Примерная программа дисциплины «Методика преподавания дуэтно-классического танца» федерального компонента цикла специальных дисциплин

Итоговая государственная аттестация.

Итоговая государственная аттестация проводится в конце 6-го семестра и включает в себя все разделы пройденной программы. Учащиеся выпускного класса должны показать высокую исполнительскую культуру танцовщика: технику исполнения приемов партерной и воздушной поддержки, музыкальную и сценическую выразительность, два отрывка из дуэтов классического наследия или современного репертуара или два этюда.

Программа итоговой государственной аттестации составляется с учетом наиболее полного раскрытия профессиональной подготовки и творческой индивидуальности учащихся. Все комбинации сочиняются в полном соответствии с пройденной программой по дуэтному танцу. Музыкальное сопровождение экзамена построено на нотном музыкальном материале.

Обязательно надевать пачки или туники для исполнения фрагмента из дуэта или сочиненного преподавателем этюда.

Правомерно показать один-два этюда или фрагмент дуэта из спектакля современной хореографии с учетом индивидуальных возможностей учеников (1-2 пары).

1-я комбинация в темпе adagio, построенная на партерных поддержках со всеми видами приемов. Исполняется 2-3-мя парами, обязательно для всего класса.

2-я комбинация в темпе adagio, построенная на воздушных поддержках. Исполняется 2-3-мя парами с учетом физических возможностей учеников.

3-я комбинация в темпе adagio — отрывок из дуэта или этюд. Исполняется одной парой и не обязательно всеми учениками класса.

4-я комбинация — второй отрывок из дуэта или этюд. Исполняется одной парой и не обязательно всеми учениками класса.

5-я комбинация в темпе allegro, построенная на различных видах туров. Исполняется 2-3-мя парами, обязательно для всего класса.

6-я комбинация в темпе allegro, построенная на различных видах маленьких прыжков классического танца с поддержкой ученицы за талию и за ее руки. Исполняется 2-3-мя парами, обязательно для всего класса.

7-я комбинация в темпе allegro, построенная на средних и больших прыжках классического танца, прыжках к партнеру на руки и на плечи. Исполняется 1-2-мя парами, обязательно для всего класса.

8-я комбинация в темпе allegro, включающая сложные верховые поддержки. Исполняется одной парой с учетом индивидуальных возможностей учеников и не обязательно для всех.

Примечание: эта же комбинация может быть исполнена другой парой с заменой сложных акробатических поддержек более легкими.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РЕПЕРТУАР

  1. Дуэт из I акта балета А.Адана “Жизель”, хореография Ж.Коралли, Ж.Перро, М.Петипа.

  2. Adagio из 2-й картины I акта балета П.Чайковского “Лебединое озеро”, хореография Л.Иванова.

  3. Два adagio (Принцесса Флорина - Голубая птица, Аврора - Дезире) из III акта балета П.Чайковского “Спящая красавица”, хореография М.Петипа.

  4. Седьмой вальс из балета “Шопениана”, музыка Ф.Шопена, хореография М.Фокина.

  5. Дуэт из pas d’action балета Ц.Пуни “Эсмеральда”, хореография М.Петипа.

  6. Pas de deux из III акта балета Л.Минкуса “Дон Кихот”, постановка А.Горского.

  7. Adagio из картины “Тени” балета Л.Минкуса “Баядерка”, хореография М.Петипа.

  8. “Хорал” и “Жаворонок” из балета С.Прокофьева “Ромео и Джульетта”, хореография Л.Лавровского.

  9. Вакханка, Вакх, Сатир и четверка сатиров из “Вальпургиевой ночи” оперы Ш.Гуно “Фауст”, хореография Л.Лавровского

  10. Pas d’action из балета К.Караева “Семь красавиц”, хореография П.Гусева.

  11. Дуэт Хозяйки Медной горы и Данилы из балета С.Прокофьева“Каменный цветок”, хореография Ю.Григоровича.

  12. Дуэты из I и II актов балета А.Меликова “Легенда о любви”, хореография Ю.Григоровича.

  13. Дуэт Светланы и Илько из III акта балета Д.Клебанова “Светлана”, хореография Н.Попко, Л.Поспехина, А.Радунского.

  14. Дуэт Наташи и Петра из IV акта балета А.Спадавеккиа “Берег счастья”, хореография В.Бурмейстера, И.Курилова.

  15. Adagio Любимой и Рыбака из I акта балета А.Петрова “Берег надежды”, хореография И.Бельского.

Дуэты из предложенного списка преподаватель подбирает по своему усмотрению, их можно заменять аналогичными по степени трудности и художественной ценности, допустимо изучать только части их и в некоторых случаях облегчать сложный элемент поддержки.

Раздел 4. Методическое наследие отечественной школы дуэтно-классического танца

Книга Н.Н.Серебренникова «Поддержка в дуэтном танце» (Л.,1985) - методическая основа преподавания дуэтно-классического танца будущим артистам балета. Структура книги. Анализ основных положений. Обобщение в книге Н.Н.Серебренникова опыта нескольких поколений педагогов — Павла Гердта, Сергея и Николая Легат, Владимира Пономарева, Бориса Шаврова, Петра Гусева, Александра Пушкина.

3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

1. Поддержка в народных танцах Средних веков.

2. Элементы дуэтного танца в трудах танцмейстеров эпох Возрождения.

3. Дуэтный танец и художественный стиль эпохи. Проблемы взаимовлияния.

4. Дуэты в балетах Новерра, Анджиолини, Доберваля.

5. Дуэты в балетах Дидло.

6. Дуэты в балетах эпохи Романтизма. Тальони.

7. Дуэты в балетах Перро и Сен-Леона.

8. Особенности дуэтного танца в балетах Петипа.

9. Проблемы реконструкции наследия дуэтно-классического танца.

10. Дуэты в балетах Дж. Баланчина.

11. Дуэты современных хореографов и принципы их включения в образовательную программу артиста балета.

12. Принципы отбора учебного материала в дуэтно-классическом танце.

13. Особенности возрастной физиологии учащихся и их учет при обучении дуэтно-классическому танцу.

14. Роль педагога в обучении дуэтно-классическому танцу.

15. Иконография балета и реконструкция забытых дуэтов.

16. Сочинение учебных комбинаций по программе 1,2,3 курсов совместно с концертмейстером на импровизационном и нотном материале, в различных темпах.

4. Тематика рефератов, курсовых работ.

Не предусмотрены.

5. Перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу.

1. Дать методическое объяснение исполнения какого-либо приема партерной или воздушной поддержки по программе 1 года обучения. Возможные ошибки методы их исправления.

2. Дать методическое объяснение исполнения какого-либо приема партерной или воздушной поддержки по программе 2 года обучения. Возможные ошибки методы их исправления.

3. Дать методическое объяснение исполнения какого-либо приема партерной или воздушной поддержки по программе 3 года обучения. Возможные ошибки методы их исправления.

4.Сочинение учебных комбинаций-этюдов дуэтного танца по программе 1 года обучения. Музыкальное сопровождение импровизационное, продолжительность не менее 32-х тактов в темпе adagio или allegro, но и не более 64-х тактов. Определение ее целенаправленности. Работа с концертмейстером. Возможные ошибки методы их исправления.

5. Сочинение учебных комбинаций-этюдов дуэтного танца по программе 2 года обучения. Музыкальное сопровождение импровизационное, продолжительность не менее 32-х тактов в темпе adagio или allegro, но и не более 64-х тактов. Определение ее целенаправленности. Работа с концертмейстером. Возможные ошибки методы их исправления.

6. Сочинение учебных комбинаций-этюдов дуэтного танца по программе 3 года обучения. Музыкальное сопровождение импровизационное, продолжительность не менее 32-х тактов в темпе adagio или allegro, но и не более 64-х тактов. Определение ее целенаправленности. Работа с концертмейстером. Возможные ошибки методы их исправления.

7. Показ одного из изученных дуэтов или его фрагмента с методическим объяснением исполнения приемов поддержки данного дуэта. Возможные ошибки методы их исправления.

  1. Распределение часов курса по темам и видам работ.

Наименование тем и разделов

Всего

(часов)

Аудиторные занятия в часах

в том числе

Самостоя-тельная работа

лекции

семинар

Раздел 1. История развития дуэтно-классического танца. Место и задачи дисциплины «Дуэтно-классический танец» в системе подготовки профессиональных танцовщиков.

Тема 1. Введение в дисциплину«Методика преподавания дуэтно-классического танца»

Тема 2. Краткий экскурс в историю дуэтно-классического танца

Тема 3. Поддержка — средство пластической выразительности

Тема 4. Дуэты классического наследия

20

3

5

3

9

7

1

2

1

3

7

1

1

1

4

6

1

2

1

2

Раздел 2. Программные задачи обучения I-III курсов. Основные технические приемы партерной и воздушной поддержки, характерные ошибки и их исправление.

Тема 1. Программные и педагогические задачи при обучении дуэтно-классическому танцу профессиональных артистов балета.

Тема 2. Принципы репетиционной работы над дуэтом

Тема 3. Первый год обучения (1 курс)

Тема 4. Второй год обучения (2 курс)

Тема 5. Третий год обучения (3 курс)

Тема 6. Наиболее сложные элементы поддержки, изучающиеся по усмотрению педагога в зависимости от профессиональных возможностей учеников.

170

8

8

39

39

39

37

78

4

2

18

18

18

18

62

2

4

14

14

14

14

30

2

2

7

7

7

5

Раздел 3. Принципы формирования промежуточной и итоговой государственной аттестации по дуэтно-классическому танцу при обучении по специальности 0506 «Хореографическое искусство» (квалификация «артист балета»).

20

5

4

11

Раздел 4. Методическое наследие отечественной школы дуэтно-классического танца.

10

3

2

5

ИТОГО:

220

93

75

52

Примечание: 70% аудиторных семинарских занятий составляет обязательное посещение студентами уроков дуэтно-классического танца в хореографических академиях или училищах с последующим методическим обсуждением под руководством педагога.

  1. Форма итогового контроля

Экзамен.

  1. Учебно-методическое обеспечение курса

      1. Рекомендуемая литература

1. Серебренников Н.Н. Поддержка в дуэтном танце. — Л.: Искусство, 1985.

2. Учебные программы Ленинградского государственного хореографического техникума. Под редакцией А.Я.Вагановой, И.И.Соллертинского. — Л., 1928.

3. Учебные программы Ленинградского государственного хореографического техникума. Под редакцией А.Я.Вагановой, И.И.Соллертинского, Ю.И.Слонимского — Л., 1936.

4. Учебные программы специальных дисциплин хореографических училищ. Под редакцией А.Я.Вагановой. — М.-Л., 1947.

5. Дуэтно-классический танец. Программа для хореографических училищ по специальности 2108 «Артист балета». Л., 1975.

6. Дуэтно-классический танец. Программа для хореографических училищ по специальности 2108 «Артист балета». М., 1987.

7. Дуэтно-классический танец. Программа. Спб., АРБ им.А.Я.Вагановой, 1995.

      1. Рекомендуемая литература (дополнительная)

1. Ваганова А.Я. Основы классического танца. — Л. — М.: Искусство, 1980.

2. Костровицкая В.С. Классический танец. Слитные движения. — М.: Советская Россия, 1961.

3. Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. М.:Искусство, 1980.

      1. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п.

1. Учебный фильм «Дуэтный танец» (автор-постановщик Н.Н.Серебренников), «Леннаучфильм», 1971 (1 серия), 1972 (2 серия), 1985 (3 серия).

Автор-составитель:

Заслуженный деятель искусств,

профессор кафедры классического

и дуэтно-классического танца

Академии Русского балета

им.А.Я.Вагановой Н.Н. Серебренников

Методическая редакция программы выполнена заслуженным артистом России, профессором кафедры классического и дуэтно-классического танца Академии Русского балета им. А.Я.Вагановой – А.С.Хамзиным.

Научный редактор - доцент кафедры истории и теории хореографического искусства Академии Русского балета им.А.Я.Вагановой - А.В.Фомкин.

Рецензент:

Заслуженный артист России, профессор

кафедры классического и дуэтно-классического

танца Академии Русского балета

им. А.Я.Вагановой А.С. Хамзин

  1. Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» федерального компонента цикла специальных дисциплин

    Примерная программа
    Подготовка специалиста, в совершенстве владеющего теоретическими и практическими основами методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца).
  2. Примерная программа дисциплины «д уэтно-классический танец»

    Примерная программа
    Курс «дуэтно-классический танец» является неотъемлемой и исторически установившейся частью хореографического образования, одним из основных специальных предметов, рекомендованных УМО ВУЗам, ведущим подготовку бакалавра искусства балета.
  3. Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Латиноамериканская программа»

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Латиноамериканская программа» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего
  4. Примерная программа дисциплины «Классический танец»

    Примерная программа
    Целью данного курса является подготовка студентов – будущих артистов балета к самостоятельной практической исполнительской деятельности в сфере балета в соответствии с исторически сложившейся в России методикой преподавания классического
  5. Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Европейская программа»

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Европейская программа» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом второго
  6. Примерная программа дисциплины «История хореографического искусства»

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «История хореографического искусства» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (33)

    Основная образовательная программа
    утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. № 337 (Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г.
  8. Основная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности 071203 Искусство танца (по видам) Москва 2011

    Основная образовательная программа
    М.Б. Данилюк, заместителем директора по учебной работе ФГБОУ СПО «Школа-студия при Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева»;
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине: танец и методика его преподавания для специальности 07130165 «Народное художественное творчество» “разработано”

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Танец и методика его преподавания» является частью федерального компонента общепрофессиональных дисциплин стандарта специальности 07130165 «Народное художественное творчество».

Другие похожие документы..