Учебно-методический комплекс дисциплины «основы психологии семьи и семейного консультирования, дпп. Ф. 14» для специальности 050703. 65 «Педагогика и психология»/ 050704. 52 «Дошкольное образование»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕКСИЙ ИНСТИТУТ

«Утверждаю»

проректор по учебной работе

____________А.В.Шумакова

«____»_____________20011 г.

Учебно-методический комплекс дисциплины

«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ, ДПП.Ф.14»

для специальности 050703.65 «Педагогика и психология»/

050704.52 «Дошкольное образование»

«Разработано»

_____________ к.псх.н., доцент кафедры воспитания, социализации и развития личности Ивакина В.В.

«Утверждено»

«____» _______________2011 г.

дата утверждения на заседании кафедры

г. Ставрополь, 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ……………………………………………………………………3

1. Цели и задачи дисциплины ………………………………………………………………4

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины …………………………..4

2.1. Требования государственного образовательного стандарта по специальности 05070665 «Педагогика и психология»………………………………………………………..4

2.2. Ожидаемые результаты учебной деятельности после изучения курса………………...5

3. Объем дисциплины и виды учебной работы…………………………………………...5

4. Содержание дисциплины………………………………………………………………….5

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий……………………………………………………5

4.2. Содержание разделов дисциплины ……………………………………………………...6

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ……………………………………..10

5.1. Основная литература……………………………………………………………………..10

5.2. Дополнительная литература……………………………………………………………..10

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………………….13

7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины ……………13

7.1. Методические рекомендации для преподавателя………………………………….13

7.1.1. Общие положения……………………………………………………………………...13

7.1.2. Структура курса «Основы профориентологии» ……………………………………..14

7.1.3. Организация учебного процесса ……………………………………………………...14

7.1.4. Технология реализации разделов курса ……………………………………………...18

7.1.5. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов ………………19

7.1.6. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля …………………………24

7.2. Учебные материалы в помощь студенту ……………………………………………41

7.2.1. Словарь основных терминов ……………………………………………………….…41

7.2.2. Группы методов психодиагностики, позволяющие студентам самостоятельно осуществить сбор информации (психодиагностическое поле профориентологии)………….45

Пояснительная записка

«Основы психологии семьи и семейного консультирования» является дисциплиной предметной подготовки студентов, обучающихся по специальности 050703.65 «Педагогика и психология» и 050704.52 «Дошкольное образование». Рассматриваемые студентами вопросы и феномены социальной психологии актуальны для данных будущих специалистов, работающих в сфере «человек-человек».

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы психологии семьи и семейного консультирования» составлен на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности.

Программа по дисциплине «Основы психологии семьи и семейного консультирования» построена с учетом новейших достижений в области психологии семьи и смежных наук: социологии, педагогики, этнологии. Максимальное внимание уделяется освещению наиболее актуальных проблем психологии семьи и семейного консультирования – динамике семейных отношений в современном обществе, закономерностям супружеских взаимоотношений, причинам их дестабилизации, проблемам семейных конфликтов, социально – психологическим факторам, приводящим к разводу, методам психологической помощи семьям при дестабилизации семейных отношений.

Содержание программы включает сопоставление новых подходов, разрабатываемых в отечественной психологии, с общим движением в мировой науке. Вместе с тем предлагается материал, касающийся характеристики предмета науки, важных этапов ее истории, методологических принципов, отражается взаимосвязь традиционных подходов и новейших разработок в психологической науке.

В целом, при разработке содержания курса были использованы психологические теории ведущих отечественных и зарубежных психологов и социологов, педагогов и психотерапевтов: Ж.Пиаже, З.Фрейда, Ю.А. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера и др.

Программа включает в себя следующие разделы:

1. Психология семейных отношений.

2. Основы семейного психологического консультирования

Первый раздел предполагает ознакомление с историей возникновения и развития психологии семьи и семейного консультирования, основными научными подходами к изучению социально-психологических моделей семейных отношений, методами исследования психологии семьи и семейного консультирования, структурой современного социально-психологического знания о семье, ее динамике и процессах, закономерностях развития и т. д..

Раздел предусматривает формирование знаний об особенностях формирования супружеской пары, о факторах семейного благополучия, стадий и кризисных периодах брака, о психологическом климате и культуре отношений в семь, о супружеских конфликтах и их профилактики, причинах и последствиях развода. Также данный раздел рассматриваются основные психолого–педагогические модели детско–родительских отношений, проблемы взаимосвязи поколений в семье и правовое регулирование семейных отношений.

Второй раздел «Основы семейного психологического консультирования» включает материал о методах социально – психологической диагностики проблем семьи, об особенностях работы психолога и педагога с семьей, о добрачном и предбрачном психологическом консультировании, а также о психологическом консультировании семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми и в ситуации развода.

Основная задача программы по «Основам психологии семьи и семейного консультирования» – раскрыть закономерности семейных взаимоотношений, причинам их дестабилизации и методам психологической помощи семье. Содержание курса психологии семьи и семейного консультирования соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.

Учебный комплекс разработан на основе авторских курсов: «Психология семейных отношений» (Ивакина В.В.), «Психология семьи» (Черемисина Ж.В.), «Психология семейных отношений в семье с ребенком, имеющим отклонения в развитии» (Курбанова О.В.), «Семейная педагогика с практикумом по воспитанию ребенка в семье» (Лапина Э.Е.), «Семейная педагогика» (Лапина Э.Е.).

Данный вариант программы является открытым, не претендующим на универсальность, полноту предлагаемых разделов и тем курса.

  1. Цели и задачи дисциплины.

Цель курса: формирование теоретических знаний и практических умений в области психологии семейных отношений и семейного консультирования с целью углубления профессиональной подготовкибудущих специалистов и формированию готовности студентов к браку и семейным отношениям.

Задачи курса:

  1. Сформировать у студентов целостное представление о дисциплине «Основы психологии семьи и семейного консультирования», ее объекте, предмете, целях, задачах, научных основах и принципах, этапах и направлениях развития в России и за рубежом.

  2. Способствовать формированию у студентов общих представлений о сущности и специфике семейных отношений

  3. Структурировать целостную систему научных представлений студентов о семье как главном факторе первичной социализации личности ребенка, о дошкольном детстве как самоценном периоде жизни ребенка.

  4. Сформировать у студентов целостные знания о классификационных признаках современной семьи, ее проблемах в современном социуме.

  5. Раскрыть гуманистическую сущность, содержание и специфику психолого-педагогической работы с семьями разного типа.

  6. Создать у студентов установку на овладение теоретическими знаниями и профессиональными практическими умениями в области семейного консультирования, необходимыми для работы с семьей

  7. Ознакомить студентов с современной системой специальных психолого-образовательных услуг в области семейного консультирования

  8. Обеспечить формирование у студентов первоначальных умений и навыков практической работы с семьями в процессе семейного консультирования.

  9. Усилить практическую подготовку студентов, способствуя овладению новыми формами и методами взаимодействия педагога с родителями и детьми в противовес бытующему в практике сотрудничеству лишь на уровне обмена информацией.

  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

2.1. Требования государственного образовательного стандарта по специальности 05070665 «Педагогика и психология».

Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000г.

Индекс

Наименование дисциплины федерального компонента и ее основные разделы

Максимальное количество часов

ДПП.Ф.14

Основы психологии семьи и семейного консультирования

Сущность брака и семьи. Функции семьи. Особенности современной семьи, ее структура, динамика развития. Семейные отношения: культура отношений в семье, психологический климат, психология интимных отношений, профилактика супружеских конфликтов. Правовое регулирование семейных отношений. Детско-родительские отношения. Воспитание ребенка в семье. Воспитание в разных типах семей, влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей. Работа социального педагога с семьей.

90

Курс базируется на знаниях, полученных студентами в процессе изучения дисциплин предметного и общеобразовательного блока: «Основы общей психологии», «Возрастная психология», «Семейная педагогика», «Психологическая служба в образовании», что составляет определённую методологическую и теоретическую базу для более конкретного анализа процессов функционирования семьи.

Межпредметная интеграция курса предполагает, что знания, полученные в процессе изучения курса, получат расширение и закрепление на таких дисциплинах как «Педагогическая психология», «Психологическое консультирование».

Программа курса поострена на основе принципов гуманизации и гуманитаризации образования; интегративности содержания курса с учетом содержания других дисциплин учебного плана; деятельностного подхода к обучению и освоению материала; диалогического подхода; ценностного антропоцентризма.

2.2. Ожидаемые результаты учебной деятельности после изучения курса:

  • Развитие цельного научного мировоззрения, ориентированного на повышение роли семьи в обществе

  • Знание международных и правовых документов, защищающих интересы семьи

  • Овладение научно-теоретическими основами психологии семьи и семейного консультирования

  • Понимание сути психологической помощи семье как психотерапии, основанной на немедицинской модели

  • Знание организационных аспектов и овладение системой специальных психолого–педагогических услуг оказания психологической консультативной помощи семье

  • Овладение диагностикой нарушений развития личности ребенка в области детско-родительских отношений

  • Овладение знаниями о неблагоприятных тенденциях в развитии современного поколения детей, определяющих конкретную проблематику консультативной работы

  • Практическое овладение основными этапами консультативного процесса, особенностями психологического обследования ребенка и семьи, умениями составления схемы и анализа истории индивидуального развития ребенка

  • Умение предупреждать наиболее существенные проблемы во взаимоотношениях психолога с родителями в процессе консультативной работы

  • Овладение принципами профессионально-этического кодекса психолога-консультанта

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

166,4

VI - VI I семестры

Аудиторные занятия:

128

Лекции

78

Практические занятия (семинары)

50

Самостоятельная работа

38,4

Контрольное занятие

Вид итогового контроля

Экзамен. Зачет

VI - VI I семестр

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «психолого-педагогические практикумы, дпп. Ф. 12» для специальности

    Учебно-методический комплекс
    Выпускник, получивший квалификацию педагога-психолога, должен применять исследовательские методы и приемы в профессиональной деятельности; осуществлять математическую обработку данных эксперимента, тестирования, методы и принципы психологического
  2. Отчет о результатах самообследования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «волгоградский государственный социально-педагогический университет»

    Содержательный отчет
    Самообследование федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» проведено в соответствии с подготовкой
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (24)

    Учебно-методический комплекс
    Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М.Н. Левина; Бийский пед. гос. ун-т им.
  4. Учебная программа дисциплины. Составитель: Куриленко Л. В. Педагогика среднего профессионального образования. Учебная программа дисциплины Составитель: Чупахина И. А

    Программа дисциплины
    ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Учебная программа дисциплины 050703.65 Дошкольная педагогика и психология
  5. Отчет орезультатах самообследования Факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии по состоянию на 12. 09. 2008 года Утвержден Советом факультета 12. 09. 2008 года (Протокол №1)

    Содержательный отчет
    Отчет выполнен по результатам самообследования факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии, проводившегося в течение 2007-2008 учебного года.
  6. Учебная программа дисциплины Детская практическая психология дпп. Ф. 08

    Программа дисциплины
    Данная дисциплина относится к блоку дисциплин предметной подготовки и предусматривает наличие у студентов знаний по дисциплинам «Общая психология», «Возрастная психология», «Детская психология» и др.
  7. Задачи профессиональной деятельности выпускника 5 Требования к результатам освоения основной образовательной программы 5

    Документ
    Основная образовательная программа, реализуемая Техническим институтом (филиалом) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.
  8. Программы высшего профессионального образования (2)

    Реферат
    Программы дополнительного профессионального образования (программы, завершающиеся присвоением дополнительной квалификации, программы повышения квалификации,
  9. Психолого-педагогические науки и спортивные дисциплины (4)

    Документ
    Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья [Текст] : [метод. пособие по первич. специфич. и неспецифич. профилактике] / В.А.Ананьев. - СПб.: Речь, 2007.

Другие похожие документы..