 5. Методика обучения двигательным действиям и развития физических качеств (подвижные игры)

УЭ 5.1.Организация и методика проведения подвижных игр для детей 5 –6 лет
Игры с элементами гимнастики и акробатики: «Змейка», «Иголка и нитка», «Пройди бесшумно», «Тройка», «Салки не попади в болото», «Пингвины с мячом», «Раки», «Через холодный ручей».

Игры с элементами легкой атлетики: «Два мороза», «Пятнышки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «К своим флажкам», «Кот и мыши», «Быстро по местам», «Гуси-лебеди», «Не оступись».

Игры на свежем воздухе: (варианты игр, игры, составленные самим студентом, эстафеты и их варианты в соответствии с проходимым на уроке материалом и педагогическими задачами): «У ребят порядок строгий», «Совушка», «Мы веселые ребята», «Салки обыкновенные», «Салки - давай руку», «Салки – с приседаниями», «Салки – с прыжками на одной ноге», «У медведя на бору», «Ловкие ребята», «К своим флажкам», «Два мороза», «Волк во рву», «Передача мячей», «Попрыгунчики-воробушки», «Мяч соседу», «Кто первый?»

УЭ5.2.Организация и методика проведения игр для детей 6 –7 лет

Игры с элементами гимнастики и акробатики: «Эстафеты с обручами», «Не урони мешочек», «Конники-спортсмены», «Запрещенное движение», «Зайцы в огороде и Жучка», «Лиса и куры».

Игры с элементами бега и ускорениями: «Вызов номеров», «Шишки-желуди-орехи», «Невод», «Третий лишний», «Заяц без дома», «Пустое место», «Отгадай, чей голосок», «Мяч соседу», «Метко в цель», «Космонавты», «Мышеловка».

Дополнительный материал (варианты вышеперечисленных игр, игры, составленные самим студентом, эстафеты и их варианты в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и решаемыми педагогическими задачами): «Музыкальные змейки», «Перемена мест», «Шишки, желуди, орехи», «Стой!», «Салки – ноги от земли», «Салки с выручкой», «Салки – с ленточками», «Белые медведи», «Зайцы в огороде», «Пустое место», «Угадай, кто?», «Что изменилось?», «Кто дальше бросит?», «Мяч среднему», «Линейная эстафета», «Эстафета с раскладыванием и собиранием предметов (мячей, булав)».

УЭ 5.3.Организация и методика проведения игр для детей

7 –8 лет

Игры с элементами гимнастики и акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, заданий на координацию движений типа «веселых задач», с «включением» и «выключением» (расслаблением) звеньев тела. Игры: «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», «Кузнечики», «Парашютисты», «Медвежата за медом».

Игры с элементами легкой атлетики: «Салки с ленточками», «Кто дальше бросит», «Мяч среднему», «Белые медведи», «Кто обгонит».

Дополнительный материал (варианты подвижных игр, игры, составленные самим студентом, эстафеты и их варианты в соответствии с возрастными особенностями и решаемыми педагогическими задачами): «Товарищ командир», «Караси и щука», «Кто обгонит?», «Невидимка», гонка мячей в колоннах – передача мячей сбоку, гонка мячей в колоннах – передача над головой, гонка мячей в колоннах – передача под головами, «День ночь», «Попади в мяч», «Подвижная цель», эстафета линейная с прыжками, эстафета с лазаньем и перелезанием;

Подвижные игры с мячом: «Охотники и утки», «Гонка мячей по шеренгам», «Увертывайся от мяча», «Обгони мяч», гонка мячей по кругу.

УЭ 5.4. Организация и методика проведения игр для детей 9 – 10 лет

Игры с элементами гимнастики и акробатики: «Увертывайся от мяча», «Гонка мячей по кругу», «Догонялки на марше», «Альпинисты», эстафеты типа «Веревочка под ногами».

Игры на материале легкой атлетики: «Круговая охота», «Капитаны», «Ловля парами», «Пятнашки в парах (тройках)», «Подвижная цель», «Не давай мяча водящему».

Повторение некоторых игр предыдущего возраста (по усмотрению студента, в связи с проходимым на занятии материалом).

Варианты программных игр, игры, составленные самим студентом, эстафеты и их варианты в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовленностью занимающихся: «Бой петухов», «Лапта», перепрыгивание через черту, эстафета «Веревочка под ногами», эстафета с лазаньем и преодолением несложных препятствий, линейные эстафеты с бегом и переноской предметов, перебежки с выручкой;

Игры с мячом: «Мяч в кругу», «Не давай мяча водящему», «Защита укреплений», эстафета с ведением мяча по прямой.

УЭ5.5.Организация и методика проведения подвижных игр для детей 10 – 11 лет

Игры для развития двигательного качества быстроты:«Гонка преследований», «Вызов номеров», «Бегуны и Пятнашки»

Игры для развития силовых способностей:«Пятнашки на одной ноге», «Сильный бросок», «Салки прыжками», «Выталкивание из круга», «Бой на границе», «Бой петухов»

Игры на развитие выносливости: «Ручей», «Кросс по кругу», «Бег с выбыванием».

Игры на развитие ловкости: «Отними мяч», «Кто самый ловкий», линейные и встречные эстафеты с ведением и передачей мяча

Игры с мячом: «Салки спиной к стене», «Гонки мячей по кругу», «Мини-баскетбол».

УЭ5.6.Организация и методика проведения подвижных игр для детей 12 –13 лет

Игры для развития двигательного качества быстроты: «Гонка преследований», «Вызов номеров», «Бегуны и Пятнашки», эстафеты с обручами;

Игры, направленные на развитие силовых способностей: «Захват высоты», «Перетягивание через линию», «Гонка тачек»;

Игры, направленные на развитие выносливости: эстафеты с прыжками, со скакалкой с продвижением вперед;

Игры, направленные развитие ловкости: «Охотники и утки», «Метко в цель», «Состязание пингвинов», эстафеты с предметами, прыжками через скакалку, с передачей мяча в парах, бег с «тенью» (повторение движений партнера), «Капитаны», «Не давай мяча водящему», «Пятнашки в парах (тройках)», «Свободное место».

УЭ5.7. Организация и методика проведения подвижных игр у подростков 14-15 лет

Подвижные игры с элементами гимнастики: «Перетягивание каната», «Подвижная цель», «Кто сильнее?», «Эстафета с палками и прыжками», «Челнок», Эстафета с чехардой»;

Подвижные игры с элементами волейбола: «Пионербол», «Пионербол с двумя мячами», «Народный мяч», «Снежки»;

Подвижные игры с элементами баскетбола: «Двумя мячами через сетку», «Шагай вперед!», «Эстафета с ведением и броском мяча в корзину», «Мяч среднему», «Мяч капитану»;

Подвижные игры с элементами легкой атлетики: «Колесо», «Большая эстафета по кругу», «Бег командами», «Сумей догнать», «Кто быстрее?»

УЭ 5.8.Организация и методика проведения подвижных игр у подростков 15 – 16 лет

Подвижные игры с элементами легкой атлетики: гонка с выбыванием», «Сумей догнать», «Кто выше?», «Карусели», «По наземной мишени», «Пробей стенку».

Подвижные игры с элементами баскетбола: «Пятнадцать передач», «Перехват мяча», «Рывок за мячом», «Наперегонки с мячом», «Нападают пятерки», «Баскетбол с надувным мячом», «Перемена мест с ведением мяча».

Подвижные игры с элементами волейбола: «Перестрелбол», «Волейбол с выбыванием», «Ногой и головой через сетку».

Подвижные игры с элементами гимнастики: «Борьба за палку», «Подвижный ринг».

Модуль 6. Комплекс средств и методов физического воспитания в спортивно-оздоровительном туризме

УЭ6.1. Топографическая подготовка

Рельеф и способы его изображения. Условные топографические знаки. Топографическая карта. Компас и работа с ним. Ориентирование на месте. Измерение расстояния по карте и на местности.

УЭ6.2. Пешеходный туризм

Бивачные работы. Предотвращение травм, болезней и порчи снаряжения. Признаки изменения погоды. Техника и тактика движения. Преодоление препятствий в походе.

УЭ6.3. Лыжный туризм

Особенности лыжного похода. Снаряжение в лыжном походе. Организация питания и вынужденного ночлега. Техника и тактика передвижения на лыжах.

УЭ6.4. Содержание и формы туристической работы с детьми

Подготовка туристических соревнований учащихся. Организация проведения соревнований. Особенности организации и проведения школьных, районных и городских соревнований по летнему туризму. Особенности организации и проведения школьных, районных и городских соревнований по зимнему туризму. Содержание и формы туристической работы с детьми.

Модуль 7. Развитие физических качеств. Общая физическая и специальная физическая подготовка в системе физического воспитания

УЭ7. 1. Комплексы упражнений для развития выносливости

Методы развития выносливости. Общеразвивающие упражнения с предметами. Комплекс упражнений для развития общей выносливости. Комплекс упражнений для развития специальной выносливости. Кроссовая тренировка. Круговая тренировка.

УЭ7.2. Комплексы упражнений для развития быстроты

Методы развития быстроты. Челночный бег. Спринтерский бег. Эстафеты. Комплекс упражнений для развития быстроты.

УЭ7.3. Комплексы упражнений для развития силы

Методы развития силы. Упражнения с набивными мячами. Упражнения с гантелями, штангами. Изометрические упражнения. Упражнения с весом собственного тела. Упражнения с партнером. Упражнения с резиновыми амортизаторами. Упражнения на тренажерах.

УЭ 7.4. Комплексы упражнений для развития координационных способностей

Упражнения на гимнастиче­ской стенке.

Упражнения на гимнастических снарядах.

Упражнения на гимнастических снарядах: Девушки: опорные прыжки, упражнения в равновесии на бревне, упражнения на гимнастической скамейке, разновысоких брусьях, элементарные акробатические уп­ражнения, лазание по канату и шесту с помощью рук и ног.

Юноши: опорные прыжки, упражнения на пере­кладине, параллельных брусьях, кольцах, упражнения в равновесии, элементарные акробатические упражнения, лазание по канату и шесту с помощью рук и ног и без помощи ног.

УЭ 7.5. Комплексы упражнений для развития гибкости

Упражнения для развития динамической гибкости. Упражнения для развития статической гибкости. Упражнения с партнером.

Модуль 8. Методика обучения двигательным действиям и развития физических качеств (гимнастика)

УЭ8.2. Методика обучения организующим командам и приемам

Методика обучения организующим командам и приемам: перестроение в движении из колонны по одному, в колонну по два и четыре дроблением и сведением; перестроение в движении из колонны по два и четыре в колонну по одному разведением и слиянием; организующие команды и приемы: передвижение строевым шагом одной, двумя, тремя колоннами; перестроение в движении из колонну по одному в колонну по два, по три и обратно; организующие команды и приемы: передвижение в колонне с изменением длины шага по команде: «Короче шаг!», «Полный шаг!», «Пол шага!»; выполнение команд на месте: «Полповорота напра-во!», «Полповорота нале-во!».

УЭ8.2. Методика обучения акробатическим упражнениям

Методика обучения основным акробатическим элементам. Организующие команды и приемы. Кувырки вперед, назад в группировки. Стойка на лопатках. Переворот боком. Перекат вперед в упор присев. Акробатическая комбинация. Вольные упражнения. Прикладные упражнения.

УЭ8.3. Методика обучения гимнастике на снарядах

Методика обучения основным гимнастическим элементам на снарядах. Опорные прыжки. Прыжок ноги врозь, через гимнастического козла в ширину; прыжок на гимнастического козла в упор присев и соскок с поворотом. Упражнения на низкой и средней перекладине. Упражнения на гимнастической стенке. Упражнения на бревне.

Модуль 9. Методика обучения двигательным действиям и развития физических качеств (баскетбол)

УЭ9.1. Методика обучения технике игры в баскетбол (техника передвижения)

Разминка баскетболиста (проведение комплекса общеразвивающих упражнений). Техника передвижений: стойка баскетболиста (ноги параллельно на одной линии, одна нога выдвинута вперёд). Передвижения приставными шагами вправо, влево, спиной вперёд. Прыжки толчком одной ноги, двух ног. Остановки прыжком и двумя шагами. Повороты на месте, вперёд, назад, без мяча и с мячом.Техника владения мячом: ловля мяча двумя руками на уровне груди, передача мяча двумя руками от груди, одной рукой от плеча правой и левой рукой, стоя не месте. Бросок мяча с места одной рукой от плеча, ведение мяча на месте и в движении с высоким отскоком. Подвижные игры.

УЭ9.2. Методика обучения технике игры в баскетбол (техника владения мячом)

Техника передвижений: сочетание способов передвижения. Остановки прыжком и двумя шагами после ловли мяча и ведения мяча. Повороты вперёд, назад после ловли мяча, ведения мяча, с пассивным сопротивлением защитника, с активным сопротивлением защитника. Техника владения мячом: передача мяча с отскоком от пола, двумя руками сверху, одной рукой сбоку, одной рукой снизу на месте. Ведение мяча с высоким и низким отскоком, с изменением направления и скорости. Бросок одной рукой от плеча на месте, бросок одной рукой сверху в движении. Эстафеты с передачами и ведением мяча.

УЭ9. 3. Методика обучения технике игры в баскетбол (техника бросков по кольцу)

Ловля и передача мяча в движении, в прыжке, ловля низко летящего мяча, катящегося мяча. Передача мяча при встречном и поступательном движении.

Ведение мяча без постоянного зрительного контроля, обводка противника.

Броски мяча в движении после ведения, после передачи. Обучение штрафным броскам.

УЭ 9.4. Обучение технике игры в баскетбол (техника игры в защите)

Техника перемещений: Основная защитная стойка, передвижения в защитной стойке лицом, спиной вперёд, в стороны. Техника овладения мячом и противодействие: вырывание, выбивание, перехват мяча, накрывание.

УЭ9.5. Обучение технике игры в нападении. Совершенствование изученных технических приёмов

Обучение броску мяча одной рукой сверху в прыжке. Бросок мяча двумя руками от груди, двумя руками сверху.Совершенствование бросков в движении, штрафного броска. Совершенствование ведения мяча (с поворотом, переводом мяча перед собой, за спиной, под ногой).

Финты (обманные движения). Сочетания технических приёмов: финт на рывок – рывок, финт на проход – проход, поворот – передача, проход – передача, ловля – бросок, проход – бросок, финт на передачу – передача, финт на бросок – передача. Учебная игра с использованием изученных технических приёмов.

Модуль 10. Комплекс средств и методов в системе физического воспитания в физкультурно-спортивных и оздоровительных учреждениях

УЭ10.1. Физическое воспитание в физкультурно-спортивных учреждениях

Средства и методы спортивной работы в ДЮСШ. Средства и методы спортивной работы в спортивных клубах. Самоконтроль занимающихся спортом. Общая физическая подготовка в ДЮСШ. Диагностика и самодиагностика физических качеств и двигательных умений.

УЭ 10.2. Физическое воспитание в оздоровительных учреждениях

Оценка физического развития. Лечебная физическая культура: формы, средства и методы. Физкультурные паузы в течение учебного, рабочего дня. Средства физической культуры для поддержания работоспособности занимающихся различного возраста и уровня подготовленности.Средства физической культуры для восстановления работоспособности.Средства физической культуры, укрепляющие малоактивные мышечные группы в профессиональной деятельности. Средства физической культуры, расслабляющие активные мышечные группы. Средства физической культуры, растягивающие мышечные группы для увеличения гибкости и снятия напряжения с работающих мышц.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 16. Базовые и новые физкультурно-спортивные виды Раздел

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины Базовые и новые физкультурно-спортивные виды. Раздел 8 Лыжный спорт составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Москва,
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 01 Теория и методика физической культуры Иркутск 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины Теория и методика физической культуры составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Москва,
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 01 Теория и методика обучения предмету физическая культура Иркутск 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно – методический комплекс дисциплины Теория и методика обучения предмету «физическая культура» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Москва 2005г.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 16 Базовые и новые физкультурно-спортивные виды Раздел. Легкая атлетика Иркутск 2008 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины Базовые и новые физкультурно-спортивные виды. Раздел Легкая атлетика составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Москва,
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 16 Базовые и новые физкультурно-спортивные виды Раздел. Легкая атлетика Иркутск 2008 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Целью создания учебно-методического комплекса дисциплины «Базовые и новые физкультурно-спортивные виды» раздел «легкая атлетика » является оптимизация учебного процесса и повышение качества подготовки будущих специалистов по физической
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 17. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование Иркутск 2008 (1)

    Учебно-методический комплекс
    Авторы-составители: старший преподаватель кафедры физического воспитания и методики Букатару Лариса Федоровна, старший преподаватель кафедры физического воспитания и методики Воронова Елена Борисовна,
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 17. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование Иркутск 2008 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины Педагогическое физкультурно – спортивное совершенствование составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Москва 2005 г.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 01 История физической культуры и спорта 1 часть

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины История физической культуры и спорта составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Москва 2005 г.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 15. Физкультурно-спортивные сооружения Иркутск 2007

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины Физкультурно-спортивные сооружения составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Москва,

Другие похожие документы..