Учебник. В 2 т. Т. 2 / Под ред. В. А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм и доп. М:«Статут», 2002. 592 с

• диспетчеризация;

• нормы и расписания;

• нормализация условий;

• нормирование операций;

• писаные стандартные инструкции;

• вознаграждение за производительность.

Эти принципы можно считать классическими. Они не утрачивают своего значения со временем.

Блок частных принципов принято делить на две группы.

1. Принципы, применяемые в различных подсистемах или сферах общества (экономической, социально-политической, духовной). Так, в экономической сфере применяются принципы экономического планирования, хозрасчета, распределения, маркетинга, ценообразования и т.д. Например, три принципа маркетинга (по Ф. Котлеру): отыщите потребности и удовлетворите их; производите то, что можете продать, вместо того, чтобы пытаться продать то, что можете производить; любите клиента, а не товар. Планово-распределительная система полностью игнорировала эти принципы, что сделало наши товары практически неконкурентоспособными на мировом рынке. Даже временное отступление от этих принципов вызвало резкое ослабление позиций США на мировом автомобильном рынке в 1970-х гг. Одной из главных целей «рейганомики» было исправление создавшегося положения.

2. Принципы функционирования различных институтов, целенаправленной деятельности государства в какой-либо специфической сфере. Например, существуют принципы государственной службы, принципы подбора кадров, принципы обучения и воспитания и т.д.

В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» перечислены 12 принципов организации и действия государственной службы. В них отражена степень познания правовых явлений в сфере государственно-служебных отношений, представлений, которые составляют основу правовой доктрины о государственной службе в Российской Федерации.

К частным принципам управления относятся и такие, которые в равной мере могут быть применены как в государственной деятельности, так и в деятельности коммерческих организаций. В них проявляются как общецивилизационные, так и сугубо специфически-национальные подходы. Например, американская фирма по производству компьютеров «IBM» в управлении придерживается принципов уважения к личности, пожизненной занятости, равных возможностей для всех. Японская компания «Мицусита электрик» руководствуется семью принципами, в число которых входят: объективность, справедливость, сплоченность, благоустройство, скромность, гармония, оценка.

Дейл Карнеги разработал целую серию принципов (правил) общения людей между собой в самых разных сферах и ситуациях. Отметим лишь те, которые ближе всего подходят к рассматриваемой нами проблеме и «соблюдение которых позволяет действовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды»:

• начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника;

• указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно;

• сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уж критикуйте своего собеседника;

• задавайте собеседнику вопросы, вместо того, чтобы ему что-то приказывать;

• дайте людям спасти свой престиж;

• выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех;

• будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу;

• создавайте людям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать;

• прибегайте к поощрению;

• создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима;

• делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным;

• добивайтесь, чтобы люди были рады сделать то, что вы предлагаете.

Как уже отмечалось, принципы государственного управления имеют одну характерную особенность. Будучи объективными по сути, они всегда реализуются через осознанную деятельность людей. Чем выше поднимается человек по служебной лестнице, тем важнее превращение принципов в его личное убеждение, жизненную позицию.

Показателен в этом отношении пример выдающегося американского ученого и государственного деятеля Бенджамина Франклина (1710-1790), который выработал для себя 13 принципов поведения в повседневной жизни и строго им следовал. Вот эти принципы: сдержанность, молчаливость, порядок, решительность, бережливость, деятельность, откровенность, справедливость, умеренность, чистоплотность, спокойствие, целомудрие, скромность. Каждую неделю он посвящал особое время упражнению в одной из этих добродетелей, чтобы ввести ее в привычку, и так много лет подряд.

Научно обоснованная постановка целей государственного управления исключительно важна, потому что именно они обусловливают формирование и функционирование определенного механизма управления, содержание и принципы, стиль управленческой деятельности, выбор ее форм, методов, средств и технологических приемов.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под древом целей государственного управления и в чем его смысловое значение?

2. Каковы основания для классификации принципов государственного управления?

3. Охарактеризуйте блоки принципов государственного управления.

Литература

Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов ЮМ. Административное право Российской Федерации: Учебник. - М., 1997.

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М., 1997.

Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. - М., 1996. Гэйбрейт Джон К. Экономические теории и цели общества / Пер с англ. -М., 1976.

Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей / Пер. с англ.-М., 1994.

Кнорринг В.И. Искусство управления. - М., 1997. Общая теория управления: Курс лекций. - М., 1994.

Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления. Вып. 2. -М., 1994.

Социальное управление: Словарь / Под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова.-М., 1994.

Социальный менеджмент.-М., 1999.

Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. - М., 1998.

Фалмер Роберт М. Энциклопедия современного управления / Пер. с англ. Т. 1-5.-М, 1992.

§ 2. Система функций, формы, методы и средства государственного управления

Благая цель может сообщить

ценность только таким средствам,

которые достаточны и действительно

ведут к цели.

А.Юм

Система функций государственного управления - функции государственного управления: социально-организационные, внутриорганизационные, общие, специфические - формы государственного управления: правовые, организационные - методы государственного управления: методы функционирования органов государственной власти, методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления - средства государственного управления

В зависимости от того, каковы целевые установки и на каких принципах государство их реализует, выстраивается система функций, выбираются формы, методы и средства, через которые осуществляется государственное управление. Они могут видоизменяться или приобретать специфические очертания своей содержательной сущности в зависимости от того, на каком конкретно-историческом этапе своего развития находится государство и какой политический режим определяет характер государственной власти.

Реализация целей государственного управления осуществляется через систему функций, т.е. взаимосвязанную совокупность стандартизированных действий субъекта управления, нормативно регулируемых и контролируемых уполномоченными на то государственными и социальными институтами. В системе функций раскрывается назначение и значимость выполняемых действий. Функции государственного управления - это роль, которую выполняет государственный аппарат (управляющая система государства или ее элементы) для того, чтобы побудить, направить, организовать общественную жизнедеятельность (управляемые государством объекты), оказать на нее влияние для достижения поставленных целей. В функциях государственного управления проявляется сущность этого вида деятельности.

Государство представляет собой целостный субъект управления, и его управленческая деятельность, реализуемая через отдельные функции, охватывает всю иерархию государственных органов, их звеньев и подсистем. Общественные функции государства как социального института воплощаются через реализацию его управленческих функций, которые оно выполняет как властный институт политической системы. В свою очередь функции государственного управления реализуются через управленческие функции государственных органов. По субъекту воздействия, по объему (масштабу), по средствам и по характеру воздействия на объект управления их можно разделять на социально-организационные и внутриорганизационные.

Социально-организационные функции государственного управления направлены на все многообразие общественных процессов, происходящих во внутригосударственной жизни. В них заключен основной смысл управленческой деятельности государства, реализуется его предназначение по выполнению своих обязанностей перед обществом. Для Российской Федерации в настоящее время характерна рассогласованность в действиях органов государственной власти разных уровней, что вызвано серьезными противоречиями в российской правовой системе. На практике это проявляется не только в отступлениях правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления от требований федерального законодательства, но и в конкретных действиях руководителей государственных и муниципальных органов и их должностных лиц.

Внутриорганизационные функции государственного управления нацелены на организацию, упорядочение, активизацию деятельности всех структур государственного аппарата, придание ей определенности и динамизма. Стоит, однако, иметь в виду, что реализация внутренних функций при всей их значимости может принимать гипертрофированные формы, и тогда государственный аппарат начинает работать на себя, создавая видимость деятельности. Это зависит от многих факторов, в том числе от характера решаемых задач и от уровня управленческой культуры. Направленность этой группы функций сообразуется с вертикальным и горизонтальным построением организационной структуры управления, а также с целями и содержанием деятельности разных управляемых объектов.

По содержанию и глубине воздействия на систему общественных отношений функции государственного управления делятся на общие и специфические.

Общие функции государственного управления отражают сущностные моменты и присутствуют практически в любом управленческом взаимодействии его субъектов и объектов. В теории управления в числе таких наиболее значимых функций выделяются следующие: организация, планирование, прогнозирование, мотивация, регулирование, контроль.

Само понятие «организация» имеет два значения: а) функция управления, обеспечивающая политическую, экономическую, правовую, социально-психологическую, техническую и иную упорядоченность; б) коллектив людей, объединенных достижением конкретных, общих для них целей. В функциональном смысле суть ее - в единстве этих двух значений - выразили американские специалисты в области менеджмента Т. Питерс и Р. Уотермен в работе «В поисках эффективного управления». Они рассматривают организацию в единстве семи основных переменных: структуры, стратегии, системы и процедур управления, общих для всех ценностных установок, совокупности приобретенных навыков, умения, стиля управления, системы кадров. В самом деле, группа людей, лишенная всех перечисленных выше составляющих, теряет признаки организации и не может рассматриваться как социальный организм. Таким образом, организация в качестве функции государственного управления состоит в определении организационных положений, устанавливающих порядок управления и процессуального регулирования: регламентов, нормативов, инструкций, требований, ответственности и др.

Должным образом налаженная организации управления создает оптимальные условия для эффективного функционирования системы путем упорядоченного и рационального использования материальных, духовных, интеллектуальных и иных резервов управляющего субъекта. При этом государственное управление осуществляется с учетом политической и экономической конъюнктуры, характера задач, которые решает государство на соответствующем историческом этапе, а также реальных возможностей, которыми располагает общество.

Функция планирования в государственном управлении выражается в постановке целей, определении необходимых для их достижения ресурсных затрат, способов и сроков, а также форм и методов поэтапного контроля за деятельностью объекта управления, силами которого достигается реализация планового задания. В период демонтажа советской планово-распорядительной системы всеобъемлющего государственного планирования в российском обществе возникло предубеждение в отношении планирования вообще, что само по себе неверно. Планирование, если оно опирается на точность расчетов, научную обоснованность критериев, исчерпывающий анализ исходных данных, потенциальных возможностей и средств достижения целей государства и общества - необходимое условие развития любого социального организма.

Планирование должно быть тесно увязано с прогнозированием. Функция прогнозирования в государственном управлении представляет собой выработку обоснованного суждения о будущем развитии общества или его вариантов, путей и сроков его достижения. Прогноз является надежным инструментом принятия стратегического управленческого решения. При этом прогнозирование должно опираться на достоверное знание и точную информацию, учитывать материальные и духовные возможности общества, исключать эмоции «текущего момента» и слепую веру в «светлое будущее».

Основоположник позитивной социологии Огюст Конт так оценивал значимость знания в управлении: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять». В советском государстве (считалось, что протекающие в нем процессы основаны на единственно достоверном знании закономерностей общественного развития) планировалось все: от космических программ до производства детских игрушек. В основе как долгосрочного, так и текущего планирования лежал марксистско-ленинский прогноз будущего устройства общества, сомнение в достоверности которого рассматривалось как недопустимая ересь. По этому поводу тонко замечено: «Фома Аквинат знал, что верит. Ленин верил, что знает». И если сам В.И. Ленин в конце жизни позволил себе усомниться в абсолютной достоверности такого знания, его последователи подобной мысли не допускали. Поэтому цели все больше превращались в авантюру, планирование утрачивало реалистический характер, выполнение планов осуществлялось в значительной степени административными средствами в принудительном порядке, что в конечном итоге должно было и привело к дискредитации советской системы планирования. Формирование базовых элементов современной общественной системы при благоприятных тенденциях позволяет предположить, что Россия наконец-то преодолеет перманентное состояние волюнтаристских экспериментов, бесконечных поисков, проб и ошибок в определении перспектив стратегического развития.

  1. Київський міжнародний університет на правах рукопису бандурка олександр Олександрович

    Документ
    Актуальність теми дослідження. Шлях до Європейського співтовариства, який обрала і поступово реалізує Україна, пролягає через створення ринкової економіки, суттєве підвищення рівня життя народу, прийняття законів, що відповідали б
  2. Перечень оцифрованной литературы

    Перечень образовательных программ
    100 экзаменационных ответов. ПЕДАГОГИКА. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Экспресс-справочник для студентов вузов. — Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2 .
  3. Бюллетень новых поступлений за 2004 год

    Бюллетень
    Научно-практическое пособие по применению УПК РФ / Под ред. В.М.Лебедева. - М.: НОРМА, 2004. - 448 с. - ISBN 5-89123-835-7 : 219-85.В работе с учетом новейших изменений в уголовно-процессуальном и уголовном законодательстве, а также
  4. Сводный каталог выставок трудов преподавателей

    Документ
    Московский государственный институт международных отношений отмечает свое 60-летие. Для человека это повод подвести итоги. Для вуза – расцвет, время, когда прошлое, настоящее и будущее встречаются вместе.
  5. Республики беларусь (1)

    Монография
    Теоретико-правовые проблемы государственной службы Республики Беларусь / О.И.Чуприс; Национальный центр законодательства и правовых исселдований Республики Беларусь.
  6. Международное право (2)

    Библиографический указатель
    Настоящий рекомендательный указатель составлен в помощь студентам, изучающим курс «Международное право». В указатель включены библиографические описания книг на русском языке за 2002–2007 (первая половина) годы, выявленные при просмотре
  7. Программа курса лекций "Административное право Российской Федерации", рассматриваемо

    Программа курса
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  8. Курс лекций материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 октября 2009 года А. В. Мелехин мелехин Александр Владимирович, доктор юридических наук, профессор

    Документ
    Курс лекций содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по административному праву Российской Федерации. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государственного управления рассматриваются
  9. Розділ І формування концепції правових відносин у вітчизняній правовій науці

    Документ
    Актуальність теми. Найважливішим завданням для всіх державних інституцій України, кожної із гілок влади, науковців-теоретиків та практиків є втілення засад Конституції України в реальне життя.

Другие похожие документы..