Организация и планирование производства 145 программирование на языке высокого уровня 153 основы теории управления 161

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Программа составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 230100.62 «Информатика и вычислительная техника».

Дисциплина реализуется посредством дистанционных технологий в полном объеме.

Разработчик: Шатохин В. Л., Канд. тех. наук, доц.

Рецензент: Крылов А.Д., канд. тех. наук, доц.

Заведующий кафедрой «Естественно научные дисциплины»: Крылов А.Д., канд. тех. наук, доц.

I Организационно-методический раздел

1 Цель дисциплины

Учебная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов, возникающих в системе «человек – машина» и в чрезвычайных ситуациях. Материал дисциплины призван формировать у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

2 Задачи дисциплины

Основная задача дисциплины – вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

    • создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

    • идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

    • разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

    • проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности;

    • обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

    • принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий;

    • прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия.

3 Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" наряду с прикладным инженерным характером, направленным на рассмотрение современного состояния и негативных факторов среды обитания, принципов обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, также ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов. Дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин.

4 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны

знать:

  • теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек-среда обитания";

  • правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

  • основы физиологии человека и последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;

  • состав негативных факторов техногенного и природного происхождения, их уровни, действующие в сфере будущей деятельности;

  • причины возникновения опасных ситуаций в системе «человек – машина» и в среде обитания;

  • структуру организационных и технических средств защиты от воздействия опасных и вредных факторов;

  • основное содержание законодательных и нормативно-правовых актов в области безопасности жизнедеятельности.

обладать следующими компетенциями:

  • уметь нормировать негативные факторы производственной, городской, бытовой, природной среды;

  • уметь планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

  • уметь идентифицировать негативные факторы техногенного и природного характера;

  • уметь эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;

  • уметь выбирать необходимые организационные методы и технические средства для обеспечения безопасной и комфортной среды в сфере будущей деятельности.

  • иметь представление о средствах и методах повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;

  • иметь представление о методах прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработке моделей их последствий.

II Содержание дисциплины

1 Темы и их краткое содержание

Модуль 1 Человек и среда обитания

Тема 1 Взаимодействие человека со средой обитания

Характерные системы "человек - среда обитания". Взаимодействие человека со средой обитания. Современное состояние среды обитания человека. Роль человека в эволюции биосферы, переход к техносфере. Динамика роста техносферы, урбанизация населения. Негативные факторы в системе "человек - среда обитания". Негативные факторы техногенного и природного характера, присущие техносфере. Классификация негативных факторов. Характеристики и различия производственной, городской, бытовой и природной составляющей современной среды обитания человека. Возможные состояния среды обитания. Физиология труда. Критерии безопасного и комфортного взаимодействия человека со средой обитания. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности.

Тема 2 Воздействия негативных факторов и защита от них

Особенности структурно-функциональной организации человека. Естественные системы человека для защиты от негативных воздействий. Допустимое воздействие вредных факторов на человека и среду обитания. Воздействие вредных веществ и физических факторов; электромагнитных излучений и теплоты, электрического тока, электромагнитных и ионизирующих излучений. Вредные вещества. Нормирование содержания вредных веществ. Виды вибраций и их воздействие на человека. Акустические колебания. Действие шума на человека. Воздействие на человека статических электрических и магнитных полей, электромагнитных полей промышленной частоты, электромагнитных полей радиочастот. Нормирование электромагнитных полей. Действие широкополосного светового излучения больших энергий. Нормы радиационной безопасности. Воздействие электрического тока на человека. Классификация основных форм трудовой деятельности человека, вредные и опасные факторы, возникающие в процессе труда. Воздействие химических, физических факторов производственной среды, факторов тяжести и напряженности трудового процесса на человека. Обеспечение безопасности и комфортности производственной среды и трудового процесса. Влияние вредных и опасных веществ и физических факторов производственной, городской и бытовой среды на человека и природную среду. Основные источники загрязнения среды обитания и территории Российской Федерации с неблагополучной экологической обстановкой. Защита от воздействия источников загрязнения среды обитания. Принципы безопасного взаимодействия со средой обитания.

Тема 3 Безопасность в чрезвычайных ситуациях

Определение и классификация чрезвычайных ситуаций. Техногенные и природные источники чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций. Прогнозирование и оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях. Радиационноопасные объекты. Радиационный (дозиметрический) контроль, его цели и виды. Прогнозирование радиационной обстановки. Химически опасные объекты. Химический контроль и химическая защита. Пожаро- и взрывоопасные объекты. Классификация пожаров и промышленных объектов по пожароопасности. Ядерный взрыв и его световое излучение как источник пожаров. Устойчивость функционирования объектов экономики. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объектов. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Организация защиты. Мероприятия медицинской защиты. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности. Международные организации и договора в области безопасности труда. Международные конвенции и договора о защите окружающей среды. Международные силы спасения населения при чрезвычайных ситуациях.

Тема 4 Управление безопасностью жизнедеятельности

Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД. Государственная политика в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Нормативно-техническая документация по охране окружающей среды. Законодательная и нормативная база охраны окружающей среды и экологической безопасности в Российской Федерации. Правила контроля состояния окружающей среды. Государственная система управления охраной окружающей среды и поддержания экологической безопасности. Экологическая экспертиза и государственное лицензирование природопользования на территории Российской Федерации. Государственная политика в области безопасности труда. Законодательство о труде. Основные принципы государственной политики в области безопасности труда, особенности охраны труда женщин и молодежи. Нормативно-техническая документация. Система законодательных и нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности труда. Социальная и экономическая эффективность мероприятий по повышению безопасности труда. Чрезвычайные ситуации в законах и подзаконных актах. Государственное управление в чрезвычайных ситуациях.

Модуль 2Система «человек – машина»

Тема 5 Техногенные опасности и защита от них

Опасности производственных процессов и технических средств. Понятие и величина риска. Вероятность возникновения аварий на производстве. Допустимый риск и методы его определения. Прогнозирование и моделирование условий возникновения опасных ситуаций. Зоны действия негативных факторов. Опасности производственных процессов и технических средств. Общие требования безопасности технических средств и технологических процессов. Нормативные показатели безопасности. Экологическая экспертиза техники, технологии, материалов. Защита от токсичных выбросов. Защита от энергетических воздействий. Способы повышения электробезопасности в электроустановках. Основные опасности автоматизиро-ванных и роботизированных производств. Технические средства ограждения опасных зон и защиты от механического травмирования. Средства предупреждающей и аварийной сигнализации, аварийной остановки производства и защитного отключения оборудования.

Тема 6 Основы безопасности системы «человек – машина»

Критерии безопасности системы «человек – машина». Структура и состав систем «человек – машина». Характеристика опасных состояний системы «человек – машина». Идентификация причин опасного состояния системы «человек – машина». Технические элементы. Отказы элементов как причина опасного состояния технических систем. Характеристики надежности технических элементов, вероятность отказа, наработка на отказ. Методы прогнозирования отказов технической системы по известным характеристикам надежности составляющих элементов.

Тема 7 Человеческий фактор в системе «человек – машина»

Психофизическая деятельность человека. Антропометрические характеристики человека. Физиологические характеристики анализаторов человека, работоспособность. Психологические характеристики человека. Роль психологического состояния человека в проблеме безопасности. Психологические причины совершения ошибок и создания опасных ситуаций. Надежность человека как звена технической системы. Критерии оценки деятельности оператора. Вероятность правильных действий человека. Готовность человека к действиям в различных условиях, психические состояния. Роль профессионального отбора и обучения операторов в повышении безопасности системы «человек – машина».

Тема 8 Анализ опасностей технических систем

Качественный анализ опасности систем. Предварительный анализ источников опасности. Анализ последствий отказов технических элементов. Анализ последствий ошибок и неправильного поведения человека – оператора системы «человек – машина». Количе-ственный анализ опасности систем. Понятие риска опасного состояния системы «человек – машина». Функция опасности для системы «человек – машина». Методы оценки риска несчастных случаев и экономического ущерба при опасных состояниях систем «человек – машина». Системы безопасности. Способы минимизации риска происшествий и материальных потерь при построении систем. Технические средства и организационные методы снижения опасности при эксплуатации технических систем. Защита от негативного воздействия на человека и среду обитания, возникающего при опасных состояниях систем. Научная организация труда. Организация труда на предприятиях информационного обслуживания. Организация рабочего места пользователя ПЭВМ. Сертификация ПК. Законодательные и нормативно – правовые акты по промышленной безопасности. Система государственного надзора и ведомственного контроля промышленной безопасности. Технические объекты с повышенной опасностью, требующие учета и контроля со стороны уполномоченных организаций.

  1. Отчет о самообследовании основной образовательной программы по направлению 220200 “Автоматизация и управление”

    Содержательный отчет
    Подготовка бакалавров по основной образовательной программе (ООП) по направлению 220200 – “Автоматизация и управление” ведется в Воронежской государственной академии с 2007 года.
  2. Заместитель начальника управления по организации конкурсов и аукционов Нижегородской области

    Конкурс
    Информация о предмете контракта: комплектование книжных фондов ГУК НО «Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. В.
  3. Книга является учебным пособием по языкам программирования C+ и C++. Она может быть использована для изучения языка Cкак самостоятельного языка. Язык C++ рассматривается как настройка к языку C. Изложение проиллюстрировано большим количеством примеров

    Книга
    Басов К.А. CATIА V5. Геометрическое моделирование / К. А. Басов. - М. : ДМК : Питер, 2008. - 267 с. - (Проектирование). - ISBN 5-94074-379 : 200 р. - ISBN 978-5-388- 19-4 : 200 р.
  4. Бюллетень поступлений литературы по состоянию на 1 июня 2011 г

    Бюллетень
    Основы расчета и проектирования систем автоматического управления в машиностроении : учеб. пособие / Драчев Олег Иванович [и др.]. - Старый Оскол : ТНТ, 2009.
  5. В. П. Дьяконов, А. Н. Черничин Новые информационные технологии Часть Основы и аппаратное обеспечение Под общей редакцией проф. В. П. Дьяконова Смоленск 2003 (1)

    Документ
    В первой части учебного пособия, состоящего из трех частей, описаны основы новых информационных технологий, их аппаратное обеспечение и элементная база.
  6. В. П. Дьяконов, А. Н. Черничин Новые информационные технологии Часть Основы и аппаратное обеспечение Под общей редакцией проф. В. П. Дьяконова Смоленск 2003 (2)

    Документ
    Эта книга – первая часть трехтомного учебного пособия подготовленного при грантовой поддержке Института «Открытое общество» (фонд Сороса). В ней рассматриваются основные понятия информатики и новых информационных технологий и их аппаратное обеспечение.
  7. Учебное пособие содержит правила оказания первой помощи в различных ситуациях, основы микробиологии, иммунологии, профилактики и лечения инфекционных заболеваний,

    Учебное пособие
    Айзман Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни [Текст] : [для пед. спец. высш. и сред. учеб. заведений] / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М.
  8. Статья Документация об аукционе 4 Статья Подготовка заявки на участие в аукционе 5

    Статья
    Государственный заказчик: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
  9. «На Пути к Метабизнесу» (1)

    Книга
    Книга является ответом на социальный заказ по разработке качественно нового подхода к пониманию миссии отечественного предпринимателя. По мнению автора, мы проигрываем экономические войны с Западом в силу непонимания того, что только

Другие похожие документы..