Рабочая учебная программа дисциплины «биржевое дело» для студентов, обучающихся по специальности

ФИЛИАЛ г. ДУБНА НОУ ВПО

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«БИРЖЕВОЕ ДЕЛО»

(для студентов, обучающихся по специальности

080502 «Экономика и управление на предприятии»

Автор-составитель: Суворова Т.В.

Пояснительная записка

Современные биржи сформировались в результате длительной эволюции различных форм оптовой торговли. В настоящее время биржи являются одним из видов организованного рынка, функционирующего по установленным правилам, отраженным в тех или иных нормативно-правовых актах. Они считаются показателем экономической и политической жизни страны, а биржевая информация относится к числу наиболее объективной и ценной. На деятельность бирж оказывают влияние как внутренние политические и экономические процессы, так и внешние, а также экономические и политические интересы участников биржевой торговли и их клиентов.

Опыт, накопленный в результате функционирования бирж в индустриально развитых странах очень полезен для нашей страны не только для изменения существовавшего рынка, но и для формирования новых рынков, не существующих в системе плановой экономике.

Переход России к рыночной экономике привел к необходимости образования качественно новых форм торговли, что послужило объективной основой возрождения в России биржевой торговли и бирж – товарных, фондовых, валютных.

Процесс возрождения биржевой торговли, начавшийся в начале 90-х годов прошлого века, продолжается до сих пор. В настоящее время биржевая деятельность является самостоятельной формой коммерческой деятельности и неотъемлемой частью отечественной экономики, ориентированной на получение прибыли и пpeдcтaвляющей coбoй цeлeнaпpaвлeнныe виды paбoты пo пoдгoтoвкe и пpoвeдeнию тopгoвли ocoбыми видaми тoвapoв пo cпeциaльнo ycтaнoвлeнным пpaвилaм.

Возрождение и развитие бирж в России повлекло за собой и развитие законодательно-правовой базы, регулирующей их деятельность в нашей стране. В настоящее время деятельность бирж в нашей стране регулируется важнейшими указами и законами. Среди них можно выделить Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. № 2381-1, ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, ФЗ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ, а также принятые в соответствии с ними Указы президента РФ и постановления Правительства РФ.

Дисциплина «Биржевое дело» является федеральным компонентом цикла общепрофессиональных дисциплин при подготовке специалистов по различным финансово-экономическим специальностям.

Предмет изучения курса – экономические категории, эволюция и тенденции развития, основные принципы и формы организации функционирования бирж.

Программа курса «Биржевая деятельность» разработана в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования по экономическим специальностям.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Изучение дисциплины «Биржевое дело» требует наличия у слушателей знаний в области экономической теории, микро- и макроэкономики, финансовой математики, финансов и других экономических дисциплин. В свою очередь, данная дисциплина служит основой для изучения профессиональных курсов «Рынок ценных бумаг», «Финансы», «Предпринимательство и предпринимательские риски», «Инвестиции», «Банковское дело» и других.

Требования к уровню освоения содержания курса

К студентам, завершившим изучение дисциплины «Биржевое дело», предъявляются следующие требования.

Студенты должны знать:

- понятие, функции, роль и место биржи в рыночной экономике;

- организационную структуру и тенденции развития российских и ведущих зарубежных бирж;

- об экономических процессах, происходящих на финансовом рынке, их взаимосвязи и влиянии на биржевой институт как неотъемлемую сферу экономики;

- основы организации биржевой деятельности, формы и методы регулирования и контроля деятельности бирж и ее участников;

- классификацию и основные виды биржевых товаров, а также биржевые сделки и биржевые стратегии;

- особенности развития и функционирования российских бирж: товарных, фондовых и валютных.

Студенты должны уметь:

- использовать знания, полученные в ходе изучения дисциплины, для практической деятельности;

- обосновать эффективность той или иной биржевой стратегии, выбранной в зависимости от вида биржевого актива и от целей, преследуемых участниками биржевой торговли и их клиентами;

- разбираться в инструментах российского и мирового фондового рынка;

- решать нестандартные задачи, основанные на прогнозировании экономических процессов на товарных, фондовых и валютных биржах.

Студенты должны быть ознакомлены с:

– законодательными и нормативными документами в области регулирования деятельности бирж и участников биржевой деятельности;

– основными направлениями государственной политики, направленной на дальнейшее развитие отечественных бирж;

– статистическими и оперативными материалами, характеризующими тенденции развития мировых и российских бирж;

– трудами российских и зарубежных экономистов и финансистов в данной области.

Учебная дисциплина «Биржевое дело» изучается в тесной взаимосвязи с другими экономическими дисциплинами, такими как «Экономическая теория», «Маркетинг», «Основы предпринимательства», «Инвестиции», «Финансы», «Рынок ценных бумаг» и другими.

Цель изучения дисциплины – сформировать у студентов прочные знания о закономерностях и основных принципах развития и функционирования биржевых институтов как неотъемлемой части рыночной экономики.

Задачи изучения дисциплины

– изучение структуры и функций биржи, деятельности участников биржевой торговли, видов бирж;

– определение роли и места биржевых институтов в рыночной экономике, а также основных направлений государственных программ по поддержке и развитию биржевой деятельности в России;

– определение экономической сущности биржевых товаров, биржевых сделок и биржевых стратегий в зависимости от вида биржи;

– изучение основ инвестирования в ценные бумаги и формирования портфеля ценных бумаг, методов оценки инвестиционных рисков и нейтрализации их;

– умение анализировать основные показатели и структуру ведущих мировых и отечественных бирж, выявление основных проблем современного этапа развития российских бирж.

Принципы отбора содержания и организации учебного процесса

Концепция изучения курса строится на следующих положениях:

– анализ понятий, категорий и структурных элементов биржи;

– рассмотрение закономерностей и тенденций развития ведущих мировых и российских бирж в современных условиях;

– ориентация на изучение отечественных бирж, обобщение российской практики последних лет;

– приоритет учета особенностей функционирования отечественных бирж при наличии высокой неопределенности и риска, обусловленных особенностями российской экономики.

Программа изучения дисциплины предусматривает:

Лекционные занятия и самостоятельное изучение курса «Биржевая деятельность» по настоящей программе проходят с использованием рекомендуемой литературы и источников.

Лекционный материал посвящается рассмотрению основных закономерностей развития и функционирования ведущих мировых и российских бирж: основным понятиям и принципам, подходам, а также вопросам, связанным с взаимодействием всех структурных элементов биржи на всех уровнях.

Самостоятельная работа предполагает изучение теоретических и практических материалов по данной тематике; использование рекомендованных литературных источников при подготовке докладов, контрольных работ; изучение отдельных вопросов. Цель самостоятельной работы в комплексном и фундаментальном изучении дисциплины, а также обретении навыков самостоятельного решения практических проблем.

.

Итоговая аттестация по курсу

Курс рассчитан на один семестр, в течение которого осуществляется также промежуточная аттестация по результатам контрольных (самостоятельных) работ и/или тестирования.

По итогам изучения дисциплины в зависимости от специальности сдается экзамен или зачет.

Дидактические единицы дисциплины «Биржевое дело» специальности 080301.65 «Коммерция (торговое дело)» представлены следующим образом.

Товарные биржи и их деятельность на рынке. История развития биржевой торговли и ее тенденции. Биржа как одна из форм организованного рынка. Виды бирж. Регулирование биржевой деятельности. Органы управления и организационная структура товарной биржи. Биржевые сделки, их сущность. Хеджирование. Брокерская фирма, ее место на бирже. Организация биржевой торговли и ее участники. Биржевой товар. Экономическая роль товарных бирж и анализ их деятельности. Материально-техническая обеспеченность товарных бирж.

Рынок ценных бумаг. Ценные бумаги как биржевой товар. Организация биржевой торговли с ценными бумагами. валютный рынок и валютные операции. Организация коммерческой деятельности брокерскими фирмами на рынке ценных бумаг.

Основное содержание учебного курса

Тема 1. ИСТОРИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ

Сущность биржевой торговли. Условия возникновения бирж. История возникновения товарных бирж.

Эволюция развития биржевой торговли за рубежом. Крупнейшие мировые биржевые центры.

Эволюция развития биржевой торговли в России: дореволюционные товарные биржи; советские товарные биржи; российские биржи в постперестроечный период.

Перспективы развития российских бирж.

Литература: 1, 2, 6, 7.

Тема 2. БИРЖА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗОВАННОГО РЫНКА. ВИДЫ БИРЖ

Сущность рынка. Внутренний рынок и его структура. Товарный рынок. Основные показатели функционирования товарного рынка. Рынок ценных бумаг. Валютный рынок. Рынок труда. Кредитный рынок. Рынок инвестиций. Рынок недвижимости. Рынок услуг.

Биржа как элемент организованного рынка и ее основные черты. Задачи и функции биржевых рынков.

Классификация бирж:

по виду биржевого товара: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи;

по принципу организации: государственные, частные и смешанные биржи;

по правовому положению и статусу биржи: акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и ассоциации;

по форме участия посетителей в биржевых торгах: открытые и закрытые биржи;

по номенклатуре биржевых товаров: универсальные и специализированные биржи;

по виду биржевых сделок: биржи реального товара, фьючерсные, опционные и смешанные биржи;

по характеру деятельности: коммерческие и некоммерческие биржи;

по сфере деятельности: центральные, межрегиональные и местные биржи;

в зависимости от места и роли биржи в мировой торговле: международные, региональные и национальные биржи.

Роль биржи в организации и обслуживании торговли.

Литература: 1, 4, 5, 16.

Тема 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие и необходимость регулирования биржевой деятельности. Модели регулирования и контроля на биржевых рынках.

Государственное регулирование биржевой деятельности в России. Основные принципы государственного регулирования: общественная польза, гласность и открытость торгов, защита и гарантия прав всех участников биржевой торговли. Основные формы государственного регулирования: создание единой нормативной базы, контроль (надзор) за деятельностью бирж, лицензирование.

Саморегулирование биржевой деятельности в России. Принципы и формы саморегулирования.

Внутрибиржевые нормативные акты: учредительный договор, устав биржи, правила биржевой торговли.

Литература: 2, 4, 6, 7.

Тема 4. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ТОВАРНОЙ БИРЖИ

Понятие об организационной структуре биржи. Учредители и члены товарной биржи, их права и обязанности.

Органы управления биржей. Общее собрание учредителей и членов биржи, его задачи и функции. Биржевой комитет (совет), его задачи и функции. Правление (дирекция) биржи, его задачи и функции.

Структурные подразделения товарной биржи, их задачи и функции.

Ревизионная комиссия. Котировальная комиссия. Арбитражная комиссия.

Маклериат. Расчетно-клиринговая палата. Комиссия по приему членов. Справочно-информационный отдел. Бюро товарных экспертиз.

  1. Рабочая учебная программа дисциплины «управление качеством» для студентов, обучающихся по специальности

    Рабочая учебная программа
    В настоящее время теоретики и практики управления в мире все большее внимание уделяют вопросам разработки, изучения и освоению методов управления качеством продукции, работ, услуг и систем управления.
  2. Рабочая учебная программа по дисциплине рынок ценных бумаг для студентов, обучающихся по специальности 080105. 65

    Рабочая учебная программа
    Рынок ценных бумаг. Рабочая программа. Для студентов, обучающихся по специальности 080105.65 «Финансы и кредит» специализация «Банковское дело» – М.: ВЗФЭИ,
  3. Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности юриспруденция)

    Учебно-методический комплекс
    Рынок ценных бумаг - это неотъемлемая часть финансового рынка, целью которого является аккумулирование финансовых ресурсов и обеспечение их эффективного перераспределения путем совершения операций с ценными бумагами.
  4. Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности «бухгалтерский учет, анализ и аудит» 080109. 65)

    Учебно-методический комплекс
    Курс экономической теории является вводным и составляет первый из блоков экономико-теоретических дисциплин: экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 250401 «Лесное дело» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Основной целью данного учебного курса является изучение хозяйственных проблем предприятий и организаций в условиях современной экономики как субъектов рыночных отношений.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 250401 «Лесное дело» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Детальное изложение тем по эффективному использованию экономических ресурсов, стоимостной оценке продукции и услуг должно стать необходимой базой знаний для подготовки молодых специалистов, реально участвующих в экономической жизни страны.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины для студентов, обучающихся по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» (2)

    Учебно-методический комплекс
    «Нравится это или нет, но основные проблемы совре­менной политики действи­тельно являются чисто эко­номическими и не могут быть поняты без знания экономической теории».
  8. Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальностям: 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Программные средства офисного назначения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной образовательной программой
  9. Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080105 «Финансы и кредит»)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Портфельные инвестиции» является логическим продолжением дисциплин «Рынок ценных бумаг», «Инвестиции», «Финансовый менеджмент», «Производные ценные бумаги», «Банковский менеджмент и банковские операции», изучаемых студентами

Другие похожие документы..