Книга «Единый государственный экзамен. Белая книга».

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Факультет журналистики

Единый государственный экзамен

Б Е Л А Я К Н И Г А

Москва. 2008

Рекомендовано к публикации решением Ученого совета

факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова

Единый государственный экзамен. Белая книга. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2008.

Книга «Единый государственный экзамен. Белая книга» составлена из материалов печати, радио и телевидения, посвященных злободневным проблемам реформы российского образования. Она обращена ко всем, кто неравнодушен к будущему нашей страны.

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ

Эта книга могла быть раз в десять толще. Ведь откликов на введение Единого государственного экзамена в средних школах России и Болонской системы – в ее вузах, только за последние годы опубликованных в наших печатных СМИ и на соответствующем сайте Интернета, оказалось столько, что их компьютерная перепечатка заняла почти восемьсот страниц. Перед нами возник вопрос: а станут ли читать столь объемную книгу? В особенности весьма занятые руководители страны, которым она в первую очередь адресована? К тому же абсолютное большинство школьных и университетских преподавателей, российских академиков и политиков, писателей и публицистов, самих учащихся и их родителей, публично высказавшихся о последствиях внедрения ЕГЭ и Болонской системы в российское образование, по существу единодушно признавало их не просто непродуманными, двойственными и т. п., но в основном негативными уже сегодня и тем более в будущем. Факт этот позволил нам, оставляя за пределами задуманного издания суждения-дубликаты, а также мнения авторов, совпавшие с опубликованными ранее, ограничиться коллективными и персональными выступлениями (аналитическими статьями, письмами в высокие инстанции, статистическими данными, «свидетельскими показаниями» и т. д.), выразившими отношение к нынешней реформе российского образования с наибольшей полнотой, ясностью и убедительностью.

И тем самым придавших настоящему сборнику характер книги особой – книги белой, т. е. объективно и в интересах всех россиян высвечивающей проблему, жизненно их волнующую, однако пока – по чиновничьей ли оплошности или бюрократическому умыслу – подлинного всенародного обсуждения не получившую. А оно, убеждены мы, в данном случае совершенно необходимо.

В.Я.Линков,профессор факультета

журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова,

В.А.Недзвецкий, профессор

филологического факультета МГУ

имени М.В. Ломоносова,

И.В.Петровицкая, ст. преподаватель

факультета журналистики МГУ

имени М.В. Ломоносова.

ЕГЭ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

«Нет» – разрушительным экспериментам в образовании! Открытое письмо В. В. Путину // Первое сентября. – 2004. – № 38, 29 мая

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Обращаемся к Вам с чувством глубокой тревоги за будущее российского образования. Образования, которое мы можем потерять, если будет продолжен проводимый в последние годы Министерством образования губительный курс. Курс на реформы неподготовленные, осуществляемые в крайней спешке, не решающие подлинных проблем, вызывающие справедливые протесты в обществе и разрушающие лучшие отечественные традиции образования.

Преобразования необходимы. Мы обязаны найти адекватные ответы на радикальные изменения, происходящие в стране и мире. Национальная система образования может и должна исполнить свою историческую миссию – внести весомый вклад в процветание Отечества и в укрепление национальной безопасности страны. Образование – стратегический ресурс России. Наше главное достояние – граждане России.

Предлагаемые реформы игнорируют подлинные проблемы школы, не ориентированы на обеспечение равных условий для получения образования. Как правило, вопрос о содержании образования заменяется обсуждением вопроса лишь о контроле качества.

Непосредственным поводом к данному обращению стали действия бывшего Министерства образования, направленные на повсеместное введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Мы убеждены, что массовое внедрение ЕГЭ в существующем виде недопустимо. Вот наши аргументы:

1. Совмещение итоговых школьных и вступительных вузовских испытаний в принципе невозможно. Цели общего среднего образования и профессионального высшего принципиально различны.

2. ЕГЭ резко ускорит процесс примитивизации содержания школьного образования. Это разрушит общепризнанные традиции российской школы, превратит ее в инструмент натаскивания на ЕГЭ.

3. Достоверная оценка результатов школьного обучения не может быть установлена разовым тестированием.

4. Технологии, применяемые при массовом проведении ЕГЭ, не могут обеспечить объективность оценок. Неизбежны массовые списывания, подтасовки, фальсификации.

5. ЕГЭ не уменьшит «коррупционный налог», а перераспределит его со вступительных экзаменов на школу. Коррупция в результате введения ЕГЭ умножится и окажет негативное воздействие на воспитание молодежи.

6. Аргументированная концепция ЕГЭ отсутствует. Многие результаты эксперимента неизвестны общественности, отсутствуют научные гипотезы и критерии подведения итогов.

7. При проведении ЕГЭ нарушены необходимые требования к педагогическому эксперименту. Не опубликованы полные содержательные и финансовые отчеты.

Будущее образования – проблема государственная, а не узковедомственная. Поэтому мы предлагаем:

– имеющиеся планы по расширению эксперимента и внедрению ЕГЭ не могут даже обсуждаться в правительстве до публикации полного отчета о результатах эксперимента и проведения широкой профессиональной и общественной дискуссии;

– необходимо оперативное создание независимой от министерства комиссии, которая проведет анализ итогов мероприятий по модернизации образования (проекты школьных образовательных стандартов и план перехода к профильной школе вызывают не меньшие опасения, чем ЕГЭ);

– должны быть приняты меры, исключающие в будущем возможность келейного принятия важных решений в сфере образования;

– требуется принципиально новая концепция системы государственной оценки качества образования, не навязанная административно, а созданная как результат общественного и профессионального согласия.

Мы считаем, что реализация этих мер позволит наметить эффективный новый курс, определяющий развитие российской системы образования в XXI веке.

Академики и члены-корреспонденты Российской академии наук: С. И. Адян, Д. В. Аносов, Н. С. Бахвалов, И. П. Белецкая, К. А. Валиев, В. А. Васильев, В. П. Дымников, Ю. А. Золотов, В. А. Ильин, В. В. Козлов, С. К. Коровин, П. С. Краснощеков, О. Б. Лупанов, Г. И. Марчук, Е. И. Моисеев, С. М. Никольский, Г. И.Савин, В. М.Счастливцев, Ю. Д. Третьяков, И. Р. Шафаревич, В. Л. Арлазаров, В. И. Бердышев, И. В. Волович, А. Л. Волынский, Э. И. Григалюк, Ю. Г. Евтушенко, Л. Н. Королев, А. Г. Куликовский, Л. Д. Кудрявцев, Ю. В. Матиясевич, А. С. Марфунин, Н. Н. Олейников, А. Н. Паршин, Ю. С. Попков, Ю. П. Попов, С. Г. Похожаев, И. Г. Русяк, Б. А. Севастьянов, Е. М. Чирка, Ю. А. Флеров, Л. М. Чайлахян.

Академики и члены-корреспонденты Российской академии образования: Б. М. Бим-Бад, В. П. Зинченко, И. С. Кон, Э. А. Манушин, А. А. Миролюбов, Н. Н. Нечаев, А. М. Новиков, А. И. Пискунов, С. М. Слонимский, C. О. Шмидт, А. М. Абрамов, В. С. Лазарев, И. И. Логвинов, Г. Л. Луканкин, В. Г. Маранцман, В. М. Монахов, Т. С. Назарова, И. Ф. Раздымалин, В. Я. Слипенко, Д. И. Трайтак, В. С. Хелемендик.

Действительные члены и члены-корреспонденты Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики, заслуженные деятели науки и высшего образования Российской Федерации: А. А. Батьков, А. И. Барбашин, А. А. Белолипецкий, Д. Е. Ванин, В. И. Волгин, В. И. Дмитриев, Л. А. Жукова, А. П. Зубехин, В. М. Калиниченко, М. П. Кащенко, В. И. Левин, Л. А. Муравей, В. М. Пасконов, В. Х. Постаногов, В. Н. Решетников, Б. С. Стечкин, В. М. Таланов, В. А. Таранушич, Д. К. Шевченко, В. М. Тихомиров, А. Н. Томилин, В. С. Черепанов, Б. М. Щедрин, А. В. Язенин.

Преподаватели вузов и научные сотрудники академических институтов, в том числе МГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургского университета, Московского физико-технического института (Государственный университет), Математического института им. В. А. Стеклова РАН, Института прикладной математики им. М. В. Келдыша, Института вычислительной математики РАН, Физического института им. П. Н. Лебедева РАН: С. М. Авдошин, Л. Я. Адрианова, В. Б. Алексеев, В. П.Алексеев, И. В. Алексеев, Н. Н. Андреев, Т. И. Андронова, В. А. Антонова, О. В. Антонова, М. А. Артамонов, А. П. Афанасьев, В. В. Афанасьев, О. В. Баев, Ю. Г. Балакирев, А. Б. Бакушинский, Р. Г. Баранцев, Л. А. Бахвалов, В. А. Белин, Э. С. Беляева, В. Е. Бенинг, М. Б. Беркинблитт, В. С. Бондарь, Н. Г. Борисова, С. П. Брабандер, Н. П. Брусенцов, В. И. Бувальцева, Т. В. Бурлыкова, В. Ф. Быкадоров, В. В. Вавилов, А. Н. Вараксин, А. И. Васильев, А. Н. Васильев, В. И. Веселевич, Е. Н. Васильева, А. Л. Вернер, А. В. Викулин, А. Г. Витухновский, Г. М. Волков, А. А. Волков, Е. А. Волков, С. Н. Волкова, Н. Н. Волковская, С. А. Волошин, В. А. Волчек, В. П. Воронин, Е. И. Выбрин, Т. К. Гадельшин, М. А. Гаврилова, В. Я. Галкин, В. И. Галкин, Э. А. Гирш, Ю. Л. Говоров, Е. А. Григорьев, В. Г. Григорьев, Н. Л. Григоренко, Я. Р. Гринберг, А. А. Гришнев, В. И. Грозав, А. В. Гуляев, С. Ю. Гуснин, Г. Н. Давыдова, Ю. К. Данилейко, Е. В. Данилов, Н. Н. Данилов, В. М. Дацук, Д. В. Денисов, О. И. Денисова, А. Н. Дойников, Н. П. Долбилин, Т. П. Дубова, В. Н. Дубровский, Л. И. Еременко, А. К. Ерофеев, Н. Н. Ефимов, Г. В. Ефремова, Н. Н. Жамская, М. С. Жигалов, А. Г. Журавлева, Ю. Н. Журавлев, О. Н. Журавлева, И. Г. Журкин, И. М. Закоременный, С. В. Залесов, И. П. Звягин, В. М. Зуев, А. Ф. Измаилов, Ю. С. Ильяшенко, Н. И. Ионкин, А. С. Исаев, А. В. Ишмухаметов, А. Н. Кабемков, В. А. Кажан, А. Г. Казанский, М. А. Казарян, Н. А. Калачинская, В. В.Калугин, Т. В. Капустина, В. В. Капучин, В. М. Карнаухов, Б. А. Картозия, А. И. Каухов, Г. В. Киотина, Ю. В. Кириченко, Г. М. Кобельков, В. П. Ковалев, Е. А. Кожан, З. Д. Коломейцева, В. В. Кондратьев, Н. А. Коноплин, Л .Г. Корнейчук, В. Ю. Королев, А. И. Корольков, А. В. Корчак, Л. Г. Коршунов, И. В. Косолапова, Н. И. Краснопенова, В. И. Крашенинин, В. Е. Кривцов, Л. В. Крицков, В. И. Крюк, И. Т. Крячков, Т. В. Кубышкина, Н. Д. Кугучурова, С. Л. Кужеков, А. Л. Кузнецов, А. К. Кукушкин, И. Г. Кулеев, А. Я. Купряжкин, Л. М. Лазаренко, Е. А. Лапшин, Л. П. Латышева, М. Л. Левкина, М. В. Леонов, Г. В. Лисичкин, С. А. Ложкин, В. В. Локоть, Н. В. Локоть, И. С. Ломов, Е. А. Лопаницын, В. В. Лохнин, Е. Н. Лычкин, И. Ф. Мазанько, Г. Г. Малинецкий, Н. В. Малиновская, В. А. Малинноков, М. Г. Мамаев, С. А. Максимов, А. Н. Марасов, С. К. Матвеев, В. И. Мауиль, И. В. Машечкин, Г. Ф. Миронов, С. Ф. Митенева, А. А. Мить, А. В. Морозов, Н. И. Морозова, В. И. Морозов, В. В. Морозов, В. Г. Мотанов, Д. Л. Мурышкин, З. Я. Нагимов, Л. Н. Назаров, Н. В. Насонова, Б. П. Невзоров, Д. А. Неволина, Ю. М. Нейман, Н. В. Нетребко, В. В. Нефедов, Н. Ю. Нецветаев, Л. Ю. Ногинова, С. Н. Орлик, Н. В. Осташенкова, В. Н. Павлов, В. Ф. Павлов, Е. А. Памятных, В. С. Панферов, О. И. Парфенюк, А. Э. Пасенчук, Е. С. Петрова, В. Я. Перминов, Г. П. Петунина, Е. А. Пименов, А. Я. Подрабинович, И. М. Познанкин, А. А. Полетаев, Я. П. Понарин, А. А. Попов, В. В. Попов, В. Н. Попов, М. Г. Попов, Н. Н. Попова, А. М. Попов, Б. Т. Порбонов, Б. Т. Породнов, Б. А. Потехин, А. В. Прошкин, И. В. Прошляков, С. И. Пручкин, Г. Я. Пятибратов, А. Г. Разборов, А. И. Разов, Ю. И. Разоренов, Рамиль Альварес Х., А. Н. Реймерс, С. И. Репин, В. Ю. Решетов, Г. И. Рузайкина, В. Н. Рыбкин, К. К. Рыбников, Б. Д. Рыжиков, А. П. Ряховский, А. П. Савостьянов, В. В. Сагарадзе, Ю. В. Сафрошкин, И. П. Сеготская, С. Г. Селетков, Ю. Н. Семин, Г. Е. Сенькина, А. Г. Сергеев, И. Н. Сергеев, Ю. И. Сидоренко, И. С. Сильченков, Р. А. Симонов, А. П. Скорин, В. И. Смирнов, В. А. Смирнов, А. Б. Соболев, В. Т. Соломатин, Н. В. Сорокина, П. И. Соснин, Т. М. Сошнина, Л. А. Старостина, Т. А. Старцева, Ю. И. Сухарев, А. П. Танкеев, В. Г. Тарасова, Т. М. Тимакова, Л. Н. Тимофеева, С. А. Тихомиров, А. Н. Тихонов, Э. А. Томило, Н. П. Трифонов, С. В. Тульский, Е. Е. Тыртышников, Н. М. Тюннев, В. В. Угрозов, А. В. Усков, Ю. А. Устынюк, В. Г. Ушаков, Ф. Ф. Фаттиев, М. В. Федотов, А. Н. Филиппов, Б. Н. Филиппов, В. В. Фомичев, Е. Н. Хайлов, М. М. Хапаев, В. И. Харитонов, Т. Г. Ходот, Н. В. Цибульская, С. В. Чебанов, Е. Л. Черамных, В. Г. Чирский, В. Н. Чубариков, Г. П. Чубарова, Т. М. Чурекова, Л. А. Чурмасова, С. А. Шавнин, О. Д. Шашков, А. Г. Шевлякова, С. Ю. Щербакова, В. В. Шишкин, И. А. Шишмарев, В. В. Шланан, С. Э.Шнолль, В. И. Щеглов, А. П. Щеренко, Л. И. Щербакова, Л. И. Явенкова, Н. Г. Ярушнина, А. В. Ястребов.

Директора школ, учителя: Е. С. Абелюк (заслуженный учитель РФ), П. Д. Александров, С. Я. Бабаева, А. Р. Белоусов, З. А. Блюмина (почетный работник образования РФ), В. П. Бусыгин, С. Л. Берлов (лауреат премии Президента РФ), С. В. Волков, А. Н. Гончаров, Р. К. Гордин (заслуженный учитель РФ), Л. И. Гришина (заслуженный учитель РФ), Б. М. Давидович (заслуженный учитель РФ), Н. Б. Делоне, Л. П. Евстафьева, И. Ю. Есина, Т. Б. Ефимова (директор ФМШ № 239 С.-Петербурга, заслуженный учитель, лауреат премии Президента РФ), А. Р. Зильберман (тренер сборных СССР и России на Международных физических олимпиадах), М. Г. Иванов (директор лицея ФТШ С.-Петербурга), А. Е. Иллюминаторская, Д. В. Карпов (лауреат премии Президента РФ), А. М. Киселева, М. В. Кобушкина, А. К. Ковальджи, Н. В. Кузина (почетный работник образования РФ), Л. Б. Кулагина (почетный работник образования РФ), Т. Н. Лайкина (заслуженный учитель РФ), Т. В. Любченко, И. Н. Макарова, У. А. Масовец, О. В. Машукина, С. Л. Менделевич (директор школы № 57 Москвы, заслуженный учитель РФ), Л. И. Мильграм (народный учитель СССР, почетный гражданин Москвы), И. В. Нащокина, В. Б. Некрасов, В. Ф. Овчинников (директор московского лицея «Вторая школа», заслуженный учитель РФ), Л. А. Панайотов, С. П. Попов, Н. М. Потайчук (заслуженный учитель РФ), М. Я. Пратусевич (почетный работник образования РФ), Д. А. Ростовский, С. Е. Рукшин (тренер сборных СССР и России на Международных математических олимпиадах), В. А. Рыжик (заслуженный учитель РФ), И. Л. Савич, Л. А. Сердакова (почетный работник образования РФ), В. В. Ситникова, Л. В. Соколова (почетный работник образования РФ), А. Н. Тубельский (директор «Школы самоопределения» Москвы, президент Ассоциации демократических школ, лауреат премии Президента РФ), Н. Н. Удальцова (заслуженный учитель РФ), А. О. Фадеев (заслуженный учитель РФ), Н. А. Шапиро, В. Н. Шацев (почетный работник образования).

Письмо подписали 420 человек.

ВалентинКумарин,докторпедагогическихнаук,профессор.Авинитьбудутучителей!//Литературнаягазета.2002. – № 5,612февраля

  1. Книга первая 4

    Книга
    Поскольку, блаженнейший и святейший отец, еще до достижения нынешнего своего исключительного положения[1] Ваше святейшество поручили мне изложить деяния флорентийского народа, я со всем прилежанием и уменьем, коими наделили меня природа
  2. Единый государственный экзамен по русскому языку спецификация контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена

    Документ
    Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта основного общего среднего (полного) общего образования.
  3. Сессия парламентского собрания союза россии и белоруссии 11

    Документ
    10. 008 1 ЮЖ.ОСЕТИЯ МОЖЕТ СТАТЬ НАБЛЮДАТЕЛЕМ В ПАРЛАМЕНТЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА 1 Взгляд , , 1 .
  4. Единый государственный экзамен (2)

    Анализ
    Процент максимального первичного балла за выполнение заданий, предусматривающих различные виды работ с языковым материалом, от максимального первичного балла за всю работу.
  5. Конкурс остроумных и любознательных 4 Готовимся к Единому государственному экзамену по физике 10 Основные замечания к решению задач части с единого государственного экзамена по физике выпускниками 2003 года 29

    Конкурс
    Из предложенных задач и вопросов для получения зачета необходимо решить не менее двух задач, ответить на 2 вопроса и выполнить экспериментальное задание.
  6. Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену.

    Документ
    Карпачев С. П. История. России. Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: ЦГО, 2003. - с. (Гуманитарное образование в России).
  7. Методические материалы для учащихся при подготовке к Единому государственному экзамену Екатеринбург (1)

    Документ
    Данные методические рекомендации представляют собой комплекс материалов, необходимых для самостоятельной подготовки выпускников к государственной (итоговой) аттестации в формате ЕГЭ по предмету «Литература».
  8. Методические материалы для учащихся при подготовке к Единому государственному экзамену Екатеринбург (4)

    Методические рекомендации
    Методические рекомендации содержат разбор контрольно-измерительных материалов по русскому языку: к заданиям части «А» и «В» даются правильные ответы и комментарии, к заданию части «С» предлагаются рекомендации к написанию развернутого
  9. Законоположителтные книги. Предисловие (1)

    Закон
    Данное учебное пособие представляет собой отредактированный курс лекций, прочитанных студентам "небогословских" факультетов ПСТБИ, и является введением в изучение Священного Писания Ветхого Завета.

Другие похожие документы..