Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф 07 Основы маркетинга (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ОСВОЕНИЮ КУРСА

«ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА»

Освоение дисциплины на заочном отделении проводится в форме лекций, семинарских занятий и внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в следующих формах:

  • Самостоятельное изучение теоретического материала:

  • Подготовка к семинарским занятиям;

  • Выполнение домашних тестовых и иных индивидуальных заданий (см. планы семинарских занятий для студентов дневного отделения);

  • Подготовка к контрольным работам (тестам) по основным терминам и понятиям курса;

  • Подготовка и защита контрольных работ по дисциплине «Основы маркетинга».

Самостоятельную работу по дисциплине следует начать сразу же после установочной лекции и получения задания. Для работы необходимо ознакомиться с учебным планом группы и установить, какое количество часов отведено учебным планом в целом на изучение дисциплины, на аудиторную работу с преподавателем на лекционных и практических (семинарских) занятиях, а также на самостоятельную работу.

Целесообразно начать работу с изучения теоретического материала, основных терминов и понятий курса и с письменных ответов на индивидуальные и тестовые задания (см. планы семинарских занятий для студентов дневного отделения), чтобы приступить затем к написанию курсовой работы, имея необходимые знания.

Самостоятельная работа студентов заочного отделения организуется в соответствии с графиком самостоятельной работы.

Самостоятельное изучение теоретического материала (оформление конспектов)

Теоретический материал по тем темам, которые вынесены на самостоятельное изучение, студент прорабатывает в соответствии с вопросами для подготовки к экзамену и(или) зачету и составляет в отдельной тетради письменный конспект ответа объемом не более 1 страницы на один вопрос (план-конспект). К началу сессии студент готовит к аудиторной работе с преподавателем список вопросов, которые не удалось разобрать самостоятельно в межсессионный период, а также тетрадь с планами-конспектами по самостоятельному изучению теоретического материала дисциплины. Наличие таких планов-конспектов является одним из необходимых условий допуска студента для сдачи зачета и(или) экзамена.

Подготовка к семинарским занятиям.

В ходе подготовки к семинарскому занятию студентам следует внимательно ознакомиться с планом, вопросами, вынесенными на обсуждение, досконально изучить соответствующий лекционный материал, предлагаемую учебную методическую и научную литературу. Нельзя ограничиваться только имеющейся учебной литературой (учебниками и учебными пособиями). Обращение студентов к монографиям, статьям из специальных журналов, хрестоматийным выдержкам, а также к материалам средств массовой информации позволяет в значительной мере углубить проблему, что разнообразит процесс ее обсуждения.

С другой стороны, студентам следует помнить, что обучаемый должен не просто воспроизводить сумму полученных знаний по заданной теме, но и творчески переосмыслить существующее в современной науке подходы к пониманию тех или иных проблем, явлений, событий продемонстрировать и убедительно аргументировать собственную позицию.

Выполнение домашних тестовых и иных индивидуальных заданий

Для закрепления теоретического материала студенты по каждой пройденной теме выполняют индивидуальные задания. Выполнение индивидуальных заданий призвано обратить внимание студентов на наиболее сложные, ключевые и дискуссионные аспекты изучаемой темы, помочь систематизировать и лучше усвоить пройденный материал.

Индивидуальные задания содержат также тесты (см. соответствующий раздел данного УМК), которые могут быть использованы как для проверки знаний студентов преподавателем в ходе проведения промежуточной аттестации на семинарских занятиях, а также для самопроверки знаний студентами.

Для каждой темы разработан необходимый набор тестовых заданий, в которых сконцентрирована значительная учебная информация, имеющая немаловажное познавательное значение. Тестирование позволяет не только преподавателю оценить успеваемость студентов на любом этапе их обучения, но оказать помощь самим студентам в изучении курса. Особенно важным этот вид самостоятельной работы может оказаться именно для студентов заочного отделения. При проведении самотестирования студенты могут выявить тот круг вопросов, которые усвоены слабо, и в дальнейшем обратить на них особое внимание.

Контроль самостоятельной работы студентов по выполнению тестовых и иных домашних заданий осуществляется преподавателем с помощью выборочной и фронтальной проверок письменных и устных индивидуальных заданий на семинарских занятиях.

МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОРЯДОК И СОДЕРЖАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ

Виды и формы контроля знаний и умений студентов

Виды контроля

Формы контроля для ДО

Формы контроля для ЗО

Текущий

1. Выборочная и фронтальная

проверка выполнения тестовых и индивидуальных заданий на семинарских занятиях в течение семестра

1. Проверка конспектов по темам курса, вынесенным на самостоятельное изучение

2. Выборочная и фронтальная проверка тестовых и иных индивидуальных заданий

3. Выполнение контрольной работы

Итоговый

экзамен

зачет, экзамен, контрольная работа

Материалы, определяющие порядок и содержание проведения промежуточных и итоговых аттестаций, соответствуют требованиям ГОС, приказам, распоряжениям и рекомендациям МО РФ, учебно-методического управления КемГУ и учебно-методического отдела НФИ КемГУ.

Материалы, определяющие порядок и содержание промежуточной и итоговой аттестаций, включают:

  • График самостоятельной работы (для дневного и заочного отделения), определяющий сроки и форму текущих и промежуточных аттестаций.

  • Расписание зачетов и экзаменов, определяющее сроки итоговой аттестации.

  • Материалы, определяющие содержание аттестации, включающие:

  • Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету)

  • Планы семинарских занятий (для студентов дневного и заочного отделения)

  • Индивидуальные задания по темам курса (для студентов заочного отделения)

  • Примерная тематика контрольных работ (для студентов дневного отделения)

  • Методические указания по выполнению контрольных работ и тематика контрольных работ по их выполнению

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ) ПО ОСНОВАМ МАРКЕТИНГА

Эволюция развития маркетинга

1. Что такое маркетинг?

2. Сфера применения маркетинга.

3. Основные этапы развития маркетинга

Маркетинговая среда и ее структура

1. Структура окружающей маркетинговой микро и макросреды.

2. Динамика международной окружающей среды.

3. Микросреда фирмы: влияние ее факторов на принятие решений в маркетинге.

Организация маркетинга

1.Анализ сильных и слабых сторон предприятия.

2.Назначение и область применения маркетинга в деятельности предприятия.

3 .Маркетинговая деятельность на предприятиях различных типов.

Информационное обеспечение маркетинга

1. Определение маркетинговой информационной системы, её основное назначение.

2. Виды и методы сбора маркетинговой информации.

3.Организация информационного обеспечения.

4. Значение информации для принятия решений (практическое значение и применение, примеры).

Маркетинговые исследования и прогнозировании спроса

1. Система маркетинговых исследований. Способы их организации.

2. Постановка задач и планирование программы маркетингового исследования.

3.Маркетинговые исследования для получения информации

Сегментация. Выбор целевого рынка

1. Признаки сегментирования рынка.

2. Методы и основные этапы сегментирования рынка (по потребителям и по конкурентам.)

3. Ситуационный анализ сегментов рынка, на котором работает предприятие.

Комплекс маркетинга

1. Разработка комплекса маркетинга.

2. Комплекс маркетинговых коммуникаций.

3. Реклама, рекламодатель, средства распространения рекламы.

4. Выбор и анализ носителей рекламы.

5. Формирование спроса и стимулирование сбыта.

6. Политика продвижения товаров (услуг) на данном предприятии рекомендации к применению.

7. Маркетинговое понимание товара (услуги).

8. Позиционирование товара.

9. Классификация товаров,

10. Выбор товара потребителем.

11. Жизненный цикл товара (услуги).

12. Рыночная атрибутика товара.

13. Качественная и количественная оценки нового изделия.

14. Виды цен.

15. Методы ценообразования.

16. Выбор целей ценовой политики.

17. Политика цен на предприятии (практическое применение).

18. Разработка ценовой стратегии.

Поведение потребителей

1. Модель покупательского поведения.

2. Классификация потребителей.

3. Определение потенциальных потребителей: прямые контакты, анкетирование, опрос, эксперимент.

4. Принятие решения о покупке товара (услуги).

5. Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение.

Стратегический маркетинг

1. Маркетинговая стратегия, ее основные элементы и типы.

2. Конкурентные маркетинговые стратегии.

3. Стратегическое хозяйственное подразделение ( СХБ) или стратегические бизнес единицы (СБЕ).

4. Стратегические матрицы.

ПЛАНЫ СЕМЕНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (для студентов дневного и заочного отделения)

Методические указания разработаны для семинарских и практических занятий со студентами специальности 080111 Маркетинг.

Раздел 1. Маркетинговая стратегия. Сегментация рынка

Задание 1.

Рассмотрите известное вам предприятие и определите, какие

субъекты рыночной деятельности являются для него:

поставщиками;

маркетинговыми посредниками;

конкурентами;

клиентами;

контактными аудиториями.

По каждой категории участников микросреды выбранного вами предприятия приведите несколько примеров. Опишите характер отношений анализируемой фирмы с различными организациями и другими фирмами. Чем эти отношения отличаются? Обоснуйте принадлежность каждой из приведенных фирм к определенной группе представителей микросреды.

Задание 2.

Назовите, какие факторы макросреды из разряда демографических, экономических, природных, технологических, социальных, культурных, политических и международных необходимо учитывать производителю:

спортивных велосипедов;

коллекционных кукол;

надувных лодок;

хлебобулочных изделий;

спичек.

В каждой группе факторов укажите 5-7 наиболее важных. Проранжируйте важность факторов макросреды для каждого из перечисленных производителей, сравните полученные результаты. Попробуйте объяснить, почему для каждого предприятия результаты ранжирования могут быть разными.

Задание3.

При разработке программы внешнеэкономических связей фирмы обычно

учитываются следующие показатели:

1) адаптация технологии к местным условиям;

2) внедрение более эффективных методов производства;

3) возможная доля рынка;

4) воспитание руководителей из местного населения;

5) ежегодный рост прибыли;

6) контроль качества и уровня издержек;

7) минимизация налогообложения;

8) общий объем продаж;

9) оптимальная структура капитала;

10) прибыль на основные фонды, на инвестированный капитал;

11) прирост доли рынка;

12) прирост объема продаж;

13) соблюдение местного законодательства по охране окружающей среды;

14) соблюдение местных законов, обычаев, этических стандартов;

15) уменьшение потерь из-за колебаний валютных курсов;

16) уровень прибыли;

17) финансирование зарубежных филиалов за счет их прибыли и местных займов;

18) эффект, достигаемый благодаря международной интеграции производства.

Определите значимость вышеприведенных показателей международной деятельности фирмы, занимающейся выпуском косметических средств. Какие дополнительные показатели необходимо ввести при формировании программы внешнеэкономических связей фирмы?

Задание 4.

Разработайте, возможно, более полный перечень признаков сегментирования потребителей, которые целесообразно учитывать для успешного бизнеса:

а) пивоваренному заводу;

б) производителю домашней обуви;

в) производителю косметических средств по уходу за волосами;

г) производителю автомобильных красок;

д) фабрике игрушек;

е) фабрике по пошиву верхней одежды;

ж) комбинату по производству сухих завтраков;

з) производителю холодильников.

Какая дополнительная информация для сегментирования потребителей названных товаров вам может пригодиться?

Задание 5.

Выберите продукт, который вы намерены изготовлять и реализовать. Какие требования будут предъявлять вашему товару сегменты потребителей, описываемые следующим образом:

отрицатели моды;

равнодушные;

расчетливые;

практично-модные покупатели;

провинциалы в моде;

лидеры моды?

Задача 6.

Обоснуйте выбор целевого сегмента на рынке средств по уходу

за контактными линзами, если имеются следующие данные:

Уровень рентабельности продукции по сегменту А- 12%; сегменту Б- 25%; сегменту В- 9%. Объем предложения на рынке составляет 80% от объема спроса или 600 тыс. шт. в год, при этом в структуре спроса на сегмент А

приходится 30% общего объема, на сегмент Б- 25% и сегмент В-45%, в структуре предложения соответственно 55%, 25 и 20%. Оценка изменений в состоянии спроса:

Прирост численности сегмента А +2

Прирост численности сегмента Б -2

Прирост численности сегмента В +5

Степень обновления продукции в отрасли 0

Благоприятные факторы для сегмента А -4

Благоприятные факторы для сегмента Б +2

Благоприятные факторы для сегмента В +3

Неблагоприятные факторы для сегмента А +5

Неблагоприятные факторы для сегмента Б -5

Неблагоприятные факторы для сегмента В 0

Задача 7.

Фирма при реализации продукции ориентируется на три сегмента рынка. В первом сегменте объем продаж впрошлом периоде составил 8 млн. шт. при емкости рынки в этом сегменте 24 млн. шт. Предполагается, что в настоящем году емкость рынка в этом сегменте возрастет на 2%,доля фирмы на 5%.

Во втором сегменте доля фирмы составляет 6%, объем продаж 5 млн. шт. Предполагается, что емкость рынка возрастет на 14%при сохранении доли фирмы вэтом сегменте. В третьем сегменте емкость рынка составляет 45 млн. шт., доля фирмы 0,18. Изменений не предвидится. Определить объем продаж фирмы в настоящем году при вышеуказанных условиях.

Задача 8.

Фирма при реализации продукции ориентируется на три сегмента рынка. В первом сегменте объем продаж в прошлом периоде составил 54 млн. шт. при емкости рынка в этом сегменте 1980 млн. шт. Предполагается, что в следующем году емкость рынка в этом сегменте возрастет на 3 %, доля фирмы на 5%. Во втором сегменте доля фирмы составляет 4%, объем продаж

75 млн. шт. Предполагается, что емкость рынка возрастет на 11 %, при этом доля фирмы в этом сегменте вырастет до 8%. В третьем сегменте емкость рынка составляет 45 млн. шт., доля фирмы 0,12. Изменений емкости рынка не предвидится, объем продаж фирмы сократится на 1 млн. шт. Определить объем продаж фирмы в настоящем году при выше указанных условиях.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 01 Иностранный язык (профессиональный) (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Практическое владение навыками и умениями иноязычного общения: участие в беседах и переговорах профессионального характера, выражение обширного реестра коммуникативных намерений (информирование, пояснение, уточнение, совет, аргументирование, инструкция,
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Р. 10 Планирование маркетинговой программы (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Методические рекомендации преподавателю по организации аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов при изучении курса «Планирование маркетинговой программы»
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 01 Иностранный язык (английский) (код и название дисциплины по учебному плану специальности) (2)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для специальности «Маркетинг» (080 ), Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета. Программа по дисциплине федерального компонента РФ «Иностранный язык» (английский) составлена в соответствии
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 01 Иностранный язык (английский) (код и название дисциплины по учебному плану специальности) (7)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для специальности «Государственное и муниципальное управление» (080504) Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 01 Иностранный язык (английский) (код и название дисциплины по учебному плану специальности) (9)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для специальности «Менеджмент организации» (080507) Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 01 Иностранный язык (немецкий) (код и название дисциплины по учебному плану специальности) (3)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии (промышленность)» Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 01 Иностранный язык (немецкий) (код и название дисциплины по учебному плану специальности) (4)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» (230102) Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 01 Иностранный язык (немецкий) (код и название дисциплины по учебному плану специальности) (5)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для специальности 080502 “ Экономика и управление на предприятии (городское хозяйство)» Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 01 Иностранный язык (немецкий) (код и название дисциплины по учебному плану специальности) (6)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для специальности 020804 «Геоэкология» факультета информационных технологий специальность Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета.

Другие похожие документы..