Курс лекций допущено Ученым советом университета в качестве учебного пособия по дисциплине «Философия»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

О. Д. Мачкарина

ФИЛОСОФИЯ

КУРС ЛЕКЦИЙ

Допущено Ученым советом университета

в качестве учебного пособия по дисциплине

«Философия»

Мурманск

2009

УДК 1 (47+57)

ББК 87.3

М 37

Рецензенты:

С.Г. Лутонина, кандидат философских наук, доцент

Л.Н. Каратаева, кандидат философских наук,доцент

Мачкарина, О. Д. Философия. Курс лекций / О. Д. Мачкарина. – Мурманск : Изд-во МГТУ, 2009. – 204 с.

Курс лекций написан в соответствии с Государственным образовательным стандартом и программой курса «Философии», раскрывает онтологические, гносеологические и антропологические проблемы и их освещение в современной философии. Раскрывает важные понятия и термины курса.

Книга предназначена для студентов (курсантов), осваивающих курс философии, а так же для лиц, поступающих в аспирантуру и сдающих экзамен по «философии». Использование материалов позволит облегчить изучение курса и подготовку к экзамену.

Печатается по решению Ученого совета

Мурманского государственного технического университета

© Мурманский государственный

технический университет, 2009 г.

© О. Д. Мачкарина, 2009 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………………………….4

Лекция 1. Учение о бытии. Проблемы онтологии в философии………………5

Лекция 2. Категория «материя» в философии………………………………….15

Лекция 3. Понятие природы в философии………………………………………29

Лекция 4. Учение о развитии в философии……………………………………..41

Лекция 5. Ценности как способ освоения мира человеком…………………….62

Лекция 6. Природа человека и смысл его существования………………………72

Лекция 7. Учение об обществе……………………………………………………90

Лекция 8. Проблема сознания в философии…………………………………..109

Лекция 9 Общественное сознание и его формы……………………………….121

Лекция 10. Познание…………………………………………………………….133

Лекция 11. Научное познание…………………………………………………...145

Лекция 12. Культура и цивилизация……………………………………………157

Библиографический список……………………………………………………..175

Введение

Курс лекций составлен на основе требований Государственного образовательного стандарта и программы дисциплины «Философия». Учебное пособие раскрывает основные проблемы современной философии и учитывает уже имеющийся объем знаний студентов по истории философских учений. В учебном пособии последовательность изложения тем определяется учебной программой дисциплины.

Цель курса - способствовать созданию у студентов, аспирантов и соискателей целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения и мироощущения, ознакомить с проблемами генезиса и развития философского знания как методологической основы гуманитарного и естественно-научного познания в целом.

Основной задачей курса является изучение философских и методологических оснований гуманитарного познания; развитие навыков самостоятельного применения концептуальных и методологических средств исследования в области гуманитарного познания; обеспечение концептуальной и методологической базы для подготовки специалистов – гуманитариев, формирование у них навыков доказательного, логического мышления.

Овладение материалом курса предполагает знание основных классических и современных концепций философского познания, способность свободно ориентироваться в философской и методологической литературе по соответствующей проблематике, наличие достаточно полного представления о возможностях ее применения в собственных исследовательских программах.

В представленном курсе лекций содержаться наиболее сложные и проблемные темы курса философии, вызывающие наибольшую трудность в усвоении, такие как учение о бытии и развитии, проблема человека и его взаимодействия с обществом. Наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется проблемам кризиса современной техногенной цивилизации, отражению текущего процесса глобализации в смене научной картины мира, типов научной рациональности, анализу ценностной ориентации ученых. Анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, возникающих на современном этапе развития науки позволяет получить лучшее представление о тенденциях и перспективах ее развития.

Автор не ставил перед собой задачу изложить «истинную» философию. Образ философа XXI века противоречив. Философ может выступать с позиции академического ученого, а философия «строгой» наукой, может надеть маску моралиста или социального лидера, иронизировать и пророчествовать. Но в данном пособии автор представляет философию «особым разумом», который не дает готовых истин, а позволяет своим читателям ответить на поставленные вопросы и найти ответы у мыслителей прошлого.

Для закрепления полученных знаний в пособии предложен библиографический список.

Лекция 1. Учение о бытии. Проблемы онтологии в философии

  1. Проблема бытия в философии.

  2. Категория бытия. Бытие общего и индивидуального, материального и идеального.

  3. Основные формы бытия и их соотношение.

  4. Философия о многообразии и единстве мира

Проблема бытия в философии

Проблема бытия – одна из главных проблем в философии, изучению которой посвящен специальный раздел философии – онтология. Жизненно-ориентирующая направленность философии, по - существу, ставит проблему бытия в центр любой философской концепции. Однако попытки раскрыть содержание этой категории сталкиваются с большими трудностями: на первый взгляд, оно слишком широко и неопределенно.

Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Мыслители Древней Индии и Китая, античности в первую очередь интересовались онтологией, пытались понять сущность бытия. Исходным понятием, на базе которого строилась философская картина мира, является категория бытия. Однако попытки раскрыть содержание данной категории сталкивается с большими трудностями: на первый взгляд, оно слишком широко и неопределенно. На этом основании некоторые мыслителя, в частности Гегель1, полагали, что категория бытия – пустая абстракция. Однако «онтологический переворот» ХХ века способствовал возврату интереса к категории бытия, к определению его подлинного значения.

Содержание бытия как философской категории отлично от обыденного его понимания. Бытие в обыденном понимании – это все, что существует: отдельные вещи, люди, идеи, слова. Философу же важно выяснить, что такое «быть», «существовать»? Отличается ли существование слов от существования идей, а существование идей – от существования вещей? Как объяснить существование вещей – «из них самих», или искать основу их существования, например, в первоначале? Существует ли Абсолютное бытие? И, наконец, каковы особенности человеческого существования, его связи с Абсолютным бытием, каковы возможности совершенствования своего бытия? В конечном итоге – вопрос о бытии – это вопрос о преодолении небытия, о жизни и смерти.

Итак, исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия – универсальная категория. Универсальный характер ей придает предельный уровень обобщения и общемировоззренческая направленность. Бытие как философское понятие, фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?».

Любая форма общественного сознания, будь то мифология, религия, фило­софия, наука, в своей основе предполагает анализ исходных и общих принципов существования мироздания, или «предельных оснований» бытия. Так, Библия начинается с пяти «книг Моисеевых», первая из которых носит название «Бытие». Огромное количество естественнонаучной и философской литературы посвящено исследованию проблемы бытия Природы, Духа и человека. Такая общность темы исследований не случайна. Необходимость рационального осмысления мироздания, его происхождения, вещественной и пространственно-временной структуры, смысловой составляющей его существования — вот исходные причины внимания к проблеме бытия.

Актуальный статус проблеме бытия придает и то, что, во-первых, построение любой теоретической модели мира требует анализа категорий предельной степени общности, а во-вторых, сопряжение бытия мира и бытия человека определяет необходимость осознания смысла человеческой жизни в контексте целесообразности природных явлений и процессов.

Категория бытия — это предметная область онтологии, которая является структурным элементом философии. Онтология (от греч. ón, род. падеж óntos — сущее и логия), раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. По своему существу онтология выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма). Задача онтологии — исследование наиболее общих мировоззренческих проблем, в ряд которых и входит проблема бытия.

Потребность в постижении смысла бытия возникает из материальной и духов­ной деятельности человека, из постоянно присутствующей в его действиях целесообразности. Иными словами, жизнь человека должна быть осмыслена. Определить основы и целесообразность существования материального мира, общества и человека значит придать бытию реальный смысл. Это и есть одна из основных задач философии, ее «основной вопрос».

Следовательно, философская проблема бытия определяется следующими рассуждениями:

1. Смысл бытия мироздания определяется законами его существования и развития. Поэтому многие физические явления «имеют смысл» в «механизме» развития самой Вселенной. Осмысление этих явлений позволяет постичь сущностные основы мироздания, закономерности неорганической, органической и социальной эволюции.

2. Смысл бытия человека определяется потребностью увязывания смысла чело­веческой жизни с более общим смыслом эволюционирующей Вселенной, которая имеет определенную направленность в своем развитии, как бы «устремленность» к некой «глобальной цели». Стало быть, решение философской проблемы бытия начинается с поисков бытия как высшей реальности (Абсолютной реальности), на основе которой мож­но постичь и смысл человеческого существования.

Итак, философская проблема бытия — это проблема осознания «исходных начал», «первых причин», целей и смысла существования мира в его целостности, системности и развитии; мира, который определяет смысл человеческого существования.

  1. Курс лекций допущено Ученым советом университета в качестве учебного пособия по дисциплине «Философия» (2)

    Книга
    Книга предназначена для студентов (курсантов), осваивающих курс философии, а так же для лиц, поступающих в аспирантуру и сдающих экзамен по «философии».
  2. Учебное пособие Допущено умо по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений в качестве учебного пособия по направлению 031000 (032700) и специальности 031001 «Филология» Издательство Томского университета (1)

    Учебное пособие
    Учебное пособие построено на основе авторской концепции поэтики и эстетики русской литературы последней трети XIX в. (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.
  3. Учебное пособие Допущено умо по классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений в качестве учебного пособия по направлению 031000 (032700) и специальности 031001 «Филология» Издательство Томского университета (2)

    Учебное пособие
    Данное учебное пособие соответствует программе курса «История русской литературы XIX в. (последняя треть)», целью которого является освоение на современном уровне научного знания художественного материала одного из важнейших периодов
  4. Курс лекций Издательство Томского политехнического университета Томск 2008

    Документ
    Авторский курс лекций посвящен основным проблемам отечественной истории и ее методологии с точки зрения культурно-цивилизационного подхода. Курс в сжатой форме охватывает практически все основные события истории России и раскрывает их взаимосвязь.
  5. Рекомендовано Ученым советом

    Реферат
    Данное пособие является базовым для изучения дисциплины «История бухгалтерского учета» и предназначено для студентов дистанционной (заочной) формы обучения специальности 060500 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит, и может быть использовано
  6. Учебное пособие Москва 2010 Федеральное агентство по образованию государственный университет управления

    Учебное пособие
    Допущено Научно-методическим советом Государственного университета управления в качестве учебного пособия по дисциплине «Отечественная история» для студентов всех специальностей.
  7. Учебное пособие по новой истории стран Востока хронологически охватывает время от Великих географических открытий до начала Первой мировой войны.

    Учебное пособие
    В учебном пособии системно изложена история стран Востока в новое время от Великих географических открытий до Первой мировой войны. Курс написан с учетом достижений отечественной и зарубежной историографии на основе современной методологии
  8. Курс лекций ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

    Документ
    Предназначен для студентов технических специальностей ТПУ в качестве учебного пособия по дисциплине «Отечественная история» для самостоятельной работы и подготовки к экзаменам.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Этносоциология (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    1.2 Требования государственного образовательного стандарта для специальности 020300 к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по дисциплине ОПД.

Другие похожие документы..