Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

3 2006

Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики

Журнал основан в 2005 году.

Периодичность – 4 номера в год.

Учредители:

Российский комитет программы ЮНЕСКО «Информация для всех»,

Бюро ЮНЕСКО в Москве,

Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России,

Южно-Уральский Центр медиаобразования,

Российская школьная библиотечная ассоциация,

Таганрогский государственный педагогический институт,

Издатель ИП Ю.Д.Кучма

В 2006 году журнал выпускается при поддержке Администрации Главы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Редакционная коллегия:

А.В.Федоров

главный редактор

Н.Л.Альварес

Л.М.Баженова

О.А.Баранов

Е.Л.Вартанова

С.И.Гудилина

В.В.Гура

А.А.Демидов

Н.Б.Кириллова

С.Г.Корконосенко

А.П.Короченский

В.А.Монастырский

С.Н.Пензин

Г.А.Поличко

В.С.Собкин

Л.В.Усенко

Н.Ф.Хилько

А.В.Шариков

Адрес редакции:

Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России,

109542, Москва,

Рязанский проспект, д.99, офис У-430.

e-mail: tina5@

/mediaeducation

Статьи для публикации в журнале принимаются только по электронной почте.

© журнал «Медиаобразование»

Информационная поддержка:

Портал Московского Бюро ЮНЕСКО

http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/stasya29062005124316.php

Портал Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». http://www.ifap.ru

Анонсы содержания номеров журнала «Медиаобразование» публикуются на российском образовательном портале «Учеба» www.ucheba.com и рассылаются администрацией данного портала всем желающим по электронной почте.

СОДЕРЖАНИЕ

Страницы истории

Симаков В.Д. Из истории кинолюбительства в России…………………………………………с.4-17

Федоров А.В., Новикова А.А. Становление медиаобразования в зарубежных странах в 20-х – 40-х годах XX века………………………………с.18-20

Дети, молодежь и медиа: социологический аспект

Григорова Д.Е. Медиаобразование и проблема информационно-психологической безопасности личности (на материале реалити-шоу)………с.21-29

Мурюкина Е.В. Роль кинопрессы в формировании медиакультуры/медиакомпетентности аудитории

с.30-33

Ким В.А. О визуальном воспитании школьников

с.34-39

Практика медиаобразования

Витиска Н.И., Кочеркина О.А., Козуб Т.В. О включении программы Intel «Обучение для будущего» в учебный процесс Таганрогского государственного педагогического института с.40-43

Медиапедагогика за рубежом

Короченский А.П. Медиаобразование как фактор демократизации телевидения (европейский опыт)….

с.44-53

Новикова А.А. Современные тенденции развития медиаобразования в США……………………с.54-61.

Колесниченко В.Л. Интернет-грамотность в Канаде: проблемы и решения…………………с.62-68

Федоров А.В. Медиаобразование в Латинской Америке………………………………………. с.69-71

Медиаобразование в лицах

Федоров А.В. Кто есть кто в зарубежной медиапедагогике………………………………..с.72-89

Полемический взгляд

Разлогов К.Э. Медиаобразование – мифы и реальность……………………………………..с.90-93

Проба пера

Челышев К. Компьютерные игры: вред или польза?

с.94

Учебные программы

Программа учебного курса «Медиаобразование в западных странах»……………………………с.95-109

Книжная полка

Григорова Д.Е. Кино и время……………с.110-112.

Григорова Д.Е. Становление российского медиаобразования: исторические этапы и теоретическое основы……….......................с.112-114

Григорова Д.Е. Каков он – журналист XXI века. И как его обучать?.............................................с.114-119

Сальный Р.В. Мыслить критически…… с.120-122

Сальный Р.В. Кинопресса, школьники и медиаобразование…………………………с.122-124

Челышева И.В. Проблема насилие в жизни общества и на экране………………………с.124-125

Страницы истории

ИЗ ИСТОРИИ КИНОЛЮБИТЕЛЬСТВА В РОССИИ

В.Д.Симаков

В истории отечественного кинолюбительства немало интересных страниц [см. например: Ильичев, Нащекин, 1986; Толчан, 1982; Федоров, 2001; Федоров, Челышева, 2002 и др.]. Наш рассказ о том, как возникла, развивалась и достигла расцвета эта форма культурной самодеятельности в России.

Движение кинолюбительства зародилось во Франции и нашей стране одновременно в середине 20-х годов ХХ века. Но если во Франции все ограничивалось работой киноклубов, то в России кинолюбительское движение носило широкий, можно сказать, всеобъемлющий характер и заметно отличалось от того, какое существует сегодня. Энтузиасты кино 20-х годов не только снимали фильмы (ни один из них, к сожалению, не сохранился), но и занимались разносторонней организационной и политико-просветительской работой. Они выполняли пропагандистские задачи, «приобщая рабочих и крестьян к социалистическому кинематографу…

Но кино в одиночку не делается, поэтому в России стали возникать первые самодеятельные киностудии на фабриках, заводов, в институтах, разного рода домах (культуры, профсоюзов, пионеров и школьников). Многие из известных сегодня кинематографистов начинали свой творческий путь в любительских коллективах, создавая свои первые «шедевры».

Читая их воспоминания, мы следим за закономерностью творческого роста каждого из них. Вначале освоение кинотехники, приемов съемки, затем постижение искусства постановки фильма. Это типичный путь большинства первых русских кинематографистов - от ученика до мастера. И всюду кинолюбительство рассматривалось как период подготовки «молодняка» для профессионального кино. Эта точка зрения на кинолюбительство в течение столетия определяла сущность профессии самодеятельного кинематографиста и продолжает господствовать в настоящее время.

В практике киноведения принято рассматривать кинолюбителя как неполноценного профессионала. Однако мнение, что самодеятельное кино вторично по отношению к профессиональному, на наш взгляд, ошибочно. Любительское кино давно стало особым видом самодеятельного творчества. Тот, кто знаком с творчеством опытных кинолюбителей, может заметить, что современный технический уровень лидеров кинолюбительства, снимающих на видео, очень высок, что манера, стиль, тематика столь нестандартны, что, думается, должно, стать предметом исследования киноведов и даже влиять на язык профессионального кино. Сегодня требования к художественному уровню картин, снятых кинолюбителями, значительно возросли, их фильмы часто не уступают произведениям профессиональных кинематографистов. Об этом красноречиво свидетельствует большое количество высших наград, полученных ими на различных конкурсах и фестивалях. Чтобы добиться таких успехов, мало первоклассной техники, нужно знание огромного арсенала выразительных средств, владение образным языком киноискусства. Конечно, для съемки даже несложного фильма, мало одного желания и теоретических знаний. Создание полноценного любительского фильма требует упорного и кропотливого труда, что порой охлаждает энтузиазм новичков, желающих получить эффект без особых на то усилий. В любительских условиях, в отличие от профессиональных, нет четкого разделения труда, поэтому каждый кинолюбитель может быть и режиссером, и оператором, и сценаристом, и монтажером, и осветителем. Но, прежде всего ему необходимо освоить профессию кинооператора.

Кто же такой кинолюбитель? Это энтузиаст, человек отдающий любимому делу - искусству кино - все силы и помыслы, всю творческую энергию. Кинолюбитель - эта такая «порода» человека, который создает фильмы, руководствуясь внутренней потребностью. Кинолюбительская деятельность не является его профессией, она не приносит ему дохода или средств для существования. Скорее на оборот, он тратит на нее заработанные основной профессией деньги и поэтому учитывает свои материальные и технические возможности, определяет размер средств для занятия видеосъемкой.

Кинолюбитель - это не профессия, не состояние души. Где проходит грань между любителем и профессионалом, между страстью ученика и уверенностью мастера? В ответе на этот вопрос Ю.А.Белоусов находит некоторый парадокс: «Разговор об истоках кинолюбительства, начну с вопроса, на первый взгляд, далекого от нашей темы. Кто такие изобретатели кино Люмьеры, пионеры десятой музы, первые в мире кинематографисты, чьи имена прочно вошли в историю искусства? Если же учесть, что один из братьев был инженером, конструктором, а другой - фотографом, то легко прийти к заключению, что Огюст и Луи Люмьеры еще и первые в мире кинолюбители. К числу первых кинолюбителей, очевидно, можно отнести и тех, кто стоял у истоков русского дореволюционного кино: придворного фотографа «его императорского величества» К.Гана, увлекающегося фотографией В.Сашина-Федорова, артиста театра Корша, Харьковского фотографа А.Федецкого, Петербуржского фотографа А.Федецкого, Петербуржского фотографа А.Дранкова… В разных странах мы найдем имена других изобретателей «движущейся фотографии», ставших первыми операторами, первыми режиссерами, первыми актерами, и всякий раз будем задумываться над тем, кто же они, собственно говоря: профессионалы или все-таки любители? Конечно, весьма заманчиво именно так поставить вопрос, пытаясь нащупать далеко уходящие «корни» родословной кинолюбительства. Правильно ли это? Нет ли тут натяжки, насилия над историей, того искуса, когда желаемое стремятся выдать за действительность. Так или иначе, но перед нами парадокс, практически не изученный и никем еще не осмысленный. Его нельзя оставлять без внимания» [Белоусов, 1989].

Сейчас, когда смотришь старые люмьеровские ленты «Завтрак младенца» и «Прибытие поезда», которые когда-то на заре кинематографа потрясали первых зрителей, ловишь себя на мысли, что они смотрятся как ученические работы, как робкие шаги начинающих любителей. Все это, разумеется, естественно и понятно: с тех пор, как были созданы эти фильмы, прошло более 100 лет. Изменился, вырос кинематограф, стал совершенно другим его язык, изменились и выросли зрители. И сейчас, глядя на экран, обращаешь внимание на наивность (если не сказать сильнее - примитивность!) сюжетов, посредственную фотографию, техническое несовершенство съемки, при этом начисто забытая о том, что перед нашими глазами открытие века, то величайшее чудо, без которого теперь трудно представить жизнь каждого из нас. Так что здесь все не просто, неоднозначно. Выходит, нужны какие то поправки. Нужна определенная корректировка взглядов и представлений, чтобы верно оценить суть явления.

В чем же тут дело? Видимо, в том, что пионеры кино, как бы их не называли и чтобы не говорили об их профессии, остаются для нас энтузиастами–одиночками. Мы же, говоря о кинолюбительстве, имеем виду его основное, ведущее начало – массовость движения, его широту, масштаб. Это главное.

На заре кинематографа, за рубежом не раз предпринимались попытки включить «непрофессионалов» - большей частью из среды интеллигенции – в кинематографическое творчество. Многим хотелось попробовать свои силы в новой области искусства - и пробовали, под час, добиваясь хороших результатов. Однако это движение ограничивалось узким кругом состоятельных людей. Простому человеку новое увлечение было недоступно. И только в России это движение с самого начала приобрело огромный размах и активный, действенный характер…

На обложке маленькой, пожелтевшей от времени книжечки - загадочные буквы ОДСК [Успенский, 1926]. Длинные названия 20-е годы любили сокращать. ОДСК означало «Общество друзей советского кино». Это - первая массовая общественная организация, которая была создана в 1925. Во главе ОДСК стоял Ф.Э.Дзержинский - уже одно это говорило о том, какое политическое и идеологическое значение придавалось тогдашней властью этому движению… Главной из поставленных перед ОДСК задач была «всемерная поддержка советского кино и борьба против влияния буржуазной и мелкобуржуазной идеологии на экране».

Киноафиша 20-х годов XX века представляла собой довольно пеструю картину: наряду с первыми работами художников-новаторов: Л.Кулешова, Д.Вертова, С.Эйзенштейна, В.Пудовкина прокат выплескивал на зрителя поток фильмов, рассчитанных на обывательские вкусы. Общество « ОДСК» взяло на себя функции своеобразного контроля привлекая общественность к работе кинотеатров: из коммерческих залов хотелось сделать «подлинные очаги культуры».

Многое тут зависело от репертуара. Из ячеек ОДСК, созданных по всей стране, летели в Москву и другие киноцентры письма, призывы, наказы… Пришли и первые успехи. Отечественный кинематограф уверенно набирал силы, укрепляя свои позиции, но проблем еще оставалось немало. Одна из них привлекала внимание общественности: нужно было помочь кинофикации деревни. Государственными мероприятиями справиться с этой работой было трудно, здесь требовалась работа активистов. И ОДСК создало целую сеть курсов по подготовке киномехаников, которые сотнями направлялись в деревню. Примечательно, что сама фигура киномеханика на селе приобрела совершенно новые черты: это был не только человек, научившийся крутить ручку аппарата, но и агитатор, «пропагандист революционного кино и социалистического образа жизни». Недаром фраза «кино освещает темноту и просвещает бедноту» стала крылатой в эти годы.

  1. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (3)

    Документ
    *статья написана при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации «Государственная поддержка ведущих научных школ России» (грант НШ-657.
  2. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (8)

    Документ
    Во второй половине 80-х годов ХХ века интенсивное развитие видео начало менять облик медиаобразовательного движения в аудиовизуальной сфере. Демократические перемены в стране дали возможность доступа к лучшим произведениям мирового
  3. Программы юнеско «Информация для всех» Комитет по информационным ресурсам Администрации Губернатора

    Документ
    Пути и средства обеспечения доступа населения Югры к социально значимой информации / Гос. б-ка Югры, Науч.-метод. отд. ; сост. Н. Е. Швыркова. – Ханты-Мансийск : ИРО ГБЮ, 2007.
  4. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (10)

    Документ
    Компакт-диск «Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика» – новая инициатива Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России .
  5. Российский комитет программы юнеско «информация для всех» нф «пушкинская библиотека»

    Программа
    Хрусталев Сергей Александрович, заместитель генерального директора Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры Российской Федерации
  6. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (11)

    Документ
    * Статья написана при поддержке гранта аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2006-2008) Министерства образования и науки Российской Федерации.
  7. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (12)

    Документ
    В современных социокультурных условиях трудно переоценить роль различной информации. Для конкурентоспособного специалиста любой области необходимо уметь быстро ориентироваться в информационном пространстве, максимально используя весь
  8. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (5)

    Документ
    С середины 30-х жесткий идеологический и цензурный контроль со стороны государства пронизывал практически все стороны жизни людей. Многие творческие начинания в российском медиаобразовании были ликвидированы сталинским режимом в 1934
  9. Российский комитет программы юнеско «Информация для всех», Бюро юнеско в Москве (7)

    Документ
    Анонсы содержания номеров журнала «Медиаобразование» публикуются на российском образовательном портале «Учеба» www.ucheba.ru и рассылаются администрацией данного портала всем желающим по электронной почте.

Другие похожие документы..