Примерная программа дисциплины «Методика преподавания дуэтно-классического танца» федерального компонента цикла специальных дисциплин

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«УТВЕРЖДАЮ» Начальник Департамента

содержания высшего

профессионального

образования

__________________________

«___»____________2004 г.

Примерная программа дисциплины

«Методика преподавания дуэтно-классического танца»

федерального компонента цикла специальных дисциплин

Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения по специальности:

070304 «Педагогика балета»,

квалификация: «Педагог-балетмейстер».

Рекомендовано:

Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства

Сопредседатель УМО Л.Н. Надиров

Санкт-Петербург

2004

Примерная программа дисциплины «Методика преподавания дуэтно-классического танца» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 070304 «Педагогика балета», квалификация «Педагог-балетмейстер».

©Министерство образования Российской Федерации

© Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области хореографического искусства

  1. Организационно-методический раздел

  1. Цель курса

Целью данного курса является подготовка студентов – будущих педагогов балета к самостоятельной научно-методической, практической педагогической, репетиторской и балетмейстерской работе в сфере дуэтно-классического танца в соответствии с исторически сложившейся в России традицией и требованиями, предъявляемыми современным уровнем развития профессионального балетного искусства.

  1. Задачи курса

Основной задачей обучения является углубленное изучение и овладение общей методикой преподавания дуэтно-классического танца, с последующим ознакомлением с особенностями и спецификой его преподавания на всех этапах изучения.

  1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс «Методики преподавания дуэтно-классического танца» является одной из основных учебных дисциплин специального цикла.

  1. Требования к уровню освоения курса

Педагог-балетмейстер должен:

    • знать выразительные средства классического и дуэтно-классического танца,

    • владеть методикой преподавания дуэтно-классического танца

    • знать последовательность исполнения программных движений дуэтно-классического танца.

    • владеть грамотным показом движений дуэтно-классического танца.

    • владеть методикой репетиторской и педагогической работы, знать спектакли классического наследия

    • иметь навыки работы в балетном классе, как с учениками, так и с профессиональными исполнителями;

    • владеть навыками творческого взаимодействия с концертмейстером в ходе уроков и репетиций, а также при подготовке к ним;

Примечание:

1. В целях наглядного освоения студентами методики преподавания дуэтно-классического танца, определения ошибок при исполнении тех или иных приемов поддержки необходимо присутствие на уроках не менее двух раз в месяц одной пары исполнителей-практиков (учащихся, профессиональных действующих артистов балета и т.п.).

2. Студенты обязаны регулярно посещать уроки дуэтно-классического танца 1, 2, 3 курсов академий балета или хореографических училищ, чтобы наглядно изучать процесс преподавания дуэтно-классического танца артистам балета, и получить от преподавателя консультацию (время посещения уроков включено в количество часов аудиторных занятий: см. п.III настоящей программы).

3. Практическое изучение приемов поддержки будущими педагогами проводится в соответствии с их физическими возможностями. Владение методическим объяснением приемов является обязательным.

Без соблюдения указанных условий профессиональное овладение методикой преподавания дуэтно-классического танца невозможно.

I.Содержание курса


1.Разделы курса

Курс состоит из четырех разделов:

Раздел 1.

История развития дуэтно-классического танца. Место и задачи дисциплины «Дуэтно-классический танец» в системе подготовки профессиональных танцовщиков.

Раздел 2.

Программные задачи обучения I-III курсов. Основные технические приемы партерной и воздушной поддержки, характерные ошибки и их исправление.

Раздел 3.

Принципы формирования промежуточной и итоговой государственной аттестации по дуэтно-классическому танцу при обучении по специальности 0506 «Хореографическое искусство» (квалификация «артист балета»).

Раздел 4.

Методическое наследие отечественной школы дуэтно-классического танца.

2. Темы и краткое содержание

Раздел 1. История развития дуэтного танца. Место и задачи дисциплины «Дуэтно-классический танец» в системе подготовки профессиональных танцовщиков.

Тема 1. Введение в дисциплину «Методика преподавания дуэтно-классического танца».

Цель дисциплины «дуэтно-классический танец». Структура урока дуэтно-классического танца. Возрастные особенности, физические и профессиональные возможности учеников. Музыкальное сопровождение уроков дуэтного танца. Смысловая нагрузка дуэта в балетном спектакле. Творческий контакт, чувство взаимного темпа партнеров в поддержках, техника и формы танца с поддержками. Партерная и воздушная поддержка. Травматизм при поддержках.

Тема 2. Краткий экскурс в историю дуэтно-классического танца.

Дуэтный танец в балетах Ж.Доберваля, Ш.Дидло, А.Бурнонвиля, Ж.Перро, М.Петипа. Структура дуэтов. Рas de deux (пятичастная форма) и его задачи в спектаклях первой половины XIX века. Дуэтный танец второй половины XIX — начала ХХ веков — сюжетное звено балетного спектакля. Дуэтный танец в концертном исполнении — законченная миниатюра.

Тема 3. Поддержка — средство пластической выразительности.

Классификация приемов партерной и воздушной поддержки.

Основные приемы партерной поддержки:

1. Поддержка ученицы двумя руками за талию.

2. Поддержка ученицы двумя руками за обе руки:

а) за кисти;

б) за запястья.

3. Поддержка ученицы одной рукой:

а) за талию в охват;

б) за одну руку (за кисть или за запястье);

в) за талию одной кистью.

4. Поддержка ученицы в сочетании перечисленных приемов. Например, одной рукой за талию или под диафрагму, другой — за руку или одной рукой за обе руки ученицы и т.п.

В различных приемах поддержки ученик должен уметь стоять позади ученицы, рядом с ней, лицом к ней, опускаться на одно колено.

Основные приемы воздушной поддержки:

1. Маленькие прыжки и небольшие подъемы ученицы до уровня груди и плеч ученика.

2. Большие прыжки и подъемы ученицы с фиксированием позы на груди и плече ученика.

3. Подъемы, большие прыжки ученицы с подбрасыванием и фиксированием позы на двух и на одной руке ученика (с поворотом и без поворота в воздухе).

Эстетика дуэтно-классического танца: гармония поз и положений, пластическая и эмоциональная выразительность, кантилена дуэта. Дуэты в балетах Федора Лопухова, Касьяна Голейзовского, Леонида Лавровского, Ростислава Захарова, Василия Вайнонена, Леонида Якобсона, Юрия Григоровича. Компоненты понятия “идеальный дуэт”. Выбор дуэта для сценической практики учеников. Основные критерии:

а) гармоничное сочетание партнеров (рост, вес, внешность);

б) возможности и способности учеников к классическому танцу (степень владения техникой);

в) единое амплуа (лирическое, героическое, гротесковое);

г) музыкальность, эмоциональная и пластическая выразительность.

Костюм исполнителей дуэта и его влияние на технику поддержки (пачка, тюник шопеновский, туника, комбинезон-купальник).

Тема 4. Дуэты классического наследия.

Классическое наследие и бережное его сохранение. Допустимые изменения и дополнения в спектаклях классического наследия при возобновлениях и переносах. Исполнители, которые благодаря своей индивидуальности вносят в создание образа различные нюансы, не нарушая при этом авторского замысла и хореографического текста. Изучение дуэтов классического наследия и современного репертуара с их последующим методическим разбором.

Дуэты классического наследия:

1. Чайковский П. — Петипа М., “Спящая красавица”, adagio Авроры и Дезире (III акт);

2. Чайковский П. — Иванов Л., “Лебединое озеро”, adagio Одетты и Зигфрида (I акт, 2 картина);

3. Шопен Ф. — Фокин М., “Шопениана”, Седьмой вальс.

4. П.Чайковский — М.Петипа, “Спящая красавица”, adagio Флорины и Голубой птицы;

5. Л.Минкус — М.Петипа, “Баядерка”, adagio Никии и Солора (III акт);

6. А.Адан — М.Петипа, “Жизель”, дуэт Жизели и Альберта (II акт);

7. А.Глазунов — М.Петипа, “Раймонда”, Grand pas (III акт);

8. Р.Шуман — М.Фокин, “Карнавал”, дуэт Коломбины и Арлекина.

9. Э.Григ — Ф.Лопухов, “Ледяная дева”, дуэт Ледяной девы и Асака;

10. Б.Асафьев — Р.Захаров, “Бахчисарайский фонтан”, вальс Марии и Вацлава (I акт);

11. А.Крейн — В.Чабукиани, “Лауренсия”, свадебный дуэт Лауренсии и Фрондосо;

12. П.Чайковский — В.Вайнонен, “Щелкунчик”, adagio Маши и Принца (II акт);

13. С.Прокофьев — Л.Лавровский, “Ромео и Джульетта”, сцена на балконе;

14. А.Хачатурян — Л.Якобсон, “Спартак”, дуэт Фригии и Спартака (III акт);

15. К.Дебюсси — Л.Якобсон, миниатюра “Вечный идол”;

16. С.Прокофьев — Ю.Григорович, “Каменный цветок”, adagio Хозяйки Медной горы и Данилы;

17. А.Меликов — Ю.Григорович, “Легенда о любви”, дуэт Ширин и Ферхада (II акт).

Раздел 2. Программные задачи обучения I-III курсов. Основные технические приемы партерной и воздушной поддержки, характерные ошибки и их исправление.

Тема 1. Программные и педагогические задачи при обучении дуэтно-классическому танцу учащихся, обучающихся по специальности 0506 «Хореографическое искусство» (квалификация «артист балета»).

Дуэтно-классический танец изучается на 1, 2, 3 курсах хореографических академий и училищ в соответствии с программой женского классического танца. Как правило, занятия проводятся по 4 часа в неделю.

В процессе обучения учащиеся должны овладеть навыками техники поддержки и сценического общения, сдержанной, свободной от внешних эффектов манерой движения, музыкально-образной выразительностью, изучить ряд танцевальных дуэтов из спектаклей классического наследия и современного репертуара.

В тесной связи с другими предметами в процессе занятий необходимо развивать у учащихся этику общения, чувство ансамбля, умение владеть пространством.

Задачи каждого года обучения определены в содержании программы.

Являясь воспитателем и наставником, преподаватель призван формировать не только высокую исполнительскую технику, но и морально-эстетический облик учащихся, волю к преодолению трудностей, творческую активность, художественный вкус и культуру.

Специфика преподавания дуэтно-классического танца, помимо высокой культуры и эрудиции, требует от преподавателя знаний техники исполнения женского и мужского классического танца.

Основные условия выполнения программы по дуэтно-классическому танцу при обучении артистов балета:

1. Сохранение количества учебных часов, установленных учебным планом.

2. Нормальная посещаемость (отсутствие пропусков без уважительных причин, частичное снятие с уроков учеников на репетиции и концерты).

3. Наполняемость классов без превышения норм, установленных учебным планом.

4. Соблюдение весовых соотношений мужского и женского составов (особенно на втором и третьем годах обучения).

5. При наличии в числе обучающихся иногородних и иностранцев, определение их в классы по дуэтному танцу в соответствии со знанием предмета.

6. Во избежание перегрузки учеников необходимо строго согласовывать прохождение программ сценической практики, актерского мастерства и дуэтно-классического танца.

7. Постоянного творческого контакта с преподавателями женского и мужского классического танца (взаимное посещение уроков).

Выполнение программы второго и третьего года обучения, а тем более их перевыполнение, совершенно недопустимо для учеников явно физически и по возрасту к этому не готовых. Ученицы, с превышением допустимых весовых норм, к воздушным поддержкам допускаются ограниченно. Все спорные вопросы, связанные с освобождением учеников от уроков дуэтно-классического танца, следует решать с обязательным участием врача хирурга.

К началу изучения дуэтно-классического танца юноши достигают 15-16-летнего возраста, когда их костно-связочный аппарат еще не закончил своего формирования, поэтому преподаватель должен так строить урок, чтобы физическая нагрузка была им по силам.

Необходимо также учитывать индивидуальные особенности каждого класса:

а) возрастные и весовые соотношения юношей и девушек;

б) физические и профессиональные возможности юношей;

в) степень подготовленности девушек по основной дисциплине —классическому танцу.

Приступать к практическим занятиям рекомендуется через две недели после начала учебного года, когда стопа учениц уже достаточно подготовлена для движений на пальцах.

Прежде чем приступить к практическому изучению выбранного дуэта преподаватель должен рассказать ученикам: о композиторе и его музыке; о балетмейстере и его хореографии; о смысловой задаче дуэта (содержание — драматургия).

Тема 2. Принципы репетиционной работы над дуэтом.

Разделение дуэта по частям в соответствии с музыкой; показ и репетиция; отдельное изучение наиболее сложного приема поддержки; объяснение ученикам смысловой задачи каждой поддержки — ее подтекста; поддерживание средствами пластической и скульптурной выразительности постоянного сценического общение партнеров дуэте; поощрение учеников, способных проявлять творческую инициативу при исполнении дуэта.

Тема 3. Первый год обучения дуэтно-классическому танцу артистов балета.

В задачу первого года обучения будущего артиста балета входит освоение простейших приемов партерной и воздушной поддержки, а также приобретение навыков сценического общения. Продолжительность танцевальных экзерсисов, как правило, не должна превышать 16 музыкальных тактов.

Во избежание перенапряжения ученицы следует равномерно чередовать нагрузку на обе ноги, а чтобы не перегружать ученика — воздушные поддержки чередовать с партерными.

В конце учебного года, в соответствии с пройденным материалом, необходимо предлагать ученикам этюды, включающие актерскую задачу и элементы сольного классического танца.

  1. Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» федерального компонента цикла специальных дисциплин

    Примерная программа
    Подготовка специалиста, в совершенстве владеющего теоретическими и практическими основами методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца).
  2. Примерная программа дисциплины «д уэтно-классический танец»

    Примерная программа
    Курс «дуэтно-классический танец» является неотъемлемой и исторически установившейся частью хореографического образования, одним из основных специальных предметов, рекомендованных УМО ВУЗам, ведущим подготовку бакалавра искусства балета.
  3. Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Латиноамериканская программа»

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Латиноамериканская программа» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего
  4. Примерная программа дисциплины «Классический танец»

    Примерная программа
    Целью данного курса является подготовка студентов – будущих артистов балета к самостоятельной практической исполнительской деятельности в сфере балета в соответствии с исторически сложившейся в России методикой преподавания классического
  5. Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Европейская программа»

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Европейская программа» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом второго
  6. Примерная программа дисциплины «История хореографического искусства»

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «История хореографического искусства» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (33)

    Основная образовательная программа
    утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. № 337 (Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г.
  8. Основная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности 071203 Искусство танца (по видам) Москва 2011

    Основная образовательная программа
    М.Б. Данилюк, заместителем директора по учебной работе ФГБОУ СПО «Школа-студия при Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева»;
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине: танец и методика его преподавания для специальности 07130165 «Народное художественное творчество» “разработано”

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Танец и методика его преподавания» является частью федерального компонента общепрофессиональных дисциплин стандарта специальности 07130165 «Народное художественное творчество».

Другие похожие документы..