Автореферат разослан января 2012 года

На правах рукописи

МИТРИЧЕНКО Расима Хайдаровна

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ

ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

Волгоград – 2012

Работа выполнена на кафедре физического воспитания

Удмуртского государственного университета

Научный руководитель: доктор педагогических наук, доцент

Новокрещенов Владимир Васильевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Мандриков Виктор Борисович

Кандидат педагогических наук, доцент

Кондрашов Александр Алексеевич

Ведущая организация Поволжская государственная академия

физической культуры, спорта и туризма

Защита состоится 29 февраля 2012 г. в 1030 на заседании диссертационного совета Д.311.011.01 при Волгоградской государственной академии физической культуры по адресу: 400005, г. Волгоград, проспект Ленина, 78, ауд. 52.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Волгоградской государственной академии физической культуры.

Автореферат разослан « » января 2012 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

профессор

МОСКВИЧЕВ Ю.Н.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность.Учитывая основные положения действующей в настоящее время программы по физической культуре для российских высших учебных заведений (2000 г.), занятия со студентами проводятся в объеме 4 часов в неделю на 1-2-х курсах и 2 часов в неделю – на 3-4-х курсах. Естественно, что при таком объеме нагрузки, особенно на старших курсах, учебные занятия физической культурой не могут обеспечить рост физической подготовленности студентов и улучшить состояние их здоровья (В.А. Клименко, 2004; Н.А. Алексеев и соавт., 2005; Д.Н. Давиденко, 2006; С.М. Хабарова, 2009; В.Д. Кириленко, 2009; В.Б. Мандриков и соавт., 2010).

Некоторые специалисты в сфере физического воспитания студенческой молодёжи, пытаясь найти выход из сложившейся кризисной ситуации, предлагают увеличить объем обязательных занятий физической культурой в вузе (А.И. Завьялов, Д.Г. Миндиашвили, 1996; Е.В. Богданова, 1997; В.И. Григорьев, 2004). К сожалению, такой путь по многим причинам является неприемлемым, так как предполагает дополнительные материальные и финансовые затраты для строительства новых спортивных сооружений, подготовки профессиональных кадров и оплаты их труда, существенного изменения учебных планов подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования.

По мнению другой группы ученых и педагогов высшей школы (Б.Г. Ачкурин, 1996; П.А. Виноградов, В.П. Моченов, 1998; С.В. Малиновский, В.Д. Сячин, 1999; П.К. Дуркин, М.П. Лебедева, 2000; В.С. Якимович, 2002; В.Г. Шилько, 2003; В.В. Белоусов, 2005; С.Д. Зорина, 2009), перспективным направлением в решении обозначенных проблем физического воспитания студенческой молодежи является научная разработка и обоснования инновационных форм внеурочных занятий в вузах, активизация студенческого самоуправления по развитию спортивно-массовой работы во внеучебное время.

Однако систематический дефицит свободного времени у студентов старших курсов, связанный со значительным возрастанием в вузах объема и содержания учебной деятельности, не позволяет им даже изредка дополнительно заниматься физическими упражнениями или различными видами спорта после учёбы, не говоря уже о регулярности таких занятий (Н.В. Белкина, 2006; И.А. Амельченко, Е.Г. Олейник, 2007; О.П.Гонтарь, 2008; Т.В. Ломовцева, Т.И. Ломовцева, 2009).

Тем не менее, в последнее время всё чаще специалисты указывают на возрастающую популярность в среде студенческой молодёжи рекреационной направленности физической культуры, обеспечивающей им активный отдых и восстановление работоспособности после напряженной умственной работы (А.В. Лотоненко, Е.А. Стеблецов, 1997; В.П. Зайцев, С.И. Крамской,2003; Е.П. Пчелкина, 2007; Р.Х. Митриченко, В.В. Новокрещенов, 2009). Но в настоящее время большинством ученых физическая рекреация связывается только со свободным временем, досугом, выходными днями и т. д., и ни коим образом не ассоциируется с учебными занятиями физической культурой.

Однако исследователи недостаточно уделяют внимания изучению и практическому воплощению возможности использования средств и методов физической культуры и спорта для восстановления работоспособности студенческой молодежи. В этом аспекте слабо исследован вопрос о том, какими упражнениями, в каком нагрузочном режиме, в какой последовательности их применения можно это сделать наиболее быстро и результативно. Не ясно, как дифференцировать средства и методы физической культуры для того, чтобы восстановительный эффект был высоким для всех категорий студентов, различающихся по уровням здоровья и физической подготовленности, соматотипам, полу, возрасту и субъективным предпочтениям. Нуждается в научной разработке и обосновании вопрос о критериях эффективности (продуктивности) педагогических методик, технологий, программ, организационных форм занятий студентов физической культурой, имеющих рекреационную направленность.

Такое положение дел обостряет сложившиеся противоречия между требованиями в вузе к учебной дисциплине «Физическая культура» и его возможностями, особенно при обучении студентов старших курсов; между потребностями студентов в физической рекреации и направленностью и содержанием дисциплины «Физическая культура»; между низкой двигательной активностью студенческой молодёжи и наличием у них свободного времени.

Таким образом, имеющиеся в сфере развития физической культуры в вузе, а также в сфере научного познания данного процесса, противоречия среди ученых и практиков по поводу содержания и форм рекреационных занятий физической культуры студентов вузов; рекреационных возможностей основных средств, методов и форм занятий физической культурой и спортом; критерия рекреационной эффективности занятий физической культурой и т.п. вопросов – все это создает реальную научную проблему рационального понимания рекреационного характера занятий физической культурой, делает весьма актуальным решение одной из научных задач – разработку и научное обоснование оптимальной модели организации со студентами вуза занятий физической культурой, имеющих рекреационную направленность.

Объект исследования: занятия физической культурой студентов высших учебных заведений, обеспечивающие их активный отдых и восстановление работоспособности.

Предмет исследования: содержание и формы организации занятий физической культурой студентов вузов, носящих рекреационную направленность.

Цель исследования: разработать и научно обосновать модель организации и проведения со студентами вуза занятий физической культурой рекреационной направленности.

Гипотеза. Модель организации и проведения со студентами вуза занятий физической культурой рекреационной направленности будет педагогически целесообразной и продуктивной, если в основу её построения положить:

– понимание рекреации как процесса восстановления работоспособности студенческой молодежи за счет их активного отдыха, предполагающего использование физических упражнений, доступных и интересных занимающимся, в оптимальном режиме нагрузки, определяемом путем учета самочувствия студента;

– отказ от доминирующей роли нормативов физической подготовленности при итоговой оценке успеваемости по дисциплине «Физическая культура», замена их другим показателем – степенью усвоения студентами физкультурных знаний и овладения ими умениями практического использования средств и методов физической культуры и спорта для сохранения, укрепления здоровья и восстановления своей работоспособности после интенсивной интеллектуальной нагрузки.

Задачи исследования:

1. Определить наиболее эффективные средства физической культуры, способствующие быстрому восстановлению работоспособности и здоровья студентов, их оптимальный объем и интенсивность выполнения на учебных занятиях.

2. Выявить условия и основные принципы организации занятий физической культурой рекреационной направленности со студентами вуза.

3. Разработать модель организации и проведения со студентами вуза занятий физической культурой рекреационной направленности.

4. Провести в ходе педагогического эксперимента испытание разработанной модели, выявить ее рекреационную эффективность.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют системный подход (К.Л. фон Берталанфи и др.); деятельностный подход (А.Н. Леонтьев и др.); основополагающие идеи теории функциональных систем (П.К. Анохин и др.); теоретические концепции физического воспитания студенческой молодежи (В.К. Бальсевич, В.И. Ильинич, Л.И. Лубышева, М.Я. Виленский, А.В. Лотоненко, А.И. Завьялов, В.С. Якимович и др.);концептуальные положения теории адаптации (С.Е. Павлов, В.Н. Платонов и др.); основные идеи теории физической рекреации (М.Г. Бердус, Г.П. Виноградов, В.М. Выдрин, Ю.М. Николаев и др.).

Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, социологическое анкетирование, методы математической статистики, гипотетико-дедуктивный метод, методы идеализации, проектирования и моделирования, тест PWC170, экспресс-оценка по методике САН, определение умственного утомления.

Организация исследования.Исследование проводилась в три этапа.

Первый этап (2005–2006 гг.) был посвящен решению первой задачи исследования. Было изучено современное состояние и перспективы развития физического воспитания студенческой молодёжи, выявлены основные проблемы и противоречия в организации и планировании физического воспитания, изучены основные средства и формы его организации, обоснованы перспективные направления и пути решения обозначенных проблем, сформулирована концепция диссертационного исследования, гипотеза, задачи, методы их решения.

На втором этапе (2007–2008 гг.) проводились теоретические и экспериментальные исследования, целью которых являлось формулирование концепции рекреационной физической культуры студентов в рамках учебного процесса, построение модели организации рекреационных занятий физической культурой в высших учебных заведениях, обоснованию их средств и методов. Также разрабатывался механизм реализации организационной модели в практику физического воспитания.

На третьем этапе исследования (2009–2011 гг.) проводился педагогический эксперимент, который преследовал цель проверки экспериментальной модели рекреационных занятий физической культурой в учебном процессе студентов старших курсов Удмуртского государственного университета. В педагогическом эксперименте приняли участие 120 студентов, в том числе 60 девушек и 60 юношей. На этом этапе были опубликованы и внедрены в практику высших учебных заведений основные результаты исследования, окончательно оформлена диссертационная работа.

Достоверность полученных результатов обеспечивалась надежной методологической основой исследования, соответствием научных методов, поставленным задачам, значительным объёмом эмпирических данных, полученных независимыми экспертами, репрезентативностью выборок испытуемых, корректностью использования методов математической статистики, применением современных информационных технологий.

Научная новизна результатов исследованиязаключается в разработке и научном обосновании модели организации и проведения со студентами вуза занятий физической культурой рекреационной направленности, включающую в себя цель, задачи, эффективные средства физической рекреации, формы организации занятий физической культурой, ориентированные на восстановление физической и умственной работоспособности с приоритетом самостоятельного выбора студентами средств физической рекреации и величины нагрузки. Впервые были отобраны и классифицированы физические упражнения, обладающие большим рекреационным потенциалом; определены условия и методические принципы использования физических упражнений на занятиях студентов физической культурой с целью их рекреации.

Теоретическая значимость результатов исследованиясостоит в дополнении теории и методики физической культуры положениями и выводами диссертации, в которых дается описание основного содержания модели организации и проведения со студентами вуза рекреационных занятий физической культурой; объясняются основные причины и условия рекреационной эффективности применения студентами вуза физических упражнений на учебных занятиях физической культурой; углубляется понимание смысла и необходимости обязательного учета в организации и проведении физкультурных занятий рекреационной направленности субъективного фактора: целевых установок, интересов, потребностей и привычек студенческой молодежи.

Практическая значимость результатов исследованиявыражается в повышении заинтересованности студентов вуза в физической культуре и спорте, росте их успеваемости по дисциплине «Физическая культура», ускорении восстановления сил и работоспособности студентов, укреплении здоровья студентов, вызванных применением на практике разработанной автором диссертации модели организации и проведения со студентами вуза занятий физической культурой рекреационной направленности.

Полученные результаты могут применяться в учебном процессе различных высших учебных заведений, при подготовке преподавателей физической культуры, а также на курсах и факультетах повышения квалификации педагогических кадров в сфере физической культуры и спорта.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Основой продуктивности разработанной нами экспериментальной модели организации занятий физической культурой со студентами высших учебных заведений рекреационной направленности являются следующие ее структурные компоненты:

- цель и задачи занятий ориентированы на восстановление умственной и физической работоспособности, снижающейся к концу учебной недели;

- приоритет самостоятельного выбора студентами средств физической рекреации и величины нагрузки;

- ориентация на оптимальный режим чередования нагрузки и отдыха на занятиях, когда последующая нагрузка приходится на фазу восстановления физических кондиций студента, его психологической и эмоциональной готовности к работе;

- отказ при итоговой оценке успеваемости по дисциплине «Физическая культура» от доминирующей роли нормативов физической подготовленности и ориентация её на знания и умения практического использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья.

2.Механизм реализации модели рекреационных занятий осуществляется в три этапа: первый – выявление предпочтений студентов к занятиям тем или иным видом спорта или физическими упражнениями на учебных занятиях физической культурой с рекреационной направленностью; второй – разработка годовых и семестровых планов-графиков, учитывающих поурочное распределение учебного материала; третий – проведение учебных занятий в соответствии с разработанным планом и осуществление этапного, текущего и оперативного педагогического контроля показателей здоровья, физической и умственной работоспособности, физической подготовленности студентов, их самочувствия.

3.Разработанная и научно обоснованная автором модель организации рекреационных занятий физической культурой студентов вузов существенно отличается от сложившихся форм организации физкультурных занятий, ориентированных главным образом, на физическую подготовленность студента.

4. Внедрение экспериментальной модели проведения занятий физической культурой рекреационной направленности в практику учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения обеспечивает оперативное восстановление физической и умственной работоспособности, улучшает показатели самочувствия и здоровья студентов, повышает их интерес к учебным занятиям физической культурой и способствует росту академической успеваемости по остальным изучаемым дисциплинам.

Апробация результатов исследования. Основные материалы диссертации докладывались на международной (Владимир, 2009), всероссийских (Казань, 2008; Набережные Челны, 2008; Ижевск, 2008–2011) научно-методических и научно-практических конференциях, обсуждались на заседаниях кафедры физического воспитания Удмуртского государственного университета, опубликованы в 11 работах на общенациональном и региональном уровнях, в том числе 4 – в реферируемых журналах.

Внедрение результатов исследования в практику.Результаты исследования внедрены в работу кафедр оздоровительной физкультуры Ижевского государственного технического университета, кафедры физической культуры Ижевской государственной сельскохозяйственной академии, кафедры физического воспитания Удмуртского государственного университета, о чем свидетельствуют соответствующие акты.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Текст работы изложен на 168 страницах машинописного текста компьютерной верстки, содержит 14 таблиц, 8 рисунков, приложения. Список литературы включает 262 источника, из них 9 на иностранных языках.

  1. Автореферат разослан февраля 2012 года

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «22» марта 2012 года в 15 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.06 при ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603950, г.
  2. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (363)

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена и рекомендована к защите на кафедре конституционного и муниципального права Российского государственного торгово-экономического университета.
  3. Дифференцированная специальная физическая подготовка таеквондистов 15-16 лет на основе учёт а стиля ведения поединка 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 28 февраля 2012 года в 1300 на заседании диссертационного совета Д 311.011.01 при Волгоградской государственной академии физической культуры по адресу: 4 5, г.
  4. Торгово-развлекательный комплекс как фактор трансформации потребительских практик в современном российском мегаполисе: социологический анализ

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре прикладной социологии социологического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет»
  5. Художественное своеобразие отечественной метапрозы 1920-х начала 1930-х годов

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н.
  6. Автореферат разослан «15» февраля 2012 г

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре гуманитарного образования и социологии Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Альметьевский государственный нефтяной институт»
  7. Автореферат разослан "20" февраля

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мурманский государственный технический университет»
  8. Автореферат разослан 3 февраля 2012 года

    Автореферат диссертации
  9. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (579)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 24 февраля 2012 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.261.01 при Тамбовском государственном университете имени Г.

Другие похожие документы..