Отчет о работе российской академии образования

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Рекомендован

Президиумом РАО 13 февраля 2008 года

для обсуждения на общем собрании академии

ОТЧЕТ О РАБОТЕ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ЗА 2007 ГОД

Москва – 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАО и государственная образовательная и научная политика

4-8

1.

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАО

9-120

1.1.

Развитие педагогической науки в обновляемом социуме

11-15

1.2.

Теоретико-методологические основы проектирования современной системы управления образованием

15-19

1.3.

Социокультурные проблемы современного образования

19-29

1.4.

Аксиологические, теоретические и нормативные основы разработки общей теории содержания среднего образования

29-31

1.5.

Развитие общего среднего образования как фактор обеспечения конкурентоспособности России на мировой арене

31-32

1.6.

Научное обеспечение модернизации профессионального образования

33-38

1.7.

Методология развития отечественной системы информатизации образования в здоровьесберегающих условиях

38-41

1.8.

Научные основы развития социального института воспитания детей и молодежи в условиях модернизации российского общества

41-45

1.9.

Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях

45-49

1.10.

Психологические механизмы и педагогические условия коррекции отклонений в психическом развитии ребенка

49-53

1.11.

Итоги экспериментальных исследований по комплексным программам РАО

53-74

1.12.

Важнейшие научные достижения членов Академии

74-107

1.13.

Научные результаты исследований, выполненных РАО в рамках проектов федеральных и региональных целевых программ

107-120

2.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

120-141

2.1.

Основные направления и важнейшие результаты исследований по программам экспериментальных площадок РАО

120-126

2.2.

Внедрение научных разработок

126-141

3.

НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

142-227

3.1.

Работа Президиума РАО

142-163

3.2.

Совершенствование научно-организационной работы

163-169

3.3.

Проблемы кадрового потенциала

169-179

3.4.

Информационное обеспечение научной деятельности

179-200

3.5.

Развитие международных связей

200-213

3.6.

Взаимодействие РАО с федеральными и региональными органами власти, системой образования, научными структурами

213-227

4.

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

227-237

4.1.

Финансирование РАО

227-231

4.2.

Основные итоги бухгалтерского учета

231-233

4.3.

Контрольно-ревизионная работа

233-234

4.4.

Состояние материально-технической базы

234-237

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложения по приоритетным направлениям фундаментальных исследований РАО на среднесрочную перспективу

237-240

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

241-246

ВВЕДЕНИЕ

РАО и государственная образовательная и научная политика

Реализуемая сегодня государственная политика в области образования ориентирована на создание в России инновационной образовательной системы, способной обеспечить современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности. В связи с этим Российская академия образования призвана осуществлять научное обеспечение процессов опережающего развития и модернизации российской системы образования, ориентированной на инновационное развитие экономики, формирование объединяющих российское общество моральных ценностей и нравственных устоев.

Итоги деятельности Российской академии образования за отчетный период свидетельствуют об усилении стратегической и содержательно-функциональной направленности выполняемых фундаментальных проектов и образовательных программ, дальнейшем развитии и более продвинутом научном обеспечении государственной политики в области инновационного обновления образовательной системы, адекватно отражающей в своей динамике коренные духовно-нравственные и материальные потребности становления и консолидации гражданского общества.

Результаты многочисленных исследований, проводимых учеными академии, фиксируют снижение показателей духовной жизни общества, значительную переориентацию общественного сознания с гуманистических идеалов на ценности материального благополучия, гедонизма. Происходят процессы интенсивного разрушения русского языка, ведущие к деформации национальной картины мира. Теряет позиции интеллигенция, которая традиционно считалась в обществе флагманом личностного развития. Практически невостребованным остается огромный человекотворческий потенциал российской художественной культуры. Обозначившийся сегодня разрыв между образованием и культурой выразился в свертывании подлинной культуры, ее последовательной изоляции от школы, сокращении классического художественного наследия в школьных программах, в закрытости и элитарности процессов приобщения к искусству. Выявлены опасности для российского образования, связанные с развитием процессов неолиберальной глобализации или «американизации», которые охватывают не только экономику, но и сферу образования и культуры в мировом масштабе.

Учитывая, что все большую роль в экономической, политической и культурной жизни будет занимать молодежь, общество и государство не могут не понимать, что эти проблемы обостряются и в связи с кризисной ситуацией, сложившейся в двух важнейших сферах и соответствующих им институтах социально-культурной интеграции и индивидуализации молодежи: образования и досуга. Причины этого кризиса лежат в мировоззренческой плоскости и связаны, прежде всего, с неразработанностью теоретических и методологических основ реформирования гуманитарного образования как института духовной преемственности. Устранение просчетов в культурной политике видится в пересмотре приоритетов в образовании, в котором воспитание духовной культуры должно стать базисом развития личности в процессе постоянной творческой деятельности по освоению, распространению и преумножению мирового и отечественного культурного достояния.

Результаты исследований РАО в области культурных оснований современной системы образования обеспечивают решение вопросов конструктивного общения и диалога, национальной, духовной и культурной идентичности в поликонфессиональной и полиэтнической среде Российской Федерации. В контексте обозначенных проблем РАО концептуально разработана и практически воплощена модель непрерывного образования в системе изучения народных искусств и художественных промыслов России. Разработана стратегия приобщения подрастающего поколения к художественным ценностям многовекового культурного опыта, представляющего собой процесс передачи мастерства на основе проникновения в духовную сущность народного искусства, преемственности поколений, коллективного характера труда и сохранения художественных исторических традиций. Таким образом, решается проблема сохранения и приумножения духовных российских ценностей, что способствует развитию у детей и юношества национального самосознания, формированию трудолюбия и патриотизма.

Политика государства в области культуры должна носить упреждающий характер и формировать имеющимися у культуры средствами личность, способную отзываться на нужды и потребности государства, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Для этого целесообразно в рамках национального проекта «Образование» разработать государственную программу поддержки гуманитарного образования и духовного воспитания детей и молодежи. Вышеозначенная государственная программа должна опираться на единство образования и культуры, на громадный творческий багаж и традиции отечественной духовности, активное использование просветительских возможностей музеев, библиотек, учреждений профессионального искусства, усиление в образовании роли и места предметов художественного цикла, создание образовательного канала ТВ и образовательных (учебных) сайтов сети Интернет.

Снижение воспитательного потенциала российского социума выражается в ценностной дезориентации подрастающих поколений, росте негативных явлений в детской среде. Укрепление системы воспитания детей и молодежи, определение его приоритетных направлений в условиях модернизации российского общества, обеспечение комплекса неотложных практических мер федерального масштаба является насущной задачей, как государственной политики, так и научной политики РАО.

Социальный запрос на повышение эффективности воспитательной деятельности различных социальных институтов и учреждений образования крайне актуализирует разработку научно-методической базы современного воспитания. В выполненных работах исследованы воспитательный потенциал российского общества (семьи, систем образования, культуры, социальной защиты, общественных объединений, средств массовой информации), влияние цивилизационных и социокультурных факторов на состояние детского населения страны. Выявлена высокая степень социальных рисков в процессе взросления детей, определяющая необходимость коренного изменения статуса социального института воспитания в современной России, ориентированного на опережающее развитие воспитательной деятельности, формирование мировоззрения детей и молодежи, адекватное их личностному развитию, развитию российского общества и государства на основе лучших отечественных традиций и опыта. Осуществлено системное исследование феномена патриотизма как фактора консолидации и устойчивого развития российского общества. Обоснована необходимость разработки общенациональной программы воспитания, сформированы ее научные основы.

  1. Отчет о работе российской академии образования (1)

    Содержательный отчет
    Психологические и физиологические закономерности и индивидуальные особенности развития и образования детей на разных этапах онтогенеза в современных социокультурных условиях
  2. Отчет о работе российской академии образования (3)

    Содержательный отчет
    Современная система образования проходит сложные этапы модернизации, ориентированные на сохранение ее стабильности, фундаментальности, обеспечение опережающего развития с учетом возросших потребностей общества и государства в компетентных
  3. Отчет о работе российской академии образования (4)

    Содержательный отчет
    Реализуемая сегодня государственная политика в области образования ориентирована на создание в России инновационной образовательной системы, способной обеспечить современное качество образования на основе сохранения его фундаментальности,
  4. Отчет о работе отделения профессионального образования (1)

    Содержательный отчет
    Бюро Отделения работало в следующем составе: Баврин И.И., Берулава М.Н., Жураковский В.М., Круглов Ю.Г., Манушин Э.А., Мухаметзянова Г.В., Новиков А.М.
  5. Отчет о работе совета муниципальных образований

    Содержательный отчет
    2009 год – первый, когда Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» стал применяться в полном объеме на территории всей страны.
  6. Отчет о работе отделения профессионального образования (2)

    Содержательный отчет
    Основные направления научной деятельности Отделения профессионального образования и ее цели определялись Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008 – 2012 годы, Тематическим планом фундаментальных
  7. Отчет о работе кафедры естественнонаучного образования

    Содержательный отчет
    1. Основной задачей кафедры в 2010-2011 учебном году являлась работа над составлением учебных планов по ФГОС. 2. Преподаватели кафедры продолжили работу над формированием РУПД, УМКД.
  8. Отчет о результатах проверки в Министерстве образования Российской Федерации и Российской академии образования полноты поступления, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и внебюджетных

    Содержательный отчет
    Из постановления Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 17 сентября 1 года № 28(179) «О результатах проверки в Минобразования России полноты поступления,
  9. Учебное пособие Под редакцией И. Б. Гриншпуна Рекомендовано Редакционно-издательским Советом Российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия

    Учебное пособие
    A.Г. Асмолов И. В. Дубровина Н.Д. Никандров B. А. Болотов Л. П. Кезина В.А. Поляков Г. А. Бордовский М. И. Кондаков В. В. Рубцов В. П. Борисенков В. Г.

Другие похожие документы..