Рабочая учебная программа учебная дисциплина Система государственного и муниципального управления Образовательная программа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ДВПИ имени В.В. Куйбышева)»

Одобрено методической УТВЕРЖДАЮ

комиссией ТИПП ДВГТУ Директор института

Председатель МК __________________

____________________

«____» ___________ 2008 г. «____» ____________2008 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплинаСистема государственного и муниципального управления

Образовательная программа 080504 «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра Государственного и муниципального управления

Согласованно: Рабочая программа утверждена на заседании кафедры ГМУ протокол № 8

Заведующий кафедрой, к.п.н., доцент от « 12 » мая 2008г.

___________________________________ Зав. кафедрой ГМУ Г.М. Сысоева

Программа составлена:_______________

___________________________________ (дата)

к.и.н, и.о.профессор О.И.Сергеев, ст. преп. Ускова Г.В.

___________________________________ должность (Ф.И.О. преподавателя)

Подпись (Ф.И.О)

Владивосток 2008

ВВЕДЕНИЕ.

Курс «Система государственного и муниципального управления» дается студентам специальности «Государственное и муниципальное управление» на последнем курсе и призван собрать в систему все полученные большей частью предметные знания за весь период обучения на данной специальности. Этот курс несколько амбивалентен, в той части, что он с одной стороны, базисный, что видно даже из названия дисциплины, а с другой стороны, он всецело основывается на полученных студентами за время обучения на первых четырех курсах знаниях. Его задача заключается лишь в сборке и укладке всех предметных знаний в единую строгую логически выверенную систему представлений.

При этом система государственного и муниципального управления задает и свои вопросы. Например, вопросы о разграничении государственного управления и менеджмента. Все знают, что система бюрократического управления во многом несовершенна, вопрос же заключается в выяснении возможности применения наработок менеджмента в системе государственного и муниципального управления.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ:

Основной целью данного учебного курса является изучение системы государственного управления в современной России.

Основными задачами дисциплины являются: рассмотрение с системных позиций сущность деятельности органов государственного и муниципального управления, аппарат государственных и муниципальных органов, структуру органов государственного и муниципального управления, социальную среду, на котором разворачивается деятельность государства, направления и пути повышения эффективности деятельности органов государственного и муниципального управления.

2. НАЧАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:

Курс «Система государственного и муниципального управления» предполагает освоение студентами определенных блоков знаний по таким дисциплинам как «История государственного и муниципального управления», «Гражданское право», «Конституционное право», «Политология».

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПНИН.

В результате теоретического изучения дисциплины студент должен:

- владеть понятийным аппаратом;

- иметь четкие представления о формировании и деятельности системы государственных и муниципальных органов управления в России;

- знать основные этапы становления государственных и муниципальных органов власти и управления в современной России;

- понимать проблемы построения структуры государственных и муниципальных органов и управления.

В результате практического изучения дисциплины студент должен:

- уметь анализировать объект дисциплины;

- уметь анализировать нормативно-правовые акты в сфере эволюции современной российской государственности;

- иметь собственные аргументированные суждения о перспективах развития государственных и муниципальных органах власти и управления в современной России.

6. курсовое проектирование.

6.1.основные требования к выполнению курсовой работы:

В соответствии с учебным планом студенты выполняют письменные курсовые работы.

Курсовая работа представляет собой самостоятельное научное сочинение, в котором зафиксирован результат проведенного исследования по определенному кругу вопросов.

Курсовая работа представляет собой один из важных и необходимых этапов учебного процесса, объединяющего два важных момента:

- это письменный отчет студента о знаниях, полученных им по определенной проблеме эволюционного развития органов и учреждений государственной и муниципальной власти;

- устная защита положений и выводов, содержащихся в курсовой работе, является результатом углубленного самостоятельного изучения материала по заданной проблематике.

Курсовая работа должна быть написана в соответствии с методическими указаниями по подготовке курсовой работы для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление», разработанной на кафедре государственного и муниципального управления и утвержденной методической комиссией в 2007году.

Тема курсовой работы утверждается на заседании кафедры «Государственное и муниципальное управление» на основании письменного заявления студента об утверждении темы курсового исследования.

Работа студента над курсовой работой состоит из нескольких этапов: выбор темы курсовой работы; подбор информационного материала; составление и утверждение плана работы по теме курсовой работы; написание и корректировка глав и параграфов курсовой работы у научного руководителя; представление к защите и защита курсовой работы на заседании кафедры.

Выполняя работу, студент должен показать полноту и глубину усвоения соответствующих теоретических положений, самостоятельность мышления, умение находить и анализировать необходимый эмпирический материал, органически увязывать теоретические положения с современным состоянием управленческой практики, вносить конструктивные предложения по совершенствованию технологии управления.

Рекомендуемый объем курсовой работы составляет 25-30 страниц формата А4 печатного текста без учета приложений.

При оформлении текстовой части работ с помощью компьютера текст оформляется в текстовом редакторе Word for Windows версии не ниже 6.0, тип шрифта Times New Roman Cyr, шрифт основного текста обычный, размер 14 пт, интервал полтора. Шрифт названия главы – полужирный, размер 16 пт. Шрифт названий параграфов – полужирный размер, 14 пт. Межсимвольный интервал обычный, межстрочный интервал – полуторный.

Курсовая работа состоит из титульного лист; содержания (плана); введения; основной части, состоящей из глав и параграфов; заключения; списка использованных источников и литературы и приложений.

План (содержание) курсовой работы как структурно-логическую схему исследования, следует утверждать у преподавателя, читающего учебную дисциплину во избежание ошибок и неточностей в изложении материала при написании курсовой работы. План не следует излишне детализировать, в нем перечисляются основные вопросы темы в логической последовательности.

Основному тексту предшествует введение. В нем необходимо показать значение, актуальность рассматриваемой проблемы, разработанность темы исследования в литературе; предмет и объект исследования, цели и задачи курсовой работы, описать источников базу, послужившую для изучения предмета и объекта исследования, методы исследования и краткого описания структуры работы.

Содержание основной части следует делить на главы, параграфы, пункты. Главы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами, записанные с абзацного отступа. Параграфы нумеруются в пределах каждой главы. Номер параграфа состоит из номеров главы и параграфов, разделенных точкой. В конце номера главы или параграфа точка не ставится. Главы, как и параграфы, должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание глав, параграфов. Заголовки следует писать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Каждую главу рекомендуется начинать с нового листа (страницы).

Изложение текста должно вестись в безличной форме или от третьего лица. Используемые научные термины, сокращения, обозначения и определения должны соответствовать стандартам, а при их отсутствии – общепринятым в научной литературе.

В основной части работы большое внимание следует уделить глубокому теоретическому освещению вопросов темы курсовой работы. Изложение должно осуществляться в соответствии с пунктами плана работы.

В конце каждого параграфа и главы должны быть сделаны исчерпывающие выводы.

Приводимые в работе цитаты, статистические данные должны быть снабжены ссылками (сносками) на источник.

В заключение курсовой работы даются выводы по всем параграфам и главам в их логической последовательности.

В конце курсовой работы приводится список используемых источников и литературы. Данный список должен составляться в следующей последовательности:

- нормативно-правовые акты, расположенные по их юридической силе;

- список литературы формируется в алфавитном порядке по фамилиям авторов.

Для защиты курсовой работы целесообразно тезисы выступления (обозначение глав, параграфов, сокращенное изложение материала – важнейших понятий, цифр и фактов, формулировка итоговых выводов) размножить и раздать членам комиссии по защите курсовой работы, студентам как материал для последующего обсуждения.

Заканчивая подготовку к выступлению по защите курсовой работы, полезно прочитать весь текст «для себя». Это будет способствовать закреплению материала в памяти и позволит во время выступления либо совсем не заглядывать в конспект (план), либо свести обращение к нему до минимума.

После обсуждения курсовой работы и ответов на вопросы профессорско-преподавательским составом выставляется оценка (по пятибалльной системе).

Если курсовая работа не засчитывается, то с учетом замечаний работа должна быть переделана. Повторным рецензированием занимается научный руководитель студента.

Студенты, не предоставившие курсовую работу и не получившие дифференцированного зачета к сессии не допускаются.

    1. Примерные темы курсовых работ по дисциплине «Система государственного и муниципального управления»

  1. Специфика государственного управления; основные научные школы, изучающие понятие «государственное управление».

  2. Управление, менеджмент, администрирование, политика: общее и отличное.

  3. Центральные органы государственного управления, их иерархия

  4. Региональные органы государственного управления, их иерархия

  5. Местные органы управления, их иерархия,

  6. Проблемы взаимоотношений центральных, региональных и местных органов власти

  7. Система президентских округов.

  8. Методологические подходы и ключевые понятия, отражающие неразрывность управления и права.

  9. Мораль, право, закон.

  10. Право как система.

  11. Система права и система законодательства.

  12. Правовые акты.

  13. Административные акты.

  14. Правовые акты исполнительной власти.

  15. Проблемы систематизации нормативно-правовых актов в России.

  16. Административные договоры и государственные контракты.

  17. Нормативные акты местного самоуправления.

  18. Функционально-структурное оформление государственного управления.

  19. Цели государственного управления.

  20. Функции государственного управления.

  21. Организационно-структурное оформление государственного управления.

  22. Организационная структура управления и ее типология.

  23. Коммуникация как элемент гуманитарных технологий в управлении.

  24. Роль коммуникаций в системе управления.

  25. Информация как фактор оптимизации системы управления.

  26. Государственно-управленческие отношения в системе коммуникаций.

  27. Развитие государственно-управленческих отношений: Проблемы и тенденции.

  28. Кадровое обеспечение государственной службы.

  29. Государственная кадровая политика.

  30. Кадровая служба.

  31. Государственная служба как публично-правовой институт.

  32. Административно-правовой статус государственного служащего.

  33. Профессионально-культурное обеспечение государственной службы.

  34. Профессиональная культура управления.

  35. Тенденции и условия развития профессионально-управленческой культуры.

  36. Законность и ответственность в государственном управлении.

  37. Законность в государственном управлении.

  38. Ответственность в государственном управлении.

  39. Система взаимоотношений «Государство – Общество».

  40. Сравнительная характеристика западных и отечественных представлений.

  41. Государство как субъект социального управления.

  42. Формы государственной власти и государственного устройства.

  43. Местное самоуправление в системе государственного управления.

  44. Опыт становления местного самоуправления в России.

  45. Конституционально-правовые основы местного самоуправления.

  46. Взаимоотношения государственной и муниципальной власти, разграничение полномочий.

  47. Институт президентства.

  48. Высшие законодательные органы власти РФ

  49. Высшие исполнительные органы власти РФ

  50. Высшие судебные органы власти РФ

  51. Структура и полномочия органов местного самоуправления.

  52. Повышение ответственности должностных лиц.

  53. Перспективная форма народовластия.

  54. Проблемы систематизации нормативно-правовых актов в России.

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования «Государственное и муниципальное управление»

    Основная образовательная программа
    ООП ВПО представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине Система государственного и муниципального управления Специальность/направление

    Учебно-методический комплекс
    Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и основной программы по специальности
  3. 081100 «Государственное и муниципальное управление» Основная образовательная программа высшего профессионального образования.

    Документ
    ООП ВПО представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему
  4. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 гг

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 126» г.
  5. Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления»

    Программа дисциплины
    Программа дисциплины «Система государственного и муниципального управления» составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по специальности 080504.
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования "Государственное и муниципальное управление"

    Основная образовательная программа
    ООП "Государственное и муниципальное управление" представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную высшим учебным заведением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного
  7. Вопросы к экзамену по дисциплине «Система государственного и муниципального управления» 22 Тематика курсовых проектов по дисциплине 24

    Вопросы к экзамену
    цели и задачи Счетной палаты России Цели, задачи и функции Конституционного суда Цели, задачи и функции Верховного суда Цели, задачи и функции Арбитражного суда Характеристика законодательства России Современная банковская система
  8. Публичный доклад (1049)

    Доклад
    ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАДМуниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № 32 городского округа Самара за 2009-2010 учебный год
  9. 4. Требования к обязательному минимуму содержания образовательной программы по специальности 061000 - "Государственное и муниципальное управление"

    Документ
    Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, свобода и необходимость.

Другие похожие документы..