В. Ж. Аренс Богатство России

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

XX ЛЕТ

В. Ж. Аренс

Богатство России –
её люди
и недра

Москва

2011

УДК 622.25+553.9.552+336+342.415(038)

ББК 87.3 20.18 34.323+33.15

П16 А91 Р28

В.Ж. Аренс. Богатство России – её люди и недра

В подобранных материалах книги изложены результаты исследований новых аспектов горного дела, предлагаются возможные решения по строительству высшего горного образования и гражданского общества, способного выживать в этом сложном мире. Предлагаются различные мысли в надежде побудить читателя думать о различных аспектах современной жизни. Не всё так плохо. Есть надежда. Надо жить и работать. И не из таких переделок Россия выбиралась.

ISBN 5-89848-015-3

© Аренс В.Ж.

«Хочется и надо подвести итоги. Пережил развал жизни, разрушение, неудачные и малоосмысленные попытки творчества, зерна и нити больших идей, которые закрыты поднявшейся грязной пеной и мутью»

В.И.Вернадский

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ 7

ПРЕДИСЛОВИЕ 10

О ГОРНОМ ДЕЛЕ ВООБЩЕ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКОЙ ГЕОТЕХНОЛОГИИ В ЧАСТНОСТИ 14

ЭТАП НА ДОРОЖНОЙ КАРТЕ ГЕОТЕХНОЛОГИИ 20

«ПЛАЧ ЯРОСЛАВНЫ» 30

ВНЕДРЕНИЕ ХИМИИ И МИКРОБИОЛОГИИ В ТЕХНОЛОГИЮ ГОРНОГО ДЕЛА: СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ 41

О СОВРЕМЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ 53

ЕЩЁ РАЗ О СОВРЕМЕННОЙ ПОДГОТОВКЕ ГОРНЫХ ИНЖЕНЕРОВ 62

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОВ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ ГЕОТЕХНОЛОГИЙ (ФХГ) 66

Охрана земной поверхности 72

Охрана воздушного бассейна 72

Охрана водных ресурсов 73

Социальное значение геотехнологических методов 75

О РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ НЕФТЯНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ 77

КОМБИНИРОВАНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ СПОСОБОВ ПРИ КОМПЛЕКСНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РУДОМИНЕРАЛЬНОГО СЫРЬЯ 90

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКВАЖИННОЙ ГИДРОТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОСВОЕНИИ УГЛЕВОДОРОДНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ СЕВЕРА 101

Скважинная гидродобыча песка 101

Подземное хранение жидких углеводородов в подземных резервуарах, сооружаемых в мерзлых осадочных породах 103

Захоронение отходов при бурении скважин 106

МЕТОДИКА ОПЫТНО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТЕХНОЛОГИИ СКВАЖИННОЙ ГИДРОДОБЫЧИ 108

О НАШЕЙ ЗЕМЛЕ 113

СТРОИТЕЛЯМ СВОЕЙ ЖИЗНИ 116

ЖИЗНЬ И РАБОТА 119

О МОНИЛГео 138

ЗАМЕТКА В СТЕНГАЗЕТУ 149

НЕСКОЛЬКО ФРАГМЕНТОВ ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ 152

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СЕБЕ 159

О ТВОРЧЕСТВЕ 161

УЛИЦА 25 ОКТЯБРЯ ДОМ 23 164

ЛИЦА АКАДЕМИИ 172

Н. В. МЕЛЬНИКОВ 177

М. И. ЩАДОВ 180

МЫСЛИ О ВЫЖИВАНИИ 181

ИНФЛЯЦИОННАЯ СПИРАЛЬ ЖИЗНИ, КУЛЬТУРЫ, НАУКИ 186

КУДА ИДЁМ ? 191

О ЖИЗНИ И СМЕРТИ 195

ГЛЯДЯ В ЗЕРКАЛО РОССИИ
(О недалёком прошлом и будущем России) 199

КАК ЖИТЬ? 243

КИТАЙСКИЕ МУДРЕЦЫ УЧАТ 246

ПОДУМАЕМ О ВЕЧНОМ 261

РАЗМЫШЛЕНИЯ НА РАЗНЫЕ ТЕМЫ 265

ЛАТИНСКИЕ КРЫЛАТЫЕ СЛОВА,
НАД КОТОРЫМИ СЛЕДУЕТ ПОДУМАТЬ 294

ЧИТАЯ ГЕНРИ ФОРДА 295

МОИ ПИСЬМА В НИКУДА 297

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ

Сегодня, когда многие утратили ориентиры будущего, люди вспоминают прошлое. На дворе ХХI век и новый-старый социальный строй государства. Мне человеку ХХ века не комфортно жить в разоренной стране. Сравнивая недостроенный социализм и новый коррумпированный капитализм, видны их преимущества и недостатки. Будущее надо строить, не разрушая достижения старого. Так действуют китайцы, которые с успехом выходят из более тяжёлого положения страны. Уверен, что и русские в силу своей природы, смогут сделать невозможное и вновь создать великую страну. Но для этого необходимо осуществлять постоянное технологическое, экономическое и политическое обновление. В современной жизни много условного, ненужного, чем обычно прикрывают изъяны общественного устройства. Конечно, каждый имеет право быть самим собой, но нет смысла делать революцию. 20 век показал, к чему они приводят. Не надо быть как все. Твори, изобретай, создавай себя и через себя общество. Многое, мною написанное для будущего, для читателей, думающих, что делать, как жить, «чтобы не было стыдно за прожитую жизнь». В конце жизни хочется сказать слишком много. Всё сказать всё равно не удастся, хотя обязательно будет много лишнего.

Многие мои коллеги сами пишут и им некогда читать. Поэтому для облегчения знакомства с лежащей перед ними книгой я попытался кратко изложить её содержание.

1. Ещё Л.Н. Толстому принадлежит мысль, что «государство делает нам зло во имя нашего блага». К сожалению многие, и я в том числе, этого не понимают. Естественно, и моё мнение спорно, но для того, чтобы понять и почувствовать существо и мерзость нашей жизни, я размышлял «О недалёком прошлом ибудущем России» (стр. 198), «О жизни и смерти» (стр. 194) «Как жить?» (стр. 242), предложил некоторые «Мысли овыживании» (стр. 180), узнал «Чему китайские мудрецы учат» (стр. 245) и «Подумал о вечном» (стр. 260). Кому интересно, почитайте, может быть, обменяемся мыслями.

2. Окончив Московский горный институт, поработав на шахте, отдав всю оставшуюся жизнь исследованиям в области горной науки, я попытался кое-что написать о «Горном деле вообще и физико-химической геотехнологии в частности» (стр. 13). Возможно многим будет интересен мой опыт работы в отраслевой науке («О МОНИЛГео», стр. 137). Думаю, что сырьевой потенциал и человеческий капитал могут быть основой возрождения России («Плач Ярославны», стр. 29).

3. Поработав преподавателем в Московском горном и Геологоразведочном институтах и, зная современное состояние вузов, мне показалось, что надо обсудить, как и чему учить новое поколение горных инженеров. Поэтому в «Горном журнале» в 2009г. в порядке обсуждения была опубликована статья «О современной подготовке горных инженеров» (стр. 52). К сожалению, обсуждения не получилось. Статью не заметили, а жаль. Но я не успокоился и написал в журнал «Ещё раз о современной подготовке горных инженеров» (стр. 61). Может быть, кто-нибудь откликнется.

Каждое общество имеет три поколения: старшее – это мы, среднее – которое мы потеряли и младшее – которое надо учить. Именно к последнему я обратился в статье «Строителям своей жизни» (стр. 115). Очень прошу молодёжь, прочтите.

4. Статью «Внедрениехимии и микробиологии в технологии горного дела: состояние проблемы» (стр.40) мы послали в Новосибирский журнал «ФТПРМПИ». Статья, несмотря на положительные рецензии, его не заинтересовала. Спустя два года её опубликовали в «Вестнике ИрГТУ».

5. У современного общества экологическая обстановка вызывает большие опасения. Естественно, что горняки вносят свою лепту в эту проблему. Ей посвящена статья «Экологические и социальныеаспекты ФХМ» (стр. 65). Кроме того, и сегодня актуальна статья, опубликованная ещё в 1999г. «Нефтяные загрязнения: как решить проблему» (стр. 76).

6. Широкие перспективы использования на разрабатываемых или уже отработанных месторождениях полезных ископаемых имеет «Комбинированиетрадиционных и геотехнологических способов при комплексном использовании рудо минерального сырья» (стр. 89).

7. По скважинной гидродобыче проведено много исследований, и существует ряд публикаций. Ещё в 1978г. сотрудниками ГИГХСа было предложено добывать способом СГД рыхлые руды КМА, но только в середине 90-ых в «Горном журнале» были опубликованы первые результаты ОПР. В последнее время в ГКЗ прошли утверждения (вернее не утверждения из-за некачественно выполненных ОПР) запасов рыхлых руд целого ряда перспективных для СГД месторождений. Это подвигло нас подготовить и опубликовать «Методику проведенияопытно-промышленных работ по скважинной гидродобыче» (стр. 107). Те же авторы опубликовали в журнале «Нефть, газ и бизнес» статью «Использованиескважинной гидротехнологии при освоении углеводородных месторождений Севера» (стр. 100).

8. В опубликованной статье «Этап на дорожной карте геотехнологии» (стр. 19) рассмотрена программа НИР по геотехнологии и предложены мероприятия по её воплощению в жизнь.

9. Думаю, не многим и только любознательным будет интересно узнать кое-что «О жизни и смерти» (стр.194), «Жизнь иработа» (стр. 118), «О себе» (стр. 158), «Фрагменты жизни» (стр. 151), «Улица 25 Октября…» (стр. 163), «О нашей земле» (стр. 112) и ещё кое-что.

10. Ещё Ницше сказал: «Если у общества нет цели, оно ущербно». Цель обществу даёт его элита. От её качества зависит и формулировка цели. РАЕН вобрала в себя лучших представителей российского общества. О некоторых из них написано в короткой заметке «Лица Академии» (стр.171). Кроме того, приведены несколько моих безответных писем к власть предержащим (стр.296).

11. И последнее, думаю, некоторым читателям будет интересны «Размышления на разные темы» (россыпь своих и чужих мыслей без определённой последовательности и написанных в разное время) (стр. 264).

ПРЕДИСЛОВИЕ

В 2005 году вышла в свет моя книга «Богатство России, её люди и недра», в которой приведены некоторые статьи автора, раскрывающие смысл названия книги. За более чем пять лет, накопился новый материал, которым автор хочет поделиться с коллегами.

Вероятно, каждому человеку (особенно, как сказал Петрарка, "Уставшему от мира, уставшему от людей, уставшему от дел, уставшему до крайности от самого себя") на определенном этапе жизненного пути хочется подвести "некоторые итоги". Ведь еще Сенека говорил, что «жизнь дана нам под условием смерти и сама есть лишь путь к ней», но, пройдя путь, хочется видеть свой след. К сожалению, я не верю в загробную жизнь и, поэтому передо мной не стоит вопрос «что после смерти - новая жизнь или забвение?», но и страха смерти у меня нет. Думаю, что ещё не все двери передо мной закрыты. И, тем не менее, сейчас у меня именно тот возраст, когда люди во всем мире уходят от активных дел и имеют право "жить для себя". Причем это понятие каждый понимает по-своему - одни продолжают активно трудиться, другие "отдыхать" на приусадебных участках или активно посещать курорты мира. Все индивидуально. Мне не ведомо, сколько отпущено лет жизни, и поэтому я собрал эту странную книгу.

Была ли у меня жизнь та, что я бы хотел, или я прожил жизнь не ту и, как Иван Ильич у Л.Н.Толстого, пойму это только перед смертью. Настоящую независимость от всех обстоятельств я получу, или вернее хотел бы получить, после того, как напишу последнюю «исповедь»

Каждому человеку нужно время от времени подводить итоги: кто он, что он успел сделать, что хотел, но не успел, с кем встречался, о чем думал. Как в прожитых им годах отразилось время. Думаю, что, «подведя некоторые итоги», я смогу начать новую жизнь, желательно, совсем другую, более свободную от условностей и страхов (постоянно сопровождающих в прошлом и настоящем всех исследователей), ибо, изложив все, я должен стать свободным.

Перед Вами книга - это не автобиография и не мемуары. Это некоторые эпизоды моей жизни и работы. Естественно, будет сказано и о людях, с которыми пересекалась моя судьба, и о работах, которые нам удалось выполнить.

Сумбурный порядок этой эгоцентричной книги - это разные грани моей жизни, жизни человека, прожившего много лет в стране, где сейчас средний возраст мужчин около 60 лет. Уходят старшие товарищи, уходят сверстники, коллеги по работе, а теперь и молодые. Думаю, прав был Плиний, сказав, что «возможность умереть, когда захочется - лучшее, что дал бы бог человеку в его полной страданиями жизни». Конечно, у старости есть свои удовольствия, и старики знают о них. Мне хотелось бы понаблюдать (возможно, и активно), что же сделают с Россией, куда ее заведут, найдется ли лидер, способный вывести страну из сущего безобразия.

Надеюсь, создав эту книгу, я обрету "новое дыхание", буду безмятежно смотреть в будущее и хотелось бы быть полезным стране и людям.

Как известно, «книги пишутся из книг», поэтому то, что я хотел сказать (некоторые свои взгляды, работы, статьи или эссе), мне было удобнее выразить уже написанными материалами или ссылками на них.

Закончился бурный XX век, и время перестройки. Начинается век новых поколений. Из учебников они будут узнавать, как жили «в эпоху социализма» люди в стране Советов, как распалось великое государство, и что было после него, как нам грозила «перспектива одичания». Как образовались общественные академии наук, как они поняли, что нет нужды конкурировать, а есть потребность просвещать народы и «привлекать симпатии народа к источникам добра и силы - к науке и знаниям», т.е. содействовать образованию и проведению исследований.

Сегодня в науке сформировалась новая научная парадигма, в основе которой лежит системный подход к решаемой проблеме. Кроме этого, к каждой научной проблеме должен быть использован синергетический подход (анализ всех, даже случайных факторов и связей), т.е. принцип самоорганизации исследуемой системы и, конечно, всесторонний информационный подход, открывающий возможность все знания использовать для решения конкретных проблем.

Наши недра – главное богатство России, если не считать её мозгов, которые мы бездумно теряем, отправляя за рубеж талантливую молодежь и сокращая финансирование науки и образования. А ведь еще Д.И.Менделеев в «Заветных мыслях» писал, что «высшей функцией правительства должна стать забота о просвещении народа и его промышленного развития». Наука и образование в России должны обладать академической свободой, поддержкой государства и ответственностью перед обществом, поэтому сегодня надо думать не только «кто мы?», но «будем ли мы?».

Мне, как и многим, не удалось сохранить замечательный коллектив исследователей, много сделавших для появления нового направления в горной науке. Остается только надеяться, что посеянные знания взойдут молодой порослью новых идей, новыми методами, технологиями добычи и переработки полезных ископаемых. Сегодня необходимо принципиально понять роль науки в судьбе современного общества, ибо «будущее за творцами идей».

Критическое отношение к окружающей нас действительности характерно для большинства российских граждан (думаю, это не спорное утверждение). С 90-х годов произошли кардинальные изменения в социально-политической жизни российского общества. Сейчас всячески поощряется необузданное обогащение, стремление к роскоши и накопительству. Постоянно ведётся передел собственности. Проповедуется общество потребления, поклонение власти и власти денег.

Советская власть, пытавшаяся примирить богатство и бедность, стремилась сделать всех не богатыми, но и не бедными. Обещала, что потом все станут богатыми. Это – не удалось. Но, поменяв строй, надо помнить, что ещё Ф.М. Достоевский в «Дневниках писателя» писал: «Богатство и бедность стоят друг против друга с оружием в руках. И в этом её страшное зло, в этом угроза будущих кровавых революций». Я думаю, что любые резкие изменения и реформы, подобные 90-м годам, ломающие исторические традиции, чреваты дестабилизацией, хаосом, глубоким кризисом. Надо стремиться, этого избежать.

В России университетское образование началось на 700 лет позже европейского. И до сих пор богатые посылают своих отпрысков туда учиться. Правда, началось это с Бориса Годунова, который отправил в Европу группу дворян для обучения наукам. Они все не вернулись. Пётр I решил учить иначе. Призвал немцев и создал Академию наук, которая до сих пор жива. С тех пор наука на Руси вышла на мировой уровень.

К началу ХХ века в России уже имелась образованная прослойка населения, в основном, выходцы из разночинцев, которая восприняла европейский уровень мышления и способствовала революции 1917г. Правда, потом она оказалась ненужной и высылалась на «философском» пароходе, «торговала спичками», но до конца не была уничтожена. И. Сталин понял, что всовременном мире наука иобразования определяют всё. В 1946г. издал постановление, создавшее им комфортные условия для работы. Вновь появились образованные люди. Новая интеллигенция потворствовала революции 90-ых годов и также была отброшена на обочину жизни. Сегодня она и нужна власти только для поклонения и повиновения. Жизнь в России для народа и, особенно, интеллигенции стала тяжёлой – коэффициент децильности (соотношение 10% дохода богатых и бедных семей) самый высокий в мире: 16,7 по данным Росстата. Учтя скрытые доходы – это 23 – 25. Для сравнения в США этот коэффициент равен 9. В скандинавских странах (всеобщего благополучия): 4 – 6. Используемая у нас плоская шкала налогообложения, как показал кризис, делает богатых богаче, а бедных беднее. Подумайте, что творите.

Как известно, благополучие достигается резким увеличением внутреннего валового продукта, но ВВП страны – это не В.В. Путин и не вода, воздух, продовольствие, а выдержка, вдохновение и подвижничество, которые должны вывести страну на уровень безбедной жизни.

Теперь о книге. О чем я написал? Филес Милетский сказал бы: прежде всего о необходимости жить и работать, ибо она властвует надо всем. На страницах своих статей и эссе я дал некоторые советы, но, как известно, это делать легче всего. И, тем не менее, вся моя работа пронизана надеждой на будущее, ибо даже если у человека и ничего нет, то надежда должна быть всегда.

  1. Социальная реклама в политическом процессе современной России

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре прикладной политологии факультета прикладной политологии государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики».
  2. Уайз Д., Росс Т. Невидимое правительство

    Книга
    Уайз Д., Росс Т. Невидимое правительство. — М.: Воениздат, 1965. — 304 с. Тираж 65 экз. (Сокращенный перевод с английского) David Wise & Thomas B. Ross, The Invisible Government, Random House, New York, 1964.
  3. Учебник москва

    Список учебников
    Учебник подготовлен в соответствии с учебной программой по криминологии для вузов. Автор рассматривает широкий спектр общетеоретических вопросов криминологии: преступность и ее причины, личность преступника, сущность и парадоксы социального
  4. Человек в изменяющейся россии: философская и междисциплинарная парадигма

    Документ
    Современная европейская антропологическая парадигма слагается как минимум из трех моделей (образов, версий и т.п.) человека: религиозно-традиционалистской, модернистской и постмодернистской, а религиозно-традиционалистская модель человека
  5. Генуэзская и гаагская конференции

    Документ
    В то время, когда Гогенцоллернские и Габс- бургские дипломаты, господа Кюльман и Чернин, пытались ласкать зверя, говорить с ним в тоне, который в наивных мог вызвать впечатление, что они идут на сделку с революцией, генерал Гоффман,
  6. Модернизация системы местного управления республики казахстан с учетом международного опыта (на примере россии и украины) Диссертация на соискание академической степени доктора философии (PhD) по

    Диссертация
    Защита состоится «» 2009 г. в __.__часов на заседании Государственной Аттестационной комиссии по защите диссертаций на соискание академической степени доктора философии (PhD) при Евразийском национальном университете имени Л.
  7. I. Комната в Царском ~ Совершеннолетие Володи Дешевова Лида Леонтьева, Поездка на Валаам Нешилот Юкс и Юкси 8 дневник. 1910 год 8

    Документ
    VI. Страшные месяцы - Гибель брата - Николаев­ский госпиталь — «Квартира № 5» — Февральская революция — Женитьба — Корнилов под Петрогра­дом — «Революционный город в годину бедствий» — Комиссар Русского музея и Эрмитажа 55
  8. I. Комната в Царском ~ Совершеннолетие Володи Дешевова Лида Леонтьева, Поездка на Валаам Нешилот Юкс и Юкси 7 дневник. 1910 год 7

    Документ
    IV. «Ненаписанная картина» ~ Мобилизация —Народные манифе стации Ультиматум —Современные мастера - Скука - Гений и человечест­во ~ «Я тот, кто как то особенно знает слова » — Дама Луны 30
  9. Книга Первая: Право

    Книга
    Вам, молодые силы, готовящиеся принести свою дань историческим судьбам отечества, посвящаю я эту книгу. Много лет своей жизни положил я на служение умственным интересам молодого поколения, и, может быть, не без некоторой пользы.

Другие похожие документы..