Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20 города Чебоксары»

«Утверждаю»

Директор школы № _____

___________________

«___» ____________ 2011 года

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете школы

___________________

«______» ____________ 2011 года


Основная образовательная программа

начального общего образования

на период 2011-2015 годы

Чебоксары, 2011

Содержание

Пояснительная записка

3

Цели и задачи образования первой (начальной ступени) ступени общего образования

Раздел 1

Планируемые результаты начального образования и система оценки их достижения

6

1.1. Планируемые результаты начального образования

6

1.2. Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов

1.3. Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной

и внеучебной деятельности учащегося

1.4. Задачи достижения запланированных образовательных результатов

Раздел 2.

Характеристика содержания образования как путь достижения

планируемых образовательных результатов

2.1. Формирование учебной деятельности младших школьников

2.2. Освоение культурных предметных способов действий/средств

2.3.Образовательное пространство как место для реализации ООП

2.4.Образовательные модули как место координации учебных предметов

Раздел 3.

Рабочий учебный (образовательный) план реализации ООП

Раздел 4.

Этапы и фазы реализации основной образовательной программы

4.1. Возрастные этапы построения ООП ступени школьного образования

4.2. Основные фазы учебного года

Раздел 5

Условия реализации Основной образовательной программы

5.1. Кадровое обеспечение

5.2. Финансовое обеспечение

5.3. Учебно-методическое, информационно-техническое обеспечение

5.4. Правовое обеспечение

Раздел 6

Мониторинг реализации основной образовательной программы

Приложения

1. Основные термины и понятия основной образовательной программы

2. Программа формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся

на ступени начального общего образования

4.

Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373 от 06 октября 2009 года), а также социального заказа родителей младших школьников.

При составлении основной образовательной программы начального общего образования школы использованы следующие материалы: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа1, Модель основной образовательной программы начального общего образования (образовательная система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова)2.

Данная программа разработана коллективом педагогов, родителей начальной ступени образования школы, рассмотрена и принята педагогическом совете образовательного учреждения (протокол № ___ от ____________ 20___ года).

Основная образовательная программа начального общего образования (ООП) МОУ «Средняя общеобразовательная школа №20 города Чебоксары» – программный документ, на основании которого определяется содержание и организация образовательного процесса на ступени начального общего образования. Данная программа направлена на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Целью реализации ООП начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

ООП начального общего образования предназначена для удовлетворения образовательных потребностей и потребностей духовного развития человека младшего школьного возраста и нацелена на:

  • подготовку учащихся к обучению в основной школе;

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;

  • овладение грамотностью в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом);

  • формирование ключевых компетентностей учащегося: в решении задач и проблем, информационно-коммуникационной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия;

  • развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка.

Достижение этих целей предполагает:

  • побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности;

  • обучение навыкам общения и сотрудничества;

  • поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе;

  • расширение опыта самостоятельного выбора;

  • формирование учебной самостоятельности (желания и умения учиться, связанных с расширением границы возможностей обучающихся, в том числе – за счет использования инструментов работы с информацией и доступа в контролируемое, но открытое информационное пространство).

ООП начального общего образования опирается на возрастные особенности младших школьников.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации младший школьный возраст в настоящее время охватывает период с 6,5 до 11 лет, а при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья и наличии заявления родителей (законных представителей) ребенка – с более раннего возраста.

На протяжении младшего школьного возраста, в соответствии с ФГОС, достигаются:

  • смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей; на ее базе развиваются различные компетентности);

  • формирование системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат);

  • выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности, любовь к труду;

  • эмоциональность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

  • приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;

  • усиление роли самооценки младшего школьника: формирование ее на основе того, как оценивают его «значимые другие», которыми являются, прежде всего, взрослые (особенно учитель).

Основной психологической характеристикой, достигаемой в младшем школьном возрасте, является способность к организации своей деятельности на основе внутреннего или внешнего побуждения.

Полноценным итогом начального развивающего обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения. Эти характеристики к концу начальной школы должны проявляться, прежде всего, в работе класса и внеклассном учебном общении.

Для реализации ООП начальной ступени школьного образования определяется нормативный срок – 4 года (6,5 – 10,5 (11) лет), который полностью соответствует стабильному младшему школьному возрасту. Однако пятый год обучения, который соответствует критическому периоду в развитии ребенка, используя учебные предметные программы основной школы, продолжают частично реализовываться силами специалистов - педагогов начальной школы. Это позволяет более спокойно перейти из одного возраста в другой (подростковый), преодолев критический возраст без дополнительных серьезных стрессов и негативных явлений.

ООП начальной ступени школьного образования реализуется в рамках пятидневной учебной недели. Предусматривается возможность использования шестого дня для организации внеучебных видов деятельности младших школьников, а также организации педагогической деятельности специалистов (учителей, психологов, логопедов, тьюторов, воспитателей) начальной школы.

Реализация ООП начальной ступени общего образования осуществляется в следующих видах деятельности младшего школьника:

  • учебном сотрудничестве (в том числе, взаимодействие с учителем, коллективная дискуссия, групповая работа);

  • индивидуальной учебной деятельности (в том числе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников);

  • игровой деятельности (высшие виды игры – игра-драматизация, режиссёрская игра, игра по правилам);

  • творческой и проектной деятельностях (художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);

  • учебно–исследовательской деятельности;

  • трудовой деятельности (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);

  • спортивной деятельности (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Условия для реализации ООП, имеющиеся в школе, следующие:

На период реализации ООП на начальном этапе общего образования в МОУ «СОШ № 20 г.Чебоксары» (по мере «вхождения» во ФГОС) будут обучаться: 2011-2012 году –80 человек, 3 класса – комплекта (1 класс); 2012-2013 учебный год – 160 человек, 6 классов – комплектов (1-2 классы); 2013-2014 учебный год - 240 человек, 9 классов-комплектов (1-3 классы); 2014 – 2015 учебный год – 350 человек, 13 классов – комплектов (1-4 классы). Уменьшение количество учащихся и классов в начальной школе будет связана исключительно с нехваткой помещений в школе.

Школа работает с 8.00. В школе имеются условия для реализации блока развивающего обучения второй половины дня.

По мере введения ФГОС и накопления опыта работы в данную программу будут вноситься изменения и дополнения, поэтому программа является рабочей. Данная программа начинается с сентября 2011-2012 учебного года и будет реализовываться по мере «вхождения» во ФГОС 1-х классов последующих наборов учащихся.

  1. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (16)

    Основная образовательная программа
  2. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (14)

    Основная образовательная программа
    Настоящая образовательная программа определяет основные направления и системообразующие принципы функционирования и развития на период 2011-2015 годы, учитывает введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
  3. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (3)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ № 373
  4. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (12)

    Основная образовательная программа
    Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся
  5. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 годы (1)

    Основная образовательная программа
    Цель программы: Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
  6. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (5)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения Ананьинской основной общеобразовательной школы разработана на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования,
  7. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (6)

    Основная образовательная программа
    По мере введения ФГОС и накопления опыта работы в данную программу будут вноситься изменения и дополнения, поэтому программа является проектом. Данная программа начинается с сентября 2011-2012 учебного года и будет реализовываться
  8. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (9)

    Основная образовательная программа
    4.1. Личностные результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте и образовательной системе «Школа России» 60
  9. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы (11)

    Основная образовательная программа
    4.1. Личностные результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте и образовательной системе «Школа 2100» 64

Другие похожие документы..