Кузнецов М. Н., д ю. н., проф. Вопросы введения ученых степеней по теологии и признания церковных дипломов с позиции конституционного и образовательного права

3. Подведомственность Министерству образования и науки Российской Федерации вопроса внесения изменений в Номенклатуру специальностей научных работников и допустимость таких изменений

До реформы весны 2004 г., согласно пункту 84 Положения о Министерстве промышленности, науки и технологий Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 г. № 812 (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.07.2003 № 416), утверждение Номенклатуры специальностей научных работников находилось в ведении Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.2.2 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 г. № 280 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 06.04.2005 № 188, от 25.04.2006 № 241, от 27.10.2007 № 706, от 18.06.2008 № 460, от 18.08.2008 № 629, от 13.10.2008 № 753, от 07.11.2008 № 814, от 20.11.2008 № 871), Министерство образования и науки Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает в качестве нормативного правового акта перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», защита диссертации и обучение в аспирантуре (докторантуре) относятся к формам подготовки научно-педагогических работников.

Следовательно, вопрос внесения изменений и дополнений в Номенклатуру специальностей научных работников находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. № 300 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 07.10.2006 № 606, от 21.07.2008 № 552, от 07.11.2008 № 814), к полномочиям Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки относится определение перечней специальностей, по которым диссертационным советам предоставляется право приема диссертаций для защиты.

Согласно Решению Высшей аттестационной комиссии Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 10.02.1999 г. «О мерах по совершенствованию аттестации научных и научно-педагогических работников», ряд специальностей Номенклатуры специальностей научных работников нуждается в корректировке. То есть была заявлена возможность и необходимость корректировки как самой Номенклатуры специальностей научных работников, так и включенных в нее специальностей.

Анализ законодательства Российской Федерации об образовании и о науке позволяет сделать вывод об отсутствии запретов на внесение специальности «теология» в Номенклатуру специальностей научных работников.

4. Правомерность разрешения Высшей аттестационной комиссией создания диссертационных советов по специальности «теология» в случае внесения этой специальности в Номенклатуру специальностей научных работников

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 г. № 159 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки» (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 552), Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.

В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке присуждения ученых степеней, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 12.08.2003 № 490, от 20.04.2006 № 227, от 04.05.2008 № 330, от 02.06.2008 № 424), диссертационные советы создаются в установленном порядке Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, проводят работу под руководством Высшей аттестационной комиссии. То есть в случае внесения в Номенклатуру специальностей научных работников специальности «теология», Высшая аттестационная комиссия вправе разрешить создание диссертационного совета (советов) по специальности «теология» при соблюдении установленных требований. Диссертационные советы создаются при широко известных своими достижениями в соответствующей отрасли знаний высших учебных заведениях, получивших государственную аккредитацию федерального органа управления высшим образованием, а также при научных организациях на основании заключения Высшей аттестационной комиссии и ходатайств указанных организаций (при организациях, имеющих форму учреждения, - по согласованию с учредителем).

Поэтому в российском законодательстве нет никаких правовых препятствий к созданию диссертационного совета по теологии, если он будет создан:

• по решению Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации в установленном порядке;

• по специальности, включенной в Номенклатуру специальностей научных работников;

• при широко известном своими достижениями в соответствующей отрасли знаний высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию федерального органа исполнительной власти в области образования, или научной организации, получившей государственную аккредитацию федерального органа исполнительной власти в области науки, на основании ходатайства этой организации.

5. Относимость теологии к научному направлению

Теологические исследования вполне подпадают под действие нормы статьи 2 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ(с послед. изменениями), устанавливающей, что научная (научно-исследовательская) деятельность – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, и что к фундаментальным научным исследованиям относится теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества.

Религия представляет собой феномен, тесно связанный с человеческой психологией, областью нравственного и идеального в сознании человека, несомненно оказывает существенное влияние на человеческое общество. Однако религиоведение, включая философию религии, как описательная наука не в состоянии полностью охватить, описать и исследовать этот феномен. Многие важные аспекты религии вне теологии не могут быть вполне и адекватно исследованы. Поэтому внесение теологии в Номенклатуру специальностей научных работников, с позиции Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», вполне обоснованно.

Общероссийский классификатор занятий ОК 010-93 [4] определял религиозных деятелей (дается пример – теолог) в базовую группу 2460, относя к их деятельности, в том числе, ведение научно-исследовательской работы, развитие и объяснение религиозных теорий и понятий, относя к их обязанностям, в том числе: проведение исследований, изучение, изложение и толкование религиозных теорий и понятий; распространение религиозных доктрин в своей стране и за рубежом; написание научных работ религиозного характера, подготовку докладов и отчетов; выполнение родственных по содержанию обязанностей. Иными словами, в указанном акте признавалось существование религиозной науки и существование теологии как науки (религиозной по критерию содержания и религиозной или светской по критерию субъекта ее реализации). Следовательно, теология, реализуемая как светская научная дисциплина, является одной из общественных наук.

В соответствии с пунктом 1.3 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020500 «теология», утвержденного Министерством образования Российской Федерации 28.01.2002 г., теология – это комплекс наук, которые изучают историю вероучений и институционных форм религиозной жизни, религиозное культурное наследие (религиозное искусство, памятники религиозной письменности, религиозное образование и научно-исследовательскую деятельность), традиционное для религии право, археологические памятники истории религий, историю и современное состояние взаимоотношений между различными религиозными учениями и религиозными организациями. Согласно указанному документу, предметом теологии являются накопленные в течение длительного исторического срока религиозный опыт, памятники религиозной культуры, а также интеллектуальное и духовное богатство.

6. Непротиворечие внесения теологии в Номенклатуру специальностей научных работников требованиям светскости государства и образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также принципу отделения религиозных объединений от государства

Внесение теологии в Номенклатуру специальностей научных работников не противоречит светскости государства и принципу отделения религиозных объединений от государства (статья 14 Конституции Российской Федерации), а также светскому характеру образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, установленному пунктом 4 статьи 2 Закона РФ «Об образовании» и пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

В соответствии с пунктами 1.3 и 1.4 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 520200 – теология (квалификация – бакалавр), утвержденного Министерством образования Российской Федерации 12.03.2001 г., образовательная программа по подготовке бакалавра теологии носит светский характер, в процессе изучения составляющих теологию отраслей научного знания не предусмотрено совершение культовых обрядов, образование бакалавров теологии не преследует цели подготовки священнослужителей, изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер.

Аналогичные формулировки содержатся в пунктах 1.3 и 1.4 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 520200 – теология, утвержденного Министерством образования Российской Федерации 12.03.2001 г. (квалификация – магистр).

В соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020500 – теология, утвержденного Министерством образования Российской Федерации 28.01.2002 г., образовательная программа по подготовке специалиста теологии носит светский характер, в процессе изучения составляющих теологию отраслей научного знания не предусмотрено совершение культовых обрядов, образование специалистов теологии не преследует цели подготовки священнослужителей, изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер.

7. Встроенность теологии в систему образования и науки Российской Федерации и урегулированность требований, предъявляемых к теологии как направлению подготовки и специальности профессионального высшего образования и экспертной квалификации

Следует обратиться, по аналогии закона, к пункту 22 Приложения № 1 «Порядок признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях» к Приказу Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 09.01.1997 № 15 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 15.03.2007 № 87), устанавливающему основания для отказа в признании эквивалентности документов об образовании и ученых званиях иностранных государств. Одним из оснований для отказа в выдаче свидетельства об эквивалентности (отрицательное заключение по одному из оснований может служить причиной отказа в выдаче свидетельства об эквивалентности) является то, что область подготовки не соответствует российскому перечню направлений и специальностей начального, среднего и высшего профессионального образования (например, по хиропрактике, косметологии и т.д.)

Однако теология как специальность и как направление подготовки уже закреплена в целом ряде российских нормативных правовых документов.

Впервые государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 520200 «теология» (бакалавриат) был утвержден 30 декабря 1993 г. Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования – Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 520200 – Теология. Утвержден заместителем Председателя Госкомвуза России В.Д. Шадриковым 30 декабря 1993 г.).

Тогда же Общероссийский классификатор специальностей по образованию, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 г. № 296 (утратил силу – Постановление Госстандарта РФ от 30.09.2003 № 276-ст.), закрепил теологию в качестве направления подготовки в высшем образовании:

Код

Контрольное число

Наименование направления подготовки в высшем образовании

Код по Международной стандартной классификации образования (МСКО)

ЮНЕСКО

Сокращенный код направления подготовки

5202 00 2

9

Теология

62600

0200

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию Приказом от 5 марта 1994 г. № 180 «Об утверждении государственного образовательного стандарта в части классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования» (Утратил силу – Приказ Минобразования РФ от 02.03.2000 № 686) утвердил в соответствии с решением Межведомственного экспертного совета по государственным образовательным стандартам от 23.02.1994 г. и ввел с 1994 / 1995 учебного года «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования» (Приложение к указанному приказу). В этом классификаторе теология (код – 520200) была закреплена в качестве направления высшего профессионального образования.

Распоряжение Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 23.07.1999 г. № 893-14 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в части перечня направлений подготовки и специальностей университетского образования» во исполнение решения коллегии министерства от 01.06.1999 № 12/1 «Об основных направлениях проектирования Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования» и Приказа Минобразования России от 28.06.1999 № 49 «Об основных направлениях проектирования Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования» утвердило на период формирования государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения примерный Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования в части образовательных областей и специальностей университетского образования. Указанным распоряжением, в частности, теология (код – 520200) утверждена в качестве одного из направлений подготовки (в образовательной области 520000 – Гуманитарные и социально-экономические направления).

Специальность «теология» впервые была утверждена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 № 686 «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования». Собственно, закрепленный в Приложении к Приказу Минобразования России от 2 марта 2000 г. № 686 Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования утратил силу в соответствии с Приказом Минобразования РФ от 08.11.2000 № 3200. Однако теология как специальность и как направление подготовки в результате этого не была отменена, получив закрепление и дальнейшее развитие в целом ряде последующих актов.

  1. Х отношений и права гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности Сборник Москва 200 9 ббк 71. 01, 74. 200. 53, 87. 7

    Документ
    Гражданско-правовая, конституционно-правовая и уголовно-правовая охрана нравственности: Сборник / Отв. ред. и сост. д.ю.н., проф. М.Н. Кузнецов, д.ю.н.
  2. И. В. Понкина посвящено выявлению существующих фактов дискриминации и унижения человеческого достоинства граждан, выражающих принадлежность или предпочтительное отношение к Русской Православной Церкви, по признаку

    Документ
    Бесчестная дискуссия о религиозном образовании в светской школе: ложь, подмены, агрессивная ксенофобия. Правовой анализ / И.В. Понкин, М.Н. Кузнецов. – М.
  3. Ученые записки скагс (2)

    Ученые записки
    Этот журнал выходит в свет в условиях реализации больших социальных программ, намеченных Президентом РФ. Цель этих преобразований – повышение качества жизни в России.
  4. Ф. М. Достоевский русская философия

    Документ
    Прежде чем понять общечеловеческие интересы, надобно усвоить себе хорошо национальные, потому что после тщательного только изучения национальных интересов будешь в состоянии отличать и понимать чисто общечеловеческий интерес.
  5. Вимір Матеріали Міжнародної науково-практичної конференції «vii прибузькі юридичні читання» 25-26 листопада 2011 року Миколаїв Іліон 2011

    Документ
    Президент Національного університету «Одеська юридична академія», доктор юридичних наук, професор, академік Національної академії правових наук України, Заслужений юрист України Ківалов С.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история государства и права зарубежных стран»

    Учебно-методический комплекс
    - объективно анализировать и оценивать формы организации и эволюцию государственного и правового устройства зарубежных стран на различных этапах их развития;
  7. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Социология: Учебник/Под ред проф. Ю. Г. Волкова. Изд. 2-е, испр и доп

    Список учебников
    Учебник написан с учетом государственного образовательного стандарта второго поколения с опорой на российские реалии и лучшие зарубежные и отечественные учебники социологии, отличается энциклопедичностью и “многослойностью” изложения,
  8. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (1)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному
  9. Учебно методический комплекс по новой истории стран европы и америки для факультета башкирской филологии Составитель: к и. н., доцент Кантимирова Р. И (2)

    Документ
    Выпускник, получивший квалификацию учителя истории, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному

Другие похожие документы..