Спиркин А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд

УДК 1(075.8)

ББК 87

С72

ISBN 5-8297-0098-7 (в пер.)

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с.

Рецензенты:

д-р философских наук, проф. П.В. Алексеев

д-р философских наук, проф. Л.Е. Серебряков

Автор учебника А.Г. Спиркин - член-корреспондент РАН, создатель популярнейших в 60-80-е годы учебников по философии. Настоящий учебник состоит из четырех частей: вводное слово, где характеризуется предмет философии, рассматривается соотношение философии и мировоззрения; историко-философский раздел; основы общей философии, где представлены учение о бытии, проблемы человека и его бытие в мире, вопросы души, сознания и разума, вопросы теории познания; социальная философия, где дан философский анализ общества, характеризуются его материальные основы, раскрываются и анализируются формы его духовной жизни, рассматриваются тенденции его развития.

Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений.

Учебное издание

Спиркин Александр Георгиевич

Оглавление

Вводное слово 6

§ 1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания 6

§ 2. Философия и мировоззрение 9

Раздел первый ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ 14

Глава 1 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 14

§ 1. От мифа к Логосу 14

§ 2. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен 16

§ 3. О семи мудрецах 18

§ 4. Пифагор и его школа 19

§ 5. Гераклит Эфесский 20

§ 6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон 21

§ 7. Эмпедокл 26

§ 8. Анаксагор 29

§ 9. Атомизм Левкиппа - Демокрита 30

§ 10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик 33

§ 11. Сократ 35

§ 12. Платон 38

§ 13. Аристотель 42

ФИЛОСОФИЯ РАННЕГО ЭЛЛИНИЗМА 46

§ 14. Киники и скептики 47

§ 15. Эпикур и эпикурейцы 49

§ 16. Стоицизм 52

§ 17. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники 55

Глава 2 ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ 58

§ 1. Блаженный Августин 58

§ 2. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия 63

§ 3. П. Абеляр 65

§ 4. Фома Аквинский 67

§ 5. Р. Бэкон 69

§ 6. Д. Скот 70

§ 7. У. Оккам 71

§ 8. Об универсалиях 71

Глава 3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 73

§ 1. М. Монтень 74

§ 2. Пико делла Мирандола 74

§ 3. Николай Кузанский 75

§ 4. Я. Бёме 76

§ 5. Дж. Бруно 77

Глава 4 ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII-XVIII СТОЛЕТИЙ 79

§ 1.Ф. Бэкон 79

§ 2. Т. Гоббс 81

§ 3. Р. Декарт 83

§ 4. Б. Паскаль 85

§ 5. Б. Спиноза 86

§ 6. Дж. Локк 88

§ 7. Г. Лейбниц 89

§ 8. Дж. Беркли 90

§ 9. Д. Юм 91

Глава 5 ФИЛОСОФИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ 92

§ 1. Вольтер 92

§ 2. Ж.Ж. Руссо 94

§ 3. Д. Дидро 95

§ 4. П. Гольбах 97

Глава 6 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 99

§ 1. И. Кант 99

§ 2. И.Г. Фихте 106

§ 3. Ф. Шеллинг 108

§ 4. Г. Гегель 110

§ 5. Л. Фейербах 114

Глава 7 ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XIX-XX ВЕКОВ 116

§ 1. А. Шопенгауэр 116

§ 2. С. Кьеркегор 119

§ 3. Ф. Ницше 120

§ 4. А. Бергсон 123

§ 5. Ч. Пирс 124

§ 6. У. Джемс 125

§ 7. Дж. Дьюи 126

§ 8. Э. Гуссерль 127

§ 9. Представители герменевтики 129

§ 10. М. Шелер 130

§ 11. П. Тейяр де Шарден 132

§ 12. М. Хайдеггер 132

§ 13. К. Ясперс 134

§ 14. Ж.П. Сартр 137

§ 15. Позитивизм О. Конта 140

§ 16. Неопозитивисты 141

§ 17. Б. Рассел 142

§ 18. Л. Витгенштейн 143

§ 19. К. Леви-Строс 144

§ 20. К. Поппер 145

Глава 8 РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ 147

§ 1. М.В. Ломоносов 147

§ 2. А.Н. Радищев 149

§ 3. П.Я. Чаадаев 150

§ 4. Славянофилы 150

§ 5. Западники 151

§ 6. Л.Н. Толстой 154

§ 7. Ф.М. Достоевский 155

§ 8. Н.Ф. Федоров, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов 156

§ 9. B.C. Соловьев 156

§ 10. О философии XX века 158

Раздел второй ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ФИЛОСОФИИ 163

Глава 9 УЧЕНИЕ О БЫТИИ 163

§ 1. Бытие как всеохватывающая реальность 163

§ 2. Историческое осознание категории бытия 165

§ 3. Объективное бытие и Я-бытие 167

§ 4. О метафизике 170

§ 5. Иерархия типов реальности 171

§ 6. Бытие как проблема 172

§ 7. Материя 175

§ 8. Движение 182

§ 9. Пространство и время 184

§ 10. Основные категории философии 191

ГЛАВА 10 ЧЕЛОВЕК И ЕГО БЫТИЕ В МИРЕ 223

§ 1. Общее понятие о человеке 223

§ 2. О многомерности человека 226

§ 4. Личность и Я 236

§ 5. Идея личностной уникальности 241

Глава 11 ДУША, СОЗНАНИЕ И РАЗУМ 244

§ 1. Общее представление о душе 244

§ 2. Душа и тело 246

§ 4. Что такое сознание 253

§ 5. Сознание, самосознание и рефлексия 255

§ 6. Сознание и сфера бессознательного 257

§ 7. О психике животных 261

§ 8. О рассудке и разуме, уме и мудрости 265

§ 9. Сознание, язык, общение 267

Глава 12 ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ 273

§ 1. Сущность и смысл познания 273

§ 2. Проблема познаваемости мира и философский скептицизм 278

§ 3. Виды познания 286

§ 4. Соотношение знания и веры 295

§ 5. Субъект и объект познания 296

§ 6. Познание, практика, опыт 298

§ 7. Идеальные побудительные силы познания 300

§ 8. Что есть истина 302

§ 9. Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание 311

§ 10. Мышление: его сущность и основные формы 317

§ 11. Методы и приемы исследования 326

§ 12. Об открытии и изобретении 333

§ 13. Остроумие и интуиция как способы и формы познания и творчества 337

Раздел третий ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ 342

Глава 13 ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИОСОФИИ 342

§ 1. Зарождение социально-исторического сознания 343

§ 2. О социальных и философских воззрениях античных, средневековых мыслителей и мыслителей эпохи Возрождения [1] 344

§ 3. Социальная и историософская мысль Нового и Новейшего времени 345

Глава 14 ЗАКОНОМЕРНОЕ, СЛУЧАЙНОЕ И СТИХИЙНОЕ В ИСТОРИИ 361

§ 1. Идея общественно-исторической закономерности 361

§ 2. Объективное и субъективное в социально-историческом процессе 364

§ 3. Стихийное и сознательное в истории 365

Глава 15 ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, НАЦИЯ И СЕМЬЯ 368

§ 1. Общество как едино-цельная система определенного множества народа 368

§ 2. Человечество как едино-цельная социально-планетарная система 372

§ 3. Сущность нации 375

§ 4. Любовь, брак, семья 380

§ 5. Вопросы демографии 383

Глава 16 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 386

§ 1. Философско-экономический образ мышления 386

§ 2. Философия и психология труда 390

§ 3. Философия техники 395

§ 4. Человек, общество и природа: проблемы экологии 399

§ 5. Собственность и самоутверждение личности 404

§ 6. Сущность и составляющие социально-экономического управления 413

§ 7. "Невидимая рука и зоркий глаз" государства 417

§ 8. Нравственно-психологические устои экономики 425

Глава 17 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 428

§ 1. Идея права: право власти и власть права 429

§ 2. Социальная справедливость как правовая ценность 433

§ 3. Сущность государства 434

§ 4. Политическая власть 437

§ 5. Политика и нравственность 439

§ 6. Идея разделения властей и институты власти 441

§ 7. Политический строй либерально-демократического общества 442

§ 8. Либеральная демократия, права человека и достоинство личности 447

§ 9. Недемократические политические режимы 448

§ 10. Тоталитарное разложение души 452

Глава 18 ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 455

§ 1. Общественное сознание: сущность, уровни, относительная самостоятельность и активная роль в жизни человека и общества 455

§ 2. Политическое сознание 467

§ 3. Правосознание и его культура, правовое послушание 469

§ 4. Нравственное сознание 471

§ 5. Философия религии 476

§ 6. Эстетическое сознание и философия искусства 482

§ 7. Научное сознание и мир науки 490

§ 8. Философия культуры 494

Глава 19 О РОЛИ НАРОДНЫХ МАСС И ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ 500

§ 1. Народ как основная практически созидающая сила истории 500

§ 2. Толпа и ее психология 503

§ 3. О роли личности в истории: стратегический ум, характер и воля вождя 504

Глава 20 СМЫСЛ ИСТОРИИ И ИДЕЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА 512

§ 1. О смысле истории 512

§ 2. Об историческом прогрессе 513

Вводное слово

§ 1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания

Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остроактуальной.

Все знания человечества, как бы они ни были многообразны и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, являют собой как бы "растопыренные" пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это естественно и необходимо. Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающе-мудрый взор (как бы с высокой горы), проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума.

Можно сказать, что философия - это все единосущее, "схваченное в мыслях"; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это Теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью [1]. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово "философия" восходит к Пифагору, буквально означая любовь к мудрости, т.е. любомудрие.

1 Дж. Леббок в своей книге "Начало цивилизации" пишет о любознательности туземца, который рассказывал о себе: "Я пошел однажды пасти свой скот. Погода была пасмурная. Я сел на скалу и стал задавать себе грустные вопросы; да, грустные, потому что я не в силах был ответить на них. Кто касался звезд своими руками? На каких столбах они держатся? Я спрашивал себя также: воды никогда не устают, у них нет другого дела, как течь не переставая от утра до ночи и от ночи до утра; но где же они останавливаются и кто заставляет их течь таким образом? И облака тоже приходят и уходят и изливаются водою на землю. Откуда они приходят? Кто посылает их? Конечно, не колдуны посылают нам дождь; как могут они сделать это? И почему я никогда не вижу своими глазами, как они поднимаются на небо, чтобы добыть его? Я не могу видеть и ветра, но что же он такое? Кто несет его, заставляет его дуть, реветь и пугать нас? Разве я знаю также, как растет хлеб? Вчера у меня в поле не было ни былинки; сегодня я пришел туда и нашел их уже несколько. Кто мог дать земле мудрость и силу, чтобы произвести это? И я закрыл лицо руками" (с. 309-310), - видимо, от жажды знания и невозможности ее удовлетворить.

Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать с удовлетворением этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже и осознаны. Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти вопросы, сделать вид, что они не существуют, практически их игнорировать, как это, по сути дела, предлагают позитивизм [1] и разных оттенков агностицизм, в том числе и неокантианство [2], особенно позитивистского толка. Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти вопросы у науки нет ответа, точнее, она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.

1 Позитивизм (от лат. positivous - положительный) - направление в философии, исходящее из того, что только положительные, конкретные науки могут дать настоящее знание, тем самым умаляется специфика собственно философского знания или это знание уподобляется конкретно-научному, позитивному.

2 Неокантианство - философское течение, развившее отдельные принципы учения Иммануила Канта.

Каждая наука - это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении - это сумма обрывков [3]. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот "интеграл", строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.

3 Исследователь, пытающийся рассмотреть явление лишь через призму какой-либо одной науки, уподобляется слепцам из мудрой древнеиндийской притчи. "Однажды три слепых пожелали узнать, что есть слон. К ним подвели слона и предложили: одному пощупать хобот, другому - ногу, а третьему - хвост. "Ну как, теперь вы знаете, что такое слон?" - спросили их. "О, да, знаем. Это что-то мягкое и гибкое, как змея", - ответил первый слепой. "Это что-то большое, как колонна", - отозвался второй, ощупывая ногу слона. "Это что-то тонкое и длинное, как веревка", - сказал третий". В этой притче есть тонкий намек на то, что знающий нечто лишь частично остается в неведении сути того, что дается обобщающей силой мысли, ориентированной на мир в целом и опирающейся на знание основных достижений конкретных наук, определенных областей культуры.

  1. Спиркин А. Г. Философия: Учебник. 2-е изд (2)

    Список учебников
    Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной
  2. Философия: Учебник. 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. 736 с

    Список учебников
    Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной
  3. Панин А. В. Философия: Учебник. 3-е изд (1)

    Список учебников
    XV (§ 1), XXIV (§ 3, 5, ) - совместно с А.В. Паниным; А.В. Панин - гл. XIX (§ - ), XX, XXII, XXIII (§ I), XXIV (§ 1, 4) и Заключение; гл.
  4. Панин А. В. Философия: Учебник. 3-е изд (2)

    Список учебников
    Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Министерства образования Российской Федерации в качестве учебника по курсу «Философия» для студентов высших учебных заведений
  5. Панин А. В. Философия: Учебник. 3-е изд (3)

    Список учебников
    П.В. Алексеев – гл. I-VII. X, XI, XIII-XV (§ 2-3), XVI, XVII, XIX (§ 1, 2-а, 2-в, 3), XXI, XXIII (§ 2-7), XXIV (§ 2, 7), XXV и Приложение; гл. XV (§ 1), XXIV (§ 3, 5, 6) – совместно с А.
  6. Философия (21)

    Планы семинарских занятий
    Составители: В.О. Бернацкий, д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой ФиСК; И.А. Овсянникова, д-р филос. наук, профессор; Н.П. Махова, канд. филос. наук, доцент; Л.
  7. Философия Историческое развитие философии Основные направления и школы

    Список учебников
    Философия. В 2 ч. Ч. I. Историческое развитие философии. Основные направления и школы Под ред. Л. С. Сысоевой, А. А. Степанова. – Томск: Изд. ТГПУ, 2003.
  8. Философия о знании и познании: актуальные проблемы Материалы Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 1819 июня 2010) Ульяновск 2010

    Документ
    Философия о знании и познании: актуальные проблемы: Материалы Второй Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 18-19 июня 2010)/ Под ред. Н.Г. Баранец, А.
  9. Тема Предмет и функции философии > Философия как особый тип мировоззрения

    Документ
    Категориальный минимум: мировоззрение, философия, онтология, гносеология, эпистемология, аксиология, социальная философия, философская антропология, логика, этика, эстетика.

Другие похожие документы..