Кузнецов М. Н., д ю. н., проф. Вопросы введения ученых степеней по теологии и признания церковных дипломов с позиции конституционного и образовательного права

Мальцев Г.В., член-корр. РАН, д.ю.н., проф.,

Кузнецов М.Н., д.ю.н., проф.

Вопросы введения ученых степеней по теологии и признания церковных дипломов с позиции конституционного и образовательного права

Г.В. Мальцев, заведующий кафедрой государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор

М.Н. Кузнецов, профессор кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор

Аннотация

Статья посвящена вопросам правовой обоснованности признания государством дипломов о высшем и послевузовском образовании и об ученой степени, выдаваемых в образовательных и научных учреждениях и организациях Русской Православной Церкви, возможным путям и формам такого признания, а также вопросам правовой обоснованности внесения специальности «теология» в Номенклатуру специальностей научных работников и создания в установленном законом порядке диссертационных советов по специальности «теология».

Ключевые слова

Теологическое образование, теология, высшее профессиональное образование, стандарт, ученые степени, Болонский процесс, церковные дипломы, религиозное образование.

Дискуссии о правовой обоснованности признания государством дипломов о высшем и послевузовском образовании и об ученой степени, выдаваемых в образовательных и научных учреждениях и организациях Русской Православной Церкви (настоящий анализ касается не только Русской Православной Церкви. Однако далее для удобства восприятия текста Русская Православная Церковь указывается как наиболее характерный пример), а также внесения специальности «теология» в Номенклатуру специальностей научных работников и создания в установленном законом порядке диссертационных советов по специальности «теология» поднимают множество связанных с этими проблемами вопросов.

Одним из таких является вопрос о способах правомерного признания государством дипломов, свидетельств, квалификационных документов, дипломов о высшем и послевузовском образовании или ученой степени, выдаваемых в образовательных и научных учреждениях и организациях Русской Православной Церкви. В настоящей статье под негосударственными образовательными учреждениями высшего и послевузовского профессионального образования Русской Православной Церкви понимаются учрежденные или признанные в определенном порядке Русской Православной Церковью в качестве церковных (относящихся к внутренней церковной системе) или православных образовательных учреждений (не относящихся к внутренней церковной системе и не подчиненных Церкви, но отвечающих определенных требованиям, устанавливаемым Русской Православной Церковью).

Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ (с послед. изменениями), под признанием документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях в настоящем Федеральном законе понимается согласие соответствующих органов государственной власти Российской Федерации на наличие законной силы этих документов на территории Российской Федерации. Установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях в настоящем Федеральном законе означает предоставление соответствующими органами государственной власти Российской Федерации обладателям указанных документов тех же академических и (или) профессиональных прав, что и обладателям документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях.

Учитывая, что законодательного понятия признания государством дипломов об образовании и ученой степени, выдаваемых образовательными учреждениями религиозных организаций, не установлено, считаем обоснованным использовать вышеуказанные нормы федерального закона и соответствующих международных документов в области образования [1], по аналогии, для выработки указанного понятия.

Полагаем, что под признанием (установлением эквивалентности) государством свидетельств, квалификационных документов, дипломов о высшем и послевузовском образовании или ученой степени, выдаваемых в образовательных и научных учреждениях и организациях Русской Православной Церкви, следует понимать:

• признание и принятие государственными органами и организациями указанных документов как имеющих законную силу на территории Российской Федерации и имеющих равную юридическую силу со свидетельствами, квалификационными документами, дипломами государственного образца о высшем и послевузовском образовании или ученой степени;

• предоставление соответствующими государственными органами обладателям указанных документов равных (идентичных) академических и (или) профессиональных прав (такие права распространяются либо на продолжение образования, либо на осуществление профессиональной деятельности, либо на то и другое, в зависимости от случая применения признания») и обязанностей, что и обладателям документов государственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых степенях;

• признание государством за обладателями таких дипломов их формальной компетентности и поручительство государства перед обществом за уровень и качество образования, предваряющего получение такого диплома, или уровень научной компетенции и качество квалификационной работы, оценка которых стала основанием получения диплома об ученой степени.

Считаем, что признание государством свидетельств, квалификационных документов, дипломов о высшем и послевузовском образовании и об ученой степени, выдаваемых в образовательных и научных учреждениях и организациях Русской Православной Церкви, может осуществляться следующими способами:

1). Автоматическое признание государством образовательных дипломов, выдаваемых негосударственными образовательными учреждениями высшего и послевузовского профессионального образования Русской Православной Церкви, имеющими государственную аккредитацию, и дипломов об ученой степени диссертационных советов, созданных в установленном законом порядке в имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных и научных учреждениях и утвержденных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.

2). Создание специальных организационно-правовых механизмов индивидуального признания государством дипломов, выдаваемых негосударственными образовательными учреждениями высшего и послевузовского профессионального образования Русской Православной Церкви, предполагающих проведение экспертизы и рассмотрения каждого диплома в отдельности.

Пункты 16–18 Приложения № 1 «Порядок признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях» к Приказу Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 09.01.1997 № 15 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 15.03.2007 № 87) устанавливают саму процедуру установления эквивалентности документов об образовании и ученых званиях иностранных государств. Процедура установления эквивалентности документов об образовании и ученых званиях иностранных государств включает проведение экспертизы, принятие решения, оформление и выдачу свидетельства об эквивалентности. Экспертиза состоит из: признания зарубежных документов об образовании и ученом звании; установления соответствия содержания полученного за рубежом образования российским государственным образовательным стандартам. Процедура установления соответствия содержания полученного за рубежом образования российским государственным образовательным стандартам в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников учебных заведений проводится после признания документов иностранных государств об образовании. Установление соответствия содержания образования осуществляется учебно-методическими объединениями (для высшего профессионального образования), методическими службами органов управления образовательными учреждениями среднего профессионального образования, экспертными группами высококвалифицированных работников системы образования. При экспертизе учитываются: содержание и эволюция учебных планов и программ; наличие вступительных испытаний; система экзаменов и зачетов; оценки (достижения) обучающегося за время учебы; объем изученных дисциплин; наличие и продолжительность практик; наличие и уровень итоговой квалификационной аттестации; наличие и тема выпускной квалификационной работы; форма обучения; наличие дополнительного образования. Полученные знания и опыт оцениваются с позиций итоговой подготовки с признанием возможных различий в учебных планах и методах обучения. В отдельных случаях допускается проведение собеседований, пробных испытаний.

Первый способ достаточно детально урегулирован действующим законодательством Российской Федерации. Поэтому кратко остановимся на втором способе.

Такая процедура не может предусматривать пакетного признания дипломов. Этот механизм может предусматривать:

• процедуру признания государством эквивалентности таких дипломов в общем порядке, либо

• в упрощенном порядке на основе создаваемого постоянно (или регулярно) действующего механизма признания государством таковых дипломов через проведение по упрощенной схеме экспертизы и аттестации (процедура признания эквивалентности, процедура перезащиты) имеющих церковный диплом об ученой степени (кандидат богословия, доктор богословия) / выпускников негосударственных образовательных учреждений – на базе существующих диссертационных советов / специально создаваемых государственных экзаменационных комиссий в вузах, имеющих государственную аккредитацию (например, на основе специального соглашения между Русской Православной Церковью и государством (в лице Президента РФ или в лице Министерства образования и науки РФ)).

Одним из средств способов признания государством указанных дипломов об ученой степени является внесение специальности «теология» в Номенклатуру специальностей научных работников и создание в установленном законом порядке диссертационных советов по специальности «теология».

Правовая обоснованность внесения специальности «теология» в Номенклатуру специальностей научных работников и создания в установленном законом порядке диссертационных советов по специальности «теология» является существенно более сложным вопросом.

Согласно пункту 5.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 300 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.10.2006 № 606, от 21.07.2008 № 552, от 07.11.2008 № 814), к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки относится определение перечней специальностей, по которым этим советам предоставляется право приема диссертаций для защиты. То есть использована несколько иное название Номенклатуры специальностей научных работников применительно к диссертационным советам. Но так как в большинстве нормативных документов приводятся ссылки на Номенклатуру, далее упоминается именно этот документ.

1. Обоснование необходимости создания диссертационных советов по специальности «теология»

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 «Об утверждении единого реестра ученых степеней и ученых званий и положения о порядке присуждения ученых степеней» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.08.2003 № 490, от 20.04.2006 № 227, от 04.05.2008 N 330, от 02.06.2008 № 424), в качестве документов о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, предусмотренных государственной системой аттестации научных и научно-педагогических работников, имеют силу только дипломы и аттестаты, выданные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или иными государственными органами бывшего Союза ССР и Российской Федерации, ранее наделенными соответствующими функциями в области государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, а также документы иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, признанные в Российской Федерации эквивалентными дипломам и аттестатам государственного образца.

Поэтому научные и педагогические работники негосударственных образовательных и научных учреждений Русской Православной Церкви (и других крупнейших религий России) остаются фактически выведенными за рамки научного взаимодействия и сотрудничества. При этом указанные научные кадры включают специалистов как по содержательно светским наукам (церковное каноническое право, право шариата, изучение иконографии, религиозная культура и др.), так и в ценных для общества направлениях богословия.

Необходимость внесения специальности «теология» в Номенклатуру специальностей научных работников и создания в установленном законом порядке диссертационных советов по специальности «теология» обусловлена необходимостью обеспечения правового решения проблемы признания квалификационных документов (дипломов) об ученых степенях религиозных организаций крупнейших, исторически сложившихся религий России, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России (преамбула Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ (с послед. изменениями)).

В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», государство обязано оказывать содействие религиозным организациям в реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий. К таковым программам и мероприятиям относится развитие теологического образования и теологических исследований как формы сохранения и развития культуры народов России. Поэтому одной из форм поддержки государством указанного направления деятельности Русской Православной Церкви является поддержка развития теологического образования.

Предоставление выпускникам духовных семинарий и академий Русской Православной Церкви и других крупнейших религиозных организаций России равных прав с выпускниками российских вузов, имеющих государственную аккредитацию, как получившим диплом о профессиональном высшем образовании государственного образца, будет способствовать их полноценному участию в жизни российского общества и повышению социальной устойчивости Российской Федерации.

2. Правовые основания внесения специальности «теология» в Номенклатуру специальностей научных работников и разрешения создания в установленном законом порядке диссертационных советов по теологии:

1) обязательства Российской Федерации, вытекающие из международных договоров в области образования, участником которых является Российская Федерация;

2) встроенность де-факто и де-юре теологии в систему образования и науки Российской Федерации и правовая урегулированность требований, предъявляемых к теологии как направлению подготовки и специальности профессионального высшего образования и экспертной квалификации;

3) непротиворечие внесения в Номенклатуру специальностей научных работников специальности «теология» и создания в установленном законом порядке диссертационных советов по специальности «теология» законодательству Российской Федерации о науке, в том числе Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике»;

4) обусловленность возможности внесения специальности «теология» в Номенклатуру специальностей научных работников и создания диссертационных советов по специальности «теология» требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;

5) соответствие теологии как направления подготовки и специальности профессионального высшего образования и экспертной квалификации требованиям светскости образования;

6) недопустимость дискриминации преподавателей теологии (по сравнению с преподавателями других дисциплин) в обеспечении возможностей профессионально-служебного роста;

7) правомерность разрешения Высшей аттестационной комиссией создания диссертационных советов по специальности «теология» в случае внесения указанной специальности в Номенклатуру специальностей научных работников;

8) обязанность государства оказывать содействие реализации религиозными организациями общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий (пункт 3 статьи 18 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»), к каковым относится развитие теологического образования и теологических исследований как формы сохранения и развития культуры народов России;

9) необходимость обеспечения правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации как одной из задач законодательства Российской Федерации в области образования (пункт 3 статьи 4 Закона РФ «Об образовании»), а также гарантий получения образования независимо от отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям (пункт 1 статьи 5 Закона РФ «Об образовании»).

  1. Х отношений и права гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности Сборник Москва 200 9 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7

    Документ
    Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н.
  2. И. В. Понкина посвящено выявлению существующих фактов дискриминации и унижения человеческого достоинства граждан, выражающих принадлежность или предпочтительное отношение к Русской Православной Церкви, по признаку

    Документ
    Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе: ложь, подмены, агрессивная ксенофобия. Правовой анализ / И.В. Понкин, М.Н. Кузнецов. – М.
  3. Ученые записки скагс (2)

    Ученые записки
    Этот журнал выходит в свет в условиях реализации больших социальных программ, намеченных Президентом РФ. Цель этих преобразований – повышение качества жизни в России.
  4. Ф. М. Достоевский русская философия

    Документ
    Прежде чем понять общечеловеческие интересы, надобно усвоить себе хорошо национальные, потому что после тщательного только изучения национальных интересов будешь в состоянии отличать и понимать чисто общечеловеческий интерес.
  5. Вимір Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції «vii прибузькі юридичні читання» 25-26 листопада 2011 року Миколаїв Іліон 2011

    Документ
    Президент Національного університету «Одеська юридична академія», доктор юридичних наук, професор, академік Національної академії правових наук України, Заслужений юрист України Ківалов С.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история государства и права зарубежных стран»

    Учебно-методический комплекс
    - объективно анализировать и оценивать формы организации и эволюцию государственного и правового устройства зарубежных стран на различных этапах их развития;
  7. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: Учебник/Под ред проф. Ю. Г. Волкова. Изд. 2-е, испр и доп

    Список учебников
    Учебник написан с учетом государственного образовательного стандарта второго поколения с опорой на российские реалии и лучшие зарубежные и отечественные учебники социологии, отличается энциклопедичностью и “многослойностью” изложения,
  8. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (1)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  9. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (2)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному

Другие похожие документы..