Модель предшкольного образования в группах кратковременного пребывания

Аттестационная работа

на тему:

Модель предшкольного образования

в группах кратковременного пребывания

(на примере Мирнинской СОШ № 12

с углубленным изучением английского языка)

Выполнила:

слушатель курсов

профессиональной переподготовки

«Менеджмент в сфере образования»

Цагельник Э.В.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………… 3

Глава I. Теоретические основы управления предшкольным образованием

    1. История развития предшкольного образования …………………………. . 7

    2. Особенности организации предшкольного образования в современных условиях ……………………………………………………………………. 15

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по разработке

модели предшкольного образования в условиях группы

кратковременного пребывания (на базе Мирнинской

СОШ № 12 с углубленными изучением английского языка)

2.1. Анализ работы «Школы развития» на базе СОШ № 12 ……………….. 33

2.2. Модель предшкольного образования в СОШ № 12 ……….…………… 39

2.3.Результаты работы и методические рекомендации……………………… 49

Заключение………………………………………………………………………51

Список литературы…………………………………………………………… 53

Приложение……………………………………………………………………. 58

Введение

В России по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивала всестороннее полноценное воспитание и развитие детей от рождения до 7 лет. Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. С 2005 года дошкольное образование выведено из системы государственных гарантий. Вследствие этого появляется возможность для возникновения абсолютно новых моделей, комбинирующих различные виды деятельности, формы организации процесса.

Одной из нерешенных ключевых проблем современного образования является организация непрерывного образовательного процесса. Проблема преемственности заключается в создании условий для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения. Действительно, взяв основополагающие государственные документы, касающиеся современной школы (Закон Российской Федерации «Об образовании», Проект Федеральной целевой программы развития образования РФ до 2010г., Концепция модернизации российского образования) одним из способов осуществления преемственности является организация предшкольного образования. А одним из принципов гуманистически ориентированного развития системы образования в современном российском обществе является принцип вариативности. Этот принцип должен быть разносторонне представлен на организационно-практическом и методическом уровнях деятельности образовательных учреждений различного типа. Выбранный в российской системе образования стратегический курс на теоретически последовательную отработку базовых стандартов концептуальной

педагогической модели предшкольного образования должен реально воплотиться как в процессе опытно-поисковой работы, осуществляемой на базе

дошкольных образовательных учреждений, так и в экспериментально-исследовательской деятельности, проводимой на базе общеобразовательной школы. Но есть еще сферы эффективной апробации целого комплекса вариативных научно-практических моделей предшкольного образования. Это - специфическое образовательно-воспитательное пространство инновационно-творческой деятельности многопрофильных учреждений дополнительного образования детей, а также домашнее, семейное образование, лекотеки.

Таким образом, ключевым направлением непрерывного образования (дошкольное и начальное общее) является разработки вариативных форм предшкольного образования.

Все это свидетельствует об актуальности избранной темы «Организационно-педагогические условия внедрения предшкольного образования в подготовительных группах кратковременного пребывания»

Объект исследования: процесс обучения и развития детей 5- 7 лет

Предмет исследования: пути и способы организации предшкольного образования.

Цель: разработать модель предшкольного образования в группах кратковременного пребывания на базе школы.

Задачи исследования:

  • изучить и проанализировать педагогическую и психологическую литературу по проблеме исследования;

  • выявить особенности организации предшкольного образования на базе СОШ;

  • разработать и апробировать модель предшкольного образования в общеобразовательном учреждении;

  • разработать педагогические рекомендации по реализации модели.

Гипотеза: выравнивание стартовых возможностей детей возможно при создании организационно-управленческих условий для внедрения предшкольного образования:

  • учитывающих психологические и физиологические особенности 5-7-летних детей;

  • обеспечивающих индивидуальное развитие;

  • повышение профессионализма педагогов;

  • соответствующее материально-техническое оснащение

Методы исследования:

теоретический анализ психолого-педагогической литературы по вопросу исследования;

софт-анализ;

наблюдение за влиянием программы предшкольного образования на развитие 5-7-летних детей;

моделирование;

педагогический эксперимент.

Методологическая основа исследования: теоретическому обоснованию исследуемой проблемы способствовало изучение трудов российских и зарубежных авторов.

Отдельные аспекты этой проблемы рассматриваются в работах А.В.Запорожца, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева. Л.А.Венгера, П.Я.Гальперина, М.И.Лисина, в которых раскрываются психологические особенности детей 5-7-летнего возраста.

Теоретическая значимость: в дипломной работе выполнен анализ педагогической литературы, проанализирован опыт стран Европы и Японии по данному вопросу, обоснован выбор модели предшкольного образования, которая будет способствовать выравниванию стартовых возможностей дошкольников. Полученные материалы могут быть использованы при организации предшкольного образования в группах кратковременного пребывания.

Практическая значимость: состоит в том, что разработка модели, содержание и методы могут послужить основой для создания аналогичных программ подготовки к школе. Разработанные подходы и рекомендации могут способствовать предупреждению наиболее часто встречающихся ошибок при создании групп кратковременного пребывания. Данное исследование ни в коей мере не может считаться завершенным и может послужить проведению других подобных исследований.

База исследования: опытно-экспериментальной базой исследования является СОШ № 12 г.Мирного

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава I. Теоретические основы управления предшкольным образованием

1.1. История развития предшкольного образования

Впервые понятие «предшкольное образование» прозвучало в конце 2005 года, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко представлял Концепцию модернизации российского образования, а первые подробные пояснения о том, что такое «предшкольное образование» и как оно будет развиваться в России, дал заместитель директора департамента государственной политики и образования МОН РФ Игорь Реморенко; по его словам, предшкольное образование – термин, который распространен во всем мире. Что же такое «предшкола»? В английском языке слово preschool или португальском - prescular, образовано от латинской приставки prae -, что означает «впереди». В русском языке приставка пред- имеет два значения: 1 – впереди, ранее чего-нибудь, перед чем-нибудь (предыстория, предгорье, преддверие), 2 – проявления, осуществления заранее (предощущение, предосторожность)[40. с.579]. Следовательно, предшкола – период перед школой. Для российских граждан привычнее называть этот период подготовительным. Именно так называетя группа в дошкольном учреждении для 5-6-летних детей.

Рассмотрим, как осуществляют подготовку к школе в других странах.

В Германии элементарное образование принадлежит к первой ступени школьного образования и представлено сетью дошкольных учреждений. В основном это детские сады, подготовительные классы и вводные группы, посещение которых является добровольным по желанию родителей в течение 3 лет. Детский сад («Kindergarten») является заведением немецкого происхождения, которое переняли многие страны. Это словосочетание вошло в другие языки, например, «kindergarten» - в английском. Главным в дошкольных учреждениях является развитие речи, детской личности, социальное воспитание и игра. Ежегодно 30 июня является «переломным» днем. Каждый ребенок, достигший к этому моменту 6 лет, обязан идти в школу. Родители извещают о сроках записи детей в школу. До первого дня занятий они могут посещать подготовительные занятия, которые большей частью проводятся в начальной школе и имеют несколько названий: «Vorbereitungsjahr», «Vorschule», «Schulnachmittage». Цель этих занятий – подготовить ребенка к первому классу и максимально выявить его склонности, которые окажут в будущем решающее влияние на выбор школы. Существуют также и специальные группы для детей, достигших школьного возраста, но не способных к посещению школы.

Первое дошкольное учреждение, куда можно устроить ребенка в Англии, по функциям является детским садиком, но называется школой – Nursery School («ясельная школа»). Они могут быть государственными, частными или же состоять при какой-либо школе. Обычно в Nursery School детей учат петь песенки, читать стишки, танцевать, а с самыми маленькими занимаются упражнениями на развитие мелкой моторики, устраивают игры, которые позволяют развивать абстрактное мышление, учат помогать друг другу и быть вежливыми. Детишек постарше (от трех лет) понемногу учат читать, писать, а иногда проводят уроки иностранного языка. Учебный год в ясельной школе подразделяется на четыре четверти, по количеству времен года. Недельные каникулы предусмотрены не только между четвертями, но и в самой середине каждой четверти. Между летней и осенней четвертями детям дают возможность отдохнуть 1,5 месяца. Интересно проходят занятия в разновозрастных группах. Дети рассаживаются в комнате на паласах, и воспитатель проводит перекличку. Потом у доски один из старших ребят под диктовку остальных детей расставляет таблички с указанием текущего дня недели, числа месяца, погоды. Затем группу делят на две подгруппы по возрасту и начинаются непосредственно учебные занятия. Старшие дети учат алфавит, решают несложные задачки, учатся писать буквы. У самых маленьких тем временем проходят развивающие занятия, им показывают различные предметы, объясняют, что для чего используется, и что как называется. Такие «уроки» длятся недолго, всего десять-пятнадцать минут. После этого дети могут спокойно поиграть, тем более что в игрушках недостатка нет – здесь есть всевозможные машинки, конструкторы, куклы, детские домики, маленькие качели, карандаши и краски для рисования, пластилин и другие принадлежности для поделок.

Детство у английского ребенка очень короткое: в 4-летнем возрасте у него уже начинается школьная пора. В школу ребенок должен быть записан с четверти, которая следует за его днем рождения. Откладывать поступление в учебное заведение не стоит, это чревато осложнениями в будущем. Дело в том, что на протяжении всех лет обучения ребенка школа обязана сдавать отчеты, и данные в них тесно связаны с возрастом учеников. В этих документах указывается количество детей, достигших к отчетному периоду определенного возраста, и данные о том, сколько процентов учащихся сдали необходимые экзамены, и сколько не справилось с этой задачей. Поэтому если ребенок пошел в школу позже положенного возраста, то может возникнуть большая путаница.
Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости раннего развития. Полвека назад в стране вышла книга «После трех уже поздно» , которая совершила переворот в японской педагогике. Ее автор, Масару Ибука – директор организации «Обучение талантов» и создатель всемирно известной фирмы «Сони». В книге говорится о том, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка. Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей – создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности. В воспитании необходимо следовать следующим принципам: стимулировать познание через возбуждение интереса малыша, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных навыков. При этом ставится задача не вырастить гения, а дать ребенку такое образование, чтобы «он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым». Сейчас такая точка зрения кажется очевидной, но в середине 1950-х она звучала революционно. Детские сады Японии делятся на государственные и частные. Особое место среди частных садов занимают элитные, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, то за его будущее можно не волноваться: после него он поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в Университет. Университетский диплом является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому попасть в элитный садик очень сложно. Родителям поступление ребенка в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование.
Группы в японских детских садах маленькие: 6-8 человек. И каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то вполне возможно, он приобретет друзей в другой. Какие занятия проходят в детском саду? Детишек учат читать, считать, писать, то есть, готовят к школе. Если ребенок не посещает детский сад, такой подготовкой занимается мама или специальные «школы», которые напоминают российские кружки и студии для дошкольников. Но основная задача японского детского сада - не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе. В дальнейшей жизни ему придется постоянно находиться в какой-то группе, и это умение будет необходимо. Детей учат анализировать возникшие в играх конфликты. При этом нужно стараться избегать соперничества, поскольку победа одного может означать «потерю лица» другого. Самое продуктивное решение конфликтов, по мнению японцев, - компромисс. Еще в древней Конституции Японии было записано, что главное достоинство гражданина – умение избегать противоречий. В ссоры детей не принято вмешиваться. Считается, что это мешает им учиться жить в коллективе.
За образование и воспитание в Бельгии отвечают французское, фламандское и немецкое сообщества. Обучение обязательное и бесплатное для всех детей в возрасте с 6 до 16 лет и в вечерних школах до 18 лет. Первое, что нужно отметить - это отсутствие детских садов в Бельгии, вместо этого дети с раннего детства (с 2,5 лет) посещают школу. Обучение здесь строится в большей степени на наглядности. В каждом классе работает один, постоянный воспитатель, он имеет индивидуальный подход к каждому ученику. Он прививает детям такие качества как: аккуратность, умение работать в группе, проявлять уважение к сверстникам, ответственность за свою деятельность. Эта школа находится отдельно от старшей школы. Здесь имеются специально оборудованные кабинеты для проведения занятий, игровые комнаты, компьютерные классы, столовая, спортивный зал.
Во Франции, как и в большинстве стран, считается, что прежде чем отдавать ребенка в школу, его необходимо сначала подготовить к ней. Подготовка эта осуществляется в яслях и детских садиках. В современные французские детские садики - "ecole maternelle" принимают детишек в возрасте от двух до шести лет. Воспитанники делятся на три группы по возрасту. В первой группе занимаются самые маленькие дети возрастом до 4 лет, их занятия представляют собой разнообразные игры. Во второй группе (до 5 лет) помимо игр вводится творческие занятия: рисование, лепка, кроме того, уделяется большое внимание общению детей друг с другом. Самых старших деток учат читать, считать и писать, подготавливая их к скорому поступлению в школу. Обучение в "ecole maternelle" пользуется огромной популярностью во Франции, хотя обязательным не является.
Дошкольное образование ребенка в странах Западной Европы начинается с 2,5 до 6 лет, в зависимости от страны (см. таблицу, Приложение 1). Его продолжительность зависит от возраста, с которого начинается обязательное обучение.

  1. Анализ состояния реализации программы «Здоровый ребенок». 3 Результаты мониторинга физической подготовленности воспитанников мбдоу. 4 Анализ реализации программы предшкольного образования в группе кратковременного пребывания

    Документ
    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида № 493 расположено в типовом здании 1972 года постройки.
  2. Программа дополнительного образования «Предшкольное образование для групп кратковременного пребывания детей 5-7 лет»

    Программа
    разработана на основе программы «Дошкольное образование для групп кратковременного пребывания детей 4-7 лет», разработанной группой авторов, в состав которой входят: Огнева Наталья Эдуардовна – главный специалист ГУО по дошкольному
  3. Образовательные программы теория и методика начального общего образования 2009/10 учебный год (1)

    Документ
    Дополнительные профессиональные образовательные программы: Теория и методика начального общего образования. 2009/10 уч. год. – Выпуск 2. – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2009.
  4. Наталья Владимировна Плугина, тьютор предшкольного образования, воспитатель высшей квалификационной категории мдоу II катерогии

    Анализ
    Анализ состояния дошкольного образования в ЗАТО Светлый позволил выявить объективную потребность и наличие необходимых предпосылок для реализации модели предшкольной подготовки детей 5-7 лет.
  5. Итоги проведения единого государственного экзамена (егэ) 26 Приоритетный национальный проект «Образование» (пнпо) 29 > Итоги реализации Комплексного проекта модернизации

    Доклад
    Социально-экономическая ситуация в Республике Бурятия в условиях кри­зиса остается достаточно стабильной. Темпы роста большинства основных экономических показателей в 2009 году достигли положительных значений.
  6. Общеобразовательная программа моу назаровская средняя общеобразовательная школ Группа кратковременного пребывания 2010г

    Образовательная программа
    Общеобразовательная программа образования детей дошкольного возраста ГКП МОУ Назаровская СОШ представляет собой вариант стандартизации дошкольного образования.
  7. Рекомендации к августовскому совещанию работников образования и науки Республики Татарстан 2010

    Документ
    Новый учебный год ставит перед работниками образования Республики Татарстан важнейшие задачи. Этот год дает старт Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 – 2015 годы.
  8. Программа развития муниципальной системы образования Старицкого района Тверской области на 2011 2013 годы

    Программа
    Изложить Программу развития муниципальной системы образования Старицкого района Тверской области на 2011-2013 годы, утвержденную постановлением администрации Старицкого района от 11.
  9. Программа секционных заседаний августовской конференции работников образования Проблемно-тематические секции

    Программа
    Региональная политика в сфере образования детей с ОВЗ. Организация деятельности ПМПК по освидетельствованию детей школьного возраста на территории г.о.

Другие похожие документы..