Программа курса “

ПРОГРАММА

курса “Цивилизационные особенности деловой культуры

Введение

Эффективное общение и взаимодействие среди людей всего мира является стремлением человечества с незапамятных времен. Сегодня, как никогда в истории, "культурная взаимозависимость" стала жизненной необходимостью. Трудности и напряжение, возникающие при столкновении различных культурных ценностей, стилей общения, норм поведения, остро чувствуются при ведении переговоров, установлении контактов с представителями других культур. Все большее внимание теоретиков, практиков привлекают социальные технологии, позволяющие формировать навыки межкультурной коммуникации и межкультурной компетентности личности.

Данный курс демонстрирует многообразие экономической, политической, культурной, социальной жизни западной, восточной, российской моделей цивилизаций. Особое внимание уделяется рассмотрению особенностей менталитета, культурогенеза, уникальных этнорегиональных аспектов предпринимательской деятельности, позволяющее аккумулировать социально-духовный опыт поколений, в значительной мере уточнить представления об оптимальных путях установления взаимовыгодных контактов.

Конструктивность цивилизационного подхода позволяет проанализировать наиболее значимые, актуальные проблемы деловой культуры, предпринимательской деятельности стран Запада, Востока, России, выявить как общие закономерности, так и характерные национальные особенности культурных локалов. Концептуальный анализ динамики аксиологического нормирования оптимизирует выбор стратегии развития предприятия, корпорации, является эффективным способом формирования ценностной ориентации на взаимопонимание, сотрудничество западных, восточных, российских компаний.

I. Организационно-методический раздел

Цель курса - обеспечить овладение студентами необходимыми теоретическими познаниями, навыками, формирующими толерантность в качестве базовой психологической установки в контексте межкультурных коммуникаций, развитие у учащихся черт мультикультурной личности, позволяющих человеку успешно контактировать с представителями любой культуры, отличающейся от его собственной.

Задачи курса:

  1. предоставление учащимся необходимой информации о особенностях деловой культуры других стран, принципах формирования и функционирования цивилизационных моделей Запада, Востока и России;

  2. понимание, приятие ценностных установок различных моделей цивилизации;

  3. развитие культурного самосознания, установок, которые помогут студентам воспринимать новую для них культуру в позитивном контексте;

  4. обучение культурно уместным поведенческим реакциям при общении с зарубежными деловыми партнерами;

Уровень обученности

В результате изучения курса студенты должны:

  • знать базовые атрибуты национальной деловой культуры, основные отличия восточного и западного делового этикета;

  • овладеть культурно уместными поведенческими реакциями, характерными для деловой культуры страны возможных партнеров по бизнесу;

  • уметь применять на практике методы облегчения процесса аккультурации при работе в межнациональной корпорации.

Структура курса и принципы организации работы студентов

Курс рассчитан на 36 часов аудиторной работы и представляет сочетание лекционных и семинарских занятий. В рамках спецкурса рассматриваются важные теоретические аспекты цивилизационных особенностей Запада, Востока, России, специфических характеристик национальной деловой культуры Америки, Японии, нашей страны. На основе систематизации существующих практических программ, собственного опыта практической работы учащимся предлагается комплекс учебных и практических навыков, ролевых игр, направленных на оптимизацию коммуникации личности в межкультурных ситуациях и повышение этнокультурной компетентности.

Помимо обсуждения теоретических вопросов и выполнения практических заданий на семинарах проводится ролевая игра “Международные переговоры”, а также презентации проектов, подготовленных студентами.

Спецкурс состоит из трех проблемных блоков:

1. Другая культура: друзья или враги. Занятия, вошедшие в данный блок, направлены на осознание стереотипов, предубеждений в отношении отличных от привычных аксиологических, поведенческих норм, культурных моделей, осознание негативных чувств и поведенческих реакций, возникающих при столкновении с другой культурой, стимулирование интереса к изучению других культур, традиций и обычаев других народов, развитие представления о культурном многообразии мира, стремления к изменению собственных негативных стереотипов и предубеждений;

2. Цивилизационные особенности России: традиции и перспективы. Задачами данного блока являются: осознание особенностей отечественной цивилизации, понимание происходящих социальных трансформаций в обществе, особенностей национального предпринимательства, управленческих стереотипов.

3. Запад, Восток, Россия: возможно ли понимание? Задачами этого блока являются: развитие межкультурной компетентности путем приобретения знаний о традициях, обычаях, особенностях поведения на западе и востоке, повышение социального внимания в ситуациях взаимодействия с представителями других культур при ведении деловых переговоров.

II. Содержание курса

Тема 1. Общие положения

Становление идеи культуры. Классификации культур. Механизмы функционирования культуры. Символические и инструментальные аспекты культуры. Проблемы культурной динамики. Культурное творчество и объективная логика социального развития. Понятия цивилизации. Особенности развития современной цивилизации.

Тема 2. Характер российской цивилизации: логика культурно-исторического развития. Особенности национальной деловой культуры. Социокультурные аспекты отечественного предпринимательства. Ценностные регулятивы предпринимательской деятельности. Перспективы России.

Тема 3. Запад — Россия — Восток: цивилизационные особенности. Диалог культур: опыт концептуализации наличных реалий. Зарубежная традиция предпринимательства: достоинства и недостатки. Деловая культура Востока и Запада.

Тема 4. Основы организационной и межкультурной коммуникации. Коммуникация как культурно обусловленный процесс. Межкультурная коммуникация: различные аспекты. Группы, доминирующая культура и субкультуры в организации. Роль культурных различий в переговорах с зарубежными партнерами.

Тема 5. Межкультурная коммуникация в многонациональных корпорациях. Многонациональные корпорации в современном мире: культурное разнообразие. Подготовка сотрудников МНК к работе в другой культуре.

Тема 6. Международные переговоры: кейсы и упражнения. Формирование позитивного отношения к межкультурным различиям; развитие навыков вербальной и невербальной коммуникации, этнокультурной толерантности.

III. Распределение часов курса по темам

Название темы

Общее кол-во часов

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

1

Общие положения

6

2

2

2

2

Характер российской цивилизации

6

2

2

2

3

Запад – Россия – Восток: цивилизационные особенности. Диалог культур.

12

4

4

4

4

Основы межкультурной и организационной коммуникации.

8

2

4

2

5

Многонациональные корпорации. Межкультурная коммуникация в многонациональных корпорациях.

10

4

4

2

6

Международные переговоры: кейсы и упражнения.

8

2

4

2

IV. Формы промежуточного и заключительного контроля

Промежуточный контроль осуществляется на семинарских занятиях, на которых студенты делают доклады по темам курса, выполняют практические задания.

Примерный перечень тем для самостоятельной работы, докладов, курсовых, рефератов.

  1. Идея культурной самобытности и национальные культуры мира.

  2. Сущность культурного эволюционизма.

  3. Культура и цивилизация: основания противопоставления.

  4. Модели культурной динамики.

  5. Диалог как феномен культуры.

  6. Вхождение в культуру: социализация и инкультурация.

  7. Человек и общество в традиционных культурах Востока.

  8. Идеи «экономического универсализма» в современной культуре.

  9. Культура и бизнес: проблема измерения взаимного влияния.

  10. Россия в контексте мировых культур.

  11. Восток и Запад: проблема культурогенеза.

  12. Традиционализм или специфика России?

  13. Особенности отечественного предпринимательства.

  14. Меценатство в России.

  15. Аспекты межкультурной коммуникации.

  16. Типология многонациональных корпораций.

  17. Взаимное влияние корпоративной культуры МНК и принимающей стороны.

  18. Культура как основа развития межкультурной компетенции.

  19. Деловое общение и культурное взаимодействие.

  20. Основные отличия восточного и западного делового этикета.

  21. Ведение переговоров с зарубежными деловыми партнерами: методика и тактика.

  22. Необходимые коммуникативные навыки для успешных переговоров.

  23. Проблемы кросс-культурных коммуникаций.

  24. Тайны силового влияния.

  25. Преимущества и недостатки переговоров по сети Интернет.

V. Учебно-методическое обеспечение курса

  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия XXI века. – М.: Владос, 1994.

  2. Архангельская М.Д. Бизнес-этикет или игра по правилам. М.: ЭКСМО, 2004.

  3. Кавелин К. Д. Наш умственный строй // Из истории русской отечественной мысли. - М.: Аспект Пресс, 1993.

  4. Козловский В. В. Социальные ценности как основание Российской модернизации. Вестник СП6ГУ. Сер. 6, 1997. Вып. 1 (№6)

  5. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. - М.: Гнозис. 1994.

  6. Маймина Е.З. Этика труда и отечественная культура//Вопр. филос. № 1. 1992.

  7. Модернизация в России и конфликт ценностей. - М.: Наука, 1994.

  8. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л.Иноземцева. – М.: Academia, 1990.

  9. Оболенский В.П. Поспелов В.А. Глобализация мировой экономики: проблемы и риски российского предпринимательства. - М.: Наука, 2001

  10. Персикова Т.Н. Межкультурная коммуникация и корпоративная культура. М.: Логос, 2004.

  11. Платонов О. 1000 лет русского предпринимательства. Из истории купеческих родов. – М.: Современник, 1995.

  12. Российская цивилизация. Этнокультурные и духовные аспекты. - М., 1998.

  13. Российский цивилизационный космос.М., 1999

  14. Сценарии для России. 2015. - М.: Аспект Пресс, 1999.

  15. Терин В.П. Массовая коммуникация. Социокультурные аспекты политического воздействия: исследование опыта Запада. – М., 1999.

  16. Тоффлер Э. Третья волна. – М.: АСТ, 1999.

  17. Туроу Л. Будущее капитализма, Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир. - Новосибирск. 1999. - С. 322.

  18. Ценностное пространство кризисного социума. М.: Аспект Пресс, 1997.

  19. Шрейдер Ю.А. Ценности, которые мы выбираем. Смысл и предпосылки ценностного выбора. - М.: Эдиториал УРСС, 1999.

  1. Программа курса (10)

    Программа курса
    Задача о станках. Модели замены и ремонта. Задача о замене автомобиля. Задача об оптимальном моменте замены всего оборудования. Функция надежности.
  2. Программа курса (21)

    Программа курса
    2. Общее понятие о фольклорной традиции и ее отличии от литературной. Прямая преемственность творческих актов в фольклоре. Вариативность фольклора и относительная устойчивость традиции.
  3. Программа курса (7)

    Программа курса
    Цель обучения – формирование совокупности знаний и тренинг практических навыков использования современных методов подготовки и принятия решений, направленных на поиск и реализацию резервов роста результативности и эффективности деятельности
  4. Программа курса (14)

    Программа курса
    Цель обучения – формирование совокупности знаний и тренинг практических навыков использования современных методов подготовки и принятия решений, направленных на поиск и реализацию резервов роста результативности и эффективности деятельности
  5. Программа курсов “Численные методы “, «Методы вычислений»

    Программа
    9. Построение формул численного дифференцирования методом неопределенных коэффициентов, погрешность аппроксимации первой и второй разностной производной.
  6. Программа курса «комплексный анализ, часть 1»

    Программа курса
    Комплексные числа, комплексная плоскость. Модуль и аргумент. Однозначные непрерывные ветви аргумента. Метрика и топология плоскости. Бесконечно удаленная точка, расширенная комплексная плоскость.
  7. Программа курса искусство XX века

    Программа курса
    Искусство XX века – переломная эпоха во всеобщей истории искусств. Новый взгляд на классическое наследие. Попытка осуществления синтеза искусств на иной основе.
  8. Программа курса «дискретные задачи принятия решений»

    Программа курса
    NP-полнота задач: 3-ВЫПОЛНИМОСТЬ, 3-СОЧЕТАНИЕ, ВЕРШИННОЕ ПОКРЫТИЕ, КЛИКА, НЕЗАВИСИМОЕ МНОЖЕСТВО, ГАМИЛЬТОНОВ ЦИКЛ, 0-1 РЮКЗАК, РАЗБИЕНИЕ, МНОГОПРОЦЕССОРНОЕ РАСПИСАНИЕ.
  9. Программа курса «концепции современного естествознания» (1)

    Программа курса
    Естественно-научная и гуманитарная культуры, их отличие и взаимосвязь. Познание мира человеком. Предмет естествознания. Естествознание эмпирическое (наблюдение, эксперимент, опыт) и теоретическое.

Другие похожие документы..