Кузнецов М. Н., д ю. н., проф. Вопросы введения ученых степеней по теологии и признания церковных дипломов с позиции конституционного и образовательного права

Например, теология как направление подготовки и специальность была указана в Приложении 2 к письму Минобразования России от 29 января 2004 г. № 19-52-104ин/19-28 «Перечень направлений подготовки и специальностей по Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО) с указанием уровней образования (высшее профессиональное образование (ВПО), среднее профессиональное образование (СПО) по каждому направлению и специальности и кодов специальностей среднего профессионального образования по классификатору специальностей среднего профессионального образования Минобразования России».

Приказ Министерства образования Российской Федерации №1230 от 26.04.2000 г. «О закреплении направления 520200 Теология и специальности 020500 Теология за Учебно-методическим объединением университетов России» в целях обеспечения необходимого научного и учебно-методического уровня подготовки специалистов по направлению 520200 «теология» и специальности 020500 «теология» (а также учитывая ходатайство руководства Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова от 14.02.2000 №01-27/11) закрепил за Учебно-методическим объединением университетов России (приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 июня 2001 г. № 2496 было переименовано в Учебно-методическое объединение по классическому университетскому образованию) (отделение истории и искусствоведения) указанные направление и специальность и назначил председателем отделения УМО академика РАЕН профессора С.П. Карпова.

Министерством образования Российской Федерации 8 ноября 2000 г. [2] был утвержден Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, согласно которому теология является одним из направлений подготовки бакалавров и магистров и одной из специальностей подготовки дипломированных специалистов:

1. Перечень направлений подготовки бакалавров и магистров

Код и наименование направления подготовки бакалавров и магистров

Код ступени профессионального образования в соответствии с ОКСО и наименование академической степени

520200 – Теология

2 – Бакалавр теологии

3 – Магистр теологии

2. Перечень специальностей

Код и наименование специальности подготовки дипломированных специалистов

Код ступени профессионального образования в соответствии с ОКСО и наименование квалификации

020500 Теология

3 - Теолог

В последующем государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 520200 «теология» (квалификация выпускника – бакалавр теологии) и Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 520200 «теология» (квалификация выпускника – магистр теологии) были утверждены Министерством образования Российской Федерации 12.03.2001 г. (регистр. № 511гум./бак. и № 512гум./маг. соответственно).

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 020500 «теология» (квалификация выпускника – теолог, преподаватель) впервые был утвержден Министерством образования Российской Федерации 28.01.2002 г. (регистр. № 531гум./сп.)

В настоящее время Общероссийский классификатор специальностей по образованию, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 г. № 276-ст. (дата введения – 1 января 2004 г.), устанавливает следующие специальности и направления подготовки:

Код

Направление подготовки

Код квалификации по направлению подготовки (цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования: 6 – высшее профессиональное образование; цифра во 2-м разряде указывает уровень квалификации: 2 – бакалавр, 8 – магистр)

Квалификация по направлению подготовки

031900

Теология

62

Бакалавр теологии

68

Магистр теологии

031901

Теология

65

Теолог, преподаватель

Согласно Указателю соответствия между перечнем направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования и общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-2003 (Приложение № 2 к Приказу Минобразования России от 04.12.2003 г. № 4482 «О применении Общероссийского классификатора специальностей по образованию» (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 12.01.2005 № 4), теология и как специальность по образованию, и как направление подготовки и специальность высшего профессионального образования встроена в систему образования и науки Российской Федерации:

Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования

Общероссийский классификатор специальностей по образованию

1. Направления подготовки бакалавров и магистров

520200 – Теология

031900 – Теология

2. Специальности подготовки дипломированных специалистов

020500 – Теология

031900 – Теология

Получила свое закрепление теология и в системе повышения квалификации. 09.04.2002 г. Министерством образования Российской Федерации были утверждены Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Эксперт в области теологии».

Министерство образования Российской Федерации Приказом от 09.03.2004 г. № 1136 «О введении в действие государственных требований к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительных квалификаций» (в соответствии с Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов, утвержденным Приказом Минобразования России от 06.09.2000 № 2571 (зарегистрир. в Минюсте России 24.10.2000 за № 2424)) ввело в действие государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительных квалификаций, в том числе к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Эксперт в области теологии» (утвержденных Минобразованием России 09.04.2002).

По специальности «теология» и по направлению подготовки «теология» уже получили государственную аккредитацию многие российские вузы (см., например, Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.12.2003 г. № 4549 «О государственной аккредитации и аттестации образовательных организаций»).

Сказанное дает достаточные основания утверждать о бесспорной встроенности теологии в систему образования и науки Российской Федерации, а также о вполне исчерпывающей правовой урегулированности требований, предъявляемых к теологии как направлению подготовки и специальности профессионального высшего образования и экспертной квалификации.

8. Обусловленность возможности внесения специальности «теология» в Номенклатуру специальностей научных работников и создания диссертационных советов по специальности «теология» требованиями государственного образовательного стандарта

Пункт 1.5 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 520200 «Теология» (квалификация выпускника – магистр теологии), утвержденного Министерством образования Российской Федерации 12.03.2001 г. (регистр. № 512гум./маг.), в качестве возможности продолжения образования указывает, что магистр теологии подготовлен к обучению в аспирантуре. Но аспирантуры по специальности «теология» не могут быть созданы, пока отсутствует возможность создания диссертационных советов по теологии, так как это обесценивает смысл существования аспирантуры по теологии. Диссертационные советы не могут быть созданы, пока не внесена специальность «теология» в Номенклатуру специальностей научных работников.

Следует отметить, что государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования (ныне разрабатываются федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования) являются, в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», важной частью структуры системы высшего и послевузовского профессионального образования и, в соответствии с пунктом 1 статьи 5 указанного Федерального закона, предназначены для обеспечения: 1) качества высшего и послевузовского профессионального образования; 2) единства образовательного пространства Российской Федерации; 3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; 4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании.

Необходимость научно-методического обеспечения образовательного процесса по специальности «теология» требует внесения этой специальности в Номенклатуру специальностей научных работников.

Таким образом, имеются основания утверждать об обусловленности возможности и правомерности внесения специальности «теология» в Номенклатуру специальностей научных работников и создания диссертационных советов по специальности «теология» требованиями выше указанного государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 520200 «Теология» (квалификация выпускника – магистр теологии).

9. Недопустимость дискриминации преподавателей теологии по сравнению с преподавателями других дисциплин

В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Закона РФ «Об образовании», указанные в документах о послевузовском профессиональном образовании ученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующему образовательному цензу. Отсутствие диссертационных советов по теологии не позволяет преподавателям, а также выпускникам, получившим в установленном законом порядке диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании по направлению или специальности «теология», занимать целый ряд должностей в соответствии со своим квалификационным направлением, принуждая их для замещения таковых должностей защищать диссертации по другим специальностям.

В условиях фактической реализации сегодня теологического образования (бакалавр–специалист–магистр) и в условиях правовой урегулированности реализации теологии в качестве направления подготовки и специальности профессионального высшего образования в вузах, имеющих государственную аккредитацию, отсутствие возможности для преподавателей теологии получить в установленном законом порядке ученую степень по данной специальности обуславливает невозможность полноценной и правомерной реализации конкурсного отбора для замещения должностей научно-педагогических работников, то есть противоречит Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Таким образом, реализация квалификационных требований к замещению соответствующих преподавательских должностей при осуществлении государственных стандартов высшего профессионального образования по теологии существенно затруднена в силу отсутствия возможности создания диссертационных советов по теологии.

Отсутствие возможности для преподавателей теологии получить в установленном законом порядке ученую степень по данной специальности также не позволяет им реализовать их обязанность систематически заниматься повышением своей квалификации (подпункт 5 пункта 5 статьи 20 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), которая в этих условиях становится бессмысленной, с точки зрения мотивации профессионально-служебного роста преподавателя.

Кроме того, отсутствие возможности для преподавателей теологии получить в установленном законом порядке ученую степень по данной специальности неправомерно ограничивает и иные права этих преподавателей. В частности, следующие:

• право педагогического работника образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющего ученую степень по соответствующей специальности, безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему, гарантированное обязанностью руководства образовательного учреждения создать для этого необходимые условия (пунктом 7 статьи 55 Закона РФ «Об образовании»);

• право на поступление в аспирантуру и докторантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций на конкурсной основе, а также права на социальная льготы, положенные аспирантам и докторантам (пункты 4 и 5 статьи 11 и статья 19 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Без диссертационных советов по теологии аспирантура и докторантура, в принципе, имеют мало смысла для потребителя этих образовательных услуг. Такие льготы ценны не сами по себе, а как средство обеспечения возможности заниматься научными исследованиями, хотя бы и лишь на определенном этапе, являются одной из форм поддержки государством научной деятельности. В частности, аспиранты и докторанты пользуются бесплатно оборудованием, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также правом на командировки, в том числе в высшие учебные заведения и научные центры иностранных государств, наравне с научно-педагогическими работниками высших учебных заведений и научными работниками научно-исследовательских учреждений (организаций); для приобретения научной литературы каждому аспиранту и докторанту, обучающемуся за счет средств бюджета, выдается ежегодное пособие в размере двух месячных стипендий (пункты 10 и 11 статьи 19 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);

• право на прикрепление к высшим учебным заведениям, научным учреждениям или организациям в качестве соискателя для подготовки и защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук (пункт 1 статьи 21 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);

• право на присвоение ученого звания профессора или доцента, так как указанные ученые звания присваиваются, как правило, лицам, имеющим ученые степени, соответственно, доктора и кандидата наук (пункты 2 и 3 статьи 22 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);

• право на получение надбавок к должностным окладам (ставкам) за должности доцента и профессора и за ученые степени кандидата и доктора наук (пункт 5 статьи 30 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

10. Обусловленность необходимости создания диссертационных советов по теологии обязательствами Российской Федерации, вытекающими из международных договоров в области образования, участником которых является Российская Федерация

Российская Федерация подписала 7.05.1999 г. и ратифицировала 25.05.2000 г. (дата вступления в силу – 1.07.2000 г.) Лиссабонскую конвенцию о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (ETS № 165; Лиссабон, 11.04.1997 г.), взяв на себя обязательства:

• быть связанной данной Конвенцией при признании квалификаций и принимать необходимые меры по обеспечению осуществления ее положений на своей территории (пункт 1 статьи II.1);

• не допускать никакой дискриминации при доступе к оценке квалификаций, в том числе дискриминации по признаку религиозных убеждений (пункт 2 статьи III.1);

• признавать квалификации высшего образования, выданные в других странах, подписавших Конвенцию (Сторонах), кроме тех случаев, когда может быть дока­зано наличие существенных различий между общими требованиями к доступу в Стороне, в которой была получена квалификация, и в Стороне, в которой испрашивается признание этой квалификации (статья VI.1).

В соответствии с указанной Конвенцией, а также целым рядом дополняющих ее документов (в частности, в соответствии с Руководством по признанию в Российской Федерации документов об образовании, полученных в других европейских странах, признанию российских документов об образовании в других европейских странах, Хельсинки, 11.06.1997 г.), Российская Федерация, обеспечивая интеграцию своей системы образования в европейское образование, определенным образом унифицируя систему образования в соответствии с документами Болонского процесса, будет вынуждена признавать (разумеется, при соблюдении определенных процедур) зарубежные дипломы бакалавров, специалистов и магистров теологии, а также зарубежные дипломы докторов теологии, выданных теологическими факультетами государственных университетов зарубежных стран – Франции (Страсбург и Мец), Германии, Швейцарии, Бельгии, Болгарии и др. (подробнее о зарубежном опыте теологического образования и присуждения ученых степеней по теологии см. [3]).

В этом случае Российская Федерация при необоснованной задержке создания диссертационных советов по теологии на своей территории будет признавать зарубежные государственные дипломы докторов теологии. Таким образом, отечественные научные работники в данной области исследований будут фактически дискриминированы по сравнению с зарубежными теологами, приезжающими в Россию.

Подытоживая, можно сделать вывод о том, что российское законодательство не препятствует внесению специальности «теология» в Номенклатуру специальностей научных работников / Перечень научных специальностей, по которым диссертационным советам предоставляется право приема к защите диссертаций. Принятие Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки решения о создании в установленном порядке диссертационных советов по специальности «теология» правомерно.

Библиографический список:

1. Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (ETS № 165) (Лиссабон, 11 апреля 1997 г.); Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, открывающих доступ в университеты (ETS № 15, Париж, 11 декабря 1953 г.); Европейская конвенция об эквивалентности университетских периодов обучения ETS № 21, Париж, 15 декабря 1956 г.); Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций ETS № 32, Париж, 14 декабря 1959 г.); Первая декларация о применении Европейской конвенции об эквивалентности дипломов, дающих право на прием в университеты (Страсбург, 1974 г.); Вторая декларация о применении Европейской конвенции об эквивалентности дипломов, дающих право на зачисление в университеты (Страсбург, 1989 г.); Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в арабских государствах (Париж, 22 декабря 1978 г.) и др.

2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 8 ноября 2000 г. № 3200 «О частичном изменении Приказа Минобразования России от 02.03.2000 № 686 “Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования”», в ред. Приказов Минобразования РФ от 25.07.2001 № 2795, от 31.07.2001 № 2845, от 23.08.2001 № 3003, от 24.01.2002 № 181, от 25.07.2001 № 2795, от 08.10.2002 № 3521, от 08.10.2002 № 3522, от 15.04.2003 № 1611, от 28.04.2003 № 1882, от 25.09.2003 № 3676.

3. Понкин И.В. Теологический факультет государственного университета: Европейский опыт правового регулирования. – М., 2006. – 212 с.

4. Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93 (Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. № 298; был введен с 1.01.1995 г. Разработан Институтом труда Министерства труда Российской Федерации (НИИ труда), Центральным бюро нормативов по труду (ЦБНТ), Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России. Представлен Министерством труда Российской Федерации. Внесен Главным Управлением технической политики в области стандартизации Госстандарта России. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 298).

Сведения об авторах

Мальцев Геннадий Васильевич – заведующий кафедрой государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор. Прямой – 436-91-35

Приемная – 436-96-10

Домашний – 132-57-20

Кузнецов Михаил Николаевич – профессор кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор. 8-910-415-24-28

  1. Х отношений и права гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности Сборник Москва 200 9 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7

    Документ
    Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н.
  2. И. В. Понкина посвящено выявлению существующих фактов дискриминации и унижения человеческого достоинства граждан, выражающих принадлежность или предпочтительное отношение к Русской Православной Церкви, по признаку

    Документ
    Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе: ложь, подмены, агрессивная ксенофобия. Правовой анализ / И.В. Понкин, М.Н. Кузнецов. – М.
  3. Ученые записки скагс (2)

    Ученые записки
    Этот журнал выходит в свет в условиях реализации больших социальных программ, намеченных Президентом РФ. Цель этих преобразований – повышение качества жизни в России.
  4. Ф. М. Достоевский русская философия

    Документ
    Прежде чем понять общечеловеческие интересы, надобно усвоить себе хорошо национальные, потому что после тщательного только изучения национальных интересов будешь в состоянии отличать и понимать чисто общечеловеческий интерес.
  5. Вимір Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції «vii прибузькі юридичні читання» 25-26 листопада 2011 року Миколаїв Іліон 2011

    Документ
    Президент Національного університету «Одеська юридична академія», доктор юридичних наук, професор, академік Національної академії правових наук України, Заслужений юрист України Ківалов С.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история государства и права зарубежных стран»

    Учебно-методический комплекс
    - объективно анализировать и оценивать формы организации и эволюцию государственного и правового устройства зарубежных стран на различных этапах их развития;
  7. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: Учебник/Под ред проф. Ю. Г. Волкова. Изд. 2-е, испр и доп

    Список учебников
    Учебник написан с учетом государственного образовательного стандарта второго поколения с опорой на российские реалии и лучшие зарубежные и отечественные учебники социологии, отличается энциклопедичностью и “многослойностью” изложения,
  8. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (1)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  9. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (2)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному

Другие похожие документы..