Примерная программа дисциплины «Методика преподавания дуэтно-классического танца» федерального компонента цикла специальных дисциплин

ПАРТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА

I. Поддержка ученицы двумя руками за талию

1. Relevé из V позиции на две и одну ногу.

2. Développé на 45 и 90 градусов во все большие позы классического танца.

3. Développé, développé-passé, grand rond de jambe (с переменой поз, стоя на одной и той же опорной ноге).

4. Различные виды grand port de bras.

5. Связующие и вспомогательные движения с завершением в маленькие и большие позы классического танца (комбинация temps lié на 90 градусов может являться примером). Ученик должен приобрести навык во время переходов ученицы с пальцев в demi-plié перемещать центр тяжести ее корпуса с носка опорной ноги на всю стопу.

6. Неполные и полные повороты, во время которых меняется ракурс позы ученицы или она принимает другую позу.

7. Повороты типа battement soutenu, grand fouettе en face.

8. Tour lent — «обводка» во всех больших позах (1-2 оборота).

9. Туры из V и IV позиции en dehors и en dedans (в конце года два оборота).

10. Поддержка ученицы в «падающих» позах и положениях с возвращением в исходное положение и с переходом в другие позы:

а) боковое «падение» в положение epaulmenht;

б) опускание в «падающее» положение спиной к полу;

в) в позе I arabesque одной рукой в охват за талию, другой — за запястье.

г) опускание в «падающем» положении спиной на грудь партнера.

II. Поддержка ученицы двумя руками за обе руки (за кисти или за запястья).

1. Во всех маленьких и больших позах в статичных положениях. Во время développé, grand rond de jambe, во время исполнения связующих и вспомогательных движений и во время переходов из одной позы в другую.

2. Основной поворот на 360 градусов, во время которого ученик стоит перед ученицей и не меняет своего положения, а руки поочередно проходят через три позиции.

3. Tour lents («обводка») во всех маленьких и больших позах:

а) ученик поддерживает ученицу за кисти или за запястья обеих рук.

б) а также в позе attitude, во время которого ученица держится двумя руками за одну руку ученика (за кисть и плечо).

III. Поддержка одной рукой (за кисть, за запястье или за талию).

Во всех больших позах классического танца в статичных положениях.

ВОЗДУШНАЯ ПОДДЕРЖКА

Поддержка ученицы двумя руками за талию

Все маленькие прыжки классического танца по программе данного класса изучаются с поддержкой ученицы двумя руками за талию сначала на месте, затем с продвижением вперед, в сторону, назад.

1. Grand assemblé с пролетом.

2. Grand assemblé с поддержкой ученицы одной рукой за руку, другой — с упором в ее бок.

3. Небольшой подъем в позе I arabesque. Одной рукой в охват за талию под наклоненный корпус, другой — за бедро поднятой ноги (поза «рыбка»). В конце года ученик должен уметь, подняв ученицу, нести ее, поворачиваться вокруг своей оси и опускать ученицу к себе на бедро в позе «ласточка».

4. Подъем с переносом на ½ поворота под диафрагму.

5. Подъем, когда ученица лежит поясницей на спине ученика.

6. Небольшой подъем в позе I arabesque до уровня груди.

7. Pas sissonnes из стороны в сторону.

Тема 4. Второй год обучения дуэтно-классическому танцу артистов балета.

Помимо совершенствования поддержек, изученных в предыдущем классе, в программу добавляются более сложные элементы партерной и воздушной поддержек.

К концу учебного года по усмотрению преподавателя и в зависимости от степени подготовленности учеников изучаются несколько дуэтов из балетов классического наследия и современного репертуара.

ПАРТЕРНАЯ ПОДДЕРЖКА
I. Поддержка ученицы двумя руками за талию

1. Все виды grand fouetté en tournant en dehors и en dedans с переходом и без перехода с пальцев в demi-plié.

2. Tour lent — «обводка» по 2-3 и более поворотов, во время которых ученица меняет позы, а затем переходит на туры en dehors и en dedans.

3. Туры (по 2-3 и более поворотов):

а) туры из всех больших поз классического танца с завершением в любую позу (изучаются en dehors и en dedans, с переходом и без перехода в demi-plié);

б) туры с шага, с tombée, с préparation-dégagé;

в) туры в положении а la seconde на 90 градусов и в позе attitude. Форс к этим турам (п.п. «б» и «в») ученица берет самостоятельно, а ученик подхватывает ее во время вращения и останавливает в заданной позе.

II. Поддержка ученицы двумя руками за обе руки (за кисти или за запястья).

1. Туры из различных положений и поз, форс к которым ученица получает от ученика или берет сама, отталкиваясь от его рук, ученик же после начала вращения переводит свои руки на ее талию:

а) из положения а la seconde на 90 градусов;

б) из позы croisée «из-под руки партнера» (в исходном положении ученица стоит на левой ноге, правая рука в 3-й позиции, левая —во 2-й, ученик позади нее);

в) из позы attitude effacée (ученик стоит перед ученицей) за плечо и кисть.

III. Поддержка ученицы одной рукой.

1. При исполнении ученицей développé, développé-passé, grand rond de jambe, а также при различных переходах из одной позы в другую с помощью связующих и вспомогательных движений.

2. Резким подтягиванием за руку из позы “сидя” на полу в позы attitude и I arabesque.

3. Медленные повороты ученицы за кисть путем перемены позиции ее руки, а также сменой положения самой кисти.

4. Tour lent во всех больших позах классического танца за кисть, за запястье.

5. Туры за запястье из позы I arabesque:

а) в исходном положении перед турами ученик держит ученицу за запястья обеих рук, стоя позади нее;

б) в исходном положении ученик держит ученицу за запястье одной руки и стоит лицом к ней.

6. Туры, во время которых ученица держится за палец ученика:

а) из позы croisée (перед форсом ученица держится другой рукой за руку ученика);

б) в позе attitude (нога ученицы на 45 градусов) с шага, с tombée.

7. Поддержка ученицы кистью одной руки за талию:

а) при исполнении ученицей développé, grand rond de jambe, développé-passé;

б) grand port de bras из поз I, III, IV arabesque, attitude effacée и croisée;

в) tour lent во всех больших позах классического танца.

8. Поддержка ученицы в “падающих” положениях и позах (за кисть, за запястье, за талию в охват, а также с опорой на корпус ученика). Изучается во всех больших позах классического танца.

ВОЗДУШНАЯ ПОДДЕРЖКА

Все большие прыжки классического танца изучаются с поддержкой ученицы двумя руками за талию на высоту поднятых вверх рук ученика.

Эти же прыжки изучаются с поддержкой двумя руками за обе руки, за одну руку и комбинированными приемами, т.е. одной рукой за руку или под диафрагму, другой за талию и т.п.

1. Воздушный тур из V позиции с завершением в V позицию в demi-plié с поддержкой двумя руками за талию.

2. Grand jeté en tournant в позе attitude (с поддержкой двумя руками за талию).

3. Прыжки с полетом вокруг ученика с поддержкой двумя руками за руки: assemblé en tournant, jeté entrelacé.

4. Jeté entrelacé за одну руку, другой под диафрагму.

I. Прыжки на руки ученика с завершением в позе “рыбка”

1. Рывком за одну руку из позы «сидя» на полу (без поворота и с поворотом в воздухе в положении спиной к полу).

2. Grand fouetté sauté (в полете спиной к ученику).

3. Jeté entrelacé.

4. Cabriole fouetté.

5. Прыжок с разбега (вначале с pas assemblé, а затем с pas sissonné) без поворота и с поворотом в воздухе в положение спиной к полу.

II. Прыжки до уровня груди и плеч ученика

1. Grand jeté в позе attitude effacée с поддержкой одной рукой в охват за талию. Поймав ученицу в полете, ученик должен уметь поворачиваться вокруг своей оси, двигаться в каком-либо направлении.

2. Повороты ученицы в руках ученика с подбрасыванием в воздух из позы «рыбка» в положение спиной к полу и обратно.

3. Grand jeté в позе I arabesque с завершением прыжка на бедре ученика стоя (с поддержкой ученицы двумя руками за талию).

III. Подъемы ученицы с фиксированием поз

на груди или плече ученика

1. С pas sauté, маленького pas assemblé с завершением в положение «сидя».

2. Рывком за одну руку из позы «сидя» на полу с завершением:

а) в положение «сидя» на плече с поворотом в воздухе;

б) в положение «лежа» на плече спиной с поворотом в воздухе;

в) в позе «ласточка».

3. С больших прыжков:

а) jeté entrelacé в позу «ласточка», saut de basque с завершением в положение «сидя»;

б) с pas sissonne с завершением в положение «сидя», когда ноги ученицы по I прямой позиции, согнутые в коленях оказываются за спиной ученика;

в) с разбега (из-за спины ученика) на плечо в позе «ласточка».

4. Подъем в позе I arabesque с поддержкой ученицы одной рукой под наклоненный корпус, другой —за бедро поднятой ноги (с demi-plié на опорной ноге).

5. Подъем в позе III arabesque с разбега и pas sissonne tombée (факультатив).

Тема 5. Третий год обучения дуэтно-классическому танцу артистов балета.

Знания и основные навыки в области техники поддержки, полученные в течение двух лет обучения, на третьем году предельно совершенствуются.

В adagio и allegro приобретается свобода и ловкость в исполнении различных поворотов и обводок, увеличивается количество и улучшается качество туров. Повышается требовательность к музыкальной и сценической выразительности. Правомерно предлагать этюды с национальным колоритом. В соответствии со способностями учеников факультативно разучивается несколько классических дуэтов.

ВОЗДУШНАЯ ПОДДЕРЖКА

I. Большие прыжки и подъемы ученицы с фиксированием поз на плече ученика

1. Бросок с поворотом в воздухе из позы «рыбка» с завершением в позе «ласточка» на плече.

2. Воздушный тур из V позиции с завершением на плече ученика в положении «сидя» (с поддержкой за талию двумя руками).

3. Grand jeté с поддержкой за обе руки с фиксированием позы полета на плече ученика (прыжок за его спиной).

II. Большие прыжки и подъемы ученицы с фиксированием поз на двух поднятых вверх руках ученика

1. С упором под поясницу (с pas sauté или маленького pas assamblé).

2. В позах I, IV arabesque (с demi-plié на опорной ноге).

3. В позе III arabesque (с разбега и pas sissonne tombée).

4. Grand jeté в позе I arabesque с поддержкой двумя руками за талию, а затем с переводом руки под бедро.

5. Grand jeté в позе attitude effacée с поддержкой двумя руками за талию, а затем с переводом одной руки под бедро.

6. Grand fouetté sauté с завершением в позе IV arabesque.

7. Saut de basque с завершением в положении «сидя».

8. Поза «ласточка» с разбега и pas sissonne tombée.

9. С упором под поясницу и под колено согнутой ноги, с фиксированием горизонтального положения спиной к полу.

Тема 6. Наиболее сложные элементы поддержки, изучающиеся по усмотрению педагога в зависимости от профессиональных возможностей учеников.

I. Большие прыжки и подъемы ученицы с фиксированием поз

на одной поднятой вверх руке

1. С упором под поясницу и под колено согнутой ноги (корпус ученицы прогнут назад).

2. С упором под ягодичные мышцы и под колено согнутой ноги (в положении «сидя»).

3. Grand jeté в позе I arabesque с поддержкой двумя руками за талию, а затем с переводом на одну руку под наклоненный корпус и в позе attitude effacée с поддержкой двумя руками за талию, а затем с переводом на одну руку под поясницу.

4. Saut de basque с завершением в положении «сидя».

II. Броски ученицы из поз, зафиксированных на одной или двух поднятых вверх руках, с завершением в позе «рыбка» (без поворота и с поворотом в воздухе)

1. Из поз I, III, IV arabesques.

2. Из позы «ласточка».

3. Из положения «сидя» на одной поднятой вверх руке.

III. Бросок с двойным поворотом в воздухе

в горизонтальном положении с завершением в позе «рыбка»

Раздел 3. Принципы формирования промежуточной и итоговой государственной аттестации по дуэтно-классическому танцу при обучении по специальности 0506 «Хореографическое искусство» (квалификация «артист балета»).

Общие требования к промежуточной аттестации.

Экзамены по дуэтно-классическому танцу проводятся в соответствии с учебным планом в конце 2-го и 4-го семестров. На экзамене должен быть показан весь материал программы данного года обучения по разделам партерной и воздушной поддержки, прочные навыки технических приемов поддержки, сценическое общение, этюд, включающий актерскую задачу, фрагмент из дуэта классического наследия или современного репертуара. Экзамен должен проходить в музыкальном сопровождении, включая поклоны и уход из зала. Все комбинации сочиняются преподавателем в полном соответствии с программой данного года обучения по дуэтному танцу. Технические элементы дуэтного танца, вошедшие в комбинации, должны быть поставлены в логической последовательности, исполняться без излишней поспешности с тем, чтобы каждый прием поддержки был отчетливо виден. Помимо знания и исполнения технических приемов поддержки партнеры должны уметь в каждом отдельном случае находить для себя такие положения, чтобы их позы органично сочетались с показами партнерши, были бы эстетичны и скульптурно выразительны.

Все комбинации исполняются с одной и другой ноги, т.е. в правую и левую стороны.

1-я комбинация в темпе adagio (16 музыкальных тактов) с поддержкой ученицу двумя руками за талию.

2-я комбинация в темпе adagio (16 музыкальных тактов) с поддержкой ученицы двумя руками за обе руки (за кисти — ладонь в ладонь или за запястья).

3-я комбинация в темпе adagio (16 музыкальных тактов) с поддержкой ученицы комбинированными приемами, т.е. одной рукой за талию в охват, другой — за руку или когда ученица держится двумя руками за одну руку ученика и т.д. Помимо этого в комбинацию следует включить небольшие подъемы и поддержки в “падающих” позах.

4-я комбинация в темпе andante, включающая различные туры ученицы с поддержкой ее двумя руками за талию.

Примечание : туры не исключаются и в первых трех комбинациях.

5-я комбинация в темпе allegro, постоенная на различных маленьких прыжках классического танца с поддержкой ученицы двумя руками за талию.

6-я комбинация в темпе allegro, включающая различные средние прыжки классического танца с поддержкой ученицы двумя руками за талию, за обе ее руки и комбинированными приемами.

7-я комбинация в темпе allegro, включающая большие прыжки классического танца с поддержкой ученицы двумя руками за талию, за обе ее руки и комбинированными приемами.

8-я комбинация в умеренном темпе, включающая элементы сценического общения партнеров в дуэте с различными видами поддержек.

  1. Примерная программа дисциплины «Основы методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца)» федерального компонента цикла специальных дисциплин

    Примерная программа
    Подготовка специалиста, в совершенстве владеющего теоретическими и практическими основами методики преподавания хореографических дисциплин (классического танца).
  2. Примерная программа дисциплины «д уэтно-классический танец»

    Примерная программа
    Курс «дуэтно-классический танец» является неотъемлемой и исторически установившейся частью хореографического образования, одним из основных специальных предметов, рекомендованных УМО ВУЗам, ведущим подготовку бакалавра искусства балета.
  3. Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Латиноамериканская программа»

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Латиноамериканская программа» Федерального компонента цикла специальных дисциплин составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего
  4. Примерная программа дисциплины «Классический танец»

    Примерная программа
    Целью данного курса является подготовка студентов – будущих артистов балета к самостоятельной практической исполнительской деятельности в сфере балета в соответствии с исторически сложившейся в России методикой преподавания классического
  5. Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Европейская программа»

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Европейская программа» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом второго
  6. Примерная программа дисциплины «История хореографического искусства»

    Примерная программа
    Примерная программа дисциплины «История хореографического искусства» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования
  7. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (33)

    Основная образовательная программа
    утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. № 337 (Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г.
  8. Основная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности 071203 Искусство танца (по видам) Москва 2011

    Основная образовательная программа
    М.Б. Данилюк, заместителем директора по учебной работе ФГБОУ СПО «Школа-студия при Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева»;
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине: танец и методика его преподавания для специальности 07130165 «Народное художественное творчество» “разработано”

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Танец и методика его преподавания» является частью федерального компонента общепрофессиональных дисциплин стандарта специальности 07130165 «Народное художественное творчество».

Другие похожие документы..