Учебник. В 2 т. Т. 2 / Под ред. В. А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм и доп. М:«Статут», 2002. 592 с

Как можно отнять у народа свободу? Ее надо просто доверить народу.

Популисты и популистские движения всегда апеллируют к народу как к последней инстанции, льстят ему, клянутся в любви. Это обман, поскольку любить всех людей нельзя и, по большому счету, не нужно, потому что «народ» - понятие собирательное и включает в свой состав даже тех субъектов, которых любить просто невозможно, например, насильников и убийц. Народ нужно уважать и чувствовать высокую ответственность перед ним за то доверие, которое он оказывает. Поэтому популисты не уважают, а часто и презирают народ, используя его доверие в корыстных целях, бросают ему лозунги, в которые сами не верят. Следует помнить мудрое предостережение К. Маркса, что нации, как и женщине, следует быть осторожной в отношении заезжих гастролеров. Существует мнение, что популизм не является в строгом смысле методом государственного управления, хотя его элементы в нем не исключаются, что он имеет место только при определении стратегических целей. С этим нельзя согласиться. Во-первых, создавая общий политический фон, популизм определенным образом модифицирует методы и средства государственного управления. Во-вторых, популистские методы могут использоваться на различных уровнях управляющего воздействия, порождая местнические, узковедомственные, националистические, сепаратистские и иные тенденции.

По месту и роли в ряду способов управляющего воздействия к социально-политическим и социально-психологическим методам тесно примыкают методы политической агитации, пропаганды и разъяснения политики государства, той линии, которую оно проводит, и тех мер и средств, которые использует для достижения общенациональных целей. Эти меры не всегда популярны, но они бывают абсолютно необходимы, и граждане должны обладать достаточной информацией о том, что и для какой цели делается в их государстве. В истории известно немало таких примеров, и они всегда приносили пользу. Но подчеркнем еще раз: агитация и пропаганда не должны превращаться в средство манипуляции сознанием людей. Надежные гарантии против этого создают укрепление принципов демократизма, свобода слова, независимость средств массовой информации, безусловное право меньшинства свободно выражать свою точку зрения на события, происходящие в стране, и на политику, проводимую правительством.

Особо следует остановиться на методах морального воздействия. Существует распространенное мнение, и оно не лишено оснований, что мораль, политика, государственное управление - трудно сопоставимые понятия. Слишком много фактов подтверждают эту максиму. Однако абсолютной зависимости здесь нет и быть не может. Интуитивно граждане государства всегда стремятся к тому, чтобы ими управляли честные люди. Это стремление выразил крылатой фразой Томас Джефферсон: «Единственное качество, достаточное для управления обществом и государством, это - честность». Уже цитированный выше Александр Никитенко однако с горечью констатировал: «Редко власть принадлежит умнейшим, еще реже людям честным. Но людям того и другого рода вместе - почти никогда». Поэтому уповать на то, что вдруг все или большинство управленцев станут ни с того ни с сего пользоваться только нравственными методами и средствами, является опасной иллюзией.

В свое время Марксом была выведена зависимость между нравственностью и интересом. Стало быть, чтобы управлять в соответствии с нормами морали, достигать целей государственного управления нравственными средствами, люди, стоящие у власти, должны быть заинтересованными в том, чтобы поступать нравственно, потому что безнравственные действия объективно должны противоречить их личному интересу. Сказанное отнюдь не означает, что проблема нравственного воспитания таким образом уходит на второй план и утрачивает свою актуальность. Однако полагаться только на добросовестность и порядочность каждого управленца, значит подвергать государство и его граждан серьезной опасности. Вместо того, чтобы заниматься мало продуктивным морализаторством, нужно создавать ту обстановку социальной необходимости, в которой нравственное поведение и личный интерес совпадают.

Нравственное воспитание людей, в том числе и управленческих кадров, не должно носить абстрактного характера, а должно основываться на безусловном требовании уважать человека как абсолютную ценность. Для этого должны создаваться и определенные условия. Несколько поколений советских людей воспитывались на примерах нравственного подвига людей, которые при внимательном рассмотрении просто вынуждены были исправлять ситуацию, созданную разгильдяями и непрофессионалами или откровенными проходимцами и карьеристами. Аморальность подобных методов руководства объяснили применительно к достижениям сталинской эпохи итальянские исследователи Курцио Малапарте и Иньяцио Силоне. О личности самого Сталина они писали: «Он был терпелив и скрупулезен, лишен иллюзий и скуп на слова, его сила крылась в его презрении к индивидууму, в отсутствии принципов и угрызений совести».

Среди методов морального воздействия весьма продуктивны поощрения и нравственное осуждение. Последнее нередко имеет большее воздействие, чем административное или иное наказание. Однако применение этих методов требует известных умений и навыков, которые детально разработаны в педагогике, психологии, теории управления. Они требуют специального и профессионального рассмотрения.

Методы нравственного руководства требуют также создания определенного морального климата, который характеризуется доминирующими установками. Во-первых, и прежде всего это патриотизм. Он заключается не в том, чтобы слепо восторгаться всем отечественным, а в том, чтобы стыдиться того, что дискредитирует Отечество: производства плохой продукции, принятия опрометчивых решений и т.д. Долг перед отечеством - это нравственный стыд за бездеятельность или деятельность, приносящую ущерб своему государству. Во-вторых, утверждение духовных ценностей, важнейшей среди которых является уважение к человеку, его достоинству, правам и свободам. Уважение к человеку должно стать жизненной позицией того, кто так или иначе причастен к управлению людьми, обществом и государством. Именно позицией, потому что, теоретически об этом знает каждый. Но нравственной максимой личного поведения эта очень простая, на первый взгляд, истина может стать только в результате собственного открытия, к которому человек идет иногда долгие годы через многие жизненные испытания, используя опыт общения и работы с людьми.

Общим требованием к средствам, которыми руководствуется субъект государственного управления в демократическом, правовом социальном государстве, выступает их соответствие целям этого государства, следовательно, они должны быть гуманными, правовыми, нравственными. Достижение цели любыми средствами, в том числе и неправедными, не может быть приемлемым в современном обществе. Размышления о средствах государственного управления, о взаимоотношениях государства и общества, о соотношении целей и средств их достижения содержатся во многих исторических памятниках Древней Индии, Китая, Вавилона, а также в Библии, Коране, Слове Будды, других религиозных источниках, трудах классиков античности, мыслителей эпохи Возрождения. Огромный вклад в исследование средств государственного управления внесли Н. Макиавелли, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, представители отечественной и зарубежной политической и правовой мысли последующих эпох.

В наше время данная проблема из академической сферы переместилась в плоскость реальной политики и управленческой практики. Способы достижения целей государства все больше становятся под контроль гражданского общества. Они осуществляются через представительные органы власти, через институты непосредственной демократии, организационно-правовые формы гражданского контроля, а также с помощью организационно-технических средств, средств массовой информации, коммуникации, сбора и обработки информации, подготовки и проведения мероприятий и др.

Следует также иметь в виду, что в практике государственного управления отдельных стран имели и до сих пор имеют место антигуманные, террористические, насильственные методы и средства, которые осуждаются международным сообществом. Они применяются тоталитарными, диктаторскими режимами. Цели этих режимов формально подаются как общенациональные и необходимые с точки зрения обеспечения государственного порядка, защиты национальных интересов и т.д. Начиная со второй половины XIX в., когда были приняты первые международные конвенции, предусматривающие защиту индивидов, национальных и иных меньшинств, жертв войны, запрещающие рабство, и по настоящее время принято более сотни универсальных конвенций и договоров и более двух сотен - региональных, главным образом европейских. Среди них - Устав ООН (1945), Всеобщая декларация прав человека (1948), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987) и др. При этом одним из главных приоритетов правозащитной деятельности ООН провозглашается борьба против пыток, а также жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания. Запрещение подобных акций относится к числу абсолютных, а это означает, что ни одно государство не может сослаться ни на чрезвычайное положение, ни на какие иные исключительные обстоятельства, включая состояние войны или ее угрозу, для оправдания таких действий. Точно так же для официальных должностных лиц не может служить оправданием приказ вышестоящего начальника о применении запрещенных международным правом методов и средств.

Рассматривая методы, следует иметь в виду и средства. Например, метод убеждения в качестве средства использует, в частности, аргументацию. Метод контроля в качестве средства предполагает ревизии, справки, отчеты, проверки и т.д. Нравственные методы в качестве средств предполагают дисциплину, порядок и определенный режим.

Контрольные вопросы

1. Определите понятие функций государственного управления и назовите их виды.

2. Что такое регулирование и какова его роль в государственном управлении?

3. Что такое формы государственного управления и каковы их виды?

4. Дайте общую характеристику методов и средств государственного управления. Охарактеризуйте специфику методов функционирования органов государственной власти.

5. Какое влияние оказывают нравственные начала на практику государственного управления?

Литература

Аверьянов В.Б. Функции и организационная структура государственного

управления. – Киев.1984

Бурков В.Н. Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами.- М., 1994.

Виханскш О. С. Стратегическое управление. - М., 1995

Козбаненко В.А. Правовые основы государственного управления: Учебное и научно-практическое пособие. - М., 2002.

Кунц Г., О'Дотел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2 т. / Пер. с англ. - М., 1981.

Методы и формы государственного управления. - М., 1977

Функционирование государственного аппарата управления. - М., 1998.

  1. Київський міжнародний університет на правах рукопису бандурка олександр Олександрович

    Документ
    Актуальність теми дослідження. Шлях до Європейського співтовариства, який обрала і поступово реалізує Україна, пролягає через створення ринкової економіки, суттєве підвищення рівня життя народу, прийняття законів, що відповідали б
  2. Перечень оцифрованной литературы

    Перечень образовательных программ
    100 экзаменационных ответов. ПЕДАГОГИКА. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Экспресс-справочник для студентов вузов. — Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2 .
  3. Бюллетень новых поступлений за 2004 год

    Бюллетень
    Научно-практическое пособие по применению УПК РФ / Под ред. В.М.Лебедева. - М.: НОРМА, 2004. - 448 с. - ISBN 5-89123-835-7 : 219-85.В работе с учетом новейших изменений в уголовно-процессуальном и уголовном законодательстве, а также
  4. Сводный каталог выставок трудов преподавателей

    Документ
    Московский государственный институт международных отношений отмечает свое 60-летие. Для человека это повод подвести итоги. Для вуза – расцвет, время, когда прошлое, настоящее и будущее встречаются вместе.
  5. Республики беларусь (1)

    Монография
    Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь / О.И.Чуприс; Национальный центр законодательства и правовых исселдований Республики Беларусь.
  6. Международное право (2)

    Библиографический указатель
    Настоящий рекомендательный указатель составлен в помощь студентам, изучающим курс «Международное право». В указатель включены библиографические описания книг на русском языке за 2002–2007 (первая половина) годы, выявленные при просмотре
  7. Программа курса лекций "Административное право Российской Федерации", рассматриваемо

    Программа курса
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  8. Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 октября 2009 года А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор

    Документ
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  9. Розділ І формування концепції правових відносин у вітчизняній правовій науці

    Документ
    Актуальність теми. Найважливішим завданням для всіх державних інституцій України, кожної із гілок влади, науковців-теоретиків та практиків є втілення засад Конституції України в реальне життя.

Другие похожие документы..