Учебник. В 2 т. Т. 2 / Под ред. В. А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм и доп. М:«Статут», 2002. 592 с

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И ОРГАНИЗАЦИИ

ТОМ II

Междисциплинарный учебник для студентов вузов и государственных служащих, проходящих

подготовку, переподготовку и повышение квалификации

по специальности "Государственное и муниципальное управление"

и направлениям "Юриспруденция", "Политология",

"Государственное регулирование экономики",

"Социология управления", "Управление персоналом государственной службы"

Под редакцией Б. А. Козбаненко

Рекомендован Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области менеджмента

Допущен Министерством образования РФ (приказ № 2475 от 23 августа 2000 г.)

Издание 2-е, с изменениями и дополнениями

Редакционная коллегия:

Козбаненко В.А., канд. ист. наук, доцент ГУУ - идея, составление, общая редакция;

руководитель авторского коллектива;

Коломийцев С.П., канд. экон. наук, доцент РАГС - редактор-координатор;

Слепцов Н.С., док. социол. наук, профессор РАГС - ответственный редактор.

Государственное управление: основы теории и организации.

Учебник. В 2 т. Т. 2 / Под ред. В.А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм. и доп. - М:«Статут», 2002. - 592 с.

ISBN 5-8354-0110-8 (в пер.)

Учебник впервые дает всестороннее и обстоятельное изложение современных представлений о науке, искусстве и практике государственного управления на основе комплексного междисциплинарного подхода. Подробно освещаются закономерности и факторы социальной обусловленности, обоснованности и эффективности государственно-управленческих явлений в жизнедеятельности современного российского общества.

Авторы учебника - ученые и преподаватели ведущих вузов страны (МГУ им. M/B. Ломоносова, Государственного университета управления, Российской академии государственной службы при Президенте РФ), ответственные работники высших органов государственной власти (Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ), профессионально специализирующиеся по данной проблематике.

Учебник рассчитан прежде всего на студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», а также на слушателей, проходящих обучение по программам дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки государственных служащих, их самообразования. Он будет полезен аспирантам и докторантам, преподавателям и научным работникам, действующим специалистам органов государственной власти и управления.

Авторский коллектив 2-го тома:

Волкова Е.В., Совет Федерации Федерального Собрания РФ (§ 2 гл. 10 в соавторстве)

Гаврилов А.И., док. экон. наук, профессор РАГС (§ 7 гл. 14 в соавторстве) Галактионов В.И., канд. полит, наук, доцент ГУУ (§ 2 гл. 13 при участии В.А. Козбаненко)

Гришковец А.А., канд. юрид. наук, доцент МГЮА (§ 3 гл. 13)

Гуторова А.Л., канд. полит, наук, доцент ГУУ (§ 1 гл. 10 при участии В.А. Козбаненко)

Давыдов Л.Ю., Институт государства и права РАН(§ 2, 3 гл. 10 в соавторстве)

Зубкова А.Ф., док. экон. наук, профессор, Институт труда Минтруда РФ (§ 1 гл. 13 в соавторстве)

Иванченко Л.А., док. экон. наук, профессор, Государственная Дума Федерального Собрания РФ (§ 5 гл. 10 в соавторстве)

Калина В.Ф., канд. филос. наук, доцент, Государственная Дума Федерального Собрания РФ (гл. 7 при участии В.А. Козбаненко)

Козбаненко В.А., канд. ист. наук, доцент ГУУ (гл. 8; 9; § 3, 5 гл. 10 в соавторстве; гл. 11; § 1,4 гл. 12; § 3 гл. 12, § 1 гл. 13 в соавторстве; приложения)

Коломийцев С.П., канд. экон. наук, доцент РАГС (§ 4 гл. 10; § 5 гл. 10, § 7 гл. 14 в соавторстве)

Макаров С.П., док. экон. наук, профессор МГУ (§ 4 гл. 14)

Мысляева И.Н., док. экон. наук, профессор МГУ (§ 1-3 гл. 14) Пивоварова М.А., канд. экон. наук, доцент МГУ (§ 6, 7 гл. 14)

Руднев А.В., канд. экон. наук, доцент ГУУ (§ 2 гл. 12; § 3 гл. 12 в соавторстве; § 5 гл. 14)

Слезингер Г.Э., док. экон. наук, профессор, Институт труда Минтруда РФ (§ 1 гл. 13 в соавторстве)

РАЗДЕЛ II. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ

Глава 7. Организационно-функциональная структура государственного управления

Стратегия определяет структуру.

А. Чандлер

§1. Древо целей и принципы государственного управления

Когда человек не знает, к какой

пристани держит путь, для него

ни один ветер не будет попутным.

Сенека

Многие не дают своим принципам

пустить корни и то и дело

вырывают их, как дети вырывают

цветы, которые они посадили,

чтобы посмотреть, растут ли они.

Г. Лонгфелло

Организационно-функциональная структура государственного управления - цель государственного управления - древо целей в государственном управлении - виды целей: классификация, обусловленность и обоснованность - принципы государственного управления: классификация и систематизация

Система государственного управления, как и всякое социально организованное образование, состоит из функционально объединенных связями подсистем (элементов), которые обладают специфическими свойствами, благодаря чему и находят свое место в структуре организации. Организационно-функциональная структура государственного управления представляет собой определенным образом организованный, функционально взаимосвязанный состав системообразующих элементов (структурных частей): государственные институты, обеспечивающие функционирование системы управления, в их вертикальной и горизонтальной зависимости, в организационном взаимодействии и соподчиненности. Она определяется факторами организационно-функциональной устойчивости: подсистемами целей и принципов; разграничением компетенции, распределением функций и полномочий между субъектами и объектами управления; подсистемами используемых форм, методов, средств и ресурсов управления.

Построение организационно-функциональной структуры управления начинается с определения его целей. Цель государственного управления заключается в создании оптимальных условий достижения определенного уровня состояния общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития.

Цели государств отличаются большим разнообразием. Однако нет практически ни одного политического режима, который хотя бы формально, демагогически не выдвигал в качестве главной цели благосостояние граждан (подданных) своего государства. В этом отношении характерен пример России. Исторические условия ее развития, геополитическое положение, трагические последствия политических экспериментов XX в. предопределили традиционный подход к человеку не как к цели, а как к средству, с помощью которого власти предержащие решали выдвигаемые ими задачи, которые, несмотря на всю их грандиозность, так и не привели Россию к экономическому процветанию. Однако, даже учитывая все сложности нынешней экономической и политической ситуации, можно с большой долей уверенности и надежды утверждать, что в России возобладала тенденция отношения к народу как субъекту формирования целей государственного управления.

Согласно ныне действующей Конституции Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это главная, конституционно провозглашенная цель российского государства, магистральное направление его внутренней и внешней политики. В ней берет начало древо целей государственного управления, которое имеет четко выраженную иерархическую структуру в зависимости от масштабов, сложностей, приоритетности решаемых государством задач.

При достижении главной цели обычно доминирует один из двух способов: директивное управление или терминальное управление. Первый представляет собой систему жесткого программирования, второй - свободного программирования движения к цели. Выбор путей представляет собой определение обеспечивающих целей и в конечном счете может играть решающую роль в достижении заданных целей. В ряде случаев система обеспечивающих целей превращается в самоцель, а государство и общество становятся ее заложниками, как это имеет место при тиранических режимах.

По мере реализации основных и обеспечивающих целей возникает огромное многообразие побочных целей, призванных обеспечивать целостность, динамизм и надежную управляемость государства как системы. Сформировать структуру целей государственного управления, расположить их в строго иерархическом порядке, проследить взаимосвязь между целями разного содержания, их логику и взаимную увязку при достижении основной цели позволяет прием, получивший название «древа целей». Древо целей вгосударственном управлении есть способ формирования структуры целей программы государственного развития, обеспечивающий взаимосвязь множества целей и подцелей разного содержания (социальных, политических, экономических, духовных и т.д.), их согласование для достижения качественных изменений в заданном направлении. Древо целей имеет иерархическую структуру. В ней, по существу, представлена общая стратегия государственного управления, что придает ему системно-организованный характер.

Древо целей государственного управления образует конкретную систему зависимости, позволяющую определить место и роль каждой конкретной цели в процессе ее осуществления, разграничить их по степени важности при существующих условиях управленческой деятельности. Формирование древа целей государственного управления происходит по восходящей от общего к частному. Отправным началом служит главная цель. От нее берут начало отдельные составляющие промежуточные цели, которые в свою очередь расчленяются на более частные, восходя к своей вершине. Тем самым происходят целеполагание, целеопределение и целеутверждение осуществления государственного управления.

Хотя построение древа целей - технико-методологический прием, который не несет в своей основе идеологической и политической нагрузки, сама совокупность элементов, составляющих «ствол», «ветви», «крону» и другие элементы древа, дает достаточно полное представление о характере государства, социальной направленности его целей, их приоритетности и средствах достижения.

Идея представить систему целей государственного управления в виде древа, уходящего «корнями» (средствами коммуникации) в «почву» (социум), родилась не случайно. В самом деле, общество, государство, с точки зрения жизнедеятельности, развития и функционирования, приспособления к условиям существования, принципиально не отличается от живого организма. И то, и другое - системы, где совершаются процессы, которые могут быть описаны категориями теории систем. В частности, к обществу и государству применимо такое свойство системы, как стремление к достижению целей последовательного совершенствования, отработки механизмов обеспечения жизнедеятельности. Сравнение социума с «почвой», которая питает древо целей, тоже не случайно. В этом находит подтверждение мысль классика о том, что человечество ставит перед собой только те задачи, которые оно в состоянии решить. Если питательная среда не в состоянии обеспечить жизнедеятельность древа целей, последнее погибает, какими бы прекрасными порывами ни руководствовались его создатели.

При формировании древа целей государственного управления субъект управления должен обладать исчерпывающей информацией о потребностях и интересах общества, социальных групп, граждан государства, т.е. о нуждах общества в государственном управлении. Ему необходимо иметь отчетливое представление о ресурсной базе в самом широком смысле, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, организационные возможности, правовое обеспечение и т.д. Это должно по возможности свести к минимуму элемент субъективизма при определении целей управления.

Обусловленность и обоснованностьцелей государственного управления определяются многими параметрами: характером общественных отношений, проведением реформ, решением стратегических задач, закономерностями общественного развития, историческим опытом, природными и человеческими ресурсами, демократизмом, правозаконностью, духовными ценностями, культурными традициями, интеллектуальным потенциалом, национальным характером и др. При этом должны учитываться закономерности и тенденции общественного развития, а также исторический опыт страны. События последнего десятилетия в России показали, насколько важно при определении целей трансформации общества в новое качественное состояние учитывать уроки истории. «Знание своего прошлого, - писал В. О. Ключевский, - облегчает выбор: оно не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и корректной деятельности. Вырабатывающееся из него историческое сознание дает обществу, им владеющему, тот глазомер, то чутье минуты, которые предохраняют его как от косности, так и от торопливости».

  1. Київський міжнародний університет на правах рукопису бандурка олександр Олександрович

    Документ
    Актуальність теми дослідження. Шлях до Європейського співтовариства, який обрала і поступово реалізує Україна, пролягає через створення ринкової економіки, суттєве підвищення рівня життя народу, прийняття законів, що відповідали б
  2. Перечень оцифрованной литературы

    Перечень образовательных программ
    100 экзаменационных ответов. ПЕДАГОГИКА. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Экспресс-справочник для студентов вузов. — Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2 .
  3. Бюллетень новых поступлений за 2004 год

    Бюллетень
    Научно-практическое пособие по применению УПК РФ / Под ред. В.М.Лебедева. - М.: НОРМА, 2004. - 448 с. - ISBN 5-89123-835-7 : 219-85.В работе с учетом новейших изменений в уголовно-процессуальном и уголовном законодательстве, а также
  4. Сводный каталог выставок трудов преподавателей

    Документ
    Московский государственный институт международных отношений отмечает свое 60-летие. Для человека это повод подвести итоги. Для вуза – расцвет, время, когда прошлое, настоящее и будущее встречаются вместе.
  5. Республики беларусь (1)

    Монография
    Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь / О.И.Чуприс; Национальный центр законодательства и правовых исселдований Республики Беларусь.
  6. Международное право (2)

    Библиографический указатель
    Настоящий рекомендательный указатель составлен в помощь студентам, изучающим курс «Международное право». В указатель включены библиографические описания книг на русском языке за 2002–2007 (первая половина) годы, выявленные при просмотре
  7. Программа курса лекций "Административное право Российской Федерации", рассматриваемо

    Программа курса
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  8. Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 октября 2009 года А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор

    Документ
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  9. Розділ І формування концепції правових відносин у вітчизняній правовій науці

    Документ
    Актуальність теми. Найважливішим завданням для всіх державних інституцій України, кожної із гілок влади, науковців-теоретиків та практиків є втілення засад Конституції України в реальне життя.

Другие похожие документы..