Отчет организован фактологически, по дням. Вконце отчета подведены общие ито

Поездка в США, апрель 2008

Роман Боюр, Центр новых информационных технологий ТГУ, rbojur@

Содержание

Введение 1

Москва 2

День 1. 10.04. АПКиППРО 2

День 2. 11.04. АПКиППРО 3

День 3. 12.04. АПКиППРО 4

День 4. 13.04. Перелет Москва – Сиэтл 4

Сиэтл 4

День 5. 14.04. Штаб-квартира Microsoft 4

День 6. 15.04. Университет штата Вашингтон 4

День 7. 16.04. Общественный колледж Каскадия 6

День 8. 17.04. Перелет Сиэтл – Сан-Франциско 7

Сан-Франциско 7

День 9. 18.04. Стенфордский университет 7

День 10. 19.04. Свободный день 8

День 11. 20.04. Перелет Сан-Франциско – Москва 8

Краткие итоги поездки 8

Самое важное 8

Возможные продолжения 9

Список привезенных материалов 9

Список привезенных контактов 12

Участники поездки 12

Московское представительство Microsoft 13

Microsoft 13

University of Washington 13

University of Washington at Bothell 14

Cascadia Community College 14

Stanford University 14

Введение

Все мероприятие в целом носило следующее название: семинар «Применение информационных и коммуникационных технологий в образовании, подготовка специалистов в сфере высоких технологий и обеспечение конкурентоспособности высших учебных заведений». Проходил семинар с 10 по 12 апреля в г.Москва и с 13 по 20 апреля в США. Организаторами семинара выступили Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и российское представительство корпорации Microsoft.

Отчет организован фактологически, по дням. В конце отчета подведены общие итоги и приведен полный перечень всех привезенных материалов, как печатных, так и электронных, и наиболее интересных контактов.

Москва

День 1. 10.04. АПКиППРО

Диденко Елена Александровна (руководитель программы от АПКиППРО) – общая организационная установка на всю программу в целом и на первый день в частности.

Бердашкевич Анатолий Петрович, главный советник Комитета по образованию и науке Госдумы РФ. Об изменениях в законодательстве в области новых государственных стандартов и двухуровневому ВПО. Вносимые изменения решают следующую задачу – дать образовательным учреждениям возможность удовлетворять как требованиям государства, так и потребителей образовательных услуг, а также защитить «отечественного производителя» образовательных услуг. То, что настоящая ситуация инспирирована Болонским процессом – миф, т.к. на европейском образовательном пространстве есть совершенно различные образовательные модели, а реализуется лишь система их сопоставления. Изменения следующие. Из бакалавриата будет запрещено поступать в аспирантуру (не принципиальный момент, можно было без него обойтись). Вводится отсрочка от призыва на время перехода от бакалавриата к магистратуре. Будут жестче разведена бакалавриат и магистратура, многие вузы могут лишиться права готовить магистров, а с ним и звания университетов. В законе о ГОС стандарты будут теперь называться на государственными, а федеральными. Если сравнивать систему подготовки физиков в физтехе (с «базой») и на физфаке МГУ (с фундаментальностью), то новый закон будет сдвигать в сторону физтеха. Полномочия формирования учебных планов забрано у субъекта Федерации и передано учебным заведениям. К 2010 году бюджетные вузы лишатся права на внебюджет, и любые заработанные деньги и выигранные гранты будут изыматься в пользу бюджета и перераспределяться (в соответствии с поправками в бюджетный кодекс). Дискуссия о возможностях и рисках перехода на форму автономных некоммерческих организаций. Предложение к участию в законотворческом процессе, к работе в Комитете Дискуссия про то, что произойдет с учеными степенями и о статусе Ph.D. На Комитете начинается обсуждение темы дистанционного обучения для разработки соответствующего законодательства. Приглашение принять участие и в этом процессе.

Андреев Александр Алексадрович, д.пед.н., к.т.н., профессор, Московская финансово-промышленная академия, зав. кафедрой педагогики. Презентация о состоянии дел по распространению компьютерных технологий и Интернета в России. Электронное обучение – хорошие образцы. Прекрасная полнотекстовая электронная библиотека в РГИУ (Российский гуманитарный информационный университет), востребованы выпускники. УМК дял электронного обучения и различные современные технологии. Видеолекции – «говорящие головы» усыпляют, более эффективны интенсивные слайд-лекции, по опыту РГИУ – от 120 до 170 слайдов на лекцию. Чтение видеолекций в филиалах через Skype. В американской педагогике описаны приемы «разогрева» аудитории при помощи форума. Labview () – инструмент для разработки виртуальных лабораторных работ. Э-портфолио студентов. Интерактивная доска SMARTboard, но для нее необходимо специально разрабатывать УМК. Применение мобильных технологий – непроработаны дидактические вопросы, но удобное средство коммуникации в «электронном университете». Технологии Web 2.0. Недавно Google проводила конференцию «Web 2.0-образование». Блоги (у Андреева есть свой блок на ). Wiki – средство коллективного создания гипертекста с сохранением истории изменений. Делишес – разделяемая коллекция аннотированных ссылок и закладок (под определенные задачи), пример см. на . YouTube – хранение просмотр, обсуждение видеозаписей. OpenSource – во всеобщий доступ выставлены курсы университетов Berkeley, Yale, Массачусетского технологического института, . Podcasting – сетевое мультимедийное вещание. Резюме. Прежде всего – педагогика, сначала цели, потом учебное содержание, только потом технологии.

Игнатова Ирина Гургеновна, МИЭТ, проректор. Презентация опыта работы с ЭМИРС (электронный модуль индивидуальной работы студента). Охват дисциплин – около 80%. Отдельные модули можно делать по целым курсам, темам и даже небольшим подтемам. Самая тяжелая, но и самая выгодная задача – массовое внедрение. Обучение кафедр шло около 2 лет. Большая проблема при внедрении – возрастной страх «вдруг меня заменят компьютером». Компетенции раскладываются «сверху вниз» - от требований работодателей на отдельные курсы. Все результаты работы студентов в ЭМИРС попадают в единую информационную среду, и аспиранты выпускающих кафедр их анализируют. Для поддержки работы с ЭМИРС разработана своя собственная LMS под названием ОРИОКС (примерный аналог WebCT или Moodle), он используется примерно в 40 вузах. Разработка системы и контента была сделана на грантовые средства (конкурс инноваций в образовании), сумма гранта около 800 млн. руб., но 90% из них ушло на приобретение высокотехнологичного оборудования. После того, как средства закончатся, возможны проблемы с дальнейшим внедрением. ЭМИРС – это электронный ассистент преподавателя, выдает задачи, подробно разъясняет что нужно сделать, что прочитать, что посчитать, как оформить, кому сдать, запоминает все обращения к нему студента, тестирует, принимает результаты работ, в любое время выдает любые отчеты. Сложностей с электронными версиями учебных материалов нет никаких – уже 10 лет ведется видеотека и собираются электронные версии всей издаваемой литературы. Есть проблемы с качеством учебных материалов, поэтому после публикации автором материалов обязательно проверка тестовых материалов на преподавателях. Примечание – вот уже третий автор вскользь упоминает о том, что у них безлимитный интернет.

День 2. 11.04. АПКиППРО

Андрей Гаврилов, менеджер по работе с образовательными учреждениями, Microsoft, Россия. alexga@. Презентация комплексных предложений Microsoft для высшего образования. Программа DreamSpark – бесплатная загрузка новейшего программного обеспечения Microsoft для дизайна и разработки. Портал . Центр инноваций Microsoft и их конкурс Imagine Cup.

Дмитрий Береснев, Microsoft, Россия. Архитектура Microsoft Learning Gateway (аналог и конкурент WebCT, Moodle на платформе Microsoft).

Леонид Клюев, Microsoft, Россия. Решения Microsoft для высокопроизводительных вычислений (HPC – High Performance Computing). Windows Compute Cluster Server. При стоимости $469 за узел в образовательные учреждения он поставляется по символической цене $2-3 за узел. Microsoft проводит конкурс среди разработчиков программного обеспечения для WCCS, обеспечивает грантовую поддержку. Текущая версия – 2003, через полгода выходит 2008. Примечание – договорились о приезде их команды в ТГУ с презентацией.

Дмитрий Береснев. Презентация программы Student HelpDesk.

Андрей Гаврилов. Решение Microsoft Live@Edu, ключевым сервисом которой является Live Hotmail. Microsoft предлагает вузам бесплатно держать свои почтовые ящики на серверах Microsoft. Сохраняется доменной имя вуза, обеспечивается антивирусная защита и защита от спама, поддерживается мобильный доступ, система рассылок и разделяемых календарей. Студенты и сотрудники получают пожизненный (даже после увольнения/отчисления) почтовый ящик объемом 5GB, а также возможность голосовых и видеобесед и ведения Интернет-дневников. Примечание – отличное решение, но только при скоростном и безлимитном .Интернете, в случае же оплаты трафика помегабайтно стоимость этого решения будет для ТГУ баснословной. Презентация работы Центра инновация Microsoft – открытие 5 центров в России, включая МИФИ и ТПУ, конкурсы грантов на разработку учебных курсов по продуктам Microsoft, в последнем конкурсе из 154 заявок были оплачены 30 на общую сумму около 2 млн. руб. Конкурсы среди студентов и школьников на интересные идеи в ИТ-области, включая аппаратное обеспечение.

Дмитрий Береснев. Программа «Эффективная работа преподавателя» (с применением решений от Microsoft). Программа совместно с UNESCO, JISC, IMS, ADL, AICC. Microsoft проводит бесплатное обучение преподавателей. В ближайшее время откроется портал. Приглашение принять участие в программе. Примечание – обсудили идею бенчмаркинга – оценки того, насколько хороша ИТ-инфраструктура в тех или иных вузах. Предложение заинтересовало, обещали подумать о возможных формах участия Microsoft в этом.

День 3. 12.04. АПКиППРО

Шепелев Геннадий Васильевич, Федеральное агентство по науке и инновациям, начальник Управления программ и проектов. Финансирование наноиндустрии в Российской Федерации. Современная проблематика – наноэкология (известно, что некоторые наночастицы могут накапливаться в теле человека). Подробная презентация с описание источников финансирования, сумм, программ, в которые можно подавать заявки. Файл презентации есть среди материалов. Примечание – узнал, что Геннадий Васильевич знаком с М.М.Кришталом.

День 4. 13.04. Перелет Москва – Сиэтл

День без официальных мероприятий и встреч.

Сиэтл

День 5. 14.04. Штаб-квартира Microsoft

Redmond, WA, Microsoft Executive Briefing Center.

Mark Hayes, Industry Solutions Manager, Worldwide Public Sector, Education. Microsoft in Education. Общее введение в программу дня. Презентация исследовательской программы Microsoft, на которую тратится около $6 млрд. в год. При наличии любых исследовательских программ, которые могут быть интересны Microsoft можно связываться. Примечание – каждое место в конференц-зале Microsoft оборудовано беспроводной системой синхронного перевода и Tablet PC – IBM Thinkpad X series, на экране которых открыта страничка с программой встречи. По каждому выступающему просят дать обратную связь – заполнить мини-анкету на сайте о том, насколько содержание лекции отвечало ожиданиям и насколько интересен был лектор.

Marchia Kuszmaul, Group Manager, Education Products Group. Educational Products Strategy / Futures. Презентация последних разработок Microsoft, интересных для сферы образования – Silverlight (аналог-конкурент Flash), Grava и Calllisto, интегрированное решение EDUEnterprise (кодовое имя Uluru). Приглашение принять участие в бета-тестировании.

Jim LaValley, Senior Product Manager, Microsoft Learning and Business Productivity Solutions. Workforce development. Насколько важно пожизненное обучение современным информационным технологиям. Microsoft разработал типовой учебный план для базовой компьютерной грамотности (Microsoft Digital Literacy Toolkit), который доступен для бесплатного скачивания.

Carlo Malaguzzi, Director, ISV. New World of Work. Презентация того, как новые технологии изменяют способы работы людей. Примечание – упомянул о том, что у них имеется методика оценки информационных компетенций персонала. Обещал выслать методику на email.

Dan Fay, Director, TCI North America. eScience. Демонстрация ряда новых проектов Microsoft, имеющих научно-образовательную тематику. Аналог Google Earth. Демонстрация Microsoft Telescope – карта звездного неба. Microsoft Popfly. Ссылка на .

Jonnel Bowser. Productivity Vision: The Microsoft Center for Information Work (Tour). Тур по демонстрационным стендам с новыми технологиями для коммуникации. Демонстрация новой концепции единого информационного центра (прототип на Macromedia Director). Технология видеоконференций Roundtable Conferencing – «группа с группой», в которой каждая группа сидит вокруг круглого стола, а другая группа видит всех участников «развернутыми» вдоль одной линии.

Jerry Smith, Senior Marketing Manager, Information Worker Division. Collaboration: Connecting Organizations. Новые подходы и идеи к применению ИТ для коммуникации внутри организации. Совместная работа над документами. Интегрированная коммуникация с легкой и удобной передачей данных. OneNote. Управление календарем при помощи голоса.

  1. Отчет по ведомственной научной программе “Развитие научного потенциала высшей школы”. М. 2005

    Содержательный отчет
    Научно - методическое обеспечение стандарта первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Отчет по ведомственной научной программе “Развитие научного потенциала высшей школы”.
  2. Планирование по программам Исполнение программ Организации Объединенных Наций в двухгодичном периоде 2006-2007 годов

    Программа
    Настоящий доклад об исполнении программ Секретариата Организации Объединенных Наций в двухгодичном периоде 2006–2007 годов представлен в соответствии с положением 6.
  3. Учебно методический комплекс по истории древнего мира для заочного отделения (1)

    Учебно-методический комплекс
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  4. Учебно методический комплекс по истории древнего мира для заочного отделения (2)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  5. Учебно методический комплекс по истории древнего мира для дневного отделения (1)

    Учебно-методический комплекс
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  6. Учебно методический комплекс по истории древнего мира для факультета башкирской филологии

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  7. Обзор выполнения программы за период с 1 января по 30 июня 2005 Г. Отчет Секретариата

    Содержательный отчет
    1. Настоящий Обзор выполнения программы (ниже «Обзор») подводит итог основной деятельности, осуществленной Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) за первые шесть месяцев 2005 г.
  8. Книга Геннадия Степановича Белимова лишь первый этап исследований этого явления и возможность по-новому взглянуть на окружающий мир (1)

    Книга
    Последняя четверть века на Земле отмечена настолько бурным развитием нашей цивилизации, что последствия наблюдаемого информационно-технологического скачка не берется предсказать сегодня никто.
  9. Книга Геннадия Степановича Белимова лишь первый этап исследований этого явления и возможность по-новому взглянуть на окружающий мир (2)

    Книга
    Их появление впервые отметила американская ясновидящая Нэнси Энн Тэпп еще в 80-х годах прошлого века, а сегодня ученые регистрируют их появление на свет во всех без исключения странах мира, явно не готового к подобному явлению.

Другие похожие документы..