Программа элективного курса по истории для учащихся IX

Программа

элективного курса по истории

для учащихся IX класса

«Вспомогательные исторические

дисциплины»

Вид программы: предпрофильная

Вид элективного курса: межпредметный

Объем учебной работы: 17 часов

Автор-составитель:

Милаев Александр Михайлович,

учитель Синекинчерской ООШ

Урмарского района Чувашской Республики

Сине-Кинчеры

2010

Пояснительная записка

Элективный курс «Вспомогательные исторические дисциплины» предлагается для изучения в IX классе в рамках предпрофильного обучения, направленного на выбор гуманитарного профиля.

Вспомогательные исторические дисциплины являются важным источником для изучения истории и культуры народов мира. К данным дисциплинам относятся историческая география, историческая демография, ономастика, палеография, метрология, нумизматика, сфрагистика, геральдика, генеалогия и др.

Вспомогательные исторические дисциплины позволяют исследователю установить исторический факт, доказать его достоверность, открывают перед нами новые страницы истории, значительно углубляют наши знания. Характер курса предполагает широкое использование межпредметных связей, опору на личный опыт и знания учащихся. Данный курс изучается преимущественно на материалах истории России с использованием отдельных элементов из истории зарубежных стран.

Основной целью курса является развитие мотивации к познанию историко- культурных традиций народа;

- формирование навыков комплексной работы с различными видами исторических источников;

- привитие навыков самостоятельных исследований;

- восприятие учащимися нравственных ценностей (любви к Родине, патриотизма, гражданственности).

Задачи курса:

- ознакомить учащихся с конкретными вспомогательными историческими дисциплинами;

- дать представление учащимся о происхождении и развитии российской государственной символики;

- изучение понятийного аппарата по указанной теме.

Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Учащиеся знакомятся с основами вспомогательных исторических дисциплин, подробное изучение которых не предусмотрено школьным курсом.

Используются различные формы обучения на курсе: лекция с использованием иллюстративных и описательных приемов, самостоятельно-поисковая деятельность, обучающие игры, индивидуальная работа.

Самостоятельную познавательную деятельность стимулируют также изучение материала на основе работы с электронными ресурсами и написание рефератов.

Привлекаются следующие средства обучения: наглядные пособия, раздаточный материал, тестовые задания, иллюстрации по соответствующим темам из различных источников, в т.ч. из электронных ресурсов.

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

- знать функции различных вспомогательных исторических дисциплин;

- обладать навыками самостоятельной работы с историческими источниками и систематизировать материал;

- применять приобретенные знания и умения для ориентации в общественно-политической, социально-экономической и других сферах деятельности;

- содействовать развитию у школьников мышления, воспитанию уважительного отношения к культуре и историческому прошлому своей страны, своего и других народов.

Программа элективного курса рассчитана на 17 учебных часов.

Учебно-тематический план по курсу

« Вспомогательные исторические дисциплины » (17 часов)

Темы

Количество часов

1.

Вспомогательные исторические дисциплины и их роль в изучении истории

1

2.

Историческая география

1

3.

Историческая демография

1

4.

Ономастика. Топонимика

1

5.

Историческая хронология

2

6.

Палеография

1

7.

Метрология

1

8.

Нумизматика

2

9.

Геральдика

3

10.

Вексиллология

1

11.

Сфрагистика

1

12.

Генеалогия

1

13.

Итоговое занятие по курсу: «Вспомогательные исторические дисциплины»

1

Литература

1. Баршай Ю.С. Валюты мира: Иллюстрированный атлас для школьников. СПб., 2002.

2. Вартаньян Э.А. История с географией или имена собственные на карте мира во времени и пространстве. Самара, 1996.

3. Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990.

4. Голованова М.П., Шергин В.С. Государственные символы России: Науч.-поп. изд. для детей. М., 2004.

5. Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1990.

6. Соболева Н.А. Российская символика: история и современность. М., 2002.

7. Шелестов Д.К. Историческая демография. М., 1987.

8. Щелоков А.А. Увлекательная нумизматика. М., 2006.

  1. Программа элективного курса по истории для учащихся 9-х классов «Изображение исторических образов в кинематографе»

    Программа
  2. Программа элективного курса по химии для учащихся 9 класса Химия и повседневная жизнь человека

    Программа
    Программа «Химия и повседневная жизнь человека» ( 17 час) предназначена для учащихся 9 класса в качестве элективного курса. Она является актуальной для 14-15 –летних подростков,
  3. Рабочая программа Элективного курса по истории для 6А, 6Б классов «Рыцарская культура»

    Рабочая программа
    В 6-х классах базовый курс истории углублен за счет раскрытия линий «Историческое время», «Историческое пространство», «Человек в истории» и «Историческое движение».
  4. Элективный курс по выбору для учащихся 9,10, 11 классов общеобразовательных учреждений, изучающих историю на профильном уровне

    Элективный курс
    Программа элективного курса по выбору «История государственного управления в России» » для учащихся 9-х, 10-х, 11-х классов , изучающих историю в общеобразовательных школах гуманитарного, социально – экономического и философского профиля,
  5. Программа элективного курса по английскому языку на базе учебного пособия для старших классов общеобразовательных учреждений издательства «Макмиллан» “

    Программа
    Пособие “Macmillan Literature Guide for Russia” предназначено для использования в старших классах профильной школы в качестве дополнительного учебного пособия по английскому языку.
  6. Элективный курс по истории России «История России в лицах» Россия в VIII xviвв для учащихся 10-11 классов (17 часов)

    Элективный курс
  7. Программа элективного курса по английскому языку для учащихся 10 класса история британского футбола

    Программа
    В начале 90-х годов произошло значительное расширение и качественное изменение международных связей нашего государства, интернационализация всех сфер общественной жизни, что способствовало превращению иностранного языка в важный фактор
  8. Программа элективного курса (профильный уровень)

    Программа
    История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение настоящего и пример будущего
  9. Конкурс «Лучший элективный курс для профильного обучения «Будущее Чувашии в инновационном мышлении»

    Конкурс
    Актуальность и содержательная новизна курса. Изучая отечественную историю, важно не только усвоить разнообразные факты и познакомиться с многочисленными историческими событиями, но и понять связи и взаимоотношения между ними.

Другие похожие документы..