Автореферат разослан января 2012 года

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе «Анализ состояния физического воспитания в высших учебных заведениях и перспективы его дальнейшего совершенствования» на основе анализа научно-методической литературы констатируется, что в течение 70-ти лет учебные программы по дисциплине «Физическая культура» в высших учебных заведениях постоянно совершенствовались, изменяя как целевую направленность, так и содержание. Начиная с 1929 года и по настоящее время, в современной системе физического воспитания студенческой молодежи существует три составляющих. Первая – оздоровительная, включающая формирование полноценного физического развития, профилактику заболеваний и реабилитацию после болезней. Вторая – рекреационная, предполагающая использование разных средств двигательной активности для полноценного гармоничного отдыха и развлечений. Третья – спортивная, предполагающая организацию физического воспитания по видам спорта и на основе конверсий технологий спортивной тренировки, а также целую систему спортивных тренировок и соревнований среди студенческой молодёжи. И если первая и третья составляющие в научной литературе и практике физического воспитания в вузах получили достаточно широкое распространение, то вторая составляющая пока не получила должного обоснования и разра-ботки.

По проблемам физического воспитания студенческой молодёжи выполнено значительное количество научно-исследовательских работ, в которых обоснованы основные направления и пути его совершенствования. Тем не менее, подавляющее количество специалистов считают, что учебные занятия физической культурой в вузах должны напрямую способствовать подготовке специалистов, а, значит, в первую очередь решать задачи профессионально-прикладной физической подготовки, укреплять здоровье студентов, улучшать их физическое развитие и подготовленность, а также способствовать формированию физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. Содержательной основой для повышения эффективности физического воспитания в высших учебных заведениях является использование приемлемых технологий оздоровительной, кондиционной и спортивной тренировки при максимально возможной свободе выбора занимающимися вида физической активности, ее формы, интенсивности и лично приемлемого уровня планируемой результативности, при обязательности выполнения индивидуально определенных образовательных стандартов.

Несмотря на значительные научно-методические разработки и их широкомасштабное внедрение в практику различных вузов Российской Федерации, это не приводит к ожидаемому положительному изменению в показателях здоровья, физической и функциональной подготовленности большинства студентов и выпускников российских вузов.

В заключении первой главы формулируется утверждение, что научно-технологическая сущность организационно-методических инноваций в физиче­ском воспитании молодежи, особенно старших курсов, в рамках учебного процесса должна состоять в приоритетной направленности его содержания на рекреационные виды физических упражнений и соответствующие формы организации таких занятий, что позволит в большей мере нивелировать отмеченные выше отрицательные тенденции в показателях здоровья, физической и функциональной подготовленности выпускников вузов.

Во второй главе диссертации описаны основные методы исследования и его организация.

В третьей главе диссертации «Основы моделирования в учебном процессе рекреационных занятий физической культурой студентов старших курсов» обосновываются ключевые моменты концепции диссертационного исследования.

В начале главы формулируются причины ухудшения показателей здоровья и физической подготовленности студентов-выпускников российских вузов, по сравнению с их первыми годами обучения. Это: недостаточная двигательная активность студентов старших курсов, связанная с уменьшением количества учебных часов, выделяемых на занятия физической культурой; низкая мотивация студентов к самостоятельным и дополнительным занятиям физической культурой и спортом; недостаток свободного времени у студентов старших курсов или неумение организовать свою учебную деятельность; ограниченное содержание учебных занятий физической культурой и низкое качество их проведения.

Исходя из ключевых идей теории адаптации, физическую нагрузку на учебных занятиях в вузах необходимо постепенно из семестра в семестр, из года в год увеличивать. Однако современная организация учебных занятий по дисциплине «Физическая культура» этого сделать не позволяет. На старших курсах из-за сокращения общего количества учебных часов, выделяемых на физическую культуру, тренировочная нагрузка как минимум сокращается в два раза. При данной организации занятий физической культурой в рамках учебного процесса вуза невозможно соблюдение одного из важнейших принципов физического воспитания – принципа систематичности, который не допускает больших перерывов между занятиями, так как в восстановительном процессе наступает редукционная фаза. В настоящее время перерывы между занятиями физической культурой студентов старших курсов длительностью 7 суток в период обучения студентов и 6-12 недель в период сессий и каникул противоречат этому принципу, а, следовательно, цель физического воспитания, ориентированная на улучшение физических кондиций студентов в таком случае не может быть достигнута.

Кроме этого анализ динамики работоспособности студентов российских вузов убедительно свидетельствует о том, что при современной организации учебного процесса в вузах, в том числе и физического воспитания, к началу экзаменационных сессий у большинства студентов физическая и умственная работоспособность значительно снижается по сравнению с серединой семестров. Это означает, что ещё задолго до начала экзаменов в организме студентов накапливается утомление, а существующая практика организации учебного процесса, в том числе и физического воспитания, не способна исправить критическую ситуацию.

В этом случае, на наш взгляд, необходимо изменить направленность и задачи учебной дисциплины «Физическая культура», по крайней мере, для студентов старших курсов. В настоящее время основным направлением является физическое воспитание с последующим набором задач, где доминирующим выступает: обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии. Это направление следует заменить на физическую рекреацию, основной категорией которой является: восстановление умственной и физической работоспособности, оптимизация функционального состояния организма.

Характерными признаками физической рекреации, по мнению большинства специалистов, являются: двигательная активность; в качестве главных средств использует физические упражнения; осуществляется в свободное или специально выделенное время; включает культурно-ценностные аспекты; содержит интеллектуальные, эмоциональные и физические компоненты; осуществляется на добровольных, самодеятельных началах; оказывает оптимизирующее влияние на организм человека; включает образовательно-воспитательные компоненты; носит преимущественно развлекательный (гедонистический) характер; характеризуется наличием определенных рекреационных услуг; осуществляется преимущественно в природных условиях; имеет определенную научно-методическую базу.

Целью рекреации в физическом воспитании студентов старших курсов является: восстановление их умственной и физической работоспособности в ходе учебного процесса, а также оптимизация функционального состояния организма. То есть то, что, по сути, и определяет физическую рекреацию и выделяет её из других видов физической культуры. Необходимо подчеркнуть, что цель физической рекреации студентов старших курсов не подменяет цели их физического воспитания, а дополняет её. Эта цель диагностируется по результатам оценки текущего уровня умственной и физической работоспособности и сравнения его с исходным уровнем. Возможно и измерение интенсивности диагностируемых показателей (в какой мере, то есть, насколько и как происходит прирост показателей работоспособности) в соответствии со шкалой оценки (нормативы, таблицы оценок, номограммы и т.д.).

Для достижения цели физической рекреации студентов вузов необходимо решить следующие задачи:

– сформировать знания научно-биологических и практических основ восстановления физической и умственной работоспособности средствами физической культуры;

– сформировать мотивационно-ценностные отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

– обучить системе практических умений и навыков, обеспечивающих оптимизацию функционального состояния, сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

– обеспечить восстановление физической и умственной работоспособности в конце каждой недели обучения;

– научить использовать приобретенный опыт физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

По мнению большинства специалистов, средствами физической рекреации являются: физические упражнения, естественные факторы природы, двигательные режимы, массаж, трудотерапия и механотерапия и т.д. Часто специалисты в сфере физической культуры и спорта среди средств физической рекреации отводят ведущее место одному или нескольким видам двигательной активности: атлетическая гимнастика, гимнастика, подвижные и спортивные игры, туризм и т.д. Однако до настоящего времени у ученых и практиков нет единой классификации или систематизации этих средств физической рекреации применительно к учебному процессу в вузах, в основе которой были бы положены сущностные характеристики физической рекреации, её цель и задачи.

В четвертой главе «Экспериментальная модель рекреационных занятий физической культурой в учебном процессе студентов старших курсов» описываются результаты анкетирования студентов Удмуртского государственного университета (УдГУ), направленного на исследование целевых установок студенческой молодёжи к занятиям физической культурой в рамках учебного расписания.

Всего были опрошены 462 студента, из которых 218 юношей и 244 – девушки. Главной задачей анкетирования являлось установление перечня основных целевых установок, или мотивов к занятиям физической культурой в рамках учебного расписания.

В результате установили десять основных целевых установок, а именно:

1. Укрепление здоровья, улучшение показателей здоровья, повышение уровня здоровья.

2. Улучшение физической подготовленности: развитие силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты.

3. Развитие волевых качеств: смелости, решительности, целеустремленности, силы характера.

4. Формирование красивой фигуры, мышечного рельефа, уменьшение или увеличение массы тела.

5. Достижение высоких спортивных результатов.

6. Cнятие умственного напряжения, переключение с умственной на физическую деятельность.

7. Улучшение настроения, самочувствия, получение удовольствия.

8. Общение с товарищами в непринужденной обстановке, возможность обсудить события.

9. Подготовка к будущей профессии.

10. Своевременная сдача зачета или экзамена по дисциплине, желание получать стипендию.

Кроме этого студенты отметили 10 видов физических упражнений и видов спорта, которые им интересны и которыми бы они хотели заниматься на учебных занятиях физической культурой. Это: аэробика, баскетбол, волейбол, атлетическая гимнастика, лыжные гонки (ходьба на лыжах), общая физическая подготовка, плавание, легкая атлетика, настольный теннис, футбол (мини-футбол). Конечно, был и единичный выбор, и выбор малым количеством студентов других видов спорта: стрельба, биатлон и т.д. Но, учитывая, что в общей массе этот выбор был менее 2 % студентов, в перечень основных видов спорта они не были включены. Кроме этого, для проведения учебных занятий по выделенным 9 видам спорта и общей физической подготовкой университет имеет соответствующую материально-техническую базу и квалифицированные педагогические кадры.

Следующий этап анкетирования был направлен на установления доминирующего фактора и иерархии целевых установок студентов УдГУ к занятиям физической культурой.

В результате была составлена матрица, каждая позиция которой содержит количество респондентов (в процентах от общего числа опрошенных), предпочитающих данную целевую установку по отношению к занятиям определенным видом спорта в рамках учебной дисциплины «Физическая культура». Эта матрица представлена в таблице 1.

Полученные результаты были подвергнуты математико-статистической обработке.

Результаты показали, что самый высокий рейтинг у студентов УдГУ к занятиям физической культурой различными видами спорта (по величине М) имеют целевые установки, связанные со стремлением улучшить свою физическую подготовленность (57,80 %) и укрепить здоровье (52,83 %).

Однако, установленная таким путем иерархия целевых установок считается вербальной. При таком подходе студенты, отвечая на вопросы анкеты или интервьюера, указывают не своё личное мнение, а высказывают общепринятую или принятую в данном коллективе социально-нормативную точку зрения, подчас далекую от их собственных представлений. Для выяснения латентных (скрытых) личностных мотивов и целевых установок необходимо применение более сложных методов математической статистики, например – семантического анализа. Между выявленными целевыми установками студентов УдГУ к занятиям физической культурой различными видами спорта мы рассчитали коэффициенты корреляции.

Для семантического анализа были выбраны только те корреляционные взаимосвязи показателей, которые соответствуют уровням установленной статистической достоверности, принятой в педагогических исследованиях – не ниже 95 % (Р < 0,05). Эти данные представлены в таблице 2.

Как видно из таблицы 2, целевые установки № 6 (снятие умственного напряжения, переключение от учебы) и № 7 (получение удовольствия,улучшение настроения, самочувствия) коррелируют с наибольшим числом факторов – по четыре взаимосвязи. Это семантические центры набора переменных. Причем, у показателя № 6, который характеризует выраженную рекреационную направленность мотивации студентов, все корреляционные связи значимы на уровне 99 %, а у показателя № 7 – таких связей всего две.

Скопление из трех показателей образует № 1 (укрепление здоровья) и № 3 (развитие волевых качеств и черт характера). Это по определению – семантические узлы.

Далее по две корреляционные связи образуют сразу четыре показателя: № 2 (улучшение физической подготовленности, развитие физических качеств); № 4 (формирование красивой фигуры); № 8 (коммуникативная потребность); № 5 (стремление к спортивным результатам).

Таблица 1

  1. Автореферат разослан февраля 2012 года

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «22» марта 2012 года в 15 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.06 при ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603950, г.
  2. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (363)

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена и рекомендована к защите на кафедре конституционного и муниципального права Российского государственного торгово-экономического университета.
  3. Дифференцированная специальная физическая подготовка таеквондистов 15-16 лет на основе учёт а стиля ведения поединка 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится 28 февраля 2012 года в 1300 на заседании диссертационного совета Д 311.011.01 при Волгоградской государственной академии физической культуры по адресу: 4 5, г.
  4. Торгово-развлекательный комплекс как фактор трансформации потребительских практик в современном российском мегаполисе: социологический анализ

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре прикладной социологии социологического факультета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет»
  5. Художественное своеобразие отечественной метапрозы 1920-х начала 1930-х годов

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет имени Н.
  6. Автореферат разослан «15» февраля 2012 г

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре гуманитарного образования и социологии Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Альметьевский государственный нефтяной институт»
  7. Автореферат разослан "20" февраля

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Мурманский государственный технический университет»
  8. Автореферат разослан 3 февраля 2012 года

    Автореферат диссертации
  9. Автореферат диссертации на соискание ученой степени (579)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 24 февраля 2012 года в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.261.01 при Тамбовском государственном университете имени Г.

Другие похожие документы..