Методические рекомендации и к онтрольные задания для студентов IV курса заочного отделения фармацевтического факультета Омгма по дисциплине «Фармакология»

Методические рекомендации и контрольные задания для студентов IV курса заочного отделения фармацевтического факультета ОмГМА по дисциплине «Фармакология»

Составители:Н.А.Пеньевская, С.В.Скальский

Фармакология является фундаментальной наукой фармации и ме­дицины, которая имеет социальное значение для профилактики и лечения большинства заболеваний. Фармакология играет ведущую роль в изыскании новых эффективных лекарственных средств (ЛС) и в их производстве; осуществляет биологическую стандартизацию; разрабатывает принципы рационального и эффективного применения ЛС. Фармакология необходима провизору в организации лекарственного обеспечения населения и в осуществлении безотказного снабжения населения лекарственными препаратами.

Цели и задачи изучения фармакологии

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060108 «Фармация», квалификационными требованиями к уровню подготовки провизора и рабочей программой по фармакологии, утвержденной МЗ РФ для студентов фармацевтических факультетов медицинских ВУЗов, целью изучения дисциплины является приобретение умений обобщения информации об основных характеристиках, принадлежности к определенной фармакотерапевтической группе, показаниях и противопоказаниях к применению традиционных и новых ЛС, поступающих на фармацевтический рынок, о возможности замены одного препарата другим и рациональном приеме, а также приобретение навыков доведения этой информации до врачей, аптечных работников и населения.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд наиболее важных задач:

  • Выработать понимание общих и частных закономерностей фармакокинетики и фармакодинамики ЛС, а также принципов их классификации.

  • Выработать умение оценивать возможность использования ЛС для фармакотерапии на основе знаний об их фармакокинетических и фармакодинамических свойствах.

  • Выработать навыки сравнительной оценки ЛС по их фармакокинетическим и фармакодинамическим свойствам для определения возможности замены одного препарата другим.

  • Выработать навыки работы со справочной литературой по фармакологии, медицинской нозологии и аннотациями к лекарственным препаратам.

  • Выработать навыки исследования врачебного рецепта.

Для успешной реализации задач обучения студент должен знать:

▪ Классификацию лекарственных средств (фармакотерапевтическую, фармакологическую, химическую);

▪ Международные непатентованные и торговые названия лекарственных средств и их классификационную принадлежность;

▪ Фармакодинамические и фармакокинетические свойства лекарственных средств;

▪ Показания к применению лекарственных средств;

▪ Побочные эффекты ЛС и противопоказания к их применению;

▪ Формы выпуска и дозировка лекарственных средств.

▪ Правила оформления рецептов и составления рецептурных прописей.

По окончании курса базовой фармакологии студент должен уметь:

▪ Ориентироваться в номенклатуре ЛС, определять принадлежность препаратов к фармакологической, фармакотерапевтической, химической группам;

▪ Определять по международному названию ЛС их торговые названия (синонимы), аргументировать возможности замены отсутствующего препарата другим с аналогичной фармакотерапевтической и фармакологической активностью;

▪ Контролировать правильность выписывания рецепта;

▪ Пользоваться справочной литературой по лекарственным средствам, владеть составлением и передачей фармацевтической информации врачам и населению;

▪ Давать советы населению о рациональном приеме лекарственных средств и обращении с ними, о вреде токсикомании и наркомании.

Учебный план

В соответствии с учебным планом изучение Фармакологии студентами заочной формы обучения осуществляется на 4 курсе в объеме 210 часов с экзаменом в VII семестре. Изучение студентами дисциплины осуществляется в ходе самостоятельной работы (134 часа по учебному плану) и аудиторных занятий (32 часа лекций и 44 часа практических занятий). Предусмотрено обязательное самостоятельное выполнение трех контрольных работ по следующим темам:

1. Общая фармакология. Фармакология нервной системы.

2. Средства, влияющие на функции исполнительных органов и обмен веществ.

3. Противомикробные, противопаразитарные и противобластомные средства.

Учебно-тематический план самостоятельной работы по фармакологии для студентов заочной формы обучения

№ п/п

Темы по плану

Количество часов

1.

Рецепт как объект деятельности про­визора. Структура и виды рецептур­ных бланков. Правила оформления рецепта. Понятие о дозе и концентра­ции. Твердые и мягкие лекарственные формы.

4

2.

Жидкие лекарственные формы. Галеновые и новогаленовые препараты. Алгоритм действия провизора при получении неправильно выписанного рецепта. Названия ЛС, классификации ЛС.

4

3.

Общая фармакология. Понятие о фармакокинетике и фармакодинами­ке ЛС. Ви­ды действия лекарств. Режим дозиро­вания лекарств.

4

4.

Общая фармакология: основы фарма­кокинетики. Пути введения ЛС. Абсорбция и распределение лекарств в организме. Биотрансформация и экскреция ЛС. Математическое моделирование фармакокинетических процессов.

4

5.

Общая фармакология: основы фарма­кодинамики. Факторы, влияющие на фармакокинетику и фармакодинамику. Фармакотерапия. Побочное и токсическое действие ЛС Нежелательные эффекты ЛС. Методы создания и оценки ЛС.

4

6.

Средства, влияющие на афферентную иннервацию

4

7.

Средства, влияющие на эфферентную иннервацию: средства, действующие на холинергические синапсы

5

8.

Средства, влияющие на эфферентную иннервацию: средства, действующие на адренергические синапсы

5

9.

Средства для наркоза, этиловый спирт и аналептики

4

10.

Снотворные, противоэпилептические и противопаркинсонические средства.

4

11.

Наркотические (опиоидные) анальгетики.

Ненаркотические (неопиоидные) анальгетики.

4

12.

Психотропные средства (занятие 1): нейролептики, транквилизаторы (анксиолитики), седативные.

4

13.

Психотропные средства (занятие 2): средства для лечения маний, антидепрессанты, ноотропы, психостимуляторы, аналептики, тонизирующие средства и адаптогены.

4

Контрольная работа

14.

Средства, влияющие на органы дыхания.

4

15

Средства, влияющие на систему крови.

5

16.

Средства при недостаточности коронарного кровообращения: антиангинальные, кардиопротекторы, средства при инфаркте миокарда. Антигиперлипидемические средства.

4

17.

Антигипертензивные средства. Диуретики.

4

18.

Кардиотонические средства. Антиаритмические средства.

4

19.

Средства, повышающие артериальное давление. Средства, применяемые при нарушениях мозгового кровообращения и мигрени. Ангиопротекторы.

4

20.

Средства, влияющие на функции органов пищеварения

5

21.

Препараты гормонов гипоталамуса, гипофиза, эпифиза. Препараты инсулина и синтетические пероральные противодиабетические средства. Препараты глюкокортикоидных гормонов.

5

22.

Препараты гормонов щитовидной и паращитовидной желез. Антитиреоидные средства. Препараты половых гормонов. Анаболические стероиды, Гормональные контрацептивы.

4

23.

Препараты витаминов и минералов.

4

24.

Противовоспалительные средства (стероидные и нестероидные – НПВС). Противоаллергические средства. Иммуносупрессоры. Иммуностимуляторы. Противоподагрические средства.

5

Контрольная работа

25.

Химиотерапевтические средства. Общие принципы применения. Дезинфицирующие и антисептические средства.

4

26.

Химиотерапевтические средства. Бета-лактамные антибиотики.

4

27.

Химиотерапевтические средства. Антибиотики: макролиды, линкозамиды, аминогликозиды, тетрациклины, хлорамфеникол, гликопептиды, антибиотики других групп.

4

28.

Химиотерапевтические средства. Синтетические антибактериальные средства.

4

29.

Химиотерапевтические средства. Противотуберкулезные и противомикозные средства.

4

30.

Химиотерапевтические средства. Противовирусные и противопаразитарные средства.

4

31.

Общие принципы терапии при острых отравлениях. Плазмозамещающие и дезинтоксикационные средства.

4

32.

Средства для лечения злокачественных новообразований.

4

Контрольная работа

Итого: 134 часа

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «немецкий язык» Учебно-методический комплекс Составители (2)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для преподавания немецкого языка на неязыковых факультетах государственной педагогической академии со стандартным (170 часов аудиторная работа, 170 часов – самостоятельная работа) объемом преподавания
  2. Законодательство и иные правовые акты о правоохранительных органах

    Закон
    В этом сборнике постановления Пленума Верховного Суда РФ опуб­ликованы с учетом многочисленных изменений, внесенных 21 декабря 1993 г. и 25 октября 1996 г.
  3. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (2)

    Диссертация
    Многие необходимые навыки, знания и умения дети получают в процессе обучения в школе. Однако, этого недостаточно. Дети нуждаются в обществе сверстников и старших товарищей, где они могли бы найти себе дело по душе, взаимодействовать в коллективе.
  4. Кузнецов В. И. к 89 Тайна гибели Есенина: По следам одной версии

    Книга
    В этой книге петербургский писатель Виктор Кузнецов на основе архивов ФСБ, МВД и других секретных фондов предлагает новую версию гибели Сергея Есенина в декабре 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер».
  5. «Тайна гибели Есенина»

    Книга
    Книга писателя и литературоведа Виктора Кузнецова «Тайна гибели Есенина» (М., «Современник», 1998) вызвала большой интерес в России и за рубежом. В исследовании впервые использовались недавно еще секретные архивно-документальные источники

Другие похожие документы..