Учебно-методический комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. г, р. Державина

В. Н. Косырев

КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

для преподавателей и студентов

факультетов психологии

Тамбов 2003


ИЗДАТЕЛЬСТВО

УДК 616.89-008.1 ББК88.4я73

К 49

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор Н. А. Коваль;

доктор психологических наук, профессор С. Б. Каверин;

доктор медицинских наук, профессор Э. А. Османов.

Косырев В. Н.

К 49 Клиническая психология: Учеб.-метод, комплекс для преподавателей и студентов факультетов психологии / В. Н. Косырев; М-во образования Рос. Федерации; Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. 451с.

ISBN 5-89016-114-8

Основной объем книги занимает материал лекционного курса по дисциплине «Клиническая психология», читаемого автором в течение ряда лет в институте психологии и педагогики Тамбовского государ­ственного университета им. Г. Р. Державина. Книга включает также учебный план, учебную программу, разработки семинарский и лабо­раторных занятий по данной дисциплине.

Адресована преподавателям факультетов психологии и студен­там-психологам вне зависимости от их специализации. Она может быть полезной также врачам, педагогам, социальным работникам, особенно тем из них, кто работает в сфере сохранения, укрепления и восстановления психологического здоровья граждан.

УДК 616.89-008.1 ББК 88.4 я73

ISBNS-89016-114-8

©Косырев В. Н., 2003

© Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2003

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 11

Раздел I. Программа курса «Клиническая пси-

ХОЛОГИЯ» (для специальности «Психология»)14

  1. Учебный план дисциплины 14

  2. Тематический план курса 14

Раздели. Курс лекций 16

Часть 1. Клиническая психология как научная
дисциплина и как область профессио­-
нальной деятельности психолога
16

Лекция 1. Общие представления о медицинской и

клинической психологии 16

  1. Различные подходы к содержанию и опре-­
    делению медицинской и клинической пси­
    хологии 16

  2. Предмет медицинской и клинической пси-­
    хологии 18

Лекция 2. Психолог в клинике: 20

  1. Психологический аспект заболевания (по-­
    нятия здоровья и болезни) 21

  2. Задачи и функции клинических психологов 22

  1. Виды психопрофилактических задач 23

  2. Различные виды клинико-психологической
    психодиагностики 23

  3. Виды экспертных задач, решаемых клини-­
    ческими психологами 24

  4. Психотерапевтические, коррекционные и
    реабилитационно-восстановительные задачи 24

3. Виды психологических служб, в которых
работают клинические психологи 25

Честь 2. Психосоматика 27

Лекция 3. Общая психосоматика 27

Вводные замечания 28

3

1. Психосоматические корреляции 28

  1. Психогенные реакции 29

  2. Психосоматические заболевания 29

2. Соматопсихические корреляции 30

  1. Понятие объективной тяжести и внутрен-­
    ней картины болезни 30

  2. Влияние социально-конституциональных
    факторов на концепцию болезни (пол, воз-­
    раст, профессия) 33

  3. Влияние индивидуально-психологических
    факторов на концепцию болезни (темпе­-
    рамент, характер, личность) 37

3. Типы психологического реагирования на
болезнь 41

  1. Основания и классификация типов психи­-
    ческого реагирования на заболевание 41

  2. Типы реагирования на болезнь без нару-­
    шения социальной адаптации 43

  3. Типы реагирования на болезнь с наруше-­
    нием социальной адаптации по интрапси-
    хическому варианту 44

  4. Типы реагирования на болезнь с наруше-­
    нием социальной адаптации по интерпси-­
    хическому варианту 46

Лекция 4. Психосоматические реакции при акушер-­
ской и гинекологической патологии 49

  1. Особенности и динамика психического со­
    стояния женщины во время беременности 50

  2. Предменструальный синдром53

  3. Психические нарушения при бесплодии ... 57

4. Психология и психопатология климактерия 60
Лекция 5. Соматогенные психические расстройства

при онкологической патологии 64

1. Особенности и динамика реагирования
больного на злокачественные новообразо-­
вания 65

2. Влияние этапа онкологического заболева-

ния на психику больного 67

3. Влияние характерологического преморби-
да на патогенез психических нарушений

при онкологической патологии 69

  1. Влияние личности больного на вероят-­
    ность возникновения и протекание онко-­
    логического процесса 70

  2. Специфика психологических феноменов
    при онкологических заболеваниях разной
    локализации 71

Лекция 6. Терапевтическая, эндокринная и невроло­-
гическая патология: соматопсихические
корреляции 75

  1. Общая картина влияния на психику хро-­
    нического соматического заболевания 75

  2. Психологические особенности больных с
    терапевтической патологией 77

  3. Соматопсихические расстройства при эн-­
    докринных заболеваниях 77

4. Психология неврологических расстройств 79
Лекция 7. Психологические особенности больных

при хирургических вмешательствах 81

  1. Психология пациента хирургической кли­
    ники 81

  2. Две стратегии выбора пациентом способа
    лечения 82

  3. Феноменология пред- и постоперационной
    тревоги 83

  4. Психологическая адаптация человека по­-
    сле пересадки органов и тканей 84

  5. Соматопсихические расстройства, связан­
    ные с дефектами тела, речи и органов чувств 87

Часть 3. Патопсихология 91

Лекции 8. Введение в патопсихологию 91

  1. Основные понятия и особенности построе­
    ния раздела 91

  2. История развития взглядов на предмет и
    методы патопсихологического исследова­
    ния 92

  3. Особенности проведения и основные ком­
    поненты патопсихологического исследо­
    вания 96

Лекция 9. Нарушения сознания99

  1. Понятие сознания в философии, психоло­
    гии и психиатрии 99

  2. Формы нарушения сознания 100

  1. Помраченное сознание 100

  2. Оглушенное состояние сознания 101

  3. Делириозное помрачение сознания 101

  4. Онейроидное (сновидное, грезоподобное )
    состояние сознания 102

  5. Сумеречное состояние сознания 103

2.6. Деперсонализация 104

Лекция 10. Нарушения восприятия105

  1. Феноменология нарушений восприятия ... 106

  2. Агнозии 107

  3. Псевдоагнозии при деменции ПО

  4. Обманы чувств 111

  1. Галлюцинации и их виды 111

  2. Особенности галлюцинаторных образов ... 112

  3. О механизме галлюцинаций или к вопросу

о природе обманов чувств 113

  1. Псевдогаллюцинации..... 115

  2. Синдром Кандинского-Клерамбо 116

  1. Нарушение мотивационного компонента
    восприятия 116

  2. Формы нарушения восприятия при раз­
    личных заболеваниях 120

  3. Методы исследования восприятия 122

Лекция 11. Нарушения памяти 124

  1. Актуальность и основные направления
    исследования нарушений памяти 124

  2. Нарушение непосредственной памяти:
    «корсаковский синдром» и прогрессирую­
    щая амнезия 126

  3. Нарушение динамики мнестической дея­
    тельности 130

  4. Нарушение опосредованной памяти 132

  5. Нарушение мотивационного компонента
    памяти 135

  6. Нарушение памяти у больных разных но­
    зологических групп 137

  7. Методики, используемые для исследова­
    ния памяти 139

Лекция 12. Нарушения мышления 141

  1. Вводные замечания и основные понятия 141

  2. Нарушение операциональной стороны
    мышления 143

  1. Снижение уровня обобщения 144

  2. Искажение процесса обобщения 148

3. Нарушение динамики мыслительной дея­
тельности 149

  1. Непоследовательность суждений 150

  2. Лабильность мышления 151

  3. Откликаемость 152

  4. Инертность мышления 152

4. Нарушение личностного (мотивационно­
го) компонента мышления 154

  1. Разноплановость мышления 154

  2. Резонерство 155

  3. Нарушение критичности мышления 156

  1. Виды патологии мышления 159

  2. Методики исследования нарушений мыш­
    ления 161

  1. Учебно-методический комплекс для преподавателей и студентов специальности 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм»

    Учебно-методический комплекс
    Рамазанова Л.А. Экскурсионная и выставочная работа: Учебно-методический комплекс / Сост. Л.А. Рамазанова-Уфа:Уфимск. гос. академия экономики и сервиса, 2007, 30 с.
  2. Методическое пособие Для преподавателей и выпускников факультета психологии нгпу по специальности 030301 (020400) «Психология» Составители (1)

    Информационно-методическое пособие
    И 931 Итоговая государственная аттестация: Методическое пособие для преподавателей и выпускников факультета психологии НГПУ /Составители Вотчин И.С., Шамшикова О.
  3. Методическое пособие Для преподавателей и выпускников факультета психологии нгпу по специальности 030301 (020400) «Психология» Составители (2)

    Информационно-методическое пособие
    Представлены основные требования по организации, условиям проведения государственной аттестации выпускников факультета психологии по специальности 030301– «Психология», квалификация «Психолог.
  4. Методическое пособие Для преподавателей и выпускников факультета психологии нгпу по специальности 050706 ( 031000) «Педагогика и психология»

    Информационно-методическое пособие
    И 931 Итоговая государственная аттестация: Методическое пособие для преподавателей и выпускников факультета психологии НГПУ /Составители Вотчин И.С., Белобрыкина О.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    008 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫЙ ПЛАН 3 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 5 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 18 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 3 ФИЛОСОФИЯ 5 Д) Сократ 31 КУЛЬТУРОЛОГИЯ 33 ЭКОНОМИКА 35 МАТЕМАТИКА 3 ИНФОРМАТИКА 39 ФИЗИКА 41 ХИМИЯ 44 БИОЛОГИЯ
  6. Учебно-методический комплекс для студентов заочного отделения Для специальностей: философия

    Пояснительная записка
    В состав учебно-методического комплекса входят программа курса всеобщей истории и пояснительная записка к ней, список источников и литературы, тематический план лекций по всеобщей истории, контрольные вопросы, методические указания
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины «нейропсихология» Специальности 050716 Специальная психология

    Учебно-методический комплекс
    Основные принципы строения мозга. Теория динамической локализации высших психических функций. Нейропсихологические симптомы и нейропсихологические синдромы.
  8. Учебно-методический комплекс Подготовки бакалавра по направлению 020400 психология бакалавр психолог (1)

    Учебно-методический комплекс
    Программа предназначена для ознакомления с основными разделами центральной нервной системы, микроструктурой нервной ткани, онтогенезом центральной нервной системы, строением центральной нервной системы, проводящими путями центральной
  9. Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» (10)

    Учебно-методический комплекс
    В цикле специальных хоровых дисциплин учебного плана специальности 070106.01 «Хоровое дирижирование» (среднее профессиональное образование) курс «Дирижирование» наряду с курсом «Хоровой класс» занимает центральное положение.

Другие похожие документы..