Прикладная культурология

М.А.Ариарский

ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств

Ассоциация музеев России

ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Издание второе, исправленное и дополненное

Санкт-Петербург

2001 г.

ББК -

Рекомендовано к изданию редакционными советами Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств и Ассоциации музеев России.

Автор удостоен звания лауреата первой премии третьего конкурса научных проектов Северо-Западного отделения Российской Академии образования в номинации «Фундаментальные исследования».

Научный редактор – доктор культурологии, профессор, почетный академик Российской академии образования Г.П.Бутиков.

Рецензенты:

  • доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Д.Н.Аль

  • доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Э.В.Соколов.

В монографии доктора культурологии, профессора М.А.Ариарского обосновывается сущность, природа и специфика прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики; раскрывается технология вовлечения человека в мир культуры; определяются пути и средства реализации культуросозидающего потенциала разных областей жизнедеятельности; подводятся итоги многолетнего формирующего эксперимента по обеспечению эффективности подготовки специалистов социально-культурной сферы.

Книга снабжена категориально-понятийным аппаратом прикладной культурологии и развернутым перечнем рекомендованной литературы.

Адресовано студентам, аспирантам вузов культуры и широкому кругу специалистов сферы культуры и образования.

ISBN © Ариарский М.А., 2001 Издание второе

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

6

ВВЕДЕНИЕ

9

ГЛАВА I.ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОРЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

20

1.1. Социально-культурная ситуация на рубеже ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

20

1.2. Становление единой науки о культуре

34

1.3. Прикладная культурология как средство научного обеспечения культурной политики и социально-культурной деятельности

56

1.4. Культурология и педагогика вовлечения индивида в мир культуры

81

1.5. Массовая культура в системе формирования личности

98

ГЛАВА II.ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК СУБЪЕКТА КУЛЬТУРЫ

115

2.1. Механизм усвоения культуры

115

2.2. Основные стадии и ведущие сферы формирования культуры личности

143

2.3. Методика формирования духовной культуры личности

171

ГЛАВА III.РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОСОЗИДАЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА ВЕДУЩИХ ОБЛАСТЕЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

208

3.1. Общекультурное развитие личности в профессионально-трудовой сфере

208

3.2. Культуротворческая направленность системы образования

235

3.3. Обеспечение культуры досуга

264

ГЛАВА IV.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

300

4.1. Социально-культурная деятельность театрально-зрелищных учреждений

300

4.2. Развитие информационно-просветительных функций музеев и библиотек

331

4.3. Удовлетворение рекреативных и духовных потребностей человека в центрах общественного досуга

360

ГЛАВА V.СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

393

ГЛАВА VI .Категориально-понятийный аппарат прикладной культурологии

434

6.1. Терминологическая культура как непреложный элемент культурологического знания

434

6.2. Ведущие области культурологии

442

6.3. Исходные понятия фундаментальной (теоретической) культурологии

449

6.4. Стержневые понятия прикладной культурологии

461

6.5. Принятые в прикладной культурологии термины смежных наук

480

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

487

ЛИТЕРАТУРА

494

ПРИЛОЖЕНИЕ

Паспорт специальности «Прикладная культурология»

522

ПРЕДИСЛОВИЕ

Весной 1987 года, когда автор предлагаемой читателям монографии на Учетном Совете Ленинградского государственного института культуры (ныне Санкт-Петербургского университета культуры и искусств) и на заседании учебно-методического совета Министерства культуры СССР выдвинул идею о необходимости ускорения наметившегося процесса интеграции различных научных течений в области культуры в единую науку об общих закономерностях становления, развития и функционирования культуры, утверждения на базе культурологии такого ее направления как прикладная культурология и создания научно обоснованной системы культурологического образования, аудитория единодушно оценила это как плод далекой от жизни фантазии. Прошло чуть более 10 лет, и культурология получила широкое признание в науке и общественном сознании, культурологические дисциплины читаются в гимназиях, лицеях, колледжах и вузах; факультеты культурологии стали одними из самых престижных в системе высшей школы; библиотеки и книжные магазины изобилуют десятками учебных пособий, справочников, словарей, антологий и иной литературы по курсам культурологии для разных форм и ступеней непрерывного образования.

В становлении культурологии как области науки произошел существенный прорыв. Однако в широкой массе работ по методологическим основам культурологии, философии культуры, исторической и социальной культурологии нет фундаментальных публикаций по прикладной культурологии как области культурологии, раскрывающей механизм вовлечения человека в мир культуры, обосновывающей технологию создания благоприятной культурной среды, определяющей пути и средства изучения, удовлетворения и последовательного обогащения духовных интересов и потребностей людей, их вовлечения в социально-культурное творчество.

Сложившийся пробел преодолевает монография заслуженного работника культуры Российской Федерации, доктора культурологии, профессора М.А.Ариарского, которая глубоко и разносторонне раскрывает сущность, природу и специфику прикладной культурологии, ее место в системе наук и социальной практики. Автор шел к этой книге длинным и тернистым путем. Ей предшествовали более 300 научных статей, учебных пособий, докладов на конференциях, учебных программ, редактируемых им сборников научных трудов. Под научным руководством М.А.Ариарского защищены более 50 кандидатских диссертаций, осуществлен ряд комплексных теоретико-эмпирических исследований, способствовавших утверждению прикладной культурологии как области гуманитарного знания, соединяющей теорию с социальной практикой.

Книгу отличают фундаментальность, многоаспектность, теоретическая новизна, практическая направленность. В первой главе на основе разностороннего анализа теории и истории вопроса обосновывается методология прикладной культурологии; во второй – четвертой главах раскрывается методика вовлечения человека в мир культуры и социально-культурное творчество; в пятой – обобщаются итоги деятельности созданной автором в 1987 году первой в стране кафедры прикладной культурологии по подготовке специалистов, владеющих теорией и практикой социально-культурного проектирования и формирования личности как субъекта культуры. Наконец, в шестой – суммирован апробированный практикой категориально-понятийный аппарат прикладной культурологии.

За последние десятилетия М.А.Ариарский создал научную школу прикладной культурологии, которая объединила его многочисленных учеников и последователей. Более 80 представителей этой школы в 80-90 годы XX века защитили кандидатские и докторские диссертации, выступили активными пропагандистами прикладной культурологии как области научного знания и социальной практики.

При всей своей многогранности монография не исчерпывает всех проблем современной прикладной культурологии. И хочется верить, что вслед за ней появятся многие другие публикации, которые будут способствовать дальнейшему развитию этого направления науки и формы теоретического и методического осмысления социально-культурной деятельности, внесут свой вклад в отечественную и мировую культуру.

Г.Бутиков, доктор культурологии, профессор, почетный академик РАО

  1. Культурология как наука. Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследо

    Документ
    Культурология как наука. Структура и состав современного культурологического знания. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований.
  2. Программа учебной дисциплины Прикладная культурология Специальность: 032800 Культурология

    Программа
    Курс "Прикладная культурология" является естественным продолжением теоретических курсов по культурологии, социологии, методологии и др. Место "Прикладной культурологии" в общей системе учебных дисциплин определяется
  3. Программа дисциплины прикладная культурология опд. Ф. 12 Для специальности 020600 (031401. 65) «Культурология» Очная форма обучения (1)

    Программа дисциплины
    Целью данного курса является формирование системы знаний о социально-значимых сферах применения культурологических методов и технологий и овладение основными способами их реализации в организации коммуникативного пространства культуры.
  4. Программа дисциплины прикладная культурология опд. Ф. 12 Для специальности 020600 (031401. 65) «Культурология» Очная форма обучения (2)

    Программа дисциплины
    освоение знаний об информационной среде современной культуры, о социальных и технологических каналах коммуникации, несущих культурно значимую информацию;
  5. Программа дисциплины прикладная культурология опд. Ф. 12 Для специальности 020600 (031401. 65) «Культурология» Очная форма обучения (3)

    Программа дисциплины
    формирование представления о массовых коммуникациях и формах социального регулирования их деятельности на основе культурологического исследования, экспертизы при выявлении этической и эстетикой составляющих;
  6. Культурология как интегративная наука о культуре

    Документ
    Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума.
  7. Культурология комплексная гуманитарная наука. Глоссарий: Графика

    Документ
    Графика – вид изобразительного искусства, включающий рисунок и различные виды его воспроизведения и размножения. Изображение наносится либо карандашом, углем, мелом, кистью или пером, либо оттискивается со специально обработанной доски
  8. Культурология методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей по дисциплине «Культурология» очной формы обучения Мурманск 2009 удк 008. 001 (075) ббк 71 я 73 к 90 (1)

    Методические указания
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
  9. Культурология методические указания к самостоятельной работе для студентов всех специальностей по дисциплине «Культурология» очной формы обучения Мурманск 2009 удк 008. 001 (075) ббк 71 я 73 к 90 (2)

    Методические указания
    Составители: Людмила Ивановна Горбунова, канд. филос. наук, доцент кафедры философии МГТУ; Галина Степановна Келлер, канд. филос. наук, доцент кафедры философии МГТУ;

Другие похожие документы..