Мониторинг событий первая декада октября 2005 г

Чечня

"Благодаря активизации действий федеральных сил и республиканского МВД были сорваны планы террористов устроить так называемое "огненное лето", - сказал глава МВД Р.Нургалиев. Он сообщил, что в 2005 году бандформированиям, действующим на территории Чечни и прилегающих к ней территориях, нанесен значительный урон, снизилась активность бандподполья. "В текущем году одновременное и согласованное применение правоохранительных структур и внутренних исключили возможность проведения участниками незаконных вооруженных формирований скоординированных крупномасштабных диверсионно-террористических актов в Южном федеральном округе".

К этим словам можно было бы добавить, что боевики стали действовать в последнее время не столько на территории самой Чечни, сколько за ее пределами – в Ингушетии, Дагестане, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, стремясь «поджечь весь Северный Кавказ».

В Грозном БТР сбил насмерть девушку. Подчеркивалось, что его водитель и 11 пассажиров были пьяны.

Москва и Подмосковье.

Отмечена небывалая политическая активность по выборам в Мосгордуму и довыборам депутата Госдумы по 201 избирательному округу (вместо сложившего полномочия М. Задорнова зарегистрированы 40 кандидатов!). Московская избирательная комиссия завершила прием документов от желающих баллотироваться в депутаты Мосгордумы 4 декабря. Заверены списки кандидатов от 13 партий, всего же ожидается, что примут участие 16 партий и движений. Правда, чтобы получить полное право на участие, всем партиям, кроме КП РФ, «Единой России» и ЛДПР придется собрать и представить в избирком по 70 тысяч подписей или же внести залог в 15 млн руб. Зарегистрирована также «Партия жизни», а Народно-патриотической и Партии пенсионеров отказано в регистрации из-за некачественных документов.

За карточками о регистрации пришли лично Ю. Лужков, спикер МГД В. Платонов и лидер фракции «ЕР» в столичном парламенте А. Метельский. В списке, возглавляемом Лужковым – 48 человек, городские администраторы разного ранга, включая префектов, бизнесмены, деятели культуры и науки, которым предстоит поднимать авторитет «ЕР» в глазах избирателей.

Д. Рогозин тем временем, еще задолго до выборов, выдвинул кандидатуру С. Глазьева как кандидата от партии «Родина» на должность мэра столицы. На пресс-конференции в Интерфаксе Рогозин заявил, что на этот раз Лужков может и не отказаться от участия в работе столичного парламента, и потому «Родина» решила еще до выборов презентовать своего кандидата в мэры.

Перед разбором фамилий будущих депутатов Мосгордумы газета «Взгляд» сделала прогноз - на сколько мандатов может рассчитывать каждая партия. Если опираться на данные опросов трех социологических организаций и учесть влияние лидеров списков на популярность своих партий, то, по нашим оценкам, из 20 мандатов по партспискам «Единая Россия» может получить 11-16 мест, «Яблоко» – три-пять, КП РФ и «Родина» – от нуля до трех.

Ю. Лужков в ответ на намерение федерального правительства провести через Госдуму законопроект о платных дорогах в России, заявил, что «в Москве платных дорог не будет».

В ряде районов Подмосковья авиация МЧС и пожарные безуспешно пытались бороться с подземными пожарами на торфяниках.

2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Саммит Россия – ЕС показал, что западноевропейских партнеров больше всего в сотрудничестве с Москвой интересует надежный доступ к российским энергоносителям. Ради этого Запад готов не афишировать имеющиеся противоречия. Между сторонами достигнута, но юридически не оформлена договоренность об облегчении визового режима для некоторых категорий российских граждан.

На встрече на высшем уровне стран–членов организации «Центрально-Азиатского сотрудничества» в С.-Петербурге лидеры входящих в организацию стран договорились о слиянии ЦАС и ЕврАзЭС. Внутренние проблемы и вмешательство Запада во внутренние дела повышает интерес стран центрально-азиатского региона к интеграционным процессам во главе с Россией. Госсекретарь США К. Райс, отправившаяся в турне по странам этого региона, постарается внести свои поправки в интеграционные процессы на постсоветском пространстве. США вряд ли требуется признание Москвой законных интересов Вашингтона в этом регионе - как в области “борьбы с терроризмом, так и в плане доступа к энергоресурсам” (слова С Лаврова).

В Москве состоялся целый ряд мероприятий в рамках российско-американского диалога.

На Ближнем Востоке ситуация не улучшается. В Ираке идут бои между американскими морскими пехотинцами и повстанцами. Обостряются межэтнические отношения. Палестинская национальная администрация после ухода Израиля из сектора Газа проявила неэффективность в управлении. Обострение конфликта между палестинскими службами безопасности из группировки ФАТХ и радикальным движением «Хамас» может вынудить правительство Палестинской автономии подать в отставку.

Состоявшийся лондонский саммит Россия – ЕС для Москвы был важен тем, что давал возможность, если не расширить сотрудничество с Евросоюзом, то хотя бы закрепить уже достигнутое. Переход власти к правым консервативным силам в Германии и Польше, без сомнения, усложнит впредь российской дипломатии переговорный процесс по реализации т.н. четырех «дорожных карт».

Подводя итог саммиту, В. Путин заявил: “Нам удалось достичь соглашения об облегчении визового режима и реадмиссии, так что основные слова благодарности - британскому председательствованию”. А Т.Блэр на пресс-конференции даже оговорился, что соглашения уже подписаны. На самом деле все выглядит несколько иначе - юридически эта договоренность еще не зафиксирована. Это может произойти лишь к концу текущего года. А что касается соглашения о реадмиссии, то оно может вылиться для России в серьезные финансовые расходы. Соглашение предусматривает, что Москва берет на себя расходы по возвращению в страну своих граждан, а с 2008 года и расходы по возвращению на историческую родину всех нелегальных мигрантов, проникших в Европу через российскую территорию. Во что это обойдется российской казне, у Кремля такого ответа нет. Кроме того, «еврочиновники» дополнительно к уже согласованным условиям приема России в ВТО потребовали отказаться от взимания платы за пользование Транссибирским воздушным маршрутом.

Чтобы избежать непомерных расходов Москва ведет в настоящее время переговоры о реадмиссии с 28 странами, в первую очередь, с СНГ, Пакистаном, Афганистаном, Ираном и Китаем. Тегеран и Пекин к этой перспективе относятся без энтузиазма и вряд ли будут спешить с подписанием подобных соглашений с Москвой.

Расхождения в подходах сторон к целому ряду проблем: визы, ВТО, Иран, страны СНГ в этот раз на саммите не афишировались. Позицию российского президента подкрепляла заинтересованность западных партнеров в российских энергоносителях. Среди них даже наблюдается некоторая конкуренция, чтобы газовая нитка прошла через их страны. Амстердам, например, считает, что имеющиеся у него емкости для хранения газа могли бы быть использованы в системе СЕГ.

Французская "Le Monde" считает, что Европейский Союз и Россия могут с полным правом испытывать удовлетворение от прошедшего 4 октября в Лондоне ежеквартального саммита, в основном посвященного энергетическим вопросам. Оба партнера пошли на кое-какие взаимные уступки в том, что касается передвижения граждан и преступности, уверенно заявив о своем стремлении укреплять «стратегическое партнерство», особенно в области торговли. Однако В. Путин, Т. Блэр и председатель Еврокомиссии Ж. М. Баррозу в основном говорили об энергоносителях. Российские нефть и газ представляют собой самый очевидный из «общих интересов», упомянутых Блэром на состоявшейся после завершения саммита пресс-конференции.

Британская "The Financial Times" считает, что В. Путин пытается скрасить напряженности в отношениях между Евросоюзом и Россией. В подтверждение этого тезиса газета привела мнение А. Рара, специалиста по России в Германском совете по международным отношениям: "Россия дрейфует в сторону от Запада. Отношения становятся прохладными. Россия отказалась от заявленной ею в 1990-е годы цели интеграции с Западом". Россия, со своей стороны, с подозрением относится к намерениям ЕС. Московским "ястребам" не понравилось прошлогоднее расширение ЕС на восток, в бывшую советскую сферу влияния, и они негодуют по поводу того, что считают готовностью Запада вмешиваться происходящее в бывшем Советском Союзе.

Русские адресуют большую часть своей критики США, но они утверждают также, что новые государства - члены ЕС пытаются сделать этот альянс более враждебным к России. Специальный представитель Путина в ЕС С. Ястржембский говорит: "Осуществляется настойчивая, надоедливая кампания (новых государств - членов ЕС) с целью навязывания своих взглядов ЕС в целом".

Б. Геремек - член Европейского парламента и бывший министр иностранных дел Польши, один из идеологов “Солидарности” признает, что отношения между Россией и ЕС исключительно важны как в экономическом, так и в политическом смысле. Европа с выгодой для себя использует российские нефть и природный газ, а также крайне заинтересована в российском рынке. ЕС является крупнейшим экономическим партнером России - более половины российского экспорта идет в Европу, на которую также приходится 60% иностранных инвестиций в России. В политическом смысле ЕС и Россия заинтересованы в мире и стабильности на европейском континенте.

И все же, хотя происходит быстрое сближение экономических интересов России и ЕС, - утверждает Геремек, - их политические интересы в настоящее время значительно расходятся. Российские власти, похоже, по-прежнему не предусматривают политического решения конфликта в Чечне. По мнению этого евродепутата, конфликты на постсоветском пространстве (Абхазия и Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье) подогревает изнутри ни что иное, как имперская политика Москвы. В любом случае, ЕС не может игнорировать эти конфликты или ответственность России за них. При этом Евросоюз не должен позволять кому-то вести политику, рассматривающую бывшую советскую территорию естественной - имперской - сферой влияния. По мнению Геремека, также имеется проблема демократии в самой России.

Итак, что же должен сделать ЕС в этих условиях?, - задает вопрос Геремек. Прежде всего, он не должен объявлять своим приоритетом установление хороших отношений с Россией. Отношения хороши настолько, насколько это возможно в данных условиях - взаимные интересы обеих сторон уже реализуются - по крайней мере, в экономической области. Возможность для России играть более значимую роль в Европе ЕС должен увязать с принятием ею европейских правил. ЕС не должен оставлять Эстонию наедине с Россией, отказывающейся признавать эстонско-российскую границу. Он не должен спокойно относиться к использованию Россией энергетических ресурсов в качестве средства оказания политического давления на соседей. Президент Путин должен потерпеть поражение в своих попытках разделить Европу, а ЕС должен выработать общую политику в отношении России, чтобы эффективно продвигать собственные интересы. Смелость, проявленная уполномоченным ЕС по внешней политике Х. Соланой, президентом Польши А. Квасьневским и президентом Литвы В. Адамкусом во время “оранжевой революции” на Украине - хороший пример того, как ЕС учится предотвращать опасную конфронтацию. ИноСМИ.Ru по материалам ежеквартального политического журнала Europe's World, выпускаемого брюссельским аналитическим центром Friends of Europe.

После завершения саммита В. Путин встретился с представителями британского бизнеса. Встреча носила закрытый характер. Состав его участников должен был продемонстрировать, что вопросы энергетики между Россией и ЕС важны, но далеко не определяющие. Кроме представителей BP и Shell были в основном представлены более близкие для потребителя сферы.

В последний день визита президент Путин провел закрытые переговоры с премьером Великобритании Т. Блэром. В качестве жеста доверия Блэр пригласил Путина посетить секретный центр управления «Кобра», чем навлек на себя шквал критики со стороны депутатов парламента.

На пресс-конференции о результатах российско-британских переговоров В. Путин и Т. Блэр в основном говорили о сотрудничестве в борьбе с международным терроризмом. В этой области после лондонских взрывов произошли некоторые подвижки. Британцы теперь не настаивают на политическом диалоге с чеченскими боевиками. Кроме того, акцент ставился на энергодиалог. Великобритания, как и другие западноевропейские страны, заинтересованы в стабильной перекачке на Запад российских энергоносителей. Кстати, от вырученных денег, как отмечает большинство обозревателей, сама Россия никакой пользы практически не имеет, поскольку правительство направляет их на инвестиции в американскую экономику (?). “Газета”, “Известия”.

По пути в Лондон В. Путин вместе с королем Бельгии Альбертом Вторым открыл в Брюсселе фестиваль «Европалия – Россия-2005», посвященный российскому искусству.

В Москве В. Путин провел переговоры с президентом Таджикистана Э. Рахмоновым, который специально прибыл на день раньше по пути на саммит Центрально-Азиатского сотрудничества, который состоялся затем в С.-Петербурге.

Главную задачу на сегодняшний день Москва не на словах, а на деле видит в выдавливании США из Центральной Азии, а в отношении Душанбе - не допустить, чтобы на таджикской земле была размещена американская военная база, к чему так стремится Вашингтон. Особенно после решения Узбекистана о закрытии базы Харши-Ханабад. Об этом говорят участившиеся визиты в Душанбе американских эмиссаров, как по линии Пентагона, так и госдепа. На ближайшее время запланирован визит в Таджикистан пробивного госсекретаря США К. Райс. С учетом переменчивости взглядов и ориентации Рахмонова то на Запад, то на исламский мир, то на Россию, предсказать его дальнейшее поведение весьма затруднительно. Видимо, Путин попытается выяснить его позицию перед визитом в регион госсекретаря Райс.

Хотя Рахмонов и клянется, что нога американского солдата никогда не ступит на землю Таджикистана, считается, что окончательное решение в Душанбе, пускать или не пускать к себе американскую базу, не принято. Американцы за размещение базы обещают таджикам 50 млн. дол. ежегодно в качестве арендной платы и 100 млн. в качестве льготного кредита. Из-за заинтересованности в базе Вашингтон пока воздерживается от острой критики Душанбе за “нарушение прав человека”. Западу позволительно закрывать глаза на такие режимы, если превалируют их стратегические или экономические интересы.

Москва же вообще эту тему в отношениях со странами центрально-азиатского региона, как правило, не затрагивает и воспринимает режимы в соседних странах такими, какими они являются.

Из всего сказанного можно сделать только один вывод - стратегическая дружба с Душанбе будет стоить Москве больших денег. Кроме того, надо учитывать, что очередное отклонение таджикского маятника в сторону России вызовет оживленную критику режима Рахмонова со стороны Запада и усилится поддержка оппозиционных сил. Усилится и критика в адрес Москвы - за поддержку “одиозных режимов”.

На саммите организации «Центрально-Азиатского сотрудничества» (ЦАС) в С.-Петербурге президенты России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана наконец-то убедились в бесполезности данной организации, практически дублирующей ЕврАзЭС. «Учитывая общность интересов ЦАС и ЕврАзЭС и поддерживая просьбу Узбекистана о вхождении в ЕврАзЭС, подготовить все правовые документы для создания объединенной организации ЦАС - ЕврАзЭС», - обнародовал на пресс-конференции это решение председательствовавший на саммите президент Таджикистана Э. Рахмонов.

В Константиновском дворце в С.-Петербурге В. Путин встретился с канцлером Германии Г. Шредером, посетившим город с частным визитом в связи с днем рождения российского президента.

Завершился визит в Россию заместителя госсекретаря США по экономическим вопросам Т. Уэйна, в том числе курирующего ВТО и G8. По словам американца, в ходе переговоров обсужден широкий круг вопросов по экономическому сотрудничеству, проблема вступления России в ВТО, в частности, связанный с этим вопрос об охране в России прав интеллектуальной собственности. В беседе с корреспондентом «Коммерсанта» Уэйн дал понять, что он интересовался в Москве находящимися в стадии разработки законами в энергетической сфере. Именно в нее могут пойти американские инвесторы. Но Уэйн считает, что для этого стратегические инвесторы должны быть убеждены в ясности и прозрачности соответствующих законов. По-видимому, и на Западе, и в Кремле решили будущим поколениям российских граждан не оставлять ни нефти, ни газа! Основной интерес Запада сконцентрирован в основном на российских энергоносителях.

Посетивший Москву директор Агентства США по международному развитию (USAID) Э. Натсиос поделился с корреспондентом “Коммерсанта” успехами деятельности этой организации в России. Прежде всего, он отверг тезис о возможной причастности своей организации в подготовке “оранжевых революций”. По его словам, нестабильная Россия не отвечает интересам США. Основную задачу в России USAID видит в оказании помощи в становлении гражданского общества. Что же касается политического процесса, то Натсиос видит здесь определенные достижения и проблемы. Когда мы начинали работать в России, - говорит гость, - здесь было лишь 30 неправительственных организаций. Сегодня их 65 тысяч. В то же время можно назвать такие негативные тенденции, как рост коррупции, подрывающий авторитет власти, а также неравенство при распределении собственности.

В Москве прошло ежегодное заседание Американо-российского делового совета (АРДС). На нем высокопоставленные американцы один за другим выражали уверенность, что к саммиту в Санкт-Петербурге Россия станет членом ВТО. «Процесс вступления России в ВТО идет должным курсом», - заверил вчера в Москве помощник госсекретаря по вопросам экономики и бизнеса Э. Уэйн. «США заинтересованы в завершении двусторонних переговоров по присоединению РФ к ВТО до конца текущего года», - подчеркнул новый посол США в России У. Бернс. И выразил надежду на рост «сотрудничества США и России в области энергетики». По его мнению, использовать потенциал роста России мешает «тенденция централизации власти в экономической и политической областях».

В целом речь Бернса не была критической. Он напомнил, что еще в середине 90-х годов «Россия лежала на спине», а сейчас «переживает замечательное экономическое возрождение». Как отметил А. Злобин во “Времени новостей”, стиль нового посла США в России разительно отличается от стиля его предшественника А. Вершбоу: У. Бернс сторонник деловых совещаний, немногословных выступлений и нечастых появлений на публике. «Нам надо избавляться от снисходительных поучений в адрес России, которыми мы иногда грешим», - заявил он на заседании АРДС.

На этом активность американцев не прекратилась. В Москве побывал в полном составе совет директоров фонда Nuclear Threat Initiative (NTI) во главе с его основателем Т. Тернером. Задачей NTI стало «укрепление глобальной безопасности путем сокращения риска использования ядерного, биологического и химического оружия и предотвращения его распространения». Представители NTI встретились с руководителем Федерального агентства РФ по атомной энергии А. Румянцевым, с главой МАГАТЭ М. Эль-Барадеем, прибывшим в Москву с частным визитом, а также с министром иностранных дел С. Лавровым и министром обороны С. Ивановым.

  1. Мониторинг событий первая декада ноября 2005 г

    Руководство
    Руководство страны явно беспокоили экономические проблемы – неуправляемый рост инфляции, коррупции, слабая подготовка к зиме, неконтролируемый рост тарифов и т.
  2. Мониторинг событий вторая декада августа 2005 г

    Документ
    В целом события декады не позволяют говорить о каких-либо устойчивых серьезных тенденциях. Правительство занималось рутинной текущей работой, президент В.
  3. Мониторинг событий третья декада января 2005 г

    Документ
    Изо дня в день правительство занималось тем, что пыталось снизить остроту небывалого по массовости социального конфликта в связи с отменой прежних социальных льгот.
  4. Мониторинг событий третья декада мая 2005 г

    Документ
    В. Путин продолжал настаивать на выполнении своей главной директивы - об удвоении ВВП за 10 лет, однако прогнозы ВМФ и ЕБРР на этот счет крайне неутешительны.
  5. Мониторинг событий вторая декада апреля 2005 г

    Документ
    Несмотря на весьма серьезный урок, преподанный властям пенсионерами и льготниками в первом квартале с.г., становится ясно, что правительство и президент не оставляют своих намерений продолжать и далее комплексные реформы, болезненные
  6. Мониторинг событий первая декада декабря 2004 г

    Документ
    Внеплановый рост цен и инфляции, падение авторитета правительства, разлад между премьером и министрами социально-экономического блока, акции протеста против задержек зарплаты – таков был общий фон декады.
  7. Мониторинг событий вторая декада октября 2004 г

    Документ
    В декаде доминировал восточно-азиатский вектор российской внешней политики. Таджикская часть турне российского президента превзошла достижения на китайском направлении.
  8. Мониторинг событий третья декада октября 2004 г

    Документ
    Замедление экономического роста, спад производства, рост цен и темпов инфляции составляли главную доминанту минувшей декады. В этой связи особую актуальность приобретают выдвинутые в адрес правительства и российского руководства в
  9. Мониторинг событий первая декада февраля 2009 г

    Документ
    Начало февраля было отмечено появлением новых подводных течений в российской политике. Влияние кризиса усугубляется, а правительство по-прежнему не может сформировать единую концепцию по борьбе с ним.

Другие похожие документы..