Рабочая программа дисциплина «Историческая грамматика русского языка» для студентов II курса дневной формы обучения по направлению 031000 «Филология» Москва 2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

Гуманитарный факультет

Кафедра русского языка и культуры речи

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической работе

__________д.э.н., профессор Новикова Н.Г.

«_____»_______________________200__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина «Историческая грамматика русского языка»

для студентов II курса дневной формы обучения по направлению 031000 «Филология»

Москва 2008

При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по направлению 031000 «Филология».

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры

русского языка и культуры речи

Протокол № 8 «22» апреля 2008 г.

Зав. кафедрой д.п.н., проф. Романова Н.Н.

русского языка и культуры речи

Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол № ________ «____»_______________200_г.

Председатель УМС ФГОУВПО «РГУТиС» д.э.н., проф. Новикова Н.Г.

Рабочую программу разработал

к.ф.н., профессор кафедры

русского языка и культуры речи Филиппов А.В.

Согласовано:

Зам. проректора - начальник

Учебно-методического управления к.э.н., доцент Дуборкина И.А.

Начальник

Методического отдела Рыженок Н.В.

Цели и задачи дисциплины

Цель курса – представить современный русский литературный язык как систему, испытавшую многовековое развитие (исторический подход к изучению русского языка как целостной системы), что позволит вскрыть перед студентами-филологами причинно-следственные связи многих современных языковых и речевых явлений. В результате это позволит осуществить специальные задачи данного курса:

  • усилить и расширить профессионально-филологическую теоретическую компетенцию студентов в области русистики;

  • заложить существенные основы для квалифицированного и полноценного понимания многочисленных и многообразных текстов русской письменности предыдущих эпох (древнерусской и далее следующих) -художественной, публицистической и др. литературы;

  • лучше и быстрее уяснить многие фонетические, грамматические, лексические явления, недостаточно мотивированные в сознании среднего носителя современного русского языка и поэтому ведущие к различным речевым неточностям;

  • обогатить и усовершенствовать стиль собственной русской речи, иметь лучшие и более широкие представления о традициях и культуре русской речи;

  • будет способствовать повышению методической квалификации студентов, рационализации, более эффективному преподаванию русского языка в учебных заведениях.

2.1.Объем и содержание дисциплины

    1. Распределение рабочего времени по семестрам, видам занятий и контроля

Виды занятий и контроля

Дневная форма

Заочная

форма

Всего часов

Лекции

48

-

Семинары

48

-

Самостоятельная работа студентов

Зачет, экзамен

Зачет

-

    1. 2.2. Наименование тем, их объем в часах аудиторных занятий

№№

Наименование тем

Дневная форма

Заочная

лекции

форма

семинары

лекции

семинары

1.

Вводные сведения.

2

2.

Состояние фонетики древнерусского языка в дописьменный период

3

1

3.

Система гласных фонем древнерусского языка в письменный период

2

1

4.

Система согласных фонем

древнерусского языка в письменный период

2

1

5.

Падение редуцированных

4

4

Другие фонетические процессы в древнерусском языке

2

2

6.

Исторические изменения в склонении существительных

5

4

7.

Личные и указательные местоимения. Местоимения других разрядов

3

2

8.

Именные (нечленные) и местоименные (членные) прилагательные, их история

3

2

9.

Степени сравнения прилагательных

2

1

10.

Прошедшие времена древнерусского языка, их эволюция

4

4

11.

Спряжение глаголов в настоящем времени. Тематические и нетематические глаголы

2

1

12.

История форм будущего времени в русском языке

2

1

13.

Повелительное наклонение. История сослагательного наклонения

2

2

14.

История причастий

3

4

15.

Особенности синтаксиса древнерусского языка. Конструкции с двойными падежами

3

2

16.

Сложное предложение, его типы в древнерусском языке и их развитие

2

1

17.

Состав древнерусской лексики. Исконные и заимствованные лексические единицы

2

18.

Основные тематические группы слов древнерусской лексики, сопоставление с современным их состоянием

4

2

19.

Изменение словарного состава русского языка в эпоху Московского государства

2

1

20.

Сопоставительный словообразовательный анализ состава современных слов в синхронии и диахронии

2

4

  1. Рабочая программа дисциплина «Украинский язык» для студентов II курса дневной формы обучения по направлению 031000 «Филология»

    Рабочая программа
    Украинский язык изучается сегодня во многих университетах Европы, Азии, Америки, Австралии. Настоящая программа предназначена для факультетов русского языка и литературы.
  2. Паказальнік літаратуры, якая прапануецца для пераразмеркавання выпуск 2, 2012 г

    Документ
    Адаптированный конспект лекций по начертательной геометрии : для иностранных студентов технических специальностей / Министерство образования Республики Беларусь, Учреждение образования "Брестский государственный технический университет",
  3. Информационный бюллетень №11

    Информационный бюллетень
    В одиннадцатом номере бюллетеня Совета по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию публикуются решения Пленума (18–19 сентября 2007 г.
  4. Сведения о наличии основных документов образовательного учреждения

    Документ
    Принят решением конференции научно-педагогических работников и обучающихся ТГУ 28.06.200 г.; утвержден Министерством образования Российской Федерации 19.
  5. «Практикум»

    Учебное пособие
    Учебное пособие посвящено актуальным вопросам стилистики и культуры речи. Издание состоит из двух частей. Первая часть – «Практикум» – содержит предисловие, программу, практические занятия, контрольные тесты и задания, контрольные
  6. Информационный бюллетень №10 (1)

    Информационный бюллетень
    Материалы научно-методической конференции «Позиционирование и повышение презентационной привлекательности направления и специальности “Филология” на рынке современных образовательных услуг»
  7. Информационный бюллетень №9

    Информационный бюллетень
    В бюллетене отражены решения Пленума Совета по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию (21–22 сентября 2005 года, г.
  8. Н. Н. Белоус; Р. В. Рогаткина;бгу им акад. И. Г. Петровского. Брянск : Десяточка, 2009. 43 с. Isbn 978-5-91877-026-9 : 228. 80

    Документ
    Белоус, Н.Н. Изучение физической картины мира в курсе естествознания : метод.пособие для преподавателей общеобразоват.учреждений / Н. Н. Белоус ; Р.В.Рогаткина;БГУ им.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания» для всех специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Концепции современного естествознания :Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы;

Другие похожие документы..