Рабочая программа по философии для специальностей: «Стоматология» 060105

ГОУ ВПО УГМА Росздрава

медико-профилактический факультет

кафедры философии, биоэтики и культурологии.

Утверждаю:

«____» _________________2008г.

проректор по учебной работе,

профессор ___________ Н.С. Давыдова.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ФИЛОСОФИИ

Для специальностей: «Стоматология» - 060105

В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования и типовой программой по философии для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений.

Составитель: канд.филос.наук, доцент кафедры философии, биоэтики и культурологии Е.В.Власова.

Рецензент: зав.кафедрой онтологии и теории познания УрГУ, доктор философских наук Д.В.Анкин.

Одобрено цикловой методической комиссией по гуманитарным и социально- экономическим наукам

Протокол № 3 «15» апреля 2008 год

Председатель комиссии д.ф.н., профессор

___________________ А.А.Баталов.

Выписка из протокола № 2

заседания кафедры философии, биоэтики и культурологии.

от 4 сентября 2008 г.

Присутствовали: зав. кафедрой, доц. Е.В. Власова, доц. В.А. Киселёв, доц. А.И. Савенков, ст. препод. Е.В. Белоусова, асс. Е.А. Бугаева, асс. Г.А. Шеметов, зав. кабинетом

А.И. Орлова

Слушали: доц. Савенкова А.И. о внесении изменений в рабочую программу по дисциплине «Философия» по специальности:

060105 – СТОМАТОЛОГИЯ на 2008/09 уч. г.

Постановили: В связи с новыми требованиями к оформлению УМК в учебном процессе на стоматологическом факультете в 2008/09 учебном году руководствоваться исправленным и доработанным вариантом рабочей программы по дисциплине «Философия»

Представить в учебно-методическое управление и библиотеку УГМА по одному экземпляру доработанной и исправленной рабочей программы по философии по специальности 060105 – стоматология.

Зав. кафедрой философии, биоэтики и культурологи,

доц. Е.В. Власова

Введение

«Философия» как учебная дисциплина является важнейшей частью Федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального медицинского образования Р.Ф. (ГОС ВПО, М, 2000 г. , раздел Ф.З.) и определена как одна из обязательных базовых дисциплин гуманитарного цикла. Рабочая программа по философии рассчитана на студентов второго курса, которые на первом курсе уже познакомились (и освоили) с такими гуманитарными дисциплинами как «Отечественная история» и «Культурология». Изложение курса философии опирается на эти, ранее полученные, знания. Философия, предметом которой является человек и его место в природном и общественном мире, своим содержанием оказывает большое воспитательное воздействие на студентов. Побуждая человека «познать самого себя», она помогает ему выработать свою собственную систему ценностей, помогает увидеть в другом человеке высшую ценность (что чрезвычайно важно в общении «врача-пациента»), а также лучше понять значение моральных, эстетических, познавательных способностей в развитии самого себя и в осмыслении своих отношений с окружающим миром. Рассматривая человека как существо разумное, свободное и ответственное, философия формирует у человека сознание и чувство ответственности за все, что совершается вокруг него, а также в стране и в мире в целом.

Предположенный для изучения курс философии содержит все необходимые дидактические единицы и рассчитан на 148 часов (74 часа лекций и 74 часа семинарских занятий). Предусмотрена также и самостоятельная работа студентов. Курс разработан в соответствии с рекомендациями и часовой нагрузкой базовой программы «Философия», предложенной Всероссийским учебно-научно-методическим Центром по непрерывному медицинскому и фармакологическому образованию при Минздраве Р.Ф. (март 2001 г.). Почасовая разбивка тематических планов лекций и семинарских занятий приведены также в соответствии с нормами, утвержденными учебно-методическим управлением УГМА. В течение учебного курса предусмотрены проведение дискуссий, заслушивание и обсуждение докладов по различным философским проблемам, регулярные опросы студентов и контрольные работы, в т. ч. промежуточные и итоговые тесты. Изучение курса завершается экзаменом, поэтому в рабочей программе предусмотрены соответствующие виды отчетности.

Цели преподавания философии

-Философия, имея своим предметом человека и его место в природном и общественном мире, оказывает огромное воспитательное воздействие на каждого человека, изучающего ее. Побуждая каждого человека «познать самого себя», философия стимулирует процесс самовоспитания. Обращаясь к рассмотрению отношений человека с другими людьми и окружающим миром, она развивает моральные, эстетические, познавательные способности человека. Всем своим содержанием философия воспитывает человека.

Воспитательно-образовательные цели:

- формирование системного понимания мира, главным интригующим компонентом которого является человек, его ценностные ориентиры, познавательные способности;

- раскрытие присущему человеческому обществу многообразия взглядов, мнений, суждений, многообразия философского осмысления бытия;

- развитие у будущих специалистов философского мышления, т. е. способности к рефлексии, критичности, свободомыслию, гуманистичности, диалектичности;

- способствовать включению средствам дисциплины студента в реалии современной цивилизации с ее проблемами, противоречиями и ценностями.

Задачи изучения философии

На основании изучения данной дисциплины студент обязан выработать следующие навыки:

- владение общей культурой философского мышления, способствующей различению философских направлений, школ, течений;

- различение форм обыденного, теоретического, научного, донаучного и вненаучного знания;

- выявление философских положений в конкретных формах деятельности: художественной, политической, религиозной, правовой;

- владение философско-этическим «инструментарием», лежащим в основе профессиональной деятельности медицинского персонала (основы медицинской этики и биоэтики).

Студент должен знать:

- социальные условия возникновения, существования и развития философии и ее школ;

- особенности взаимосвязи философии, науки и человеческой практики;

- сущность, черты мировоззрения, его основные типы;

- специфическое содержание философских категорий, законов и их методологическое значение для науки и культуры;

- содержание и социально-культурное значение медицинских этических кодексов как национальных, так и международных;

- исторические формы нравственной философии.

Вид и объём учебной работы

Документ

Всего часов (трудоёмкость)

Из них самостоятельная работа

Аудиторная работа в часах

В часах

В кредитах*

В часах

В кредитах*

Всего

Из них лекций

Из них практических занятий

ГОС ВПО – “ Стоматология” -060105

189

Учебный план ГОУ ВПО УГМА

189

Типовая программа по философии 2001 года

189

126

58

68

Рабочая программа кафедры

189

63

126

58

68


Т

Тема

Часы

  1. Что такое философия?

  2. Философия Древней Индии

  3. Философия Древнего Китая

  4. Дзен – буддизм и культура Востока

  5. Философия Древней Греции

  6. Философия средних веков

  7. Гуманистическая философия эпохи Возрождения

  8. Философская мысль Нового времени

  9. Философская мысль эпохи Просвещения

  10. Немецкая классическая философия

  11. Философия марксизма

  12. Философия жизни

  13. Фрейд и его последователи

  14. Экзистенциализм

  15. Русская философская мысль

  16. Что такое человек?

  17. Как человек познаёт мир?

  18. Природа и человек

  19. Как развивается общество?

  20. Личность и общество

  21. Происхождение и сущность сознания

  22. Духовная жизнь общества

  23. Вечные ценности

4

2

2

2

10

2

2

2

2

4

2

4

4

4

4

4

4

2

2

2

4

4

2

ЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ДЛЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.

Тема

Часы

  1. Специфика философских знаний

  2. Философия Древнего Востока

  3. Философия Древней Греции

  4. Философия средних веков

  5. Философия Эпохи Возрождения

  6. Философия Нового времени

  7. Философия Эпохи Просвещения

  8. Немецкая классическая философия

  9. Философия жизни

  10. Фрейд и его последователи

  11. Экзистенциализм

  12. Философский мистицизм 19 – 20 веков

  13. Русская философская мысль

  14. Что такое человек

  15. Природа и человек

  16. Что такое общество и по каким законам оно развивается?

  17. Духовная жизнь человека и общества

  18. Вечные ценности

4

6

12

2

2

2

2

4

4

6

4

4

2

4

2

4

4

2

  1. Рабочая программа по патофизиологии (наименования дисциплины) для специальности 060105-Стоматология (номер и наименование специальности)

    Рабочая программа
    Целевой установкой курса патофизиологии является формирование у студентов научных знаний об общих закономерностях и конкретных механизмах возникновения, развития и исходов патологических процессов, отдельных болезней и патологических
  2. Рабочая программа по дисциплине «социология» Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108),сестринское дело (06019)

    Рабочая программа
    Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108),сестринское дело (06019).
  3. Рабочая программа по дисциплине: История Отечества Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108), сестринское дело (06019), социальная работа (040101)

    Рабочая программа
    Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108), сестринское дело (06019), социальная работа (040101).
  4. Рабочая программа по дисциплине «философия» Для специальности лечебное дело (060101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело (060104), стоматология (060105), фармация (060108), сестринское дело (060109), социальная работа (040101)

    Рабочая программа
    Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для медицинских специальностей и 040101 – социальная работа, в соответствии с учебным планом.
  5. Рабочая программа по дисциплине «политология» Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108), сестринское дело (06019), социальная работа (040101)

    Рабочая программа
    В современных условиях, когда в России формируются первые представления об основных компонентах правового государства, очень важно понять и определить для всего общества сущность политических норм.
  6. Рабочая программа по дисциплине: история татарстана для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108), социальная работа (040101)

    Рабочая программа
    Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108), социальная работа (040101).
  7. Рабочая программа по дисциплине «социальные коммуникации» (электив)

    Рабочая программа
    ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ» (ЭЛЕКТИВ) Для специальности лечебное дело (06101), педиатрия (060103), медико-профилактическое дело(060104), стоматология (060105), фармация (060108), сестринское дело (06019), социальная работа (040101).
  8. Рабочая программа по дисциплине «Культурология»фармация (060108), сестринское дело (060109), социальная работа (040101)

    Рабочая программа
    Способствовать формированию в сознании обучающихся ценностных ори­ентации и мировоззренческих принципов, основанных на знании достижений общечеловеческой культуры.
  9. Рабочая программа учебной дисциплины «биомедицинская этика» Специальность

    Рабочая программа
    Биомедицинская этика: рабочая программа для студентов, обучающихся по специальности. - Нальчик: КБГУ, кафедра «Общей врачебной практики, геронтологии, общественного здоровья и здравоохранения», 2011.

Другие похожие документы..