Идеологическая деятельность органов советской власти в войсках действующей армии (1918 1920 гг.)

II. СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Структура диссертации:введение, три раздела, заключение, список источников и литературы, а также приложения, которые органически связаны с содержанием и наряду с данными текста служат документальным подтверждением выдвигаемых автором положений и выводов. Диссертационное исследование снабжено списком сокращений.

Во введении дается общая характеристика темы исследования, обосновывается ее актуальность, определяются объект и предмет исследования. Здесь же формулируется научная новизна, цель и задачи исследования, основные положения, выносимые на защиту, обосновывается методологическая и источниковая база, высказывается мнение о практическом значении диссертации, приводятся сведения об апробации и публикациям по теме диссертации.

В первом разделе «Историческая необходимость концептуального обеспечения идеологической деятельности в Красной армии в годы Гражданской войны в России и его основы» доказывается историческая необходимость развертывания в РККА идеологической деятельности. На базе исследования трудов В.И. Ленина, Л.Д.Троцкого, других деятелей РКП (б) репродуцирована модель концептуального обеспечения идеологической деятельности в Красной армии, выделены ее главные звенья.

Во втором разделе «Система идеологической деятельности в частях РККА в годы Гражданской войны в России» раскрывается внутренне содержание системы, упомянутой выше по ее основным составляющим: 1) модель концептуального обеспечения идеологической деятельности в Красной армии; 2) принципы идеологической деятельности в частях РККА; 3) организационная структура, объединявшая различного уровня органы государственной власти и военного управления, решавшие вполне определенные, свойственные им задачи в сфере идеологической деятельности в частях РККА; 4) нормативно-правовая база идеологической деятельности в частях РККА. Особое внимание уделено характеристике главных субъектов организационной структуры рассматриваемой системы: 1) высшие военно-политические органы – революционные военные советы; 2) институт членов военных советов и военных комиссаров; сеть политорганов Красной армии; 3) партийные организации войсковых формирований; 4) командный состав Красной армии.

В третьем разделе «Основные направления идеологической деятельности органов государственной власти и военного управления в войсках действующей армии» выявлены и детально проанализированы основные направления упомянутой деятельности: 1)агитационно-пропагандистская работа; 2) культурно-просветительная работа; 3) ликвидация безграмотности. 4) идеологическое обеспечение процесса укрепления морального духа, повышения уровня морально-психологического состояния личного состава укрепления воинской дисциплины и правопорядка.

В заключениидиссертации подводятся итоги исследования; делаются основные выводы и уроки, извлеченные из обобщенного исторического опыта по рассматриваемой проблеме. Утверждается, что тема заслуживает того, чтобы к ней было привлечено повышенное внимание современных исследователей, так как некоторые ее аспекты требуют дальнейшей научной разработки: привлечение советской властью корпуса интеллигенции, сформировавшейся при политическом режиме самодержавия для решения некоторых задач идеологической деятельности среди населения (в том числе и в Красной армии) в годы Гражданской войны в России; влияние психологической атмосферы Гражданской войны на индивидуальную и социальную психологию военнослужащих, и учет данного фактора в идеологической деятельности властных структур в красных войсках; условия и причины ситуации, когда у армии-победительницы в годы Гражданской войны моральный дух находился на столь невысоком уровне, какой он должен был быть исходя из опыта военной истории.

III. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ОБОСНОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ

Решение научной задачи через впервые проведенное комплексноеисследование позволяет раскрыть новые конкретные научные аспекты рассматриваемой темы:

– обоснована историческая необходимость концептуального обеспечения идеологической деятельности органов советской власти в Красной армии в годы Гражданской войны в России и установлены ее основы;

– смоделирована система идеологической деятельности органов светской власти в частях РККА в годы Гражданской войны в России, раскрыты принципы, нормативно-правовая база и организационная структура ее функционирования в хронологических рамках, указанных выше;

– на основе научных методов и современных достижений исторической науки, большого числа новых архивных документов, представлены результаты авторского анализа идеологической деятельности органов советской власти в действующей армии;

— в научный оборот вводятся архивные документы и материалы, которые ранее были не известны или малоизвестны научной общественности; по итогам исследования сформулированы выводы и уроки, намечены проблемы для дальнейших исследований.

На защиту выносятся следующие положения диссертации:

I. Установленные факторы, детерминирующие историческую необходимость концептуального обеспечения идеологической деятельности органов советской власти в Красной армии в годы Гражданской войны в России, и его основы.

II. Результаты анализа процесса создания и развития системы идеологической деятельности органов советской власти в частях РККА в годы Гражданской войны в России (1918 – 1920 гг.).

III. Обобщенный опыт идеологической деятельности органов государственной власти и военного управления по укреплению воинской дисциплины в РККА (1918 –1920 гг.).

IV. Авторские оценки по наиболее дискуссионным аспектам темы диссертации.

V. Выводы, уроки, сформулированные на базе обобщения исторического опыта по рассматриваемой теме.

Обоснование положений, выносимых на защиту

I. Соискатель, исследовав обширную источниковую базу, установил, что основными факторами, детерминировавшими историческую необходимость концептуального обеспечения идеологической деятельности органов советской власти в Красной армии в годы Гражданской войны в России являлись следующие: тяжелое историческое наследие в сфере военного строительства, доставшееся советской власти по состоянию на 7 ноября 1917 г. (разложившаяся армия); выдвижение на первый план в формировании новой советской государственности проблемы военного строительства и специфики ее разрешения; необходимость преодоления жестокого кризиса, в который попала советская власть в 1918 г.; повальная безграмотность населения; увеличение численного состава Красной армии и его социальной и национальной дифференциации по ходу Гражданской войны; усиление значимости крепости морального духа и морально-психологического состояния личного состава соединений и частей и, особенно, крепкой воинской дисциплины и правопорядка для достижения победы над противником в Гражданской войне; обострение отношений советской власти со старой интеллигенцией, на которую нельзя было в полной мере рассчитывать в предстоящей идеологической работе в массах красных бойцов и командиров. Основами модели концептуального обеспечения идеологической деятельности органов советской власти в Красной армии можно, считать следующие: 1. Осознание значимости идеологической деятельности в РККА для достижения полной победы над врагом, а также необходимости новых подходов в армии нового типа к формированию соответствующей концепции на государственном уровне. 2.Понимание комплексного характера проблемы и выделение основных составляющих, в рамках которых она будет, главным образом, решаться в целом: проблемы военного строительства как составная часть формирования новой российской государственности и, в особенности, теоретическое обоснование значимости партийно-политической работы в Красной армии и выработка основ ее организации; дальнейшее развитие теории мировой революции; диалектика патриотизма и интернационализма; общие проблемы просветительной деятельности в стране. 3. Выдвижение на первый план необходимости формирования у красноармейцев классового сознания. 4. Внедрение в идеологическую деятельность органов советской власти в РККА настойчивой систематической агитации, проводимой терпеливо и кропотливо. 5. Обоснование необходимости развертывания, наряду с агитацией и политической пропаганды. 6.Выделение в идеологической деятельности культурно-просветительной работы, призванной специфическими эмоциональными средствами воздействовать на умы и сердца людей, не сходя при этом с классовых позиций. Доказательство единства политической и культурно-просветительной работы с акцентом на том, что культурно-просветительная работа носит исключительно политический характер. 7. Подход к выработке концептуальных основ, в котором понимание силы убеждения, привитие сознательного отношения к воинскому долгу, в конечном итоге, резко девальвируемое культом насилия и репрессий, как к универсальному средству повышения уровня морального духа армии и классовой сознательности красных бойцов и командиров.

II. Результаты анализа процесса создания и развития системы идеологической деятельности органов советской власти в частях РККА в годы Гражданской войны в России (1918 – 1920 гг.) можно выразить в ряде следующих обобщающих тезисов: 1.Советской власти по ходу Гражданской войны удалось создать стройную систему идеологической деятельности в частях РККА. Функционирование данной системы, входившей на правах подсистемы в еще более крупную систему партийно-политической работы, базировалось на ряде фундаментальных принципов: научный подход, ядро которого — теория марксизма и, в первую очередь классовый подход к оценке событий явлений, ярко выраженный партийный характер (то есть, полная идентичность позициям РКП (б) и целеустремленность; комплексный подход, подразумевающий единство организаторской и партийно-политической работы, составной часть которой являлась идеологическая деятельность в частях РККА, проводившаяся в тесной связи с организационно-партийной работой; связь теории с практикой сопряжение идеологической деятельности с выполнением частями и соединениями РККА задач по боевому предназначению; объединение усилий всех организаций и ведомств, осуществлявших идеологическую деятельность в Красной армии; непрерывность, оперативность, гибкость, наступательность, бескомпромиссность, дифференциация идеологической деятельности, учет социальных, национальных, особенностей красноармейцев, уровня их общей культуры, в первую очередь степени грамотности; массирование сил и средства идеологического воздействия на личный состав в действующей армии; применение разнообразных форм и методов. 2.Властные институты Советской России сознали, что в рассматриваемой системе важную роль призваны сыграть указанная выше оргструктура¸ а также и соответствующая нормативно-правовая база. Здесь проявилась специфика: в условиях жесткой централизации, культивируемой РКП (б), смешались функции законодательной и исполнительной власти. Конкретное содержание нормативно-правовой базы, имеющее прямое отношение к идеологической деятельности в Красной армии, нашло отражение, главным образом, документах ЦК РКП (б) и в приказах РВСР, многие из которых издавались в развитие декретов советской власти, а также директив правившей в стране РКП (б). 3. По ходу Гражданской войны шел перманентный поиск оптимальной организационной структуры идеологической деятельности советской власти в массе красноармейцев. Как следствие, вносились существенные коррективы. И, думается, правильно полагать, что в приказе РВСР №117 от 22 января 1920 г. «Об утверждении единой структуры политорганов Красной Армии» была конституирована наиболее оптимальная на тот момент единая структура политорганов во всей Красной армии109. 4. В целом же, сам факт создания системы идеологической деятельности в частях РККА в годы Гражданской войны в России свидетельствует о том, насколько серьезно подходило высшее военно-политическое руководство Советской России к успешному и комплексному разрешению проблемы, которая исследуется в нашей диссертации.

III. Обобщенный опыт идеологической деятельности органов государственной власти и военного управления в действующей армии можно кратко представить в таких крупных синтезирующих суждениях. 1.Основные направления анализируемой деятельности, указанные выше, находились в тесном диалектическом единстве. Обеспечивался комплексный подход к решению всех стоящих в рассматриваемой сфере задач. Здесь можно выделить следующие основополагающие черты: A. Непрерывное, оперативное и гибкое руководство со стороны правившей в стране РКП (б), органов государственной власти и военного управления. И как следствие, обеспечение координации усилий различных ведомств в решении задач в сфере, указанной выше. B. Жесткая детерминация всех мероприятий классовым подходом к оценке событий и явлений. C. Сопряжение данной деятельности с конкретной военно-политической, стратегической и оперативно-тактической обстановкой, складывавшейся в годы Гражданской войны в тот или иной текущий момент. D. Определение направления сосредоточения основных усилий анализируемой деятельности на войсках первого эшелона, находившегося в непосредственном соприкосновении с противником. Причем, полноту ответственности возложили на РВСР, а непосредственным организатором и координатором мероприятий выступало ПУР РВСР. Имелась здесь и специфическая особенность: если в ликвидации безграмотности основные мероприятия проводились преимущественно в период стратегических и оперативно-тактических пауз на фронтах Гражданской войны, то агитационно-пропагандистская работа проводилась непрерывно. То же самое можно сказать и о культурно-просветительной работе. Правда, в меньшей степени, если ее сравнивать с агитационно-пропагандистской работой.

2. Перманентно наращивались усилия и темпы на направлении идеологического обеспечения процесса укрепления морального духа, повышения уровня морально-психологического состояния личного состава укрепления воинской дисциплины и правопорядка (самый трудный участок). Приходилось учитывать следующее обстоятельство: в организаторской деятельности властных структур в сфере, указанной выше, применение репрессий, зачастую массовых и жестоких, занимало одно из ведущих мест. Они приносили определенную пользу. Можно и нужно критиковать, например, Л.Д. Троцкого за его чрезмерную приверженность к репрессивным мерам в сфере борьбы за крепкую воинскую дисциплину, но вряд ли стоит подвергать сомнению его мысль о том, что армию строить без репрессий нельзя. Другой вопрос – соразмерность репрессий, их адресный характер. Этого как раз властные структуры и не смогли обеспечить. Но неправильно полагать, что все базировалось исключительно на репрессиях. Кроме них рационально распределялось поступающее пополнение; максимально укомплектовывались должности командного состава, особенно в полковом звене; всемерное улучшалось тыловое снабжение войск. Такой подход давал некоторые положительные результаты, что особенно наглядно просматривается в борьбе с дезертирством. 3. Идеологическая деятельность органов государственной власти и военного управления в войсках действующей армии проводилась (в рамах системы партийно-политической работы) в тесной связи с организационно-партийной работой, где основными направлениями являлись следующие: забота о полном и качественном укомплектовании комиссарами и политработниками соединений и частей при особом внимании к полкам перовой линии; укрепление партийного ядра в воинских коллективах; расширение сети первичных партийных ячеек.

4. Внутри идеологической деятельности выделяются два крупных блока: агитационно-пропагандистская работа и культурно-просветительная работа. В агитационно-пропагандистской работе основными формами стали: митинги, беседы, громкая читка газет, других печатных изданий; печатная агитация и пропаганда посредством распространения газет, листовок, плакатов и других печатных изданий; лекционная пропаганда, политические занятия; индивидуально-разъяснительная работа. В культурно-просветительной работе основными формами стали: функционирование клубов, библиотек; культурное обслуживание красноармейцев на фронте силами выездных театральных и музыкальных бригад, демонстрация фильмов; развитие художественного самодеятельного творчества красноармейцев. Подобная структурированность анализируемой деятельности, подкрепленная умелым массированием сил и средств на различных ее направлениях, позволили в действующей армии обеспечить комплексный подход, что стало один из серьезных достижений успехов. И тот факт, что красные одержали победу в Гражданской войне, дает серьезные основания для утверждения о том, что в войсках имелся высокий уровень морального духа, в чем не последняя заслуга и идеологической деятельности. Однако другой факт, что в Красной армии имелись явления, которые иначе, как проявления разложения войск, нельзя классифицировать, говорит о том, что в рассматриваемой деятельности надлежащего эффекта достигнуто не было. Здесь видна специфика российской Гражданской войны, которая не могла стать школой нравственного воспитания народа. И многие закономерности военного строительства проявляют себя в ней в своеобразных формах, отличных, например, от войн за свободу и независимость Родины.

5. Особо крупные успехи в анализируемой деятельности были достигнуты на направлении ликвидации безграмотности, проходившая в различных формах: школы грамоты, сеть которых постоянно расширялась, а обучение красноармейцев в них дифференцировалось; индивидуальное обучение грамоте силами командиров, комиссаров, политработников; привлечение к ликвидации безграмотности красноармейцев, имеющих минимальный уровень грамотности; индивидуально-воспитательная работа. Советская власть принимала действенные меры к наращиванию материальной базы идеологической деятельности органов государственной власти и военного управления в войсках действующей армии: увеличивались ассигнования на ликвидацию неграмотности; расширялась сеть культпросветучреждений; наращивались полиграфические мощности, что нашло отражение в масштабном увеличении количества экземпляров печатной продукции, отправляемой в первую очередь на фронт. Проявлялась соответствующая забота и о кадровом обеспечении анализируемой деятельности: привлекались к решению задач в рассматриваемой сфере крупные партфункционеры; увеличивалось количества учителей для школ грамоты, политработников, назначаемых в части и соединения действующей армии; рационально распределялись коммунисты по частям и соединениям действующей армии. Все это позволило добиться, в конечном итоге, серьезных успехов.

6. Советская власть допустила в анализируемой деятельности ошибки. Они имели под собой как объективную, так и субъективную основу. Объективная основа: сложность конкретно-исторической обстановки периода 1918 – 1920 гг., если ее рассматривать в целом в контексте истории России в сообществе мировых цивилизаций; специфика российской Гражданской войны, ее братоубийственный, неимоверно жестокий характер. Это наложило серьезные негативные отпечатки, внесло серьезные деформации в социальную и индивидуальную психологию вовлеченных в Гражданскую войну субъектов; перманентная нехватка сил и средств, необходимых для организации идеологической деятельности Субъективная основа: абсолютизация постулатов марксизма, особенно классового подхода к оценке событий и явлений, свойственная политическим лидерам правящего в Советской России большевистского политического режима; нигилистическое отношение советской власти к корпусу старой интеллигенции. Они не смогли из-за этого (в большой своей массе) принять активного участия в идеологической деятельности; неверие ряда функционеров учреждений советской власти, отвечающих за просветительную деятельность в РККА, в необходимость и возможность достижения успехов, например, в ликвидации среди красноармейцев. Ошибки усугублялись тем, что агитационно-пропагандистская и культурно-просветительная работа строилась по жестким канонам психологической войны; не были изжиты элементы формализма и легковесного подхода, когда, например, огромные тиражи печатной продукции не использовались по прямому назначению.

IV. Авторские оценки по наиболее дискуссионным аспектам темы научной квалификационной работы: 1. Фундаментальные принципы функционирования рассмотренной выше системы приемлемы и в условиях России постсоветской в системе воспитательной работы в ВС РФ. Разумеется, с коэффициентом корреляции на реалии современности, в которых в военном строительстве нет места классовому подходу, соблюдению интересов какой-либо партии, и уж тем более, классовой ненависти, которыми были пропитаны насквозь синтезированные выше принципы. Естественно, здесь следует учитывать и наличие в РФ конституционного запрета на моноидеологию. 2. Высшее военно-политическое руководство Советской России, командование Красной армии прикладывали большие усилия в идеологическом обеспечении процесса укрепления морального духа, повышения уровня морально-психологического состояния личного состава укрепления воинской дисциплины и правопорядка. Конечно, здесь имели место репрессии, зачастую масштабные, беспощадные. Но данный факт не умаляет значимости идеологического обеспечения, проанализированного выше. Но парадокс заключается в том, что морально-психологическое состояние победителей нельзя оценивать как исключительно здоровое. Имевшие место эксцессы, свидетельствующие о недостаточно высоком уровне морального духа красных, дают основания утверждать: во многом их победа обусловливалось не столько степенью крепости их морального духа, сколько резким ее ослаблением у белых.

Выводы, сформулированные на базе обобщения исторического опыта по рассматриваемой теме: 1. Идеологическая деятельность органов советской власти в войсках действующей армии (1918 – 1920 гг.) стала одной из составляющих повышения боеспособности войск, укрепления их морального духа. Следовательно, она способствовала достижению победы красных над белыми. 2. Гражданская война в России, в силу ее уникальности, создала условия, когда идеологическая деятельность властных структур в действующей армии приняла вид, отличный от теоретических моделей идеологической деятельности любого государства среди населения. Она стала носить исключительно политизированный, жестко конфронтационный характер. Общегуманитарная составляющая, присущая любой государственной идеологической деятельности вообще, была резко девальвирована культивацией классовой ненависти как крайней формы классового подхода к оценке событий и явлений. Причем, отдельные формы агитационно-пропагандистской работы, выстроенные по канонам психологической войны, практиковавшиеся в рамках системы идеологической деятельности органов советской власти в действующей армии, явно шли в разрез с общечеловеческими ценностями. 3.В исследуемом периоде сущность и содержание анализируемой деятельности не могли быть другой, ибо они обусловливались конкретно-исторической обстановкой, а также и субъективным фактором – личностными качествами политических лидеров правившей в стране компартии. 4. Воспитательная деятельность государства в Вооруженных силах была, есть и будет одной из составляющих (вне зависимости от смены цивилизационных парадигм, что имело место в 1917 г. и в начале 90-х гг. XX века в нашем Отечестве) деятельности властных структур по укреплению морального духа военнослужащих. Конечно, содержание, формы и методы ее проведения станут меняться, но опосредованный вклад в повышение боеспособности войск и сил флота, готовности их с достоинством и честью выполнить задачи по боевому предназначению в любой обстановке, от этого не станет менее эффективным.

Уроки, сформулированные на базе обобщения исторического опыта по рассматриваемой теме. 1. В условиях Гражданской войны никто из субъектов системы идеологической деятельности государства в массах военнослужащих не сможет действовать в рамках общечеловеческих ценностей, как бы к этому ни стремились, какими бы добропорядочными качествами ни обладали, под какими бы лозунгами ни боролись. 2. В современных условиях властные структуры, проводя воспитательную деятельность в массах военнослужащих (в рамках мероприятий по укреплению морального духа Вооруженных сил РФ), призваны исходить из высших государственных интересов обеспечения национальной безопасности государства. Это и станет основой сущности, содержания, форм и методов воспитательной деятельности в ВС РФ. 3. Нельзя организовывать воспитательную деятельность спонтанно, без продуманного теоретико-методологического обоснования рекомендуемых мероприятий. Перед развертыванием практической деятельности в войсках и силах флота по предмету, о котором идет речь выше, должна быть создана стройная система, в которой каждый субъект имел бы юридически оформленную зону ответственности, прав и обязанностей. 4. В организации воспитательной деятельности властных структур в ВС РФ необходимо сделать все, чтобы оградить армию и флот от влияния партийно-политических страстей. Речь не идет об искусственном ограждении воинов от политической жизни. Подобное не реально. Все должно проводиться в рамках законодательства, в котором имеются разумные барьеры от проявления политиканства.

  1. Формирование образа советской власти средствами агитации и пропаганды: октябрь 1917-1920 гг. ( на материалах Орловской и Брянской губерний)

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре новой и новейшей отечественной истории и права ГОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского»
  2. Деятельность реввоенсовета республики (ссср) по организационному укреплению красной армии в 1918 1923 гг

    Автореферат диссертации
    доктор исторических наук, профессор главный эксперт Экспертно-аналитического совета при Комитете по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы Федерального Собрания РФ Воронов Виталий Николаевич;
  3. Идеологические основы и политические программы южнороссийского белого движения и их практическая реализация (ноябрь 1917 1920 гг.). Историографическое исследование

    Исследование
    Защита состоится « » ноября 2010 г. в часов на заседании диссертационного совета по историческим наукам ( Д 215.005.06) в Военном университете (103001, г.
  4. Военно-политическая деятельность И. В. Сталина в годы гражданской войны (1918 1920 гг. )

    Диссертация
    Защита диссертации состоится 29 сентября 2010 г. в 15 часов на заседании диссертационного совета Д. 212.155.05 по историческим наукам при Московском государственном областном университете по адресу: 105005, г.
  5. Государственность «белой» России: становление, эволюция, крушение (1918 1920 гг.)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 22 ноября 2007 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета Д 203. 019. 01 при Московском университете МВД России по адресу: 117997, Москва, ул.
  6. Государственно-церковные отношения первых лет советской власти в отечественной историографии

    Документ
    Новейшая история Русской Православной Церкви и религиозная политика советд го государства первых лет его существова-ния привлекали и привлекают внимание отечествен-ных исследователей.
  7. Идеологические основания, политические программы южнороссийского белого движения и их практическая реализация (ноябрь 1917 1920 гг.). Историографическое исследование

    Исследование
    Защита состоится « » 2011 г. в. часов на заседании диссертационного совета по историческим наукам (Д 215.005.06) в Федеральном государственном военном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Военный университет» (103001, г.
  8. Деятельность органов государственной безопасности СССР на дальнем востоке по обеспечению обороноспособности страны накануне великой отечественной войны (1938-1941 гг.)

    Автореферат диссертации
    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБОРОНОСПОСОБНОСТИ СТРАНЫ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1938–1941 гг.
  9. Создание и деятельность речных флотилий Белого движения на Востоке России (1918 1919 гг.)

    Автореферат диссертации
    Цветков Василий Жанович, доктор исторических наук, профессор / кафедра новейшей отечественной истории ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

Другие похожие документы..