Аспирантский курс История и философия науки Чита 2008 Учебно-методический комплекс по программе минимум кандидатского экзамена

Аспирантский курс

История и философия науки

Чита

2008

Учебно-методический комплекс

по программе минимум

кандидатского экзамена по специальностям:

01.01.09 – математическая кибернетика и дискретная математика; 01.02.05. – механика жидкости, газа и плазмы; 01.04.03 – радиофизика; 01.04.07 – физика конденсированного состояния; 02.00.03 – органическая химия; 023.00.05 – ботаника; 03.00.13 – физиология; 05.16.01  металловедение и техническая обработка металлов; 07.00.02 – отечественная история; 07.00.06 – археология; 09.00.05 – этика; 09.00.01 – социальная философия; 10.01.02 – литература народов РФ (бурятская); 10.01.03 – литература народов стран Зарубежья (Европы, Америки, Австралии); 10.02.01 – русский язык; 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (литература); 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык); 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (физика); 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (математика); 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (музыка); 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры; 13.00.08 – теория и методика профессионального образования; 19.00.01 – общая психология, психология личности и история психологии; 19.00.07   педагогическая психология; 19.00.13 – психология развития, акмеология; 22.00.01 – теория, история и методология социологии; 24.00.01 – теория и история культуры; 25.00.23 – физическая география и биогеография, география почв и геохимия ландшафтов.

Составители: Н.Д. Субботина   д-р филос. наук, профессор;

Н.В. Эйльбарт   д-р ист. наук

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Программа разработана на основе программы Института философии РАН.

Все сдающие этот экзамен должны освоить содержание первой части Программы «Философия науки», а также вторую части Программы, выбирая те разделы, которые относятся к отрасли наук их специализации.

Цель курса: сформировать у аспирантов и соискателей навыки методологически грамотного осмысления конкретно-научных проблем с видением их в мировоззренческом контексте истории науки.

Задачи курса:

- способствовать углублению знаний аспирантов, полученных ими в результате освоения теоретических курсов научных дисциплин;

- развивать навыки самостоятельной аналитической работы;

- ознакомить аспирантов с широким спектром междисциплинарного научного инструментария, применяемого в современных научных исследованиях;

-раскрывать ключевые понятия, связанные с методическим обеспечением теоретических и прикладных научных исследований;

научить аспирантов в информации о природе и социуме дифференцировать научное, лженаучное и околонаучное знание;

- способствовать формированию научного мировоззрения;

- подготовить к восприятию новых научных фактов и гипотез;

- дать аспирантам основы знаний методологии и её уровней;

-способствовать усвоению слушателями знания истории науки как неотъемлемой части истории человечества;

- сформировать умение ориентироваться в методологических подходах и видеть их в контексте существующей научной парадигмы.

Требования к уровню освоения содержания курса

В области «история и философия науки» специалист должен:

  • Иметь представление о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни;

  • понимать роль науки в развитии цивилизации, во взаимодействии науки и техники;

  • иметь представление о связанных с ними современных социальных и этических проблемах;

  • понимать ценность научной рациональности и ее исторических типов;

  • знать основные методологические парадигмы; иметь представление о смене фундаментальных парадигм в истории научного знания; о принципах и о многообразии и единстве логико-гносеологических, методологических, онтологических и аксиологических проблем науки.

  • понять механизмы производства научного знания связанные с рефлексией процедур верификации и легитимации знания;

  • знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию.

  • знать основные этапы исторической эволюции науки от античности до современности;

  • глубоко знать основные этапы развития того раздела науки, к которому принадлежит выбранная им специальность.

Информация о видах занятий и методики обучения

Виды занятий:

Лекции

Семинары

Консультации

Самостоятельная работа аспирантов

Методика обучения:

Концептуальная

Фактологическая

Креативная

Интерактивная

Формы контроля

Текущий Текущая аттестация проводится путём анализа и оценки заданий, выполненных на семинарских занятиях. Задания представляют собой систему познавательных и проблемных задач, отражающих основные требования государственного образовательного стандарта и данной учебной дисциплины.

Итоговый: экзамен

Учебно-тематический план программы минимум

I.

Раздел I. Философия науки

40

12

1.

Предмет философии и истории науки

4

2

Место и роль науки в развитии культуры

2

3.

Структура научного знания

2

2

4

Структура эмпирического знания

2

5

Структура теоретического знания

4

6

Основания науки

2

7.

Динамика науки как процесс порождения нового знания

4

8.

Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности

4

9.

Наука как социальный институт

4

2

10

Современные концепции науки

4

2

11

Специфика социального познания

6

4

II

Раздел II. История науки

48

1.

Специфика историко-научного исследования

2

2.

Основные этапы истории развития научного и технического знания

3

3.

История научных исследований в Забайкалье в XVIII – начале ХХI вв.

3

4.

История биологии

2

5.

История наук о Земле: история географии

2

6.

История физики

2

7.

История математики

2

8.

История химии

2

9.

История технических наук

2

10

История этики

4

11

История социальной философии и социологии

10

12

История филологии

2

13.

История психологии

2

14

История культурологии

2

15.

История педагогики

2

16.

История историографии

2

17

Особенности современного этапа развития науки. Перспективы научно-технического прогресса

4

Всего

88

12

  1. Программы учебных курсов по дисциплине «русский язык как иностранный» для студентов, аспирантов и стажеров

    Документ
    Качество подготовки специалистов, его соответствие российским и международным образовательным стандартам призваны обеспечить Государственные образовательные стандарты по русскому языку как иностранному (РКИ), которые были разработаны
  2. Ii игорь владимирович вишев.

    Документ
    Список публикаций в соответствующих рубриках после черты дополняется новыми, вышедшими после издания данной книги. Поскольку вследствие этого изначальная сквозная нумерация публикаций нарушается, то каждый раздел получает свой порядковый
  3. Рабочая программа дисциплины «История философии» од. А. 04; цикл од. А. 00 «Дисциплины по выбору»

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 09.00.11 – Социальная философия, в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 09.
  4. Аспирантский курс иностранный язык для научно-исследовательских целей разработан в соответствии с фгос впо по направлению подготовки

    Документ
    Действующая типовая программа по иностранному языку для неязыковых специальностей высших учебных заведений предусматривает необходимость обучения практическому владению изучаемым языком, как в повседневном общении, так и в сфере профессиональной
  5. 2008 Основные направления работы Бюро Отделения (1)

    Документ
    В Отделении психологии и возрастной физиологии к декабрю 2008 г. состоят 28 действительных членов РАО и 29 членов-корреспондентов РАО. До конца марта деятельностью Отделения руководило бюро в составе: Фельдштейн Д.
  6. 2008 Основные направления работы Бюро Отделения (2)

    Документ
    В 2008 г. было проведено два общих собрания Отделения (в рамках двух общих собраний РАО); девять расширенных заседаний бюро Отделения. Члены Отделения и сотрудники институтов, входящих в его состав, принимали активное участие во всех
  7. Программы высшего профессионального образования (2)

    Реферат
    Программы дополнительного профессионального образования (программы, завершающиеся присвоением дополнительной квалификации, программы повышения квалификации,
  8. Программа формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова Объем запрашиваемого финансирования (млн руб.) 980. 000. 000 (девятьсот восемьдесят млн.) руб (1)

    Программа
    Название инновационной образовательной программы Программа формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И.
  9. Программа формирования инновационного образовательного пространства Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова Объем запрашиваемого финансирования (млн руб.) 980. 000. 000 (девятьсот восемьдесят млн.) руб (2)

    Программа
    Ректор вуза М.А. Пальцев, академик РАН и РАМН, доктор медицинских наук, профессор, член президиума РАН, заместитель академии-секретаря отделения биологических наук, руководитель секции физиологии РАН, член президиума ВАК Министерства

Другие похожие документы..