Темы вашего учебного проекта

Автор проекта

Фамилия, имя отчество

Меренкова Эльза Зинуровна

Сибирякова Елена Юрьевна

Регион

Свердловская область

Населенный пункт, в котором находится школа/ОУ

город Серов

Номер и/или название школы/ОУ

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №27

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

Тема проекта:«Молодежный сленг»

Творческое название: «Источники формирования молодежного сленга»

Краткое содержание проекта

В последнее время современной молодежью широко используется сленговая речь, которая все увереннее проникает в систему русского литературного языка и во многом вытесняет и заменяет его основу. Данный научно-исследовательский проект позволяет обратиться к этой проблеме с нескольких сторон. Во-первых, часть исследования направлена на выявление наиболее существенных свойств сленга как языкового явления, так как понятие "сленг" терминологической точностью в современном языкознании не обладает. Во-вторых, определяются основные факторы, формирующие молодежный сленг: развитие компьютерных технологий, современная музыкальная культура и т.д. И наконец, учащимся предоставляется возможность создать школьный словарь сленгизмов, наиболее часто используемых в речи, а также выявить положительные и отрицательные стороны этого языкового явления. Тема проекта актуальна; формирует языковую культуру учащихся и критическое отношение к выбору лексических единиц языка.

В рамках предмета тема изучается в разделе «Лексика». Первое ознакомление происходит в 6 классе. Более углубленное - в старших классах. Объект исследования: современный сленг конца XX – начала XXI века. Предмет исследования: источники формирования русского молодежного сленга.

Рабочие группы:

Теоретики:

  • Работают с основным понятием научно-исследовательского проекта – «сленг». Обращаются к различным источникам отечественной и зарубежной научно-популярной литературы.

  • Выявляют сходства и отличия в толковании понятия «СЛЕНГ».

Конечный результат: формулируют окончательный вариант основополагающего определения «сленг».

Лингвисты:

  • определяют и анализируют основные источники формирования молодежного сленга:

  • компьютерные технологии;

  • компьютерные игры, видео, мультфильмы;

  • современная музыкальная культура;

  • уголовная лексика;

  • школьный жаргон;

  • английский, французский, немецкий языки.

Конечный результат: набирают языковой материал для словаря

Социологи:

  • Проводят опросы среди молодежи школы, города.

  • Анализируют полученную информацию, составляют таблицу «плюсов» и «минусов» употребления сленга в речи.

Конечный результат: составляют школьный СЛОВАРЬ СЛЕНГИЗМОВ.

Предмет(ы):

Предметы: русский язык, культура речи.

Понятия:литературный язык, норма, лексика, общеупотребительные слова, ограниченная лексика: диалектизмы, профессионализмы, эмоционально окрашенные слова, жаргонизмы, арго, сленгизмы, вульгаризмы, просторечие, способы образования, источники пополнения, толковый словарь, лексическое значение слова, сфера употребления.

Класс(-ы)

Проект рассчитан на учащихся 9-11 классов.

Приблизительная продолжительность проекта

Учебная четверть.

Основа проекта

Образовательные стандарты

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литератур-ного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Лексика и фразеология

Слово – основная единица языка.

Лексическое значение слова.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Употребление лексических средств в соответствии со значением, сферой и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

После завершения проекта учащиеся смогут:

1. Работать с различными источниками информации.

2. Систематизировать и анализировать языковой материал.

3. Организовывать работу в группах.

4. Составлять анкеты для проведения социологических исследований.

5. Выходить на разноуровневую аудиторию.

6. Представлять в творческой форме конечный продукт.

7. Совершенствовать навыки работы с компьютерными технологиями.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Зачем волноваться об утрате догм?

Проблемные вопросы учебной темы

Группа теоретиков: "Как прийти к общему знаменателю?"

Группа лингвистов: "Откуда берет новые силы молодёжный сленг?"

Группа социологов: "Что такое хорошо и что такое плохо?"

Учебные вопросы

1. Какой раздел науки о языке изучает его словарный состав?

2. Какие слова составляют основу русского языка?

3. Как называется группа слов, которые являются ограниченными в своем употреблении по определенным признакам?

4. Какие группы необщеупотребительных слов вы знаете?

5. Почему молодежный сленг относится к категории необщеупотребительной лексики?

6. Почему молодежный сленг попал в сферу изучения ученых-лингвистов?

7. Почему у понятия "сленг" нет одного четкого определения?

8. Какими способами, на ваш взгляд, образуется сленг?

9. Какие языки, на ваш взгляд, становятся источниками пополнения русских сленгизмов?

10.Какие словари сленгизмов вам знакомы?

11.Как часто вы сами используете в своей речи сленг?

12.Каково ваше отношение к сленгизмам?

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

  • Стартовая презентация учителя

  • Вводная анкета для учащихся

  • Кластер

  • Лист планирования

  • Критерии оформления буклета, презентации

  • Лист плана проекта

  • Т-таблица

  • Шаблон проекта

  • Листы вопросов обратной связи от сверстников

  • Листы взаимооценки групп

  • Лист неформального наблюдения за работой группы

  • Блог

  • Итоговое анкетирование учащихся

  • Контрольный тест по теме

  • Круглый стол

  • Портфолио

  • Блог

Описание методов оценивания

До начала работы над проектом используются стратегия определения потребностей учащихся и следующие методы оценивания: Изучение работ учеников (инструмент: вводная анкета для учащихся); Графический секретарь (инструмент: кластер, лист планирования); Думать-Объединяться-Делиться (инструмент: критерии оформления буклета, презентации).

Во время работы над проектом используется:

Стратегия развития самостоятельности и взаимодействия: План проекта (инструмент: лист плана проекта, шаблон проекта); Обратная связь от сверстников (инструмент: листы вопросов обратной связи).

Стратегия наблюдения за процессом: Неформальное наблюдение (инструмент: лист неформального наблюдения за работой групп, блог).

Стратегия проверки понимания и поддержки метапознания: Опросники (инструмент: лист взаимооценки групп); Графический секретарь (инструмент: Т-таблица).

После завершения работы над проектом используется стратегия оценивания: Демонстрация понимания и умения: Портфолио (инструмент: контрольный тест, итоговое анкетирование); Ученические конференции (инструмент: круглый стол как итоговое мероприятие).

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Концептуальные знания:

Слово – основная единица языка.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Стилистически окрашенная лексика русского языка.

Исконно русские и заимствованные слова.

Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

Умение работать с научной литературой, навыки отбора материала, обобщения и систематизации.

Технические навыки:

знание компьютера, умение работать с WORD-программами, с PowerPoint.

Учебные мероприятия

/archive/23184

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с левополушарным стилем мышления

На основе существующих различных вариантов толкования понятия «сленг» предложить собственный терминологический вариант путем выявления наиболее существенных признаков сленга как языкового явления.

Ученик с правополушарным стилем мышления

Инсценирование ситуации общения между сторонником сленгизмов и сторонником литературного языка. Предложите по разыгранной ситуации проблемный вопрос для диспута.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)

Цифровой фотоаппарат,

лазерный диск,

компьютер(-ы),

принтер,

ЖК телевизор,

мультимедийное оборудование.

Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

Программы обработки изображений,

веб-браузер,

текстовые редакторы,

программы электронной почты,

мультимедийные системы,

другие справочники на CD-ROM.

Материалы на печатной основе

Учебники,

словари,

энциклопедии,

справочная литература,

современные молодежные журналы.

Другие принадлежности

Учебный дидактический материал.

Интернет-ресурсы

/referats/preview/78012/11|

/index.php

Другие ресурсы

Организовать опрос одноклассников, родителей,

консультации учителей английского, немецкого, французского языков,

встреча с DJ c целью консультации по вопросам современной музыкальной культуры.

  1. Темы Вашего учебного проекта (69)

    Краткое содержание
    Велика и значительна роль книги в жизни человека! Книги хранят в себе факты, размышления и открытия, которые накопило человечество за тысячелетия своего существования.
  2. Темы вашего учебного проекта (9)

    Краткое содержание
    Изучение лирики М.Ю.Лермонтова является неотъемлемой частью образовательного стандарта. Знакомство с творчеством поэта, подробный анализ стихотворений позволит расширить кругозор учащихся, пополнить словарь литературоведческих терминов.
  3. Темы вашего учебного проекта (10)

    Краткое содержание
    Краткий обзор вашего учебного проекта включает тему учебного проекта в рамках вашего предмета/предметов, описание основных учебных практик и краткое пояснение — как эти задания помогут учащимся ответить на учебные,
  4. Темы вашего учебного проекта (13)

    Краткое содержание
    Краткий обзор вашего учебного проекта включает тему проекта в рамках вашего предмета, описание основных учебных практик и краткое пояснение — как эти задания способны помочь учащимся ответить на учебные, основополагающие и проблемные вопросы.
  5. Темы вашего учебного проекта (57)

    Краткое содержание
    Включите в этот раздел государственные или региональные стандарты, на выполнение которых ориентирован проект. Уточните список стандартов для этого конкретного проекта и разместите в этом разделе только те пункты стандарта,
  6. Темы вашего учебного проекта (65)

    Краткое содержание
    После завершения проекта учащиеся смогут: определять качество меда, знатьо применении меда и продуктов пчеловодства в лечении простуды, ангины и других заболеваний,
  7. Темы вашего учебного проекта (96)

    Краткое содержание
    В программе трехмерного моделирования учащиеся создают проект детского городка. В ходе реализации проекта учащиеся изучают, анализируют и учитывают достоинства и недостатки реально существующих объектов.
  8. Темы вашего учебного проекта (97)

    Краткое содержание
    Это проект по ОБЖ. Проект разработан учащимися одного класса. В процессе работы над проектом ребята знакомятся с растениями своего края, их лекарственными свойствами, рассматриваются вопросы охраны растений, их роль в природе и в жизни человека.
  9. Темы вашего учебного проекта (103)

    Краткое содержание
    В проекте на основе беседы изучаются основы искусства управления своим телом, формируются такие понятия, как искусство, тело. Студенты знакомятся с искусством управлять своим телом.

Другие похожие документы..