Учебно-методический комплекс по дисциплине «Клиническая психология»

Институт психоанализа

Факультет психологии

Кафедра клинической психологии

Утверждено

на заседании кафедры клинической психологии

от 23 октября 2009г. протокол №1

Зав. кафедрой клинической психологии

к.пс.н. О.Ю. Казьмина_________________

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Клиническая психология»

Автор:

Удачина Елена Геннадьевна, канд. психол. наук, доцент

Москва

2009

Печатается по решению кафедры клинической психологии

НОУ ВПО «Институт психоанализа»

Удачина Елена Геннадьевна, Клиническая психология – М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 37 с.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© Удачина Елена Геннадьевна 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I.ПРОГРАММА КУРСА 4

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА 4

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 5

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 6

Введение 6

Тема 1. Общие принципы и структура клинической психологии. Теоретические и практические задачи клинической психологии. 6

Тема 2. Основные понятия психиатрии 7

Патопсихология 7

Тема 3. Нарушения сознания 8

Тема 4. Расстройства восприятия 8

Тема 5. Расстройства памяти 8

Тема 6. Расстройства интеллекта и мышления 9

Тема 7. Нарушения эмоционально-личностной сферы 9

Нейропсихология 10

Тема 8. Теоретические основы нейропсихологии 10

Тема 9. Нарушения восприятия (агнозии) 11

Тема 10. Нарушения произвольных движений (апраксии) 12

Тема 11. Нарушения речи (афазии) 12

Тема 12. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга 12

Тема 13. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга 13

Другие направления 13

Тема 14. Психология аномального развития 13

Тема 15. Психосоматика 13

Тема 16. Психотерапия 14

Тема 17. Психология посттравматического стресса. 14

3. ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ 15

4. СПИСОК РЕКОМЕДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ 24

III. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 25

IV. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 26

V. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 28

VI. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 29

ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ 29

  1. ПРОГРАММА КУРСА

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Индекс

Клиническая психология

всего часов

ОПД.Ф.16

Предмет и структура клинической психологии; дефиниции клинической психологии; история зарождения и становления специальности; объект клинической психологии; направленность клинической психологии; «Психология здоровья», двоякий смысл этого понятия; сфера приложения клинической психологии; практические задачи и функции клинических психологов; теоретические основы и исследовательские проблемы клинической психологии; базовые категории теоретического аппарата; характеристики основных разделов клинической психологии (специализаций) и перспективы их развития; патопсихология, ее предмет, научные основы, актуальные проблемы; нейропсихология: определение, проблемы, методологические основы; проблема мозговой локализации психических функций; восстановление нарушенных высших психических функций; психосоматическая проблема; психологические исследования в клинике соматических заболеваний; психологические аспекты проблемы телесности и интрацепции; психологические проблемы аномального онтогенеза; типы нарушений психического развития; соотношение биологического и социального в природе аномалий развития; психологическое консультирование, коррекция и психотерапия; типология нарушений психических процессов, свойств и состояний при разных видах патологии человека; нарушения восприятия, произвольных движений и действий, речи, памяти; патология мышления, эмоционально-волевой сферы, сознания и самосознания; роль клинической психологии в решении общих проблем психологии; душа и тело; мозг и психика; психологическая диагностика и воздействие; личность и ее изменения и аномалии; психопатология.

120

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса лекций «Клиническая психология» рассчитана на профессиональную подготовку студентов по специальности «Психология» и разработана с опорой на государственный образовательный стандарт. Программа включает в себя краткое изложение основ клинической психологии, одной из ведущих областей современной психологии. Лекции по клинической психологии как области профессиональной деятельности психологов, направленной на охрану и укрепление психического здоровья населения, предполагают ознакомление студентов с основами психологической науки, изучающей закономерности нарушений и восстановления психической деятельности человека; раскрывают роль клинической психологии в решении общепсихологических проблем на моделях патологии психики. Основной акцент в данном курсе сделан на изложение теоретических основ. В то же время большое внимание уделяется и ознакомлению с некоторыми методами и принципами организации психологического обследования в клинике. Будучи междисциплинарной областью исследования, сформированной на стыке психологии и медицины, клиническая психология является наукой психологической и использует концептуальный аппарат общей психологии для решения актуальных проблем медицины и психологии. Основная часть курса посвящена изложению типичных нарушений психических процессов, состояний и личности в рамках различных направлений клинической психологии. Среди других отраслей психологии клиническая психология является наиболее практически ориентированной, поэтому особое внимание уделяется ознакомлению студентов с прикладными аспектами деятельности клинических психологов: диагностикой, экспертизой, восстановлением высших психических функций, психологической коррекцией и реабилитацией.

Программа курса рассчитана на 60 академических часов аудиторных занятий. В самостоятельную работу входит чтение специальной литературы и подготовка докладов.

Промежуточный контроль осуществляется по итогам работы на семинарах (доклады, опрос, письменные контрольные работы), итоговый – в форме экзамена.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение

Тема 1. Общие принципы и структура клинической психологии. Теоретические и практические задачи клинической психологии.

Клиническая психология как область психологического научно-практического знания, возникшая при взаимодействии систем психологических и медицинских наук. Особенности клинической психологии, ее предмет, цели и задачи. Отличие клинической психологии от медицинской. Клиническая психология как область психологической науки, изучающая роль внешних и внутренних факторов в возникновении различных нарушений психики, частные и общие закономерности этих нарушений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях (Ю.Ф.Поляков). Место клинической психологии среди других наук: медицины, психологии, философии, социологии, педагогики и др.

История клинической психологии. Формирование взглядов на связь телесных (соматических) процессов с «душевными», связь мозга и психики и т.д. Вклад Галля, Брока, Вернике, Крепелина, Блейлера, Фрейда, Рибо, Кречмера, Юнга, и др. Влияние взглядов И.М.Сеченова на формирование клинической психологии. Первые психологические лаборатории в клиниках нервных и «душевных» болезней в России: В.М.Бехтерев – в Казани (1885г.), С.С.Корсаков в Москве (1886г.) и др. Появление термина «медицинская психология». Основоположники отечественной клинической психологии: В.М.Бехтерев, Л.С.Выготский, Б.В.Зейгарник, А.Р.Лурия, В.Н.Мясищев, и др.

Основные направления клинической психологии: патопсихология, нейропсихология, психология соматических больных, психология аномального ребенка (дизонтогенез) и др. Современное состояние клинической психологии: основные проблемы и тенденции развития – исследование влияния заболеваний на психику человека; анализ влияния психологических факторов на появление, развитие и лечение болезней; изучение роли психического в качестве фактора, противостоящего возникновению и течению заболеваний; изучение проявлений и динамики нарушений психики при различных заболеваниях; исследование влияния особенностей взаимоотношений больного человека с окружающей микросредой на процесс выздоровления. Ятрогении. Деонтологические аспекты клинической психологии. Принципы и методы клинической работы. Прикладное значение клинической психологии. Роль психолога в психиатрических, неврологических и соматических медицинских учреждениях. Клинико-психологическая диагностика, психологическая коррекция и психотерапия, задачи реабилитации, участие в различных видах экспертиз (судебно-психиатрическая, психолого-педагогическая, воинская, трудовая и т.д.). Психогигиена и психопрофилактика (основная задача – укрепление психического здоровья человека, формирование культуры здоровья; профилактическая работа в группах повышенного риска). Роль клинико-психологических исследований в развитии общей теории психологии. Клиническая психология как область теоретической психологии, решающая фундаментальные психологические проблемы на моделях патологии психики.

Общепсихологические представления о генезе и структуре психики как о сложном системном явлении - теоретическая база для всех направлений отечественной клинической психологии. Системный подход к изучению проблемы «мозг и психика» (Б.Ф.Ломов). Понятие о высших психических функциях (по Л.С.Выготскому) как системных психических процессах, социальных по своему происхождению которые являются произвольными, осознанными и опосредствованными.

Теоретические основы различных областей клинической психологии, как самостоятельных научных направлений: нейропсихология – теория системной динамической локализации высших психических функций; патопсихология и психосоматика – системно-структурный подход к изучению нарушений психики, концепция патопсихологических факторов; психология аномального развития ребенка – концепция дизонтогенеза психического развития, стадийность психического развития в онтогенезе, критические возрастные периоды и т.д.

Основные категории теоретического аппарата. Категория «факторов» как основы формирования и протекания психической деятельности, изменение (нарушение) которых приводит к изменению связанных с ними психических процессов и состояний. Типы и природа факторов. Связь факторов и синдромов. Категория психологического синдрома как системы из измененных психических процессов и свойств психики, являющихся следствием нарушений тех или иных факторов.

Качественный, системно-структурный анализ патологии психики. Направленность клинико-психологических исследований на раскрытие внутренней структуры психических процессов и ее изменений. Предмет анализа как процессуальная характеристика. Патология психики – модели изменения (нарушения или выпадения) определенных звеньев в структуре психической деятельности человека. Изучение различного характера этих изменений при разных видах патологии – инструмент анализа функциональной роли конкретных звеньев в структуре психической деятельности.

Теоретические проблемы клинической психологии и подходы к их решению на моделях патологии психики. Представления о норме и патологии. Понятие психического здоровья.

Клинико-психологическая диагностика как наиболее важная задача клинической психологии. Роль клинического психолога в клинико-нозологической диагностике в психиатрической клинике; топическая психологическая диагностика в клинике локальных поражений мозга; личностная (типологическая) - в соматических и неврологических клиниках; функциональная – для оценки динамики психического состояния; диагностика уровня психического развития детей. Участие клинического психолога в решении экспертных задач (напр., психолого-психиатрическая экспертиза, военно-медицинская, врачебно-трудовая, психолого-педагогическая и т.д.).

Клинико-психологические формы воздействия и психологическая помощь. Понятия психологической коррекции и психотерапии. Реабилитация – система комплексных мероприятий медицинского, психологического и социального характера.

Тема 2. Основные понятия психиатрии

Предмет и задачи психиатрии. Понятия симптом и синдром. Этиология психических заболеваний. Роль Крепелина в создании классификации. Нозологический и феноменологический принципы классификации. Психопатологическая симптоматика. Основные психические заболевания (психотические, невротические и т.д.). Диагностические критерии психозов (в современных классификациях употребляется термин «расстройство»). Шизофрения как пример психотического расстройства. Пограничные психические расстройства. Характерные особенности психогенных заболеваний (на примере реактивных психозов и неврозов). Критерии и варианты психопатий по Ганнушкину. Особенности нарушений в детском и старческом возрасте - различия недоразвития и распада на примере умственной отсталости и деменции. Современные классификаторы психических болезней - DSM IV и МКБ-10. Основные разделы психофармакологии.

Патопсихология

Предмет патопсихологии как науки, изучающей «закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме (Б.В.Зейгарник). Отличие предмета патопсихологии от предмета психопатологии. История развития патопсихологии. Роль идей В.М.Бехтерева, С.С.Корсакова, Л.С.Выготского в становлении патопсихологии. Вклад Б.В.Зейгарник, В.Н.Мясищева, С.Я.Рубинштейн в развитие патопсихологии. Соотношение патопсихологии с другими смежными дисциплинами. Роль патопсихологического исследования в изучении психических болезней. Патопсихологический эксперимент как моделирование различных видов психической деятельности. Особенности построения патопсихологического исследования (напр., обязательный качественный анализ нарушений, а не только количественный, и т.д.). Патопсихологические синдромы и их характеристика. Практические задачи патопсихологии.

Тема 3. Нарушения сознания

Категория сознания в философии, психологии и психиатрии. Рабочее определение сознания в патопсихологии как нарушения ориентировки в месте, времени и своем состоянии. Психологические характеристики различных видов нарушения сознания. Синдромы выключения сознания: кома, сопор, оглушенное состояние сознания. Синдромы помрачения сознания: делирий, онейроид, сумеречное помрачение сознания.

Критерии нарушения сознания. Нарушения самосознания.

Тема 4. Расстройства восприятия

Феноменология нарушения восприятия при психических расстройствах. Иллюзии – расстройства восприятия, при которых реальные явления или предметы воспринимаются в измененном, ошибочном виде из-за несовершенства того или иного органа чувств, либо в связи с проявлением законов физики (напр., ложка в стакане чая). Аффективные, вербальные и парэйдолические иллюзии. Галлюцинации – расстройства восприятия, при которых человек видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует. Подразделение галлюцинаций по органам чувств (зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и т.д.). Опасность императивных галлюцинаций. Комбинированные галлюцинации (напр., больной видит змею, чувствует ее прикосновение и слышит ее шипение). Истинные галлюцинации (всегда спроецированы вовне и связаны с реальной обстановкой, у больных нет никаких сомнений в их действительном существовании) и ложные или псевдогаллюцинации (проецируются внутри больного, чаще всего в голове). Отличие галлюцинаций от фантазий и представлений. Функциональные галлюцинации. Гипотезы о природе галлюцинаций. Понятие агнозии. Дереализация – расстройство восприятия, при котором окружающий мир воспринимается измененным и сопровождается чувством нереальности, чуждости. Синдром Кандинского–Клерамбо: наличие псевдогаллюцинаций, бреда (преследования или воздействия) и психического автоматизма (чувства отчужденности в идеаторной, сенсорной и моторной сферах). Сходными с состоянием дереализации являются такие симптомы (которые могут встречаться и у здоровых людей), как уже виденное (deja vu), уже слышанное (deja entendu) и т.п. Содержание этих симптомов состоит в том, что незнакомая ситуация на какое-то время кажется хорошо знакомой (уже виденной, уже пережитой, уже слышанной и т.п.). Противоположные симптомы, например, jamais vu (никогда не виденное). Мотивация и восприятие.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история психологии»

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020400 «Психология» (Квалификация Психолог.
  2. Комплекс по дисциплине «клиническая психология» курс лекций

    Учебно-методический комплекс
    Разработанный учебно-методический комплекс предназначен для студентов изучающих психологию, подготовка которых включает курс клинической психологии. Тематика рубрик представлена с учетом современных тенденций и направлений в клинической
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Клиническая нейропсихология»

    Учебно-методический комплекс
    Цель курса – освоение студентами теоретических основ, методов клинической нейропсихологии, знаний об основных нейропсихологических синдромах нарушений высших психических функций и лежащих в основе этих синдромов поврежденных нейропсихологических
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине специальная психология самара-2009

    Учебно-методический комплекс
    Специальная психология является одним из существенных звеньев в подготовке специалистов-дефектологов, вооружая студентов необходимыми знаниями в области психологии отклоняющегося развития.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (1)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии» Учебно-методический комплекс (2)

    Учебно-методический комплекс
    Предмет и задачи истории психологи. Зарождение психологии как науки. Психологические теории и направления: психоанализ, индивидуальная психология, аналитическая психология, неофрейдизм, бихевиоризм и необихевиоризм, гештальтпсихология,
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине (7)

    Учебно-методический комплекс
    История психологии является комплексной дисциплиной, синтезирующей знания по отдельным областям и проблемам психологии. Основной задачей истории психологии является анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине (52)

    Учебно-методический комплекс
    Развитие психологии как науки обусловлено отдельными учениями от античности до современного этапа её становления; основными направлениями, сформировавшимися в процессе развития психологии: эмпиризма, ассоцианизма, структурализма и
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине (97)

    Учебно-методический комплекс
    Развитие психологии как науки обусловлено отдельными учениями от античности до современного этапа её становления; основными направлениями, сформировавшимися в процессе развития психологии: эмпиризма, ассоцианизма, структурализма и

Другие похожие документы..