Приказ № от 20 г. Рабочая программа по истории для 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов моу сарсак-Омгинский лицей Агрызского муниципального района рт

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ИСТОРИИ ДЛЯ 10 КЛАССА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Календарно-тематическое планирование предназначено 10 класса и составлено на основе требований к обязательному минимуму содержания образования по истории, определенных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, примерной программе по истории.

Последовательность изучения курсов отечественной, всеобщей истории и истории Татарстана определена в соответствии с приказом Мои Н РТ «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009/2010 учебном году» от (приказ МО и Н РФ от 16.10.2009 г. № 793\9). и распределяется следующим образом: «.Всеобщая история с древнейших времен до с. 19» (24 часов), «История России с древнейших времен до с.19 в., включая историю татарского народа и историю Татарстана до с.19 в» - 46 ч.

Настоящая программа учитывает современный концентрический принцип образования, предполагая обучение на более высоком уровне абстрагирования. В связи с этим курс истории России строится по проблемно – хронологическому принципу с опорой на подготовку учащихся в основной школе. Объектом изучения являются основные вехи цивилизационного развития России. Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия, явлений и процессов. Особенностью данного курса истории является более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом прошлого века, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно- историческом процессе, а также формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Настоящая программа предусматривает формирование учащихся общеучебных умений, навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.Данная программа рассчитана на70 часов, 2 часа в неделю. Включает в себя три раздела: основное содержание с распределением учебных часов по темам курса, планируемые результаты ЗУН, требования к уровню подготовки учащихся. 10 класс готовятся к задачи ЕГЭ по истории и обществознанию, поэтому в тематическое планирование включены домашнее задание в форме эссе., с целью формирование представлений учащихся об особенностях российской цивилизации, а также задания включают уроки – конференции, где учащиеся выступают с презентациями об известных личностях России.Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций,нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

  • Освоение систематизированных знаний об истории человечества , формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно- историческом процессе.

  • Овладение умениями и навыками поиска, систематизации комплексного анализа исторической информации.

  • Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности , сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей ,определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучать деятельность исторически значимых личностей, сыгравших важную роль в истории страны: Владимир креститель, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Иван 3, Дмитрий Донской, К Минин, Д. Пожарский, Петр Великий. Екатерина Великая. Соворов, Кутузов и т.д., также знаменитых ученых –Ломоносова, Кулибина, общественных деятелей, представителей искусства, науки , литературы.

  2. Оперировать данными при изучении следующих событий и процессов: государственность, раздробленность централизация,

Смута, восстание, общественное движение, парламентаризм и т.д. Сформировать представление о ценностях христианской религии,

особенностях российского менталитета, патриотических традициях русского воинства и народа, этнонациональном единстве российских народов.

  1. Овладеть методами описания, анализа и объяснения, реконструкции, различать и оценивать альтернативные версии и давать им оценки.

  2. Представлять разделы истории мира и России, соотносить события, изменения карты Европы и России в ходе завоеваний и войн.

  3. Применять знания в подготовке к ЕГЭ при решении заданий части А, В, С

В результате изучения истории ученик должен к концу учебного года:

ЗНАТЬ\ПОНИМАТЬ:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной истории;

- периодизацию отечественной истории;

- современные версии, трактовки важнейших проблем отечественной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;

- основные исторические понятия

УМЕТЬ:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации /характеризовать авторство, время, обстоятельства, цели создания/

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах/ текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд/

- различать в исторической информации факты / место, обстоятельства, участники, результаты/ и мнения; исторические описания/ событий, участников, исторических объектов, памятников, биографическая справка, характеристика личности/ и историческое объяснение/ соотносить единичные факты и общие явления , показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений, называть характерные существенные черты событий и явлений, классифицировать их по а/ указанному основанию , в/ определяя основание самостоятельно;

- объяснять смысл , значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия

- устанавливать причинно- следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам , используя для аргументации исторические сведения ;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, эссе

Календарно – тематическое планирование по истории

70 часов, 10 класс

Учебник: Всеобщая история под редакцией Л.Н. Алексашкиной, 2 – е издание

Издательство Москва «Мнемозина», 2009

История России с древнейших времен до конца 16 века

А.Н.Сахаров ч.1; М; « Русское слово», 2006 г.

История России 17-19 века А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов

ч.2; М; « Русское слово», 2006 г.

История Татарстана и татарского народа с древнейших времен до конца 19 века

Авторы И.А. Гилязов, В.И. Пискарев, Ф.Ш. Хузин

Казань- Хэтер- 2008

Тема урока

Кол-во час

ов

Тип урока

Дата

Оборудование

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемый результат

Инновационная деятельность

Плани

руемая

Факт

ическая

Всеобщая история

1.Введение. История как знание и наука

1

Изучение нового материала

01.09

Учебник, документальный материал стр. 11-13, атлас по истории мировых цивилизаций

Стр. 5-10

Составление конспекта

Обсуждение вопроса, по какому критерию выделяются исторические эпохи и периоды

Выделять функции исторической науки, методы исторического познания, ознакомление с концепциями истории человечества

Раздел 1 Древнейшая и древняя история 7 ч

2. Первобытный мир и зарождение цивилизаций

1

Урок – практикум

06.09

Учебник, документальный материал стр.25-26, атлас по истории мировых цивилизаций

Глава 1

Работа с понятиями «неолитическая революция», «цивилизация», работа с документами стр. 25-26

Составляют хронологические и систематические таблицы.

3.Цивилизации Древнего Востока

(Египет, Междуречье, Восточное

Средиземноморье, Индия, Китай)

1

Комбинированный урок с элементами практической деятельности

08.09

Учебник, документальный материал стр.42-44, 60- 62, атлас по истории мировых цивилизаций

Глава 2,3

Сопоставление учащимися по групповым и индивидуальным заданиям характеристик отдельных древневосточных цивилизаций по плану: а) местоположение, природные условия, основные занятия населения; б) социальная структура; в) власть, законодательство и система управления; г) отношения с соседями.

Выявляют общее и различия в развитии древневосточных цивилизаций

4. Древняя Греция

1

Комбинированный урок с элементами практической деятельности

13.09

Учебник, документальный материал стр. 75-77, атлас по истории мировых цивилизаций

Глава 4,

Работа с учебником по индивидуальным и групповым заданиям.

Выделять основные этапы развития греческой цивилизации, дать характеристику полисам, выделять общее и особенное

Презентация

5.От полиса к эллинистическим монархиям

1

Комбинированный урок с элементами практической деятельности

15.09

Учебник, документальный материал стр. 84- 85, атлас по истории мировых цивилизаций

Глава 5,

Работа с учебником по индивидуальным и групповым заданиям. Обсуждение вопросов:

1. в чем заключается сходство и различие греческих полисов и эллинистических государств;

2. почему в эллинизме видят синтез греческого и восточного миров

Знать основные события периода, оценивать роль Александра Македонского, знать роль Греции в мировом историческом процессе и мировой культуре

5.Древний Рим: от основания города до падения империи

1

Комбинированный урок

20.09

Учебник, документальный материал стр.96- 97, атлас по истории мировых цивилизаций

Глава 6,

Работа с учебником в группах по основным вопросам плана урока: экономика, власть, Рим и провинции, обмен мнениями, работа с документами стр. 96-97, составление тезисов на тему «Рабство в древнем Риме

Выделять основные этапы развития древнеримской цивилизации

6. Римская империя. Начало распространения христианства

1

Урок с элементами проблемного обучения

22.09

Учебник, документальный материал стр. 109-110, атлас по истории мировых цивилизаций

Глава 7, работа с учебником в группах по сюжетам «экономика», «власть», «Рим и провинции», «Рим и варвары», обмен мнениями, обсуждение ответов

Иметь представление о причинах распространения христианства, знать важнейшие политические и культурное наследие античности

Презентация

Раздел 2. История средних веков

7. Средние века: понятие, хронологические рамки, периодизация. Великое переселение народов

1

Изучение нового материала

27.09

Учебник, документальный материал стр. 109-110, атлас по истории мировых цивилизаций

Глава 8, работа с историческими документами, с понятиями, исторической картой, обсуждение вопроса о синтезе элементов римского и варварского миров

Знать материалы о великом переселении народов, основные черты государств раннего средневековья, дать оценку взаимоотношениям варварского и римского миров

8. Перекресток цивилизаций на Востоке

1

Урок – практикум

29.09

Учебник, документальный материал стр. 149-151, атлас по истории мировых цивилизаций

Глава 9, групповая работа с текстом учебника по одному из сюжетов:

1. Византия;

2. Арабский мир;

3.Крестовые походы;

4. Тюркские государства

Знать материалы о цивилизациях на Востоке, уметь выделять особенности их развития, раскрыть взаимодействие культур в данном регионе

9. Европейское средневековое общество

1

Комбинированный урок

04.10

Учебник, документальный материал стр. 171-174, атлас по истории мировых цивилизаций

Глава10, работа с учебником, историческими документами стр. 171-174

Знать структуру и сословную иерархию средневекового общества, объяснять произошедшие изменения в структуре общества, оценивать социальные движения средневековья,

Представление ролевых презентаций

10. На пути к централизованным монархиям

1

Комбинированный урок

06.10

Учебник, документальный материал стр. 185-187, атлас по истории мировых цивилизаций

Глава 11, работа с историческими источниками стр. 185-187, составление конспекта

Знают особенности создания централизованных государств, объяснить причины обострения отношений светской и церковной властей, дать характеристику сословно- представительным органам власти в Англии и Франции

Эссе «Путь Жанны д, Арк: закономерность или великая случайность»

11.Культура средневековой Европы

1

Урок – лекция

11.10

Учебник, документальный материал стр. 210- 211, атлас по истории мировых цивилизаций

Глава 12, работа с историческими источниками стр.210-211, с иллюстрациями учебника

Иметь представление о культурном наследии европейского средневековья, характеризовать роль университетов в средневековом обществе

12. Народы Центральной и Юго - Восточной Азии в период Средневековья

1

Урок – практикум

13.10

Учебник, документальный материал стр. 235- 236, атлас по истории мировых цивилизаций

Глава 13, работа в группах и сопоставительное рассмотрение истории Монгольской державы, Индии, Китая, Японии по плану:

1. крупнейшие государственные образования;

2. власть и управление;

3. структура общества и положение населения;

4. культурные достижения

Знать особенности социально- экономического, политического и духовного развития стран Азии, выделять общее и особенное в их развитии, знать культурные достижения и взаимодействия народов Азии

Раздел 3. История нового времени

13. На пути к новому времени

1

Изучение нового материала

18.10

Учебник, документальный материал стр. 250- 252, атлас по истории мировых цивилизаций

Глава 14, работа с исторической картой, с документами стр. 250- 252,

Знать об изменениях периода нового времени, выделять особенности процессов модернизации в странах Европы и других регионах мира

14- 15. Оформление национальных государств. Европейский абсолютизм

2

Урок – практикум

20.10

25.10

Учебник, документальный материал стр. 282- 283, атлас по истории мировых цивилизаций

Глава 15-16, работа с исторической картой, с документами стр. 282- 283, групповая работа: 1. сопоставить процессы образования централизованных государств в западноевропейских государствах; 2. охарактеризовать общие черты и функции абсолютизма, составить систематическую таблицу «Этапы английской революции»

Знать особенности образования национальных государств, уметь выделять изменения в социальной структуре европейского общества

16.Просвещение: эпоха и идеология. Борьба североамериканских колоний

1

Комбинированный урок

27.10

Учебник, документальный материал стр. 282- 283, атлас по истории мировых цивилизаций

Глава 15-16, сообщения учащихся об эпохе Просвещения и просветителях

Знать о причинах распространения идей Просвещения во многих странах, характеризовать этапы и последствия борьбы североамериканских колоний

Презентация

17. Великая Французская революция

1

Урок – практикум

10.11

Учебник, документальный материал стр. 298- 300, атлас по истории мировых цивилизаций

Глава 17, работа с текстом и документами главы по индивидуальным планам: 1. Предпосылки: власть и сословия;

2. начало революции; от монархии к республике;

3. становление республики;

4. якобинская диктатура;

5. От республики к империи

Знать ключевые события революции во Франции, дать оценку политическим деятелям, выделить историческое наследие великой французской революции

18. Страны Европы и США в первой половине 19 века

1

Комбинированный урок

15.11

Учебник, документальный материал стр. 298- 300, атлас по истории мировых цивилизаций

Глава 18, работа с документами стр. 315- 316, заполнение сравнительной таблицы «европейские революции 1848-1849гг.» по плану: причины, задачи, участники, формы борьбы, результаты

Знать основные черты и последствия промышленной революции, выделять основные итоги социальных выступлений того времени

19. Страны Европы и США во второй половине 19 века

1

Комбинированный урок

17.11

Учебник, документальный материал стр. 334- 336, атлас по истории мировых цивилизаций

Глава 19, работа с документами главы стр. 334- 336, составление конспекта

Выявлять общие тенденции и особенности политического развития европейских стран и США во второй половине 19 века

20. Страны Азии, Латинской Америки, Африки в 16-19 веках

1

Урок – лекция

22.11

Учебник, документальный материал стр. 372- 374, атлас по истории мировых цивилизаций

Глава 20, 21, работа с текстом учебника, составление характеристик развития стран по плану:

1. государства, система власти;

2. положение населения;

3. отношения с соседями и европейскими странами;

4. опыт модернизации

Знать особенности развития регионов, находить общее

21. Культура нового времени

1

Урок – практикум

24.11

Учебник, документальный материал стр. 392- 393, атлас по истории мировых цивилизаций

Глава 22, работа с иллюстрациями учебника, с документами стр. 392- 393

Знать основные направления и течения в культуре, их представителей

22. Международные отношения в новое время

1

Систематизация знаний

29.11

Учебник, документальный материал стр. 402- 403, атлас по истории мировых цивилизаций

Глава 23, работа с текстом главы, с документами стр. 402-403, обсуждение вопросов 6, 7 стр. 402

Знать типы конфликтов 17- 18 веков (войны на религиозной почве, за наследство, освободительные войны), сравнивать международные союзы начала и конца 19 века, найти общее и различия

23. Итоговое повторение по курсу

1

Зачет

01.12

тесты

История России

История России с древнейших времен до конца XVI века

24. История России — часть мировой истории.

1

Изучение нового материала

06.12

Учебник, иллюстрации к учебнику, Составить схему расселения племен в ходе Великого переселения народов;

Стр. 3-6, работа по вопросам стр. 6, составить таблицу

«Факторы, влияющие на историю государства»

Определять место истории России в мировой истории

25. Народы Восточной Европы. Праславяне

1

Урок – практикум

08.12

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, карта «Древнерусское государство в 9-10в..»;

атлас « История России с древнейших времен до н.16 века» ;

§ 1, работа с текстом учебника, ведение конспективной записи, составить схему расселения племен в ходе Великого переселения народов;

Место славян среди индоевропейцев.

Восточные славяне:

Соседи восточных славян.

Великое переселение народов с конца IV в.

Крупные перемены в составе общества славян.

26 – 27.Восточные славяне в VI- IX веках. Первые русские князья

2

Урок- практикум

13.12

15.12

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, , карта «Древнерусское государство в 9-10в..»;

атлас « История России с древнейших времен до н.16 века» ;

§ 2, 3, 4, 5 работа с текстом учебника, составление опорной схемы

Устанавливать причинно-следственные связи между природно - климатическими условиями и занятиями восточных славян, характеризовать языческую культуру, роль религии в жизни древних славян, выявлять предпосылки образования древнерусского государства, характеризовать основные направления деятельности первых русских князей, выявить причины и последствия перехода Руси к монотеистической религии

Презентация

28. Расцвет Руси XI – первая треть XII

1

Комбинированный урок

20.12

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, карта «Древнерусское государство в 9-10в..»;

атлас « История России с древнейших времен до н.16 века» ;

§ 6, 7, 8, работа с текстом учебника, картой, составление схемы «Система управления страной в XI веке»

Доказывать, что Русь была раннефеодальным государством, определять историческое значение Русской Правды, характеризовать Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха как государственных деятелей и личностей

29. Культура древней Руси

1

Урок- конференция

22.12

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, , карта «Древнерусское государство в 9-10в..»;

атлас « История России с древнейших времен до н.16 века» ;

§ 10, выступления учащихся с сообщениями и презентациями изобразительных материалов

Характеризовать культуру X в. – начала XII века, выяснить особенности формирования русской цивилизации

Презентация

30. Татары как этническая общность

1

Изучение нового материала

27.12

Учебник, атлас Россия и мир

Работа с учебником, дополнительной литературой, составление тезисов по теме

Проблемы этногенеза татарского народа. Основные теории. Этапы этногенеза. Этнические группы современных татар

31. Тюрки евразийских степей. Древнетюркские государства

1

Комбинированный урок

10.01

Учебник, атлас Россия и мир

Работа с учебником, дополнительной литературой, заполнение таблицы по теме

Давать характеристику древнетюркских государств по самостоятельно выбранным критериям

32. Волжская Булгария

1

Изучение нового материала

12.01

Учебник, атлас Россия и мир

Работа с учебником, дополнительной литературой, составление опорной схемы по теме

Знать основные этапы становления государственности, выделять особенности развития Волжской Булгарии, характеризовать политическое и культурное взаимодействие Булгарии с соседями

33. Киевская Русь

1

Повторительно- обобщающий урок

17.01

Тесты, варианты ЕГЭ

Знать основные положения темы

34. Русские земли и княжества в XII-XIII в

1

Урок с элементами поисковой работы

19.01

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, атлас « История России с древнейших времен до н.16 века» ; « Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в 13 в.»;

§ 9, составить таблицу о развитии отдельных русских княжеств;

сообщение

« Политическая раздробленность Руси: причины, влияние на ход истории страны»;

Сообщение «Александр Невский»;

Сообщение

« Культура Руси 13-сер.15 века

Характеризовать предпосылки политической раздробленности, сопоставлять процесс раздробленности древнерусского государства и европейских государств, определять сходства и различия

Составление проектов по княжествам и землям

35. Монгольские завоевания и Золотая Орда

1

Изучение нового материала

24.01

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, атлас « История России с древнейших времен до н.16 века» ; « Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в 13 в.»;

Работа с учебником, дополнительной литературой, составление опорной схемы по теме

Знать особенности экономического и социального – политического уклада, своеобразие культуры

36. .Монгольское нашествие на Русь

1

Урок- практикум

26.01

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, атлас « История России с древнейших времен до н.16 века» ;

« Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в 13 в.»;

§ 11, 13, составление конспекта «Этапы монгольского нашествия», работа с картой

Выявить предпосылки завоеваний монголов, характеризовать основные этапы нашествия монголов на Русь, определить характер взаимоотношений Руси и Золотой Орды, оценить последствия и влияние монгольского нашествия на ход русской истории

37. Экспансия Запада

1

Комбинированный урок

31.01

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, атлас « История России с древнейших времен до н.16 века» ;

« Борьба народов нашей страны с иноземными завоевателями в 13 в.»;

§12, составление опорной схемы, работа с исторической картой,

извлекать необходимую информацию из источников, умение организовать себя на выполнение поставленной задачи, работать с электронными каталогами, развернуто обосновывать суждения, давать определения

Знать основные факты и хронологию событий немецко-шведской агрессии на Русь ,раскрыть причины вторжения и последствия крестоносцев на Русь

38. Повторительно-обобщающий урок «Борьба за независимость в 13-нач.14 века»

1

Повторительно- обобщающий урок

02.02

Контрольный срез знаний:

тестирование с заданиями 3-х уровней сложности

Знать основные положения темы

39. Усиление Московского княжества в XIV-XV вв.

1

Изучение нового материала

07.02

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, атлас « История России с древнейших времен до н.16 века» ;

§13, 14, работа с учебником, исторической картой

Выявлять предпосылки объединения русских земель, характеризовать этапы объединительного процесса, анализировать деятельность московских князей

40. Образование единого Русского государства

1

Урок практикум

09.02

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, атлас « История России с древнейших времен до н.16 века» ;

§15, 16, 17 , групповая работа по темам: 1. хроника основных событий; 2. характеристика деятельности Дмитрия Донского; 3. характеристика Ивана III и итогов его правления; 4. роль церкви в создавшемся государстве, отношениях светской власти церкви

Характеризовать роль Православной церкви возрождении русских земель, выяснить, знать события освобождения Руси от ордынского владычества, анализировать деятельность Дмитрия Донского, Сергея Радонежского, Василия I , Ивана III

41. .Культура Руси в XIV-XV вв.

1

Круглый стол

14.02

Учебник, иллюстрации к учебнику

§19, выступление учащихся с сообщениями и презентациями материалов, обсуждение вопроса: почему развитие культуры в данный период определяется как переход от упадка к возрождению

Характеризовать культуру XIV-XV вв., выяснить ее особенности развития

Презентация

42. Россия в XVI веке. Внутренняя политика Ивана Грозного

1

Урок практикум

16.02

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, атлас « История России с древнейших времен до н.16 века», карта

« Россия в 17 в.»; фрагмент в/ фильма « Иван Грозный»

§20, cоставить таблицу

« Реформы Ивана IV», составить схему « Структура власти при Иване IV», обсуждение версий происхождения и оценки опричнины

Раскрывать содержание и характер реформ Избранной Рады, определять суть опричнины, характеризовать личность Ивана Грозного, определять влияние личности царя на историко-культурный процесс

Сочинение-эссе по теме» Россия в 16 веке»

43. Россия в XVI веке. Внешняя политика Ивана Грозного

1

Комбинированный урок

21.02

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, атлас « История России с древнейших времен до н.16 века», карта

« Россия в 17 в.»; фрагмент в/ фильма « Иван Грозный»

§21, работа с исторической картой, составление хронологической таблицы

Знать основные задачи и направления внешней политики Ивана Грозного, проследить взаимосвязь внешнеполитических событий и внутренней жизни страны

44. Казанское ханство

1

Изучение нового материала

28.02

Учебник, иллюстрации к учебнику

Работа с учебником, дополнительной литературой, составление опорной схемы по теме

Знать историю образования и этапы развития Казанского ханства, характеризовать экономическое и политическое развитие, выявлять булгарские и золотоордынские традиции в культуре Казанского ханства

45. Русская культура в XVI веке.

1

Урок конференция

02.03

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, атлас « История России с древнейших времен до н.16 века», карта

« Россия в 17 в.»;

§22, составление тезисов «События, явления, процессы в русской культуре XVI веке»

Знать факторы, влияющие на развитие русской культуры: освобождение и объединение России, становление самодержавной власти

Презентация

46. Россия в конце XV

- XVI веках

1

Повторительно - обобщающий урок

07.03

Тестирование с заданиями 3-х уровней сложности

Знать основные положения темы

47- 48. Смутное время

2

Изучение нового материала

09.03

14.03

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, карта

« Россия в 17 в.»;

§ 1,2, 3, 4 составление таблицы «Основные события Смуты», обсуждение проблем: истоки Смуты, кризис власти, самозванцы: кто они, народные движения: против кого, за что: что положило предел Смуте

Знать предпосылки Смуты:

(хозяйственный кризис, закрепоще-

ние крестьян и ухудшение положения холопов, обострение отношений между группировками служилого сословия, политический кризис, духовный кризис общества), характеризовать правление Годунова, Лжедмитрия Первого, Шуйского, Лжедмитрия Второго, сравнивать состав, программы и характер Первого и Второго ополчений

49. Россия после Смуты. Внутренняя политика

1

Изучение нового материала

16.03

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, карта

« Россия в 17 в.»;

§ 5, 6, 7, работа с текстом учебника, составление конспекта

Выявлять основные направления развития страны в начале 17 века

( укрепление крепостничества самодержавия, завершение складывания православной цивилизации, преодоление международной изоляции), характеризовать новые явления в развитии экономики, дать оценку народным движениям 17 века

50. Внешняя политика России в 17 веке

1

Урок – практикум

30.03

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, карта

« Россия в 17 в.»;

§ 7,8, работа с картой, составление хроники важнейших внешнеполитических событий, написание «отчета» от имени первопроходцев в Сибири

Определить основные направления , задачи, итоги внешней политики, определить значение вхождения Сибири и Дальнего Востока в состав России

51. Русская культура в 17 веке

1

Урок с элементами проектной работы

04.04

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, карта

« Россия в 17 в.»;

§10, работа с текстом учебника, интернет – ресурсами, разработка проектов по теме урока

Выявлять особенности культурного развития России в 17 веке, характеризовать достижения русской культуры 17 века, определить влияние церковного раскола на развитие культурного процесса

Презентация

52. Специфика социально – экономического развития края в конце 16- 17 в.в.

1

Изучение нового материала

06.04

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, карта

« Россия в 17 в»

Работа с учебником, дополнительной литературой, составление опорной схемы по теме

Знать систему формирования управления и опору новой власти в крае, характеризовать религиозную политику царизма в крае, социокультурное своеобразие развития региона в 17 веке

53. Россия в 17 веке

1

Повторительно- обобщающий урок

11.04

Тестирование с заданиями 3-х уровней сложности

Задания ЕГЭ

Знать основные положения темы

54. Россия накануне преобразований

1

Изучение нового материала

13.04

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, карта

« Российская империя 18 века»

§9, 11, составление тезисного плана «Преобразования Федора Алексеевича и Софьи»,

Характеризовать правление Федора Алексеевича и Софьи, определять значение отмены местничества для развития государства

55-56. Начало правления и реформы Петра Первого

1

Урок – семинар

18.04

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, карта

« Российская империя 18 века»,

§12,13, работа учебником , дополнительной литературой, заполнение таблицы «Реформы Петра Первого», тестирование, обсуждение вопроса «Как сочетались в политике Петра национальная традиция и европейские ценности. Какие противоречия породила эта политика »

Выявлять предпосылки реформ, характеризовать реформы Петра Первого (по методам проведения, по социальным последствиям, по социально – политическому содержанию), определять значение преобразований в культуре

Презентация

57.Внешняя политика Петра Первого

1

Изучение нового материала

20.04

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, карта

« Российская империя 18 века

§11, 12,13, работа учебником, картой, заполнение таблицы

«Основные сражения северной войны»

Определять основные направления и задачи внешней политики Петра Первого, определять причинно- следственную взаимосвязь между реформами и внешнеполитическими событиями

58. Петровские реформы в крае

1

Комбинированный урок

25.04

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, карта

« Российская империя 18 века»,

Работа с учебником, дополнительной литературой, составление опорной схемы по теме

Знать особенности модернизационных процессов регионе

59. Эпоха дворцовых переворотов

1

Урок с элементами проектной работы

27.04

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, карта

« Российская империя 18 века

§14- 15, работа с учебником, дополнительной литературой, разработка группового проекта «Правители эпохи дворцовых переворотов»

Выявлять причины дворцовых переворотов, характеризовать особенности царствования Екатерины Первой, Петра Второго, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра Третьего по самостоятельно выбранным критериям, участвовать в разработке групповых проектов

60. Россия во второй половине 18 века. Внутренняя политика Екатерины Второй

1

Комбинированный урок

02.05

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, карта

« Российская империя 18 века

§16, 18, работа с учебником, составление тезисного плана «Реформы Екатерины Второй»

Определять задачи и сущность политики «просвещенного абсолютизма», проследить преемственность и противоречия реформ Петра Первого и Екатерины Второй, характеризовать крестьянскую войну под руководством Е. Пугачева

Презентация

61.Внешняя политика России во второй половине 18 века

1

Комбинированный урок

04.05

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, карта

« Российская империя 18 века

§17, работа с учебником, исторической картой, составление тезисного плана «Цели, направления, итоги внешней политики России во второй половине 18 века»

Давать оценку внешней политики Екатерины Второй, характеризовать полководческую деятельность Румянцева, Спиридонова, Суворова, Потемкина, Ушакова

62. Культура России в 18 веке

1

Изучение нового материала с элементами проектной работы

11.05

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, карта

« Российская империя 18 века

§19, работа с учебником, дополнительной литературой, интернет- ресурсами, составление проектов

Выявлять особенности культурного развития России в 18 веке, сравнивать быт россиян 18 века с бытом 17 века, определить влияние европейских стран на развитие российской культуры, характеризовать достижения отечественной культуры 18 века

Презентация

63.Социально- правовое положение нерусского населения. Культура и быт населения в крае

1

Изучение нового материала

16.05

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, карта

« Российская империя 18 века

Работа с учебником, дополнительной литературой, составление опорной схемы по теме

Характеризовать религиозную политику Русского государства в 18 веке,

выявлять новые явления в духовной жизни татарского народа

64. Россия в 18 веке

1

Повторительно- обобщающий урок

18.05

Тестирование в форме ЕГЭ

Знать основные положения темы

65. Внутренняя политика Александра Первого

1

Изучение нового материала

23.05

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, карта

« Российская империя с начала 19 века по 1861»

§21, работа с учебником, составление схемы «Реформа высших органов власти при Александре Первом»

Выявлять факторы развития внутренней политики первой четверти 19 века, характеризовать основные направления внутренней политики Александра Первого, давать оценку социально- экономическому развитию России, оценивать деятельность Аракчеева, Сперанского, Новосильцева

Презентация

66.Отечественная война 1812 года

1

Урок –

семинар

25.05

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, карта

« Российская империя с начала 19 века по 1861»

§22, работа с учебником, исторической картой, составление опорной схемы «Основные события Отечественной войны»

Излагать в хронологической последовательности и с использованием карты события и ход Отечественной войны, давать оценку заграничных походов 1813- 1814 г.г. на развитие национального и общественного самосознания, разработать проект «Герои Отечественной войны 1812 года»

67. Движение декабристов

1

Комбинированный урок

25.05

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, карта

« Российская империя с начала 19 века по 1861»

§25, работа с учебником, заполнение таблицы «Программы декабристов: общее и различия»

Излагать события 14 декабря 1825 года, знать причины движения декабристов, ход восстания, итоги и последствия, выявить влияние декабристского движения на социально- политическое развитие России

Презентация

68. Внутренняя политика Николая Первого

1

Урок – семинар

30. 05

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, карта

« Российская империя с начала 19 века по 1861»

§26, 27, работа с учебником, дополнительной литературой, составление опорной схемы

Характеризовать социально- экономическое развитие страны, рассмотреть попытки решения крестьянского вопроса при Николае Первом, сравнивать личности Александра Первого и Николая Первого

69. Внешняя политика России во второй четверти 19 века

1

Урок изучения нового

Материала

31.05

Учебник, иллюстрации к учебнику, атлас Россия и мир, карта

« Российская империя с начала 19 века по 1861»

§28, работа с учебником, исторической картой, составление опорной схемы по теме

Излагать в хронологической последовательности и использованием карты событий Кавказкой войны, рассмотреть понятие «восточный вопрос», определить его влияние на внешнеполитический курс России в 19 веке

70.Россия в первой половине 19 века

1

Повторительно- обобщающий урок

Тесты, индивидуальные задания

Знать основные положения по теме

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Календарно-тематическое планирование предназначено для 11 класса и составлено на основе требований к обязательному минимуму содержания образования по истории, определенных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, примерной программе по истории.

Последовательность изучения курсов отечественной, всеобщей истории и истории Татарстана определена в соответствии с приказом МОиН РТ «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009/2010 учебном году» от (приказ МО и Н РФ от 16.10.2009 г. № 793\9). и распределяется следующим образом: «Всеобщая история. Вторая половина. 19 в. XX в.в.» (23 часа), «История России. XX - н. ХХ1 в. включая историю татарского народа и Татарстана XX в.» (45 часа)

Настоящая программа учитывает современный концентрический принцип образования, предполагая обучение на более высоком уровне абстрагирования. В связи с этим курс истории России строится по проблемно – хронологическому принципу с опорой на подготовку учащихся в основной школе. Объектом изучения являются основные вехи цивилизационного развития России. Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия, явлений и процессов. Особенностью данного курса истории является более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом прошлого века, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно- историческом процессе, а также формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Настоящая программа предусматривает формирование учащихся общеучебных умений, навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Данная программа рассчитана на 66 часа, 2 часа в неделю. Включает в себя три раздела: основное содержание с распределением учебных часов по темам курса, планируемые результаты ЗУН, требования к уровню подготовки учащихся. В соответствии с методическим письмом года изменен объем изучаемого материала в 11 классе: предусматривается изучение материала 20 и начала 21 века. Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

  • Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

  • Освоение систематизированных знаний об истории человечества , формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно- историческом процессе.

  • Овладение умениями и навыками поиска, систематизации комплексного анализа исторической информации.

  • Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности , сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей ,определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен к концу учебного года:

ЗНАТЬ\ПОНИМАТЬ:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной истории;

- периодизацию отечественной истории;

- современные версии, трактовки важнейших проблем отечественной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;

- основные исторические понятия

УМЕТЬ:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации /характеризовать авторство, время, обстоятельства, цели создания/

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах/ текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд/

- различать в исторической информации факты / место, обстоятельства, участники, результаты/ и мнения; исторические описания/ событий, участников, исторических объектов, памятников, биографическая справка, характеристика личности/ и историческое объяснение/ соотносить единичные факты и общие явления , показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений, называть характерные существенные черты событий и явлений, классифицировать их по а/ указанному основанию , в/ определяя основание самостоятельно;

- объяснять смысл , значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия

- устанавливать причинно- следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам , используя для аргументации исторические сведения ;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, эссе

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИОБРЕТЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ДЛЯ:

-определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

-использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне информации;

-соотношения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского этнокультурного конфессионального сообщества, гражданина России.

Календарно – тематическое планирование по истории

68 часов, 11 класс

Учебник: Всеобщая история XX- начало XXI

Автор: Л.Н. Алексашкина, 6 – е издание

Издательство Москва «Мнемозина», 2009

История России 17-19 века А.Н.Сахаров, А.Н.Боханов

ч.2; М; « Русское слово», 2006 г.

История России XX- начало XXI века

Авторы: А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В.Мироненко

Москва «Просвещение», 2009 г.

История Татарстана и татарского народа под редакцией Б.Ф. Султанбекова

Казань «ТаРИХ»

Тема урока

Кол-во час

ов

Тип урока

Дата

Оборудование

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемый результат

Инновационная деятельность

Плани

руемая

Факт

ическая

Всеобщая история

1. Введение. Новейшая история: понятие, периодизация

1

Изучение нового материала

03.10

Учебник, атлас «история мировых цивилизаций», карта «Территориально- политический раздел мира с 1871 по1914»

Глава 1 и вопросы к ней, работа с текстом учебника, документами стр. 10,составление конспекта

Знать этапы периодизации новейшей истории, анализировать изменения в мире на протяжении новейшей эпохи

2. Научно- технический прогресс в начале 20 века

1

Комбинированный урок

06.10

Учебник, атлас «история мировых цивилизаций»,

Глава 2 и вопросы к ней, работа с таблицей стр. 13, 18, документами стр. 18-19, составление опорной схемы

Знать факты научных открытий, технического прогресса, определить социальные последствия научно – технического прогресса, показать неравномерность экономического развития отдельных стран в конце 19 – начале 20 века

3. Страны Европы и США в начале 20 века: достижения и проблемы индустриального развития

1

Урок – практикум

10.10

Учебник, атлас «история мировых цивилизаций», карта « США в конце 19- начале 20 века», карта «Европа с 1870- по1914 годы»

Глава 3 и вопросы к ней, работа с текстом главы и источниками стр. 33- -35, составление сравнительной характеристики

Дать характеристику социально- экономическому развитию стран Западной Европы и США, найти общее и различия, выделить противоречия и негативные последствия индустриального развития

4. Революции начала 20 века в странах Азии и Америки

1

Изучение нового материала

13.10

Учебник, атлас «история мировых цивилизаций»,

Глава 4, работа с текстом главы и документами стр. 44-45, составление хронологической таблицы «Революции в странах Азии и Америки»

Определить причины и задачи первых десятилетий революций с наступлением 20 века, характеризовать особенности освободительных движений в странах Азии и Латинской Америки

5.Первая мировая война 1914-1918 гг.

1

Урок систематизации знаний

17.10

Учебник, атлас «история мировых цивилизаций»,

карта

«Первая мировая война 1914- 1918 гг.»

Глава 5 и вопросы к ней, работа с текстом учебника, документами стр. 56- 59, исторической картой, составление опорной схемы

Знать причины, этапы,

основные военные операции , характеризовать методы и средства ведения Первой мировой войны, определить отношение людей в начале войны и на завершающем этапе

Заметка корреспондента о событиях в Сараево и последовавшем дипломатическом кризисе

6. Мир после войны. Версальско- Вашингтонская война

1

Урок – лекция с элементами беседы

20.10

Учебник, атлас «история мировых цивилизаций», карта

«Первая мировая война 1914- 1918 гг.», карта «Европа после первой мировой войны»

Глава 6 и вопросы к ней, работа с текстом главы, документами стр. 68- 70, составление опорных тезисов

Характеризовать предпосылки и значение образования новых государств после Первой Мировой войны, показать противоречивость Версальско- Вашингтонской системы

7. Выбор путей и моделей развития в странах Западной Европы и США

1

Урок решения познавательных задач

24.10

Учебник, атлас «история мировых цивилизаций», карта «Западная Европа с 1924- 1939гг.»

Глава 7 и вопросы к ней, рассмотрение вопросов: 1. в чем заключался выбор пути в ситуациях социальных потрясений в 1918- 1939гг.?

2. в каких государствах и благодаря чему удалось сохранить демократические системы?

Показать выбор путей и моделей развития стран, дать социально- экономическую характеристику стран Западной Европы и США, найти общее и различия

8. Утверждение тоталитаризма: итальянский фашизм и германский национал- социализм

1

Урок сопоставительного анализа

27.10

Учебник, атлас «история мировых цивилизаций», карта «Западная Европа с 1924- 1939гг.»

Глава 8 и вопросы к ней, работа с текстом, документами и таблицами стр. 90-92, составление сравнительной характеристики тоталитарных и авторитарных режимов

Объяснить причины установления тоталитарных и авторитарных режимов в Европе, сравнивать режимы , найти общее и различия

Презентация

9.Страны Азии в 1918-1939 г.г.

1

Комбинированный урок

01.10

Учебник, атлас «история мировых цивилизаций»,

Глава 9 и вопросы к ней, групповая работа: 1гр.- революция и реформы в Турции; 2 гр.- освободительное движение в Китае; 3 гр.- освободительное движение в Индии

Знать основные этапы борьбы за освобождение и обновление в странах Азии, найти общее и различия

10. Культура в меняющемся мире

1

Урок - конференция

04.10

Учебник, атлас «история мировых цивилизаций»,

Глава 10 и вопросы к ней, работа с текстом главы и изобразительными материалами учебника, источниками стр. 113-114

Знать основные направления, течения в культуре, раскрыть общие черты культурной политики в тоталитарных государствах

11. Международные отношения в 1920-1930 –е гг. «Эра пацифизма»

1

Урок систематизации материала

08.10

Учебник, атлас «история мировых цивилизаций», карта «Западная Европа с 1924- 1939гг.»

Глава 11 и вопросы к ней, работа с текстом главы, документами, иллюстрациями и таблицей стр. 122- 125

Знать периодизацию , хроники важнейших событий, характеризовать внешнеполитические действия ведущих держав

12- 13 Вторая мировая война

2

Урок – лабораторное занятие

11.10

15.10

Учебник, атлас «история мировых цивилизаций», политическая карта мира, карта «Вторая мировая война»

Глава 12, 13 и вопросы к ним, составление хроники событий в виде таблицы, работа с исторической картой, документами и таблицами стр. 140- 143, 153-154

Знать причины, основные события, итоги каждого этапа войны, обсуждение вопрос: кто освободил народы Европы от фашизма?

Презентация

13.Послевоенные перемены в странах Европы и Азии

1

Лекция с элементами беседы

18.10

Учебник, атлас «история мировых цивилизаций», политическая карта мира

Глава 14 и вопросы к ней, работа с текстом главы, документами, таблицами стр. 160- 162, составление опорного конспекта

Знать о переменах в мире в послевоенное время, выделить причины «холодной войны», этапы кризиса и крушения колониальной системы

14. Общество в движении: переход от индустриального к постиндустриальному обществу

1

Комбинированный урок

22.10

Учебник, атлас «история мировых цивилизаций»,

политическая карта мира

Глава 15 и вопросы к ней, работа с источниками стр.171- 172

Дать характеристику структурным изменениям в обществе, вызванным переходом к новому этапу общества и успехами в науке и техники

15.США во второй половине 20 – начале 21 века

1

Урок- практикум

25.10

Учебник, атлас «история мировых цивилизаций», политическая карта мира

Глава 16 и вопросы к ней, индивидуальная работа на основе работы с текстом главы и документами стр. 183-184

Знать причины превращения США после войны в лидера западного мира, характеризовать позицию США в политической, экономической, культурной сферах жизни в современном мире

16. Страны Западной Европы: на пути к стабильности и «социальному обществу»

1

Урок сопоставительного анализа

29.10

Учебник, атлас «история мировых цивилизаций»,

политическая карта мира

Глава 17 и вопросы к ней, работа с текстом главы, источниками, таблицами, карикатурами стр. 196- 199

Знать основные этапы и события в политическом, экономическом, социальном развитии в странах Европы, выявить общие тенденции и особенности

17.Страны Центральной и Восточной Европы:

1

Урок систематизации материала

10.11

Учебник, атлас «история мировых цивилизаций»,

политическая карта мира

Глава 18 и вопросы к ней, работа с текстом, документами, таблицами стр. 213-215

Знать периоды истории стран региона в 1945- 2007, дать характеристику этим периодам, характеризовать перспективу и место стран региона в современной Европе

18. Народы Азии и Африки во второй половине 20 –начале 21 века

1

Урок - практикум

12.11

Учебник, атлас «история мировых цивилизаций», политическая карта мира

Глава 19 и вопросы к ней, работа с текстом главы, документами, таблицами стр. 233-235

Знать основные события развития стран Азии и Африки, характеризовать выбор путей развития, выяснить проблемы и успехи модернизации новых индустриальных стран

19. Страны Латинской Америки во второй половине – начале 21 века

1

Урок сопоставительного анализа

15.11

Учебник, атлас «история мировых цивилизаций», политическая карта мира

Глава 20 и вопросы к ней, работа с текстом главы, документами стр. 246-247, составление опорных тезисов

Дать характеристику экономического, социального и политического развития латиноамериканских государств, сравнивать причины и результаты реформ и революций как путей модернизации

20. Культура во второй половине 20 – начале 21 века

1

Урок – презентаций

19.11

Учебник, атлас «история мировых цивилизаций»,

политическая карта мира

Глава 21 и вопросы к ней, выступление учащихся с сообщениями и электронными презентациями

Выделять явления, тенденции в развитии современной культуры, характеризовать основные жанры современного кино, знать имена представителей современной культуры

21. Международные отношения во второй половине 20- начале 21 века

1

Урок систематизации материала

22.11

Учебник, атлас «история мировых цивилизаций», политическая карта мира

Глава 22 и вопросы к ней, работа с текстом главы, документами стр. 271-272, составление опорного конспекта

Знать основные тенденции развития международных отношений во второй половине 20 – начале 21 века, выявить проблемы отношений после распада биполярного мира, характеризовать роль государственных лидеров в международных отношениях

22.Мир в 20 –начале 21 века

1

Повторительно- обобщающий урок

26.11

Учебник, атлас «история мировых цивилизаций», политическая карта мира

Знать основные положения курса

История России

23. Начало правления Александра Второго. Крестьянская реформа 1861 г.

1

Изучение нового материала

29.11

Учебник, атлас «Россия и мир», фрагмент видеофильма «Александр Второй»

Работа с текстом учебника, дополнительной литературой, составление кластера по теме

Знать предпосылки, этапы, содержание, итоги , результаты Крестьянской реформы, характеризовать личность императора, оценить последствия для развития страны

Презентация

24. Реформы 60-70-х годов 19 века.

1

Урок систематизации материала

03.12

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Российская империя с начала 19 века по 1861»

Работа с текстом учебника, составление систематической таблицы

Знать содержание, характер, значение реформ, знакомится с оценкой современников и историков,

Презентация

25.Социально- экономическое развитие пореформенной России

1

Комбинированный урок

06.12

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Российская империя в начале 20 столетия»

Работа с исторической картой, атласом, составление опорных тезисов

Знать социально- экономические изменения в жизни страны, выделить особенности в развитии страны

26. Общество и власть во второй половине 50-х- начале 80-х г.г. 19 века

1

Урок - практикум

10.12

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Российская империя в начале 20 столетия»

Работа с текстом учебника, документами,

Выяснить отношение общества к реформам, характеризовать общественные движения, дать оценку действиям властей в борьбе с политической активностью общества

27. Внутренняя политика и общественное движение в царствование Александра Третьего

1

Урок систематизации материала

13.12

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Российская империя в начале 20 столетия»

Работа с текстом учебника, составление сравнительной таблицы

Знать суть, содержание контрреформ Александра Третьего, причины их проведения, выяснить общее и особенное в политике Александра Второго и Александра Третьего

28. Внешняя политика России во второй половине 19 века

1

Урок - практикум

17.12

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Российская империя в начале 20 столетия»

Работа с текстом учебника, исторической картой, составление кластера по теме

Знать задачи, основные направления внешней политики России, характеризовать военные сражения и внешнеполитические действия руководства страны

29. Культура России во второй половине 19 века

1

Урок- конференция

20.12

Учебник, атлас «Россия и мир»,

Работа с текстом учебника, художественными материалами, выступление учащихся с сообщениями и электронными презентациями

Знать достижения культуры разных направлений, выявить новые черты в русской культуре, обсуждение вопроса о месте российской культуры второй половины 19 века в европейской и мировой культуре

30. Россия во второй половине 19 века

1

Повторительно- обобщающий урок

24.12

Учебник, атлас «Россия и мир»,

Индивидуальные задания, тесты в форме ЕГЭ

31. Социально- экономическое развитие в начале 20 века

1

Изучение нового материала

27.12

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Российская империя в начале 20 столетия»

§1 и вопросы к ней, работа с текстом учебника, с исторической картой, документом стр. 16, составление диаграммы «Социальная структура российского общества»

Дать характеристику социально- экономическому развитию России в начале века, выделить успехи и трудности модернизации России

32. Внутренняя и внешняя политика самодержавия

1

Урок – практикум

10.01

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Российская империя в начале 20 столетия»

§2, 3 и вопросы к ним, работа с текстом учебника и источниками стр.17 и 26 по вопросам: личность и политика Николая Второго ( оценка современников и историков); русско- японская война: причины, основные события , итоги.; задачи модернизации политической системы, социальных отношений; общественные движения: цели, задачи, лидеры

Знать основные направления внутренней и внешней политики Николая Второго, выяснить отношение общества к русско- японской войне, дать характеристику общественным движениям

33. Россия в годы первой революции

1

Урок систематизации материала

14.01

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Российская империя в начале 20 столетия», карта «Первая русская революция 1905- 1907 гг.»

§ 4, 5 и вопросы к ним, работа с текстом учебника и документами, заполнение таблицы по вопросам «Парламентаризм в России»

Знать причины, цели, ключевые события, итоги, результаты, значение революции, иметь представление о формировании многопартийности и парламентаризма в стране

34.Политическое и социально- экономическое развитие

1

Комбинированный урок

17.01

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Российская империя в начале 20 столетия»,

§ 6,7 и вопросы к ним, работа с текстом учебника, составление опорных тезисов по теме

Дать характеристику третьеиюньской политической системе, выявляя ее сильные и слабые стороны, характеризовать реформы П.А. Столыпина (оценка современников и историков)

35. Внешняя политика России в начале 20 века . Участие России в первой мировой войне

1

Урок систематизации знаний

21.01

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Российская империя в начале 20 столетия», карта «Первая мировая война»

§ 8 и вопросы к ней, работа с исторической картой, текстом учебника, документами, составление опорной схемы по теме

Знать основные направления, задачи внешней политики России в начале 20 века, выделить основные этапы войны и определить роль России в первой мировой войне

36. Культура России в начале 20 века

1

Урок – презентация

24.01

Учебник, атлас «Россия и мир»,

§ 9 и вопросы к ней, выступление учащихся с сообщениями и электронными презентациями по теме

Знать о важнейших явлениях и процессах в культурной жизни России, определить традиции и новаторство в российской культуре начала 20 века

Презентации

37.Казанская губерния во второй половине 19 века – начале 20 века

1

Урок систематизации знаний

28.01

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Российская империя в начале 20 столетия»,

Работа с текстом учебника, составление конспекта

Знать социально- экономические процессы в крае на рубеже 19 – 20 веков, выделить особенности в развития края

38. Россия в революционном вихре 1917 г

1

Изучение нового материала

31.01

Учебник, атлас «Россия и мир»,

карта «Российская империя в начале 20 столетия»,

§ 6, 7, 8 и вопросы к ним, работа с текстом учебника, документами, составление периодизации событий, оценка характера революционных преобразований

Знать предпосылки, причины, характер, основные этапы, события, итоги революций, выявить возможные альтернативы развития революции

39- 40. Создание советского государства и первые преобразования. Гражданская война и интервенция

2

Урок- практикум

04.02

07.02

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Российская империя в начале 20 столетия»,

§ 13,14,15 и вопросы к ним, работа с исторической картой, с текстом учебника, документами, составление опорной схемы

Знать основные революционные преобразования большевистской партии, выделить причины, участников, основные этапы, события, итоги и последствия гражданской войны

41. Социально- экономическое и политическое развитие СССР

1

Урок систематизации материала

11.02

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Национально- государственное устройство», карта «Развитие СССР в 1929- 1940 гг.»

§16,17,18 и вопросы к ним, работа с текстом учебника, с исторической картой, документами, составление кластера по теме

Знать причины перехода от политики «военного коммунизма» к НЭП, выделить достижения , трудности и противоречия нэпа, знакомится с проектами образования СССР и политическими приоритетами большевиков

42. 1917 год и гражданская война в крае. Образование ТАССР

1

Урок обобщения и систематизации знаний

14.02

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Национально- государственное устройство», карта «Развитие СССР в 1929- 1940 гг.»

Работа с текстом учебника, составление опорных тезисов по теме

Рассмотреть основные события революции и гражданской войны в крае, отметить их региональные особенности, оценить роль и влияние национального движения на развитие событий

Презентация

43. Социально- экономические и политические преобразования в стране (конец 20-х – 1939 г.)

1

Изучение нового материала

18.02

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Развитие СССР в 1929- 1940 гг.»

§20, 21,22 и вопросы к ним, работа с текстом учебника, документами, с исторической картой, составление хронологического ряда ключевых событий

Знать цели, задачи, источники, достижения, трудности, противоречия индустриализации и коллективизации, характеризовать борьбу за руководство в партии после смерти Ленина, оценить последствия

44. Советская страна накануне Великой Отечественной войны

1

Комбинированный урок с элементами беседы

21.02

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Развитие СССР в 1929- 1940 гг.», карта «Великая Отечественная война»

§ 19, 23 и вопросы к ним, работа с текстом учебника, исторической картой, составление кластера по теме

Знать основные направления , задачи советского руководства в 20-30 –е годы, выделить достижения и просчеты внешней политики

45 - 46 . Великая Отечественная война 1941- 1945 г.г. Боевые действия на фронтах

2

Урок систематизации материала

25.02

28.02

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Великая Отечественная война»

§24, 25 и вопросы к ним, работа с исторической картой, с комплексом источников, составление хроники событий

Знать причины, основные этапы, ход, масштабы, последствия военных событий каждого периода войны, показать героизм, мужество советского народа в войне

47. Борьба за линией фронта. Советский тыл в годы войны

1

Урок – практикум

04.03

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Великая Отечественная война»

§26, 27 и вопросы к ним, групповая работа: 1 гр.- движение Сопротивления; 2 гр.- партизанская война; 3 гр.- тыл в годы войны; 4гр.- культура в годы войны

Дать характеристику движению Сопротивления в оккупированных территориях и партизанской войне в тылу врага, показать единство народа в годы войны, оценить вклад деятелей культуры в победу

48. СССР и союзники. Итоги и уроки Великой Отечественной войны

1

Урок - семинар

07.03

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Великая Отечественная война»

§ 28, 29 и вопросы к ним, работа с текстом учебника, исторической картой, составление опорной схемы

Характеризовать внешнюю политику СССР в 1941-1945 гг., проследить этапы становления антигитлеровской коалиции, определить источники, значение Победы в Великой Отечественной войне

49. Последние годы сталинского правления

1

Изучение нового материала

11.03

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Послевоенное восстановление и развитие народного хозяйства 1946- 1958гг.»

§ 30,31 и вопросы к ним, работа с текстом учебника, документами, обсуждение вопросов: что означала победа в войне для советских людей? Каковы были их надежды на будущее? Как можно охарактеризовать политический курс власти внутри страны, на международной арене?

Характеризовать жизнь людей после войны, показать трудности и надежды людей, рассказать о восстановлении народного хозяйства, знать задачи, основные направления внешнеполитического курса СССР

50. Республика в годы Великой отечественной войны

1

Комбинированный урок

14.03

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Послевоенное восстановление и развитие народного хозяйства 1946- 1958гг.»

Работа с текстом учебника, составление опорных тезисов

Дать представление о республике как важном тыловом районе страны в военные годы, характеризовать вклад республики в общую победу над врагом , показать мужество и героизм тружеников тыла и подвиги татарстанцев на фронтах войны

51 Россия, СССР в 1900-х – 1950-е годы

1

Повторительно- обобщающий урок

18.03

Учебник, атлас «Россия и мир»,

Индивидуальные задания, тесты ЕГЭ

Знать основные положения темы

52. СССР в 1953- 1964 гг. Изменения в политике и культуре

1

Изучение нового материала

01.04

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Послевоенное восстановление и развитие народного хозяйства 1946- 1958гг.»

§ 32 и вопросы к ней,

на основе информации учебника и исторических источников составлять характеристику (исторический портрет) Н. С. Хрущева.

Характеризовать причины, ход,итоги борьбы за власть после смерти Ста­лина, причины победы Н. С. Хрущева, раскрывать общественный импульс и значение решений XX съезда, высказывать суждение о причинах отставки Н.С. Хрущева, характеризовать, период «оттепели» в общественной жиз­ни, приводя примеры из литературных и публицистических произведений, рассказыватьо достижениях советской науки и техники, советского спорта в конце 1950-х – 1960-е гг.

Презентация

53. Преобразования в экономике

1

Урок- практикум

04.04

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Послевоенное восстановление и развитие народного хозяйства 1946- 1958гг.»

§ 33 и вопросы к ней,

работа с текстом учебника, документами стр. 262, 264, 267

Объяснять,в чем заключались новые подходы к решению хозяйственных и социальных проблем в рассматриваемый пе­риод.

Обосновывать на конкретных примерах вывод о завершении создания к концу 1950-х – началу 1960-х гг. в СССР основ индустриального общества.

Представлять биографические справки, очерки о первых советских космонавтах.

Высказывать и аргументироватьсуждения о достоинствах и недостатках социально-экономической политики Н. С. Хрущева

54. Внешняя политика СССР в 1953- 1964 гг.

1

Урок- практикум

08.04

Учебник, атлас «Россия и мир», карта «Послевоенное восстановление и развитие народного хозяйства 1946- 1958гг.»

§ 34 и вопросы к ней, работа с текстом учебника, исторической картой, составление опорной схемы по теме

Раскрыватьзначение выдвижения концепции мирного сосу­ществования государств с различным общественным строем, подготовить сообщения о Венгерском, Суэцком, Берлинском (1961 г.) Карибском кризисах и их пре­одолении (по выбору), характеризовать взаимоотношения СССР с государствами социалистического лагеря и странами «третьего мира»

55. Нарастание кризисных явлений в советском обществе в 1965- 1985

1

Комбинированный урок с элементами беседы

11.04

Учебник, атлас «Россия и мир», политическая карта мира

§ 35, 36 и вопросы к ним, работа с текстом учебника, документами, составление конспекта, проводитьпоиск информации о повседневной жизни людей в 1960-е – середине 1980-х гг. (включая воспоминания чле­нов семьи, представителей старших поколений

Излагатьосновные положения реформ в промышленности и сельском хозяйстве второй половины 1960-х гг., давать оценку их результатов и значения, объяснять причины свертывания реформ, характеризовать социальную политику 1970-х гг., сравнивать ее с социальной политикой предшествующего периода, раскрывать,в чем проявлялись противоречия культурной жизни в рассматриваемый период.

56. Период перестройки

1

Урок систематизации материала

15.04

Учебник, атлас «Россия и мир», политическая карта мира

§ 37 и вопросы к ней, работа с текстом учебника, дополнительным материалом, составление кластера по теме, собирать и анализироватьвоспоминания членов семьи, людей старшего поколения о жизни в годы перестройки; пред­ставлять их в виде устной или письменной презентации.

Знать предпосылки курса на ускорение социально- экономического развития, проводитьпоиск информации об изменениях в сфере эко­номики в годы перестройки, объяснять причины неудач в реформировании экономики

Презентация

57. Внешняя политика в 1965- 1991 г.г.

1

Комбинированный урок с элементами беседы

18.04

Учебник, атлас «Россия и мир», политическая карта мира

§ 39 и вопросы к ней, работа с текстом учебника, дополнительным материалом, составление опорной схемы

Характеризовать направления и ключевые события внешней политики СССР в годы перестройки, систематизировать материал о результатах осуществления политики нового политического мышления, излагатьприводимые в учебнике оценки политики «нового мышления», высказывать и аргументировать свое суждение

58. Республика в 1950- 1980 годы

1

Изучение нового материала

22.04

Учебник, атлас «Россия и мир»,

Работа с текстом учебника, составление конспекта

Дать характеристику основным направлениям развития экономики в республике, связанным с общесоюзными реформами и экспериментами, показать изменения и проблемы в социальной сфере, характеризовать основные процессы развития республики в застойный период, выделить основные этапы

59. Общественно- политические процессы в Татарстане в 90-е годы

1

Комбинированный урок

25.04

Учебник, атлас «Россия и мир»,

Работа с текстом учебника, составление опорной схемы

Характеризовать развитие республики в периоды перестройки и либеральных реформ, показать подъем национального самосознания народов региона, дать характеристику политической и культурной жизни

60. Распад СССР

1

Урок систематизации материала

30.04

Учебник, атлас «Россия и мир», политическая карта мира

§ 38 и вопросы к ней, работа с текстом учебника, дополнительной литературой, составление кластера по теме

Знать причины обострения социально- экономических, политических, межэтнических отношений в стране, выделить основные события, приведшие к распаду СССР

61- 62. Начало кардинальных перемен в стране

1

Урок - лабораторное занятие

02.05

Учебник, атлас «Россия и мир»,

§ 40, 41 и вопросы к ним, работа с, текстом учебника, документами, заполнение таблицы стр. 341

Объяснять,в чем заключались трудности перехода к рыноч­ной экономике, привлекая свидетельства современников, излагатьосновные положения экономической реформы начала 1990-х гг., давать оценку ее результатов и значения, объяснять причины, особенности и последствия финансового кризиса 1998 г, раскрывать содержание понятий либерализация цен, приватизация, ваучер

63.Россия на рубеже веков

1

Изучение нового материала

06.05

Учебник, атлас «Россия и мир», политическая карта мира

§ 42 и вопросы к ней, работа с текстом учебника, документами, исторической картой, составление опорных тезисов по теме

Характеризовать ключевые события политической истории России в XXI в., представлять характеристику крупнейших политических партий и деятелей современной России, анализировать и обобщатьинформацию различных источ­ников об экономическом и социальном развитии России в XXI в.

систематизировать материалы печати и телевидения об ак­туальных проблемах и событиях в жизни современного рос­сийского общества, представлять их в виде обзора, реферата,

64 -65.Внешняя политика

2

13.05

16.05

Учебник, атлас «Россия и мир», политическая карта мира

§ 44. и вопросы к ней, работа с текстом учебника, дополнительной литературой, составление опорной схемы

проводитьобзор текущей информации телевидения и прес­сы о внешнеполитической деятельности руководителей страны

66. СССР, Россия в во второй половине 20 века – начале 21 века

1

Зачет

20.05

Учебник, атлас «Россия и мир», политическая карта мира

Индивидуальные задания, задания ЕГЭ

Знать основные положения темы

67- 68. Итоговое повторение Российская империя – СССР – Россия в конце 20- начале 21 века

1

Повторительно- обобщающий урок

23.05

Учебник, атлас «Россия и мир»,

Задания ЕГЭ

Знать основные положения курса

  1. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по обществознанию для 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов моу сарсак-Омгинский лицей Агрызского муниципального района рт

    Рабочая программа
    Курс «Обществознание» для 6 класс органически входит в предмет, изучаемый с 6 по11 класс. Программа, раскрывающая цели, задачи, содержание и формы работы в 6 классе по обществознанию,
  2. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по химии 8-11 классы моу сарсак-Омгинский лицей Агрызского муниципального района рт

    Рабочая программа
    Программа курса построена по концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, чтобы сохранить присущий русской школе высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим.
  3. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по физике для 10, 11 классов моу сарсак-Омгинский лицей

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа курса «Физика» для 10 класса III ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования,
  4. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по биологии 8-11 моу сарсак-Омгинский лицей Агрызского муниципального района рт

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразова­тельной школы. Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, основного общего образования по биологии
  5. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по русской литературе, 5-11 классы зариповой Флюры Камиловны

    Рабочая программа
    1) Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ.
  6. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по иностранному языку 2-11 классы маркитонова Татьяна Валерьевна

    Рабочая программа
    Инструктивно-методического письма МОиН РТ «Об особенностях преподавания учебного предмета «Иностранный язык» в условиях перехода на федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования»
  7. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по обж 8,10,11 классы маркитонова Василия Ивановича

    Рабочая программа
    Информация по обеспечению личной, национальной и глобальной безопасности. Нормативные документы, теория БЖ, наука, психология, методика, культура БЖ,
  8. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по технологии 5-8 классы (девочки) Воробьевой Лидии Дмитриевны

    Рабочая программа
    Программа «Технология. Обслуживающий труд» разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»,
  9. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по биологии, 5-7 классы олхаевой Надежды Ивановны

    Рабочая программа
    Планирование составлено на основе программы основного общего образования по природоведению А.А.Плешакова, Н.И.Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений.

Другие похожие документы..