Каждый город имеет свое лицо, свой силуэт: в Париже это Эйфелева башня, в Лондоне Биг-Бен, в Санкт-Петербурге Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Ис

ИЗДАТЕЛЬСТВО: Вече
СЕРИЯ: 100 великих
ЖАНР: Энциклопедии
ГОД ВЫПУСКА: 2001
СТРАНИЦ: 592
АВТОР: Самин
ISBN: 5-7838-0721-4

Каждый город имеет свое лицо, свой силуэт: в Париже - это Эйфелева башня, в Лондоне - Биг-Бен, в Санкт-Петербурге - Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, в Москве - Кремль... За великими творениями архитектуры стоят знаменитые зодчие: Брунеллески, Фьораванти, Бернини и др.

Введение.

Силуэт города — всегда его образный, пространственный знак, издали ориентирующий путешественника. Можно ли представить Париж без

Эйфелевой башни? А разве не уникален силуэт каждого из трех доминирующих в центре Санкт-Петербурга сооружений — Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Исаакиевского собора? А что за Лондон без БигБена.

Но часто ли мы задумываемся о том, кто автор этих грандиозных сооружений, определяющих лицо города? Эйфелю повезло — башня названа его именем. Но далеко не каждый вспомнит зодчего, спроектировавшего Успенский собор в Москве или собор Святого Павла в Лондоне.

И вот ведь еще один парадокс — знаменитые постройки зодчих словно заменили им лицо. Вы без труда отыщете в энциклопедии изображение

Эйфелевой башни и наверняка не найдете портрета самого автора.

Еще меньше повезло архитекторам многочисленных памятников старины. Не известны создатели Колизея и Пантеона, Нотр-Дама и Альгамбры. В других случаях об архитекторах ничего не известно, кроме имени.

Все унесла река времени.

Итак, с одной стороны, работа архитектора — самая благодарная —

ведь его произведение каждый день видят и восхищаются тысячи людей,

а с другой стороны, поэту, композитору, художнику легче. Их творческая

мысль выражается непосредственно — в поэме, в партитуре, на полотне

Другое дело — архитектурный проект. Сам по себе он не представляет

цели творчества архитектора

Разумеется, случается, когда проекты, оставаясь на бумаге, оказывают влияние на развитие зодчества, бывают времена, когда архитектурные идеи главным образом выражаются в чертежах и фантазиях Но то

исключения — проекты должны воплощаться в натуре. Однако для их

воплощения необходим труд тысячи людей. Дело это долговременное,

отнимающее, как правило, годы, а бывает так, что архитектор всю жизнь

отдает лишь одному своему детищу. И судьба этого детища зависит не от

него одного. Есть еще и заказчик, есть исполнитель, призванный воплотить идею зодчего в точном соответствии с проектом

В былые времена заказчик-владыка, заказчик-монарх, иные вельмож

ные заказчики, олицетворяющие власть и богатство, обращались к услугам зодчего, имея в виду двоякую цель Храмы, дворцы и другие сооружения призваны были служить не только прямому своему назначению, но

еще символизировать власть и демонстрировать богатство Творение архитектора должно было прославить его владельца, увековечить его имя Ему

излагалась задача, он привлекал подрядчика, с него и спрашивалось Но

заказчик платил и потому повелевал и указывал В известном смысле он

творил и сам заодно с архитектором

И далеко не всегда отношения мастера и заказчика были безоблачными Русские архитекторы нередко оказывались жертвой политических интриг и взаимоотношений в царской семье Великий русский зодчий Василий Баженов много потерпел от императорского своеволия Так, по повелению Екатерины было прекращено строительство спроектированного им

гигантского Кремлевского дворца, начатое главным образом в политических целях Ему пришлось пережить отставку от строительства дворцового комплекса в Царицыне, на который он потратил многие годы Эти

факты хрестоматийны Но мало кто знает о другом великом произведении

русского зодчества — Дворце в Пелле Это о нем, о творении зодчего

Ивана Старова, Екатерина писала «Все мои загородные дворцы только

хижины в сравнении с Пеллой, которая воздвигается как феникс» Незавершенный дворец был безжалостно разобран Павлом, ненавистником

всех начинаний матушки, для нужд строительства Михайловского замка

Осталось от него только изображение на веере

Меняется жизнь, меняется и архитектура В далеком прошлом, когда

зодчество демонстрировало единство и гармонию, понятие «архитектура»

определялось хрестоматийной триадой Витрувия — польза, прочность,

красота Современная триада архитектуры содержит в себе иные составляющие — наука, техника, искусство

Сегодня рядом с архитектором работают конструкторы, инженеры по

отоплению и вентиляции, водопроводу и канализации, электрооборудованию и слабым токам, специалисты в области металлоконструкций и

нестандартного оборудования, различных механических и пневматических устройств, инженеры-экономисты и т д и т п

Сегодня архитектор располагает мощными компьютерами и самыми

современными материалами Его возможности несоизмеримы с возможностями прежних мастеров Однако по-прежнему зодчий руководствуется

собственным опытом, своей художественной интуицией И сегодня нет

готовых рецептов Никто еще не сумел выразить в словесной или математической формуле путь к достижению творческой цели Но если кто-нибудь откроет такой рецепт — освободит творца от мучительных сомнений

сомнительного торжества, доставляемого непрочным сознанием достижения желаемого, — жизнь утратит свою прелесть

Вальтер Гропиус ставил перед собой сакраментальный вопрос «Архитектор — слуга или вождь9» И нашел на него единственно правильный

ответ «Поставьте вместо «или» — «и»

Архитектору было нелегко в прошлом, вряд ли его жизнь станет легкой в будущем Творчество сложно извечно Не было такого времени в

истории зодчества, которое создавало бы одни только шедевры Это всегда

удавалось немногим

Больше, чем архитектор посмеет позволить себе сам, — никто ему не

позволит Но большее посмевший большего и достигнет Кто может заведомо определить предел творческой смелости9 А кто остановит творческую мысль, тот всегда рискует остановить прогресс

ФИЛИППЕ БРУНЕЛЛЕСКИ

(1377—1449)

Быть может, ни в одной другой области художественной культуры

Италии поворот к новому пониманию не был в такой степени связан с

именем одного гениального мастера, как в архитектуре, где родоначальником нового направления явился Брунеллески

Филиппе Брунеллески родился в 1377 году во Флоренции Монетти

так рассказывает о детстве и ранней юности Брунеллески «Как это принято у людей состоятельных и как это в большинстве случаев делается во

Флоренции, Филиппе с раннего возраста обучался чтению, письму и счету,

а также немного латыни, отец его был нотариусом и думал, что сын

займется тем же, потому что среди тех, кто не собирался становиться

доктором, или юристом, или священником, мало кто в то время изучал

латынь или кого заставляли ее учить

Филиппе был очень послушным, прилежным, робким и стыдливым, и это

ему служило на пользу больше, чем

угрозы, — в то же время он был честолюбив, когда нужно было чего-либо

добиться С самых ранних лет он проявлял интерес к рисованию и к живописи и занимался этим очень успешно

Когда отец решил, согласно обычаю,

обучать его ремеслу, Филиппе выбрал

ювелирное дело, и отец, будучи человеком разумным, с этим согласился

Благодаря своим занятиям живописью

Филиппе скоро стал профессионалом

в ювелирном ремесле и, на удивление

всем, очень преуспел, в черни, и смальте, и в рельефе по камню, и в резьбе, гранении и полировке драгоценных камней он в короткое время стал превосходным мастером, и так

было во всем, за что он брался, и в этом искусстве и во всяком другом он

добивался успеха гораздо большего, чем это казалось возможным в его

озрасте»

В 1398 году Брунеллески вступил в Арте делла сета и стал золотых дел

мастером В этом цехе, занимавшемся производством шелковых тканей,

пряли также золотые и серебряные нити Однако вступление в цех еще не

давало аттестата, он получил его лишь шесть лет спустя, в 1404 году До

этого он проходил практику в мастерской известного ювелира Линардо

ди Маттео Дуччи в Пистойе Филиппе оставался в Пистойе до 1401 года

Когда объявили конкурс на вторые двери флорентийского Баптистерия,

он, по-видимому, жил уже во Флоренции, ему исполнилось двадцать

четыре года

Поездка в Рим вместе с Донателло, где оба мастера изучали памятники античного искусства, имела решающее,значение для Брунеллески в

выборе своего главного дела Но его жизнь была связана не только с зодчеством, но и с политикой Филиппе располагал крупным состоянием,

имел дом во Флоренции и земельные владения в ее окрестностях Он

постоянно избирался в правительственные органы Республики, с 1400 по

1405 год — в Совет дель Пололо или Совет дель Коммуне Затем, после

тринадцатилетнего перерыва, с 1418 года он регулярно избирался в Совет

дель Дудженто и одновременно в одну из «палат» — дель Пополо или

дель Коммуне, причем не пропускал почти ни одного заседания

Вся строительная деятельность Брунеллески, как в самом городе, так

и за его пределами, проходила по поручению или с одобрения Флорентийской коммуны По проектам Филиппе и под его руководством была

возведена целая система укреплений в завоеванных Республикой городах, на границах подчиненных ей или контролируемых территорий Крупные фортификационные работы велись в Пистойе, Лукке, Пизе, Ливорно, Римини, Сиене и в окрестностях этих городов Флоренция оказалась

окруженной широким кольцом крепостей Брунеллески укреплял берега

Арно, строил мосты Он включен в сложные отношения с миланскими

герцогами В краткие промежутки перемирий его посылали в Милан, Ман"ІУЮ, Феррару — по-видимому, не только в связи с его профессиональными обязанностями, но и с дипломатической миссией

Если до конкурса на возведение купола собора Санта-Мария дель Фьоре

Брунеллески оставался «частным» человеком, свободным в выборе занятий и развлечений, то теперь он стал человеком государственным, жизнь

которого была расписана по часам Он работал сразу на нескольких объектах, руководил большими группами мастеров и рабочих Параллельно со

^оительством собора в том же 1419 году Брунеллески приступил к соЗДанию комплекса Воспитательного дома

Фактически Брунеллески был главным архитектором Флоренции; он

почти не строил для частных лиц, выполнял преимущественно правительственные или общественные заказы. В одном из документов флорентийской Синьории, который датируется 1421 годом, его называют: «...муж

проницательнейшего ума, одаренный удивительным мастерством и изобретательностью» .

Купол собора Санта-Мария дель Фьоре — наиболее раннее из крупнейших произведений Брунеллески во Флоренции. Сооружение купола

над алтарной частью базилики, начатое архитектором Арнольфо ди Камбио около 1295 года и законченное в основном к 1367 году зодчими Джотто, Андреа Пизано, Франческо Таленти, для средневековой строительной техники Италии оказалось непосильной задачей. Она была разрешена

только мастером Возрождения, новатором, в лице которого гармонично

сочетались архитектор, инженер, художник, ученый-теоретик и изобретатель.

Прежде чем приступить к работе, Брунеллески начертил план купола

в натуральную величину. Он воспользовался для этого отмелью Арно рядом с Флоренцией. Официальное начало строительных работ было отмечено 7 августа 1420 года торжественным завтраком. По винтовой лестнице на барабан собора было поднято угощение: бочонок красного вина для

рабочих и мастеров, фьяска белого треббиано для руководства и корзины

с хлебом и дынями.

С октября этого года Брунеллески и Гиберти стали получать жалованье, правда, весьма скромное, поскольку считалось, что они осуществляют лишь общее руководство и не обязаны бывать на строительной площадке регулярно.

Трудность возведения купола заключалась не только в огромных размерах перекрываемого пролета (диаметр купола у основания составляет

около 42 метров), но и в необходимости возвести его без лесов на высоком восьмиугольном барабане с относительно небольшой толщиной стен.

Поэтому все усилия Брунеллески были направлены на максимальное облегчение веса купола и уменьшение сил распора, действующих на стены

барабана. Облегчение веса свода было достигнуто устройством пустотелого купола с двумя оболочками, из которых более толстая нижняя является несущей, а более тонкая верхняя — защитной. Жесткость конструкции

обеспечивалась каркасной системой, основу которой составили восемь

главных несущих ребер, расположенных по восьми углам восьмигранника и связанных между собой опоясывающими их каменными кольцами.

Это крупнейшее нововведение строительной техники Возрождения было

дополнено характерным для готики приемом — приданием своду стрельчатого очертания.

11

Альберта чутьем художника понял и оценил этот дерзкий замысел,

сказав, что Филиппе «воздвиг свое огромное сооружение над небесами»,

то есть выше небес. Именно в этом заключался замысел Филиппе, за

осуществление которого он бился до последнего дня, — создать второе,

рукотворное небо, «неслыханное и невиданное», огромную небесную

конструкцию, обращенную, как вызов, к небесам и с небесами соперничающую.

флорентийский купол действительно господствовал над всем городом и окружающим его ландшафтом. Сила его определяется не только

гигантскими абсолютными размерами, не только упругой мощью и вместе с тем легкостью взлета его форм, но тем сильно укрупненным масштабом, в котором решены части здания, возвышающиеся над городской

застройкой, — барабан с его огромными круглыми окнами и крытые красной черепицей грани свода с разделяющими их мощными ребрами Простота его форм и крупный масштаб контрастно подчеркнуты относительно более мелкой расчлененностью форм венчающего фонаря.

В новом образе величавого купола как монумента, воздвигнутого во

славу города, воплотилась идея торжества разума, характерная для гуманистических устремлений эпохи. Благодаря новаторскому образному содержанию, важной градостроительной роли и конструктивному совершенству флорентийский купол явился тем выдающимся архитектурным

произведением эпохи, без которого немыслимы были бы ни купол Микеланджело над римским собором Святого Петра, ни восходящие к нему

многочисленные купольные храмы в Италии и других странах Европы

Связанный средневековыми частями собора, Брунеллески в своем куполе, естественно, не мог добиться полного стилевого соответствия новых

и старых форм. Так что первенцем архитектурного стиля раннего Возрождения стал Воспитательный дом во Флоренции.

В плане здания, который решен в виде обстроенного по периметру

большого квадратного двора, обрамленного легкими арочными портиками, использованы приемы, восходящие к архитектуре средневековых

жилых зданий и монастырских комплексов с их защищенными от солнца

уютными внутренними двориками. Однако у Брунеллески вся система

помещений, окружающих центр композиции — внутренний двор, — приобрела более упорядоченный, регулярный характер. Самым важным новым качеством в пространственной композиции здания явился принцип

«открытого плана», который включает в себя такие элементы окружения,

как уличный проезд, проходной двор, связанные системой входов и лестниц со всеми основными помещениями Эти особенности получили отражение и в его внешнем облике

Фасад здания, расчлененный на два неравных по высоте этажа, в от

12

личие от средневековых сооружений такого типа, выделяется исключительной простотой форм и ясностью пропорционального строя.

Разработанные в Воспитательном доме тектонические принципы, выражающие своеобразие ордерного мышления Брунеллески, получили дальнейшее развитие в старой сакристии (ризнице) церкви Сан-Лоренцо во

Флоренции (1421—1428). Интерьер старой сакристии — первый в архитектуре Возрождения пример центрической пространственной композиции, возрождающей систему купола, который перекрывает квадратное в

плане помещение. Внутреннее пространство сакристии отличается большой простотой и четкостью: кубическое по пропорциям помещение перекрыто ребристым куполом на парусах и на четырех подпружных арках,

опирающихся на антаблемент пилястр полного коринфского ордера. Более темные по цвету пилястры, архивольты, арки, гурты и ребра купола,

  1. Билеты и отве

    Документ
    . Туристский потенциал Китая. 3. Перечислите церкви, находящиеся на территории Ярослава дворища и расскажите, на чьи средства и в ознаменование каких событий они воздвигнуты.
  2. Анатолий Павлович Кондрашов (2)

    Документ
    Книга, предлагаемая вашему вниманию, – не справочник и не учебник, и главная ее задача – не столько проинформировать вас о самых разнообразных фактах, сколько вызвать интерес к той или иной области знания и человеческой деятельности.

Другие похожие документы..